Роль социальных институтов в организации общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 12:23, контрольная работа

Краткое описание

Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Оглавление

Введение 1



1. Понятие «социальный институт». 2



2. Типология социальных институтов. 3



3. Функции и дисфункции социальных институтов. 4



Заключение. 6



Список использованной литературы. 8

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (8).doc

— 59.50 Кб (Скачать)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    • ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

    ЮЖНЫЙ ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА

    ( НЧОУ  ВПО ЮИМ) 
     
     
     

    Кафедра философии и истории 
     
     
     

      КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     
    по дисциплине «Социология».

    Тема: «Роль  социальных институтов в организации общества».

    № 9 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Выполнила: студентка 2 курса группа 09-З-М

    Штырхун Е. Г.

    Проверил: преподаватель

    Середа  В.Д. 
     
     
     

      • Краснодар 2011
       
       
       

      Содержание. 

         Введение    1

             

         1. Понятие  «социальный институт».      2

                                                          

         2. Типология  социальных институтов.   3

                                                      

         3. Функции  и дисфункции социальных институтов.  4

                                 

         Заключение.  6

                                                                                                  

         Список  использованной литературы.  8

                                                                                                                                                  
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

          Введение

          Для человеческого общества жизненно  необходимо закрепить некоторые  типы социальных отношений, сделать  их обязательными для членов  определенного общества или определенной  социальной группы. Прежде всего,  это относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.

         Практика закрепления отношений,  направленных на удовлетворение  насущных потребностей, заключается  в создании жестко закрепленной  системы ролей и статусов, предписывающих  индивидам правила поведения  в социальных отношениях, а также  в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.

         Системы ролей, статусов и санкций  создаются в виде социальных  институтов, которые являются наиболее  сложными и важными для общества  видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

           Понятие "институт" - одно из  центральных в социологии, поэтому  изучение институциональных связей  служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами. Поэтому я и выбрала эту тему для своей контрольной работы, в которой мы разберем, что же такое «социальный институт», какие функции цели и задачи социальных институтов, почему институт – элемент социальной системы общества. 

         
       
       
       

        1.Понятие  «Социальный институт».

           Термин  «социальный институт» употребляется  в самых разнообразных значениях.

         Одним из первых развернутое  определение социального института  дал американский социолог и  экономист Т. Веблен. Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов. По своей природе они представляют привычные способы реагирования на стимулы, которые создаются внешними изменениями.

           Другой американский социолог, Ч. Миллс, под институтом понимал форму некоторой совокупности социальных ролей. Институты он классифицировал по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), которые образуют институциональный порядок.

           Немецкий социолог А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как институты руководят поведением животных.

           Дж. Бернард и Л. Томпсон трактуют  институт как совокупность норм  и образцов поведения. Это сложная конфигурация обычаев, традиций, верований, установок, законов, которые имеют определенную цель и выполняют определенные функции.

           Согласно С.С. Фролову социальный  институт - это организованная система  связей и социальных норм, которая  объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

           По мнению М.С. Комарова, социальные  институты представляют собой  ценностно-нормативные комплексы,  посредством которых направляются  и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье и др..

       Социальные  институты определяют общество в целом, они деперсонифицированы, безличны. Когда социальная структура общества мыслится как институциональная структура, исследователь не может не стоять на эволюционистских методологических позициях, поскольку считается, что каждый институт выполняет общественно значимую функцию.

      Если суммировать  все многообразие изложенных выше подходов, то социальный институт представляет собой:

      - ролевую систему, в которую включаются также нормы и статусы;

      - совокупность  обычаев, традиций и правил  поведения;

      - формальную  и неформальную организацию;

      - совокупность  норм и учреждений, регулирующих  определенную сферу 

      общественных  отношений;

      - обособленный  комплекс социальных действий.

           Т.о.  мы видим, что термин «социальный  институт» может иметь разные  определения:

       Социальный  институт - это организованные объединение  людей выполняющих определенные  социально значимые функции, обеспечивающие  совместное достижение целей на основе выполненного членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

       Социальные  институты - учреждение, призванные  удовлетворять фундаментальные  потребности общества.

         Социальный институт - совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

        Социальный  институт - это организованная система  связей и социальных норм, которая  объединяет значимые общественные  ценности и процедуры, удовлетворяющие  основным потребностям общества.

           2. Типология социальных институтов.

          Социальный институт разделяют  на главные (основные, фундаментальные)  и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более  мелкие образования.

        Помимо деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушения правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

           Ч.  Миллс насчитывал в современном  обществе пять институциональных  порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

      - экономические  - институты, организующие хозяйственную  деятельность;

      - политические - институты власти;

      - семейные - институты,  регулирующие половые отношения,  рождение и социализацию детей;

      - военный - институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

      - религиозные  - институты, организующие коллективное  почитание богов.

           Предназначение  социальных институтов состоит  в том, чтобы удовлетворять  важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

      - потребность  в воспроизводстве рода (институт  семьи и брака).

