Организация социальной защиты в современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 14:42, реферат

Краткое описание

Современная политика Правительства, связанная с переходом к рыночной экономике и новому государственному устройству, осуществляется в крайне сложных и чрезвычайно противоречивых условиях многоукладности и мировоззренческого разнообразия. Инфляция, огромный дефицит государственного бюджета, рост денежной массы в обращении, низкая экономическая и политическая культура, нарушение производственно-хозяйственных связей и заметное снижение объема выпускаемой продукции привели к резкому снижению реальных доходов, уровня и качества жизни более двух третей населения России

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….
1. Цели социальной политики и ее основные направления……………………..
2. Социальная защита населения………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………………………………………..

Файлы: 1 файл

пронь контр 1.docx

— 28.31 Кб (Скачать)

Социальная  защита - это совокупность законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий граждан, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав и достижений социально-приемлемого  уровня жизни. Она включает в себя:

- предоставление  государственных социальных гарантий  всем категориям граждан, т.е.  минимальные размеры заработной  платы и социальных выплат, прожиточный  минимум и индексация личных  доходов;

- организацию  социальной помощи малоимущим  и слабо защищенным группам  населения.

Новая система социальной защиты должна формироваться  на следующих основных принципах:

1. Дифференцированный  подход к различным слоям и  группам населения в зависимости  от их социального положения,  возраста, трудоспособности и степени экономической самостоятельности, адресность и целенаправленность.

Для нетрудоспособных - престарелых, детей, инвалидов, акцент должен быть сделан на поддержание  достойного уровня жизни этой категории, обеспечение доступа к потреблению  важнейших материальных и социально-культурных благ, создание надежных гарантий, размера  индивидуальных доходов.

2. Механизм  социальной защиты должен формироваться  не на основе государственной  благотворительности, а как совокупность  законодательно закрепленных экономических,  правовых и социальных гарантий. Система не должна быть подобием  «скорой помощи».

3. Система  социальной защиты должна действовать  на всех уровнях: федеральном,  республиканском, областном, местном,  даже на уровне предприятия  или организации.

Система социальной защиты населения существует в единстве и комплексности с  системой социальных гарантий. Социальные гарантии государства являются основой, базисом для реализации системы  социальной защиты населения.

Все проявления социальной защиты представляют реализацию аспектов социальной политики. Совершенствование  условий жизни людей, на что в  первую очередь направлена социальная политика, означает усилие социальной защиты населения, как в целом, так  и определенных его категорий.

В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:

1) социал-демократической  ориентации с высокой ролью  государства в обобществлении  доходов и существенным значением  общенациональных социальных механизмов  управления;

2) неолиберальная - с меньшей степенью государственного вмешательства в социально-экономические процессы.

В зависимости  от избираемых подходов различают следующие  системы социальной защиты:

1) государственную,  опирающуюся на принцип социальной  заботы государства о социально  уязвимых членах общества и  социальной благотворительности  (она предусматривает дифференцированный  подход к определению малообеспеченных  групп населения по степени  нуждаемости и льготное предоставление  им социальной помощи);

2) частную,  базирующуюся на принципе ответственности  каждого члена общества за  свою судьбу и судьбу своей  семьи с использованием зарабатываемых  собственной трудовой и предпринимательской  деятельностью доходов, доходов  от собственности, а также личных  сбережений (эта система ориентирована  на распределение по труду  и включает частное социальное  страхование).

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

Действующая система социальной защиты в России базируется на принципах:

- поощрительности, - властными структурами с целью  общественно-политического резонанса  на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях - индивидов;

- заявительности, - социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы;

- патернализма, обозначающего государственную  опеку («отеческую заботу») по  отношению к менее социально и экономически защищенным слоям и группам населения.

Социальная  защита населения на современном  этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных  государством социальных гарантий, мероприятий  и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования  личности, различных социальных категорий  и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска  в нормальной жизни граждан.

