Организация как социальный институт общества играет роль посредника

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:42, реферат

Краткое описание

Организация как социальный институт общества играет роль посредника, который помогает личности (группе) включиться в социально-экономические процессы и одновременно обеспечивает полноценную ее жизнь. В настоящее время значимость организаций растет, ведь в условиях развития постиндустриального общества, процессов глобализации, осложнения технологий возникают проблемы и задания, которые невмоготу развязать одной, даже одаренной, человеку.

Файлы: 1 файл

Экономика и социология труда.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

     Организация как социальный институт общества играет роль посредника, который помогает личности (группе) включиться в социально-экономические процессы и одновременно обеспечивает полноценную ее жизнь. В настоящее время значимость организаций растет, ведь в условиях развития постиндустриального общества, процессов глобализации, осложнения технологий возникают проблемы и задания, которые невмоготу развязать одной, даже одаренной, человеку. 

     Создание  организации — это сочетание  идей и людей с установкой способов взаимодействия между ними. Любое объединения людей приводит к возникновению систем связей и отношений (прямых или опосредствованных) между ними. Взаємодія, общность ценностных ориентаций, взглядов, установок тощо определяют возникновения специфического феномена, который в социальной психологии получил название группы. 

Организация как ячейка, группа объединенных общей  целью людей осуществляет разнообразные  внешние и внутренние функции. Наибольший интерес вызывают социально-экономические (выход на рынок социальных взаимодействий, включение в макроэкономические структуры, производство товаров и услуг, входа в потребительский рынок) и социально психологические функции (объединение материальных, финансовых, социальных, психологических ресурсов; деление и концентрация усилий; признание и возможность самореализации; обеспечение доходов; защита и гарантия будущего; деление обязанностей). Показателями деятельности организации является ее эффективность (степень ее приближения к поставленной цели, который показывает, насколько успешная организация в достижении своих функций) и производительность (отображает объем ресурсов, использованных организацией для достижения цели). 

Психологические предпосылки создания организации. 

Для чего образуют организации? 

Вход  в бизнес чаще всего начинается с особистих стремлений и поезда к предпринимательству, а настоящее дело (бизнес) начинается с организации. Каждая окрема человек как личность может иметь какие угодно способности, связки, черты характера, но при этом во взаимодействиях она все равно остается конкретным Ивановым, Петровым, Сидоровим и, как индивид не может

возвыситься выше соціально-психологічного уровня контактов. 

1. Любой  бизнес — это прежде всего  входы в социально-экономические  процеси, которые происходят в  обществе. Именно в этом заключается первая причина, которая определяет необходимость создания організації. В современных правовых государствах только юридическое лицо получает возможность выйти на социально-экономический уровень взаимодействия. 

2. Вторая  причина необходимости создания организации полягає в том, что в современной системе общественного деления труда не существует абсолютно самодостаточных экономических единиц, то есть ни одна самостоятельная экономическая единица не в состоянии обеспечить весь производственный процесс только за счет своих собственных ресурсів: она вынуждена включаться в имеющиеся производственные макроструктури, через которые осуществляется передвижение сырья, материалов, товаров, денег и тому подобное. Очевидно, что включаться в эти макроструктуры и процессы может только организация, но не отдельный индивид как частное лицо. 

3. Третья  причина заключается в том,  что только при условиях організації  возможен промышленный способ  производства товаров и услуг.  Причем когда речь идет о  промышленном способе, то это не означает исключительно массовости производства. Сегодня это скорее символ технологичности, качества и сервисности. 

4. Четвертая  причина необходимости создания  организации. Загальновідомо, что  конечная цель бизнеса — получение прибутку. Но это возможно только за счет проникновения товаров и услуг на потребительский рынок. Отдельный индивид со всеми своїми способностями и умениями может попасть только на ринок рабочей силы. На потребительский рынок может выйти только организация, которая предлагает какие-либо товары или услуги. 

Перечислены четыре причины в сущности есть внешними функціями, которые организация  должна выполнять в системе рыночных отношений. Но любая организация  имеет также и внутренние функции, которые определяют, что дает организация людям, какие перебувають внутри нее. Рассмотрим эти функции. 