      - потребность  в безопасности и социальном  порядке (институт государства и др. политические институты).

      - потребность  в добывании и производстве  средств существования (экономические  институты).

      - потребность  в передаче знаний, социализации  подрастающего поколения, подготовке  кадров (институт образования).

      - потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

           3. Функции и дисфункции социальных институтов.

           Функция (от лат.- исполнение, осуществление) - назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и т.д. в обществе.)

           Функция социального института - это та польза, которую он приносит обществу, т.е. это совокупность решаемых задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

        Первой и важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего общество не может существовать как токовое. Действительно, если мы хотим понять, в чем суть функции того или иного института, мы должны прямо связать ее с удовлетворение потребностей. Одним из первых указал на эту связь Э.Дюркгейм: «Спрашивать, какова функция разделения труда, это значит исследовать, какой потребностью она соответствует».

           Ни одно общество не сможет  существовать, если не будет постоянно пополнятся новыми поколениями людей, добывать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

           Список универсальных, т.е. присущих всем институтам функций можно продолжить, включив в него функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную, интегративную, транслирующую и коммуникативную функции.

           Наряду с универсальными существуют  специфические функции. Это такие функции, которые присущи одним институтам и не свойственны другим. Например, установление порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний 9наука и образование), и др.

           Общество устроено так, что  ряд институтов выполняют несколько функций одновременно и в то же время на выполнение одной функции могут специализироваться сразу несколько институтов. Напрример, функцию воспитания или социализации детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа, государство. В то же время институт семьи выполняет не только функцию воспитания и социализации, но и такие функции, как воспроизводство людей, удовлетворение в интимной близости и т.д.

           На заре своего возникновения  государство выполняет узкий  круг задач, прежде всего связанных с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества усложнялось и государство. Сегодня оно не только защищает границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику, занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу и т.д.

           Церковь создавалась ради решения  важных мировоззренческих вопросов  и установления высших нравственных  нормативов. Но со временем она  стала заниматься также образованием, экономической деятельностью (монастырское хозяйство), сохранением и передачей знаний, исследовательской работой (религиозные школы, гимназии и др.), попечительством.

           Если институт помимо пользы  приносит обществу вред, то такое  действие называют дисфункцией. Об институте говорят, что он обладает дисфункцией, когда некоторые из последствий его деятельности препятствуют осуществлению другой социальной деятельности или другого института. Или, как определяет дисфункцию один из социологических словарей, это «любая социальная деятельность, вносящая негативный вклад в поддержание эффективной деятельности социальной системы».Например, экономические институты по мере своего развития предъявляют повышенные требования к тем социальным функциям, которые должны выполнять институт образования.

           Именно потребности экономики  приводят в индустриальных обществах  к развитию массовой грамотности,  а затем - к необходимости подготовки  все большего количества квалифицированных  специалистов. Но если институт образования не справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон плохо, или готовит не тех специалистов, которых требует экономика, то ни развитых индивидов, ни первоклассных профессионалов общества не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек, а значит, институты экономики окажутся не в состоянии удовлетворить потребности общества. Так функции превращаются в дисфункции, плюс - в минус. Поэтому деятельность социального института рассматривается как функция, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества..

            Заключение.

         Социальные институты появляются  в обществе как крупные непланируемые  продукты социальной жизни. Как  же это происходит? Люди в социальных  группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки - элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

       Исходя  из этого, институционализация  представляет собой процесс определения  и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.                                                                    Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Так, прединституциональная фаза общественного движения характерна спонтанными протестами и выступлениями, беспорядочным поведением. Появляются на короткий срок, а затем смещаются лидеры движения; их появление зависит в основном от энергичных призывов.

            Каждый день возможна новая  авантюра, каждое собрание характеризуется  непредсказуемой последовательностью  эмоциональных событий, в условиях  которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.

           При появлении институциональных  моментов в общественном движении  начинается формирование определенных  правил и норм поведения, разделяемых  большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий. В итоге общественное движение в большей или меньшей степени институционализируется.

         Итак, институт - это своеобразная  форма человеческой деятельности, основанной на четко разработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их исполнением. Институциональная деятельность осуществляется людьми, организованными в группы или ассоциации, где проведено разделение на статусы и роли в соответствии с потребностями данной социальной группы или общества в целом. Институты, таким образом, поддерживают социальные структуры и порядок в обществе. 
       
       
       
       

      Список использованной литературы

      1. Волков Ю.Г., Социология - М.:Издательство «Феникс» (серия «Высшее образование»), 2008.

      2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник  для вузов / Под ред. проф. В.И.  Добренькова. - М.: Гардарика, 1998.Волков  Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник  для вузов / Под ред. проф. В.И.  Добренькова. - М.: Гардарика, 1998.

      3. Добреньков  В.И., Социология: Учебник для вузов. - М.: изд-во «Инфра-М», 2007.

      4. Фролов С.С., Социология: Учебник для вузов. - М.: Наука, 2004. 
       

Информация о работе Роль социальных институтов в организации общества