Система социальной защиты населения на современном  этапе включает в себя:

- социальное  обеспечение;

- социальное  страхование;

- социальную  поддержку (помощь)

Осуществляется  социальная защита граждан за счет федерального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных  фондов.

Основными принципами социальной защиты населения  являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности. 

Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом  к рыночным отношениям в обществе.

Основные  цели социальной защиты населения сводятся к следующим:

1) избавление  от абсолютной нищеты, когда среднедушевой  совокупный доход семьи ниже  прожиточного минимума;

2) оказание  материальной помощи населению  в экстремальных условиях;

3) содействие  адаптации социально уязвимых  групп населения к условиям  рыночной экономики.

Одним из элементов социальной защиты населения  в кризисных условиях перехода к  рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или  натуральной форме, в виде услуг  или льгот, предоставляемых с  учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны  государственных и негосударственных  структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных  ситуациях.

Оказание  государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах:

1) денежные  выплаты (социальные пособия,  субсидии, компенсации и другие  выплаты);

2) натуральная  помощь (топливо, продукты питания,  одежда, обувь, медикаменты и другие  виды натуральной помощи).

Социальное  обеспечение - это система создаваемых  государством правовых, экономических  и организационных мер, которые  направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми (страховые риски).

Социальное  страхование - часть государственной  системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование  работающих граждан от возможного изменения  материального и (или) социального  положения, в том числе по не зависящим  от них обстоятельствам.

Получателями  государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и  малоимущие одиноко проживающие  граждане, которые имеют среднедушевой  доход ниже величины прожиточного минимума. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего  одиноко проживающего гражданина устанавливается  субъектом Российской Федерации  с учетом величин прожиточных  минимумов, установленных для соответствующих  социально-демографических групп  населения.

Социальное  обслуживание осуществляется на основании  обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного  объединения.

Материальная  помощь так же относится к числу  социальных услуг. Материальная помощь предоставляется гражданам, находящимся  в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов  питания, средств санитарии и  гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов  первой необходимости, топлива, а также  специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся  в постороннем уходе.

Бесплатное  социальное обслуживание в государственной  системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами  социального обслуживания, предоставляется:

1) гражданам,  не способным к самообслуживанию  в связи с преклонным возрастом,  болезнью, инвалидностью, не имеющим  родственников, которые могут  обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих  граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта Российской Федерации, в котором они проживают;

2) гражданам,  находящимся в трудной жизненной  ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных  и межэтнических конфликтов;

3) несовершеннолетним  детям, находящимся в трудной  жизненной ситуации.

В учреждениях  социального обслуживания клиентам социальной службы предоставляются  консультации по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения  жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты.

В учреждениях  социального обслуживания в дневное  время предоставляется социально-бытовое, социально-медицинское и иное обслуживание сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам  преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том  числе несовершеннолетним, находящимся  в трудной жизненной ситуации.

Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профподготовка, служба занятости) опирается на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия. Государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, увеличивая тем самым их доступность населению.

Заключение

В заключение данной работы можно сделать вывод, что социальная политика государства  является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать гармоничную рыночную экономику, и достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той  областью, которая не может оказаться  ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в  условиях переходной экономики регулирование  процессов в социальной сфере  сильно затруднено и часто государство  пренебрегает интересами населения  ради проводимых реформ. Это является совершенно недопустимым уже потому, что жизнь людей и без того затруднена тем, что они вынуждены  привыкать к новым условиям если не во всех, то во многих сферах жизни.

Для нормального  функционирования социально ориентированной  рыночной экономики России и успешного  создания эффективного социально-защитного  механизма можно выделить следующие  конкретные шаги:

-незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на обеспечение государством социальной поддержки населения и повышение занятости;

-оказание государственной помощи в поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации и т.д. 
 
 
 

Список  литературы

1. Асжина М.А, Чибриков Г.Г., Основы экономической теории» - М.: «Норма», 2006 г.

2. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учебник. 2-е изд., испр., доп. - М.: Дело, 2002. - 472 с.

Информация о работе Организация социальной защиты в современной России