Общество и социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:02, контрольная работа

Краткое описание

В широком смысле обществом называется определенная совокупность людей, объединенных конкретными интересами, видом деятельности, либо взаимными симпатиями. В социологии же понятие "общество" носит более универсальное значение. Например, у Г. Зиммеля оно имеет смысл лишь в том случае, если противопоставляется простой сумме отдельных людей. У П. Сорокина общество или "коллективное единство" рассматривается как совокупность взаимодействующих индивидов. Поэтому выясним, какие же признаки определяют общество исходя из того, что в его основе лежат связи и взаимодействия, сложившиеся между людьми.

Первым признаком общества является территория, на которой осуществляется консолидация социальных связей. Территория - это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

Оглавление

1. Понятие «общество» и его система. Типы обществ и их эволюция…………………………………….………………………..……..….…3

1.1 Определение понятия «общество».…………………………………….3

1.2. Общество как система и его основные элементы.…………….…..…..4

1.3 Типы обществ и их эволюция……………………………………....…..6

2. Общество и индивид………………….......................…………………..……..9

3. Социальные институты……………………………………………………….11

Заключение.………………………………………………………….…...……..12

Список использованной литературы……………………………………..…….13

Файлы: 1 файл

Социология контрольная.docx

— 37.95 Кб (Скачать)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
            

Кафедра «Гуманитарных и социально-экономических наук»

 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  Социологии  

Тема: Общество и социальные институты 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва  – 2011 г.

Содержание 

1. Понятие «общество» и его система. Типы обществ и их эволюция…………………………………….………………………..……..….…3

    1.1 Определение понятия «общество».…………………………………….3

    1.2. Общество как система и его основные элементы.…………….…..…..4

    1.3 Типы обществ и их эволюция……………………………………....…..6

2. Общество и индивид………………….......................…………………..……..9

3. Социальные  институты……………………………………………………….11

Заключение.………………………………………………………….…...……..12

Список  использованной литературы……………………………………..…….13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие «общество» и его система. Типы обществ и их эволюция

1.1 Определение понятия «общество»

    В широком смысле обществом называется определенная совокупность людей, объединенных конкретными интересами, видом деятельности, либо взаимными симпатиями. В социологии же понятие "общество" носит более универсальное значение. Например, у Г. Зиммеля оно имеет смысл лишь в том случае, если противопоставляется простой сумме отдельных людей. У П. Сорокина общество или "коллективное единство" рассматривается как совокупность взаимодействующих индивидов. Поэтому выясним, какие же признаки определяют общество исходя из того, что в его основе лежат связи и взаимодействия, сложившиеся между людьми.

    Первым  признаком общества является территория, на которой осуществляется консолидация социальных связей. Территория - это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

    Второй  чертой общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Отмечая устойчивость общества, социологи расходятся в объяснении ее основополагающих причин. Общество обретает устойчивость благодаря постоянству и функциональной целесообразности.

    Третьей отличительной чертой общества является его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью, то есть способностью создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять им широкие возможности для самоутверждения и самореализации. То есть, общество обладает той самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне выполнять свое основное предназначение - предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей.

    Автономность  и самодостаточность общества проявляются  именно в отсутствии внешних управленческих импульсов. Общество регулируется и  управляется исключительно теми институтами и организациями  и на основании тех норм и принципов, которые возникают и создаются  внутри него самого. Саморегуляция - важное свойство общества, обеспечивающее его самостоятельность независимо от размера.

    В-четвертых, общество отличает большая интегрирующая сила. Оно социализирует каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. Оно оказывается восприимчивым к нововведениям, обеспечивая себя тем самым  новыми социальными образованиями, институтами, нормами, обеспечивая тем самым обновление и преемственность развития. И сами люди, связанные с обществом нитями общности языка, культуры, происхождения, тяготеют к нему.

    Итак, общество - это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся. Общество возникает по мере упорядочивания, упрочения социальных связей, появления особых институтов, норм, поддерживающих и развивающих эти связи. В литературе есть и другое, более краткое определение понятия "общество". Общество - это система исторически сложившихся отношений и форм жизнедеятельности людей, придающая жизни и деятельности населения организованный характер. 

1.2 Общество как система и его основные элементы

    Многие  социологи рассматривают общество с позиции системного подхода. Понятие  система подразумевает нечто  целое, не сводимое к сумме своих  элементов. Специфика целого обеспечивается системой взаимодействия окружающих его  частей. Поэтому при исследовании системы важно выделить основной системообразующий ее элемент, исходную клеточку развития этой системы.

    Наличие разных подходов к структурированию общества объясняется его сложностью. Перечислим только основные виды организации  социальной жизни, совокупность которых, собственно, и составляет общество: социальные связи и отношения, социальные институты, социальные общности, группы, страты, социальные организации, ценности, нормы, социальные роли. Каждый из этих компонентов привносит в социальную жизнь организующее начало и, следовательно, может быть рассмотрен как начальное звено в логических построениях исследователя.

    Следующим шагом в рассмотрении общества как  системы становится определение  способа организации его элементов. Каждый из элементов выполняет в  обществе определенную функцию, служит удовлетворению определенной группы потребностей индивидов. Общество объединяет свои структурные  единицы не путем установления между  ними непосредственного взаимодействия, а на основе их функциональной зависимости.

