Организация внутреннего аудита

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2015 в 16:37, курсовая работа

Краткое описание

Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий». Так в духовных учебных заведениях называли отлично успевающего ученика, который по поручению учителя производил доверительную проверку других учащихся на предмет усвоения ими пройденного материала. Такие доверительные отношения существуют и в аудиторской деятельности. Аудиторская деятельность — процесс проверки аудиторами (аудиторскими фирмами) правильности ведения бухгалтерского учета, осуществляемого экономическими субъектами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………….…….............................
3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА……………………
1.1. Сущность внутреннего аудита: понятие, цели, задачи и права……………..
1.2. Зарубежный опыт проведения внутреннего аудита…………………………..
1.3. Задачи внутреннего аудита……………………………………………………..
5
5
8
12
2 ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА………………………..
2.1. Планирование внутреннего аудита и подготовка рабочей документации….
2.2. Методика проведения внутреннего аудита……………………………………
15
15
20
3 ПРОБЛЕМЫ И Пути СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА ……………………………………………………………………………..
3.1. Актуальные проблемы организации внутреннего аудита …………………...
3.2. Совершенствование методики проведения внутреннего аудита…………….

21
21
24
Заключение………………………………………….…………….......................
31
Список использованных источников………………………………..

Файлы: 1 файл

курсоваяя готоваяяя.docx

— 203.46 Кб (Скачать)

 

    1. Зарубежный опыт проведения внутреннего аудита

 

Изучение опыта организации внутреннего аудита способствует повышения его эффективности.

Внутренний аудит сегодня — это деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций для совершенствования хозяйственной деятельности организации. Внутренний аудит помогает предприятию достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.

Изначально внутренний аудит возник как функция, обеспечивающая достоверность финансовой отчетности. В российских компаниях внутренние аудиторы также занимались проверкой правильности расчета налогов. Но сегодня это уже не является единственной и основной задачей службы внутреннего аудита (СВА), в том числе и в России. Современный аудит способен выполнять разнообразные и масштабные задачи. Внутренний аудит — именно та функция, которая призвана участвовать в оценке надежности и эффективности системы внутреннего контроля, в процессе управления рисками, с которыми сталкивается компания (например, при выведении на рынок новых продуктов, внедрении новых информационных систем, реструктуризации бизнеса), в процессе корпоративного управления. Если целью внешнего аудита является получение мнения аудитора о достоверности финансовой отчетности, то внутренний аудит — это постоянный нацеленный на будущее процесс, задача которого содействовать руководству компании в достижении поставленных целей наиболее эффективным образом.

При этом главными заказчиками и потребителями результатов деятельности службы внутреннего аудита являются собственники (совет директоров) и высшее исполнительное руководство предприятий.

Основными функциональными обязанностями служб внутреннего аудита в российских предприятиях сегодня являются следующие:

· проведение внутреннего аудита;

· контроль за сохранностью активов;

· содействие менеджменту в создании системы внутреннего контроля;

· консультирование менеджмента;

· расследование мошенничеств и т.д.

По мнению Сонина А. президента российского Института внутренних аудиторов, в большинстве случаев высшее исполнительное руководство склонно рассматривать внутренний аудит как ресурс, решающий управленческие задачи по построению системы контроля.

Как показали результаты исследования, роль внутреннего аудита на российских предприятиях постепенно меняется. В ходе опроса респондентов был задан такой вопрос: «Чему служба внутреннего аудита будет уделять внимание в ближайшем будущем?» Обобщение ответов дали следующие результаты (рис. 1).

В то время как высшее исполнительное руководство в качестве первоочередных задач внутреннего аудита в будущем видит содействие менеджменту в построении системы внутреннего контроля (100%) и участие в специальных проектах (60%), советы директоров ожидают от аудиторов участия в риск-менеджменте (67%) и повышения эффективности корпоративного управления (67%). Сами руководители СВА считают приоритетными проведение внутреннего аудита (75%) и содействие менеджменту в построении системы внутреннего контроля (70%). В числе наиболее приоритетных задач все три группы отметили контроль над сохранностью активов.

 

 

Таким образом, советы директоров желают видеть изменение от традиционной роли внутреннего аудитора как проверяющего к роли консультанта в областях риск-менеджмента и корпоративного управления.