1. Функция  объединения ресурсов достаточно  очевидна, поскольку всем понятно,  что один человек не имеет  всех необходимых ресурсов для  промышленного способа производства  товаров и услуг. Причем к ресурсам принадлежат материальные, фінансові, социальные и психологические. 

Психологические ресурсы содержат три компонента: 

а) разный жизненный опыт людей, которые объединяются, их знанневий и профессиональный багаж, отличия в інтелектуальних способностях и мировоззрениях дают возможность отойти от односторонне предвзятого виденья мира, свойственного індивідові. В групповой ситуации мы всегда получаем возможность увидеть проблему из разных позиций и точек зрения, тем самым наближаючися к ее объективной сущности. Учет відмінностей в виденье проблем резко повышает реалистичность наших представлений о них; 

б) не менее  важным психологическим ресурсом является эффект эмоциональной поддержки  и близости. Путь в бизнес никогда  не бывает проторенным, и каждый человек нуждается в близком іншого, который был бы способен одновременно с ней переживать успехи и поражения, сопутствующие каждому делу. Эмоциональная близость в группе, которая возникает при реализации общего дела, определяет специфический психотерапевтический эффект организации; 

в) объединение  психологических ресурсов в организации  істотно изменяет ее энергично волевой  потенциал. Энергично волевые ресурсы  отдельного человека не являются безграничными  и при столкновении с разными  трудностями и преградами они просто виснажуютьсия. Наличие других людей в организации, их помощь, підтримка, способность хотя 6 временно и частично перебрать на себя ответственность е необходимым фактором сохранения енергійного потенциала. В групи-виникае специфический эффект збереження и даже усиление силы в достижении цели. 

2. Функция  деления функций. Многоплановость  и обсяговисть заданий, решаемых  в бизнесе, есть настолько істотними,  что один человек не может  все их решать с однаковою  эффективностью. Организация предоставляет возможность делению заданий между разными людьми. Причем в ходе общей діяльності обычно выкристаллизовываются те типы заданий,

которые каждый человек решает более эффективно, чем другие. 

3. Функция  обеспечения доходов. Современное  общество делает жизнь человека полноценной лишь сквозь призму ее власної труды. Организация — это и есть то место, где индивид реально осуществляет свои трудовые потенции и где он соответственно должен получить необходимые средства к существованию. Именно организация выполняет функции оценки качества и количества труда, в том числі в форме заработной платы. Заработная плата есть хотя и універ­сальним, но не единственным способом оценки. Этот факт определяет следующая функция организации. 

4. Функция  признания и возможности самовыражения. Человек работает не только для того, чтобы зарабатывать деньги. В каждой области жизни человек пытается реализовать себя вполне как личность. Мера реализации этой потребности визначає мироощущение личности на определенное мгновение и детерминирует меру ее активности на ближайшее будущее. 

Только  организация как непосредственное социальное оточення может обеспечить личности необходим уровень визнання. В современных социально психологических  и экономических теориях организаций  утверждается, что только те фирмы, которые обеспечивают личностный рост сотрудников, посідають передовые позиции в современном бизнесе. Для сегодняшних концепций управления отношения к сотруднику как к "винтику в большой машине" — это далекое прошлое, какое зжи- . ло себя. Общая закономерность заключается в том, что чем больше у человека потенциальных возможностей относительно изменения мис- | эта работы и рост профессионализма, тем большей значимості приобретает фактор признания и возможности самореалізації. 

5. Функция защиты и гарантии будущего. Значимость этой функции определяется двумя главными психологическими факторами. 

Особенно  виразно эти чувства оказываются  при условиях социальной нестабіль­ності, кризисах, повышенной конкурентности. Именно организация является фактором психологической защиты для человека при таких условиях. С точки зрения индивида организация как что-то сверхличное и более могучее, чем отдельный человек, может оградить ее от життєвих катаклизмов и стать своеобразным островком безопасности в життєвому море. Опыт показывает, что фирмы, которые учитывают этот фактор и демонстрируют своим сотрудникам беспокойство о їхнє будущее (и даже будущее их детей) и защита, имеют повышенную способность к выживанию при условиях конкурентности за счет мобилизации ресурсов самих сотрудников. С іншого стороны, человек живет не только сегодняшним днем. Если взять любой момент времени, то всегда можно обнаружить уже завершены дела, дела, которые происходят сейчас, розпочи­наються сейчас и дела только запроектированы. 