    Функциональная  зависимость - это то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них. И вот Т. Парсонс попытался анализ социальной системы начать не с выявления структурных элементов, а с определения основных функциональных требований, без которых система как таковая существовать не может.

    Общество  как система, считал он, может функционировать  только при выполнении следующих  требований (функций):

  • она должна обладать способностью к адаптации, приспособлению к изменившимся условиям и возросшим материальным потребностям людей, уметь рационально организовывать и распределять внутренние ресурсы;
  • она должна быть целеориентированной, способной к постановке основных целей и задач и к поддержанию процесса их достижения;
  • она должна сохранять устойчивость на основе общих норм и ценностей, усваиваемых индивидами, и снимающих напряжение в системе;
  • она должна обладать способностью к интеграции, к включению в систему новых поколений.

    Определив основные функции системы, Т. Парсонс ищет реальных исполнителей этих функций в обществе. Вначале он выделяет четыре подсистемы (экономика, политика, культура и родство), ответственные за выполнение каждой из этих функций. Далее указывает те социальные институты, которые в рамках каждой подсистемы осуществляют непосредственное регулирование адаптационными, целеполагающими, стабилизирующими и интеграционными процессами (заводы, банки, партии, государственный аппарат, церковь, школа, семья). И, наконец, дает совокупность социальных ролей, выполнение которых основывается на соблюдении норм, вытекающих из фундаментальных ценностей и в конечном итоге соответствующих основным функциональным императивам системы.

    Чем последовательнее осуществляется функциональное разделение деятельности на уровне институтов и социальных ролей, тем стабильнее сама социальная система. И, напротив, выполнение каким-либо институтом несвойственных ему функций порождает хаос, усиливает  внутреннюю напряженность системы. Любая социальная система, и прежде всего общество, должна обладать достаточным  уровнем внутренней упорядоченности, которая, по мнению Т. Парсонса, достигается  главным образом за счет функциональной целесообразности действий индивидов  и социальных институтов. 

1.3 Типы обществ и их эволюция.

    Устойчивым  в социологии является деление общества на традиционное и индустриальное. Под традиционным понимается общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и основанном  на  социокультурной регуляции. В современном понимании традиционное общество воспринимается как примитивное и отсталое. Действительно, для него характерны крайне низкие темпы развития производства, способные удовлетворить потребности общества лишь на минимальном уровне, а главное - большая инерционность и невосприимчивость к нововведениям, связанная с особенностями его функционирования. Поведение индивидов строго  контролируется, регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами.

    Индустриальное  общество - это такой тип организации социальной жизни, который обеспечивает выполнение обществом интегративной функции не на основе жесткого контроля за индивидами и их унификации, а путем создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

    Австрийский ученый К. Поппер использует понятия  закрытого и открытого обществ, в основе различий между которыми лежит уже упоминавшееся соотношение социального контроля и свободы индивида. Племенное или коллективистское общество, по мнению К. Поппера, представляет собой закрытое общество, а общество, в котором индивиды вынуждены принимать личные решения - открытое общество.

    В 60-е годы в американской (Д. Белл) и западноевропейской (А. Турен) социологии появляется концепция постиндустриального общества из-за структурных изменений в экономике и культуре наиболее развитых стран. Прежде всего, резко возросла роль знания и информации. Получив необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид получал преимущественные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии. Плодотворный творческий труд - дитя свободы - становится основой успеха и процветания как человека, так и общества. Однако на базе технологического, информационного прогресса формируется опасность возникновения технократического государства и подчинения ему гражданского общества.

    Марксизм  в основу типологизации кладет различия производственных отношений. Соответственно выделяются общества с примитивно-присваивающим способом производства (первобытнообщинные), с азиатским способом производства, характеризующимся наличием особого вида коллективной собственности на землю, рабовладельческие общества, специфической чертой которых является собственность на людей и использование труда рабов, общества феодальные с производством, основанным на эксплуатации крепостных крестьян, общества буржуазные, отличающиеся переходом к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда, и общества коммунистические или социалистические, в которых предполагалось установление равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.

    Некоторые исследователи различают виды обществ  по типу государственного устройства. Например, монархии, тирании, аристократии, демократии - у Платона и Аристотеля. В современном варианте тот же подход расширяется за счет перехода  от рассмотрения собственно государства к осмыслению системы его взаимоотношения с обществом в целом. Соответственно отмечается существование тоталитарных обществ, где государство определяет  все основные направления социальной жизни, демократические общества, где население может влиять на государственные структуры, сочетающие элементы тоталитаризма и демократии.

    Эволюция  общества. В XIX веке под влиянием дарвинизма прочные позиции в социологии занял эволюционизм, система взглядов, признающая объективный характер социального развития в качестве естественноисторического процесса. И задача социолога виделась в поиске решающего звена для изменения общества. Например, 0. Конт таким определяющим фактором считал прогресс знания от теологической формы к научной. Г. Спенсер видел сущность эволюции в движении общества, от состояния жесткого контроля за своими гражданами, до такой стадии, когда оно начинает обслуживать их интересы. Э. Дюркгейм содержание эволюции общества сводил к переходу от механической солидарности к солидарности органической, основанной на разделении труда и социальной дифференциации. Марксизм определяющим фактором социального развития считает производительные силы, а революции - локомотивами истории, обеспечивающими обновление и ускорение развития общества.

Информация о работе Общество и социальные институты