Внутренний аудит обладает гораздо большим потенциалом, нежели проведение традиционных проверок. Правда, следует быть осторожным в вопросе соотношения времени, уделяемого службой внутреннего аудита собственно аудиту и консультационной деятельности. Поскольку основной задачей внутреннего аудита все же является предоставление независимых и объективных гарантий (которые возникают в результате тех самых проверок), значительное увеличение доли консультационной работы потенциально оказывает влияние на последующую объективность внутреннего аудита. Практика различных компаний в этом плане очень сильно отличается. Судя по тенденциям, которые прослеживаются в американских компаниях, от 60 до 80% рабочего времени службы внутреннего аудита уделяют сегодня заданиям по предоставлению гарантий (традиционному внутреннему аудиту), а консультационной работе соответственно от 20 до 40%.

По мере развития рыночных отношений и либерализации экономики, среды внутреннего контроля аудитор будет меньше заниматься проверками и выявлением случаев мошенничества и больше времени уделять оценке системы внутреннего контроля, а также внутреннему консультированию. Развитие внутреннего аудита является объективным и эволюционным процессом, опосредованным другими функциями управления и бизнеса.

В развитии внутреннего аудита важное место занимает его подчиненность. Результаты исследования международного Института внутренних аудиторов показало, что около 55% руководителей служб внутреннего аудита западных компаний непосредственно подотчетны аудиторскому комитету при совете директоров, около 22% — высшему исполнительному руководству (президенту или генеральному директору) и почти 25% — финансовому управляющему высшего ранга (финансовому директору или контролеру).

Около двух третей руководителей СВА российских предприятий подчинены высшему исполнительному руководству (президенту, генеральному директору или финансовому директору) и лишь 37% подотчетны совету директоров компании.

Оценка независимости внутренних аудиторов различается по трем группам респондентов (рис. 2).

 

 

Наиболее оптимистичны в вопросе собственной независимости руководители службы внутреннего аудита: 35% считают свои службы абсолютно независимыми, 60% — независимыми в значительной степени. А вот из председателей советов директоров ни один не назвал службу внутреннего аудита полностью независимой и лишь 43% считают, что она независима в значительной степени. Любопытно отметить, что в случаях, когда руководители службы внутреннего аудита подчиняются исполнительному руководству, более половины председателей советов директоров планируют переподчинить эту службу себе.

Таким образом, служба внутреннего аудита еще достаточно далеки от организационной независимости, являющейся одной из важнейших предпосылок объективности и беспристрастности внутреннего аудита. Однако, по всей видимости, советы директоров начинают осознавать значимость служб внутреннего аудита и планируют выведение служб внутреннего аудита из-под контроля исполнительного руководства предприятий.

Таким образом, сегодня службы внутреннего аудита российских предприятий в значительно большей степени ориентированы на нужды исполнительного (высшего и линейного) руководства, а не собственников. При этом половина высших исполнительных руководителей и большинство председателей советов директоров, выражающих интересы собственников, не удовлетворены работой служб внутреннего аудита своих предприятий. Этот факт может объясняться следующим:

  • неполное представление со стороны руководителей служб внутреннего аудита о нуждах своих заказчиков/клиентов — советов директоров и высшего исполнительного руководства;
  • завышенные или неоправданные ожидания советов директоров и руководства при недостаточных объемах выделяемых ресурсов и уровне «зрелости» предприятия;
  • проблемы в вопросе коммуникации между заказчиками/клиентами и службой внутреннего аудита, в том числе на уровне отчетов о проделанной работе.

В организации внутреннего аудита не маловажное значение имеет кадровая компетентность.

Отвечая на вопрос о слабых сторонах работы службы внутреннего аудита, наибольшее число респондентов (35%) отметили недостаточность профессионализма и знаний сотрудников. Таким образом, при создании и развитии службы внутреннего аудита на первый план выходит проблема подбора квалифицированных кадров.

При наборе персонала в службу внутреннего аудита большинство руководителей склонны отдавать предпочтения сотрудникам других отделов компании (рис. 3). Вызывает интерес тот факт, что внутренних аудиторов из других компаний готовы брать на работу лишь 25% респондентов. Очевидно, отмечая недостаточный профессионализм своих сотрудников из службы внутреннего аудита, руководители считают, что в других компаниях дело обстоит аналогичным образом.

 

Принципиальная разница между российскими и западными компаниями состоит в том, что в западных компаниях служба внутреннего аудита является своеобразным «трамплином» для тех, у кого есть потенциал, чтобы занять должность в высшем руководстве. Служба внутреннего аудита же в российских компаниях до недавнего времени ассоциировались с чем-то непрестижным. Люди, проработавшие продолжительное время на линейных должностях и почувствовавшие бизнес изнутри, занимаясь внутренним аудитом и участвуя в разнообразнейших проверках, узнают, как выглядит их бизнес со стороны. У них появляется представление о работе бизнеса в целом, а также о том, как он должен развиваться.