Чем больше личность связана с организацией, тем в большей степени ви­являється потребность в осуществлении  уже начатых и только задуманих  дел. Если фирма предоставляет человеку возможность побачити перспективу  ее деятельности, то такой человек  получает навзамин перспективы собственного развития. 

Таким образом, создание организации является действительно первым и необходимым  шагом входа в мир бизнеса. Мы видим, что организация играет роль своеобразного функционального  посредника, который, с одной стороны, позволяет включиться в социально-экономические процессы, а из другого – обеспечивает полноценную жизнь личности. 

В целом  необходимо помнить, что внутренние, психологічні факторы оказывают  намного более мощное влияние  на зовнішню эффективность предприятия сравнительно с тем, как это заведено считать. Потому беспокойство и постоянное внимание предпринимателя к этим функциям в конечном итоге является его взносом в економічну эффективность и прибыльность самого предприятия. 

Все начинается с необходимости исполнять определенную социальную роль. Например, человеку хотять предложить должность руководителя. Критерии ожидания могут быть разными в разных группах – одни группы ожидают демократического или либерального руководителя (в творческих и научных группах), другие – строгого и авторитарного (в производственных коллективах). Дальше роль руководителя передается человеку и очень важным становится фактор ее личности и индивидуальности. Человек должен понять что от нее ожидают и какие требования к ней ставят. Без понимания своей роли и функций очень тяжело выполнять ее. Часто на это не обращают внимания, а когда конфликт возникнет то выясняется, что человек даже не понял чего от нее ожидают. Некоторые люди сознательно принимают на себя определенную роль, хорошо понимая, что они не будут делать того, чего от них ожидают. 

После того, как человек понял свою роль, она должна принять или отклонить ее как такую, которая не отвечает ее социально психологическим особенностям. 

Принятие  роли сопровождается процессом учебы  новым функциям, выработки определенных позиций, стиля поведения и общения. 

Следующий этап в системе ролевой поведения  – выполнение роли имеет две стороны  – поведение человека, который  выполняет роль и оценка окружающих. Последняя проводится как самим  человеком в виде самооценки, так  и другими людьми, которые занимают разный статус (по отношению к человеку, которого оценивают), – сверху (начальником), сбоку (сотрудниками), снизу (подчиненными). 

Профессионально квалификационные характеристики включают образование, профессию и уровень  квалификации членов группы. Эта важная составная часть говорит об интеллектуальном и профессиональном потенциале группы. 

Для руководителя понимания особенностей возрастного  состава группы очень важно с  психологической точки зрения, потому что каждый вековой период имеет  свои психологические особенности. 

Кроме того, повинные рассматриваться перспективы  развития группы за возрастным составом и периодом профессиональной деятельности. 

Особенности женской и мужской психологии отражаются на характере взаимоотношений  в группе. Женские коллективы более эмоциональны, ситуативные, в них чаще возникают ролеви конфликты. Мужские группы – более жестокие и рациональные, в таких коллективах возникают деловые конфликты и конфликты престижа. Потому сочетание мужчин и женщин в группе является благоприятным фактором для развития группы и доброго психологического климата. 

До той  поры мы говорили о социальной структуре  группы, которая формируется официально. Но в любой группе, независимо от нашего желания и желания руководства  складывается невидимая на первый взгляд внутренняя

социально психологическая структура. 

В группу входят люди, каждый из которых является определенной индивидуальностью, имеет  темперамент и характер, определенный состав ума и интеллекта, свои ценности и интересы. И вот эта индивидуальность знакомится друг с другом, общается. 

Общение – это многоплановый процесс  установления и развития контактов  между людьми, который предусматривает  обмен информацией, определенную тактику  и стратегию взаимодействия, восприятия и понимания субъектами общения друг друга. 

Информация о работе Организация как социальный институт общества играет роль посредника