 

    1. Задачи внутреннего аудита

 

Необходимость существования внутреннего аудита продиктована тем, что собственники и руководители предприятия хотят знать о реальном состоянии дел на нем. Для этого на предприятиях создаются специализированные подразделения, работники которых занимаются анализом всех звеньев управления, участков производства, каждого технологического цикла. При этом анализируется рациональность функционирования как системы в целом, так и каждого элемента, уровень взаимосвязи между ними, выявляются слабые места в работе предприятия и даются рекомендации по устранению имеющихся недостатков.

Таким образом, с помощью отдела внутреннего аудита осуществляется контроль во всех сферах работы таких как, финансы, производство, маркетинг, реализация, закупки, логистика, управление персоналом и других.

Создание отдела внутреннего аудита целесообразно по целому ряду причин.

Во-первых, внутренние аудиторы осуществляют контроль за наличием и сохранностью активов.

Во-вторых, внутренний аудит направлен не только на обнаружение слабых мест и недостатков, но и на выявление внутренних резервов предприятия и определение путей их эффективного использования.

В-третьих, аудиторы анализируют соответствие должностных инструкций и внутренних процедур требованиям производственного процесса, контролируют их реальное выполнение. Во многих случаях первопричиной значительных экономических потерь является четкое или неправильное распределение обязанностей.

В-четвертых, особая потребность в создании отдела внутреннего аудита возникает на крупных предприятиях с различными видами деятельности, со сложной, разветвленной структурой и большим качеством территориально удаленных филиалов, дочерних и зависимых обществ. В подобных хозяйствующих субъектах работа специалистов отдела внутреннего аудита начинается с унификации и стандартизации учетных процессов для целей правильного формирования сводной и (или) консолидированной отчетности. Необходимость проведения работы именно в этом направлении продиктована тем, что работники бухгалтерских служб территориально обособленных структурных подразделений, а также дочерних и зависимых обществ не всегда соблюдают единую методику бухгалтерского учета. В результате отсутствия единого методологического подхода, одни и те же операции отражаются по-разному, что может привести к недостоверности сводной и консолидированной отчетности. Недостоверность отчетности, в свою очередь, не позволяет руководству оценить реальное финансовое положение в целом и правильно определить направления развития предприятия. Специалисты отдела внутреннего аудита могут привлекаться в качестве консультантов и экспертов в случае возникновения разногласий между головной организацией и предприятиями, входящими в ее структуру.

В-пятых, специалисты отдела внутреннего аудита могут оказывать консультационную поддержку по вопросам действующего законодательства.

В процессе работы у сотрудников и руководства предприятия возникают вопросы, для решения которых необходим анализ законодательных и инструктивных актов, специальной литературы. Поскольку, многие нормативные документы не содержат однозначных ответов на сложные вопросы в области налогообложения, учета и т.д., на выработку правильного решения может уходить много времени, от чего страдает ритм текущей работы, начинаются сбои в сроках представления информации, падает эффективность. Внутренние аудиторы, по долгу своей профессии знающие законодательство, помогают быстро и эффективно решить подобные вопросы.

По результатам изучения использованной литературы можно выделить следующие функции внутреннего аудита:

  • Проведение обучения сотрудников предприятия. В настоящее время широко распространена практика проведения бухгалтерских семинаров силами внутренних аудиторов с привлечением налоговых органов. Темой семинаров являются ознакомление с новыми законами и инструкциями и порядками составления отчетности.
  • Анализ финансово-хозяйственных показателей предприятия. На основе анализе денежных потоков можно выявить возникновения задолженности и дать рекомендации, которые позволят избежать неправильного распределения денежных средств.
  • Анализ дебиторской и кредиторской должностей. Фактические данные о состоянии расчетов с контрагентами и причинах возникновения задолженности позволяют своевременно принять оптимальное управленческое решение.
  • Анализ договорных отношений, проверка их на соответствие действующему законодательству. Контроль выполнения всех условий контракта позволяет избежать штрафных санкций, оговоренные в контрактах в случае невыполнения.
  • Разработка и внедрение методик учета и составления финансовой отчетности с учетом перехода на международные стандарты. Это позволит отразить реальные финансовые результаты, часто они искажаются не учитывая временных фактов.
  • Внутренний аудит позволяет выявлять имеющиеся отклонения или нарушения законодательств.

Информация о работе Организация внутреннего аудита