Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:02, контрольная работа
В широком смысле обществом называется определенная совокупность людей, объединенных конкретными интересами, видом деятельности, либо взаимными симпатиями. В социологии же понятие "общество" носит более универсальное значение. Например, у Г. Зиммеля оно имеет смысл лишь в том случае, если противопоставляется простой сумме отдельных людей. У П. Сорокина общество или "коллективное единство" рассматривается как совокупность взаимодействующих индивидов. Поэтому выясним, какие же признаки определяют общество исходя из того, что в его основе лежат связи и взаимодействия, сложившиеся между людьми.
Первым признаком общества является территория, на которой осуществляется консолидация социальных связей. Территория - это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.
1. Понятие «общество» и его система. Типы обществ и их эволюция…………………………………….………………………..……..….…3
1.1 Определение понятия «общество».…………………………………….3
1.2. Общество как система и его основные элементы.…………….…..…..4
1.3 Типы обществ и их эволюция……………………………………....…..6
2. Общество и индивид………………….......................…………………..……..9
3. Социальные институты……………………………………………………….11
Заключение.………………………………………………………….…...……..12
Список использованной литературы……………………………………..…….13
Кафедра «Гуманитарных и социально-экономических наук»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
Социологии
Тема:
Общество и социальные
институты
Москва – 2011 г.
Содержание
1.
Понятие «общество» и его система. Типы
обществ и их эволюция…………………………………….…………………
1.1 Определение понятия «общество».…………………………………….3
1.2. Общество как система и его основные элементы.…………….…..…..4
1.3 Типы обществ и их эволюция……………………………………....…..6
2. Общество
и индивид…………………................
3. Социальные
институты………………………………………………………
Заключение.…………………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………..…….
1. Понятие «общество» и его система. Типы обществ и их эволюция
1.1 Определение понятия «общество»
В широком смысле обществом называется определенная совокупность людей, объединенных конкретными интересами, видом деятельности, либо взаимными симпатиями. В социологии же понятие "общество" носит более универсальное значение. Например, у Г. Зиммеля оно имеет смысл лишь в том случае, если противопоставляется простой сумме отдельных людей. У П. Сорокина общество или "коллективное единство" рассматривается как совокупность взаимодействующих индивидов. Поэтому выясним, какие же признаки определяют общество исходя из того, что в его основе лежат связи и взаимодействия, сложившиеся между людьми.
Первым признаком общества является территория, на которой осуществляется консолидация социальных связей. Территория - это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.
Второй чертой общества является его способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей. Отмечая устойчивость общества, социологи расходятся в объяснении ее основополагающих причин. Общество обретает устойчивость благодаря постоянству и функциональной целесообразности.
Третьей отличительной чертой общества является его автономность и высокий уровень саморегуляции. Автономность общества достигается его многофункциональностью, то есть способностью создавать необходимые условия для удовлетворения разнообразных потребностей индивидов и предоставлять им широкие возможности для самоутверждения и самореализации. То есть, общество обладает той самодостаточностью, которая позволяет ему без вмешательства извне выполнять свое основное предназначение - предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей.
Автономность и самодостаточность общества проявляются именно в отсутствии внешних управленческих импульсов. Общество регулируется и управляется исключительно теми институтами и организациями и на основании тех норм и принципов, которые возникают и создаются внутри него самого. Саморегуляция - важное свойство общества, обеспечивающее его самостоятельность независимо от размера.
В-четвертых, общество отличает большая интегрирующая сила. Оно социализирует каждое новое поколение людей, включает его в сложившуюся систему отношений, подчиняет общепринятым нормам и правилам. Оно оказывается восприимчивым к нововведениям, обеспечивая себя тем самым новыми социальными образованиями, институтами, нормами, обеспечивая тем самым обновление и преемственность развития. И сами люди, связанные с обществом нитями общности языка, культуры, происхождения, тяготеют к нему.
Итак,
общество - это универсальный способ
организации социальных связей
и социального взаимодействия, обеспечивающий
удовлетворение всех основных потребностей
людей, самодостаточный, саморегулирующийся
и самовоспроизводящийся. Общество возникает
по мере упорядочивания, упрочения социальных
связей, появления особых институтов,
норм, поддерживающих и развивающих
эти связи. В литературе есть и другое,
более краткое определение понятия "общество".
Общество - это система исторически
сложившихся отношений и форм жизнедеятельности
людей, придающая жизни и деятельности
населения организованный характер.
1.2 Общество как система и его основные элементы
Многие
социологи рассматривают
Наличие разных подходов к структурированию общества объясняется его сложностью. Перечислим только основные виды организации социальной жизни, совокупность которых, собственно, и составляет общество: социальные связи и отношения, социальные институты, социальные общности, группы, страты, социальные организации, ценности, нормы, социальные роли. Каждый из этих компонентов привносит в социальную жизнь организующее начало и, следовательно, может быть рассмотрен как начальное звено в логических построениях исследователя.
Следующим
шагом в рассмотрении общества как
системы становится определение
способа организации его
Функциональная зависимость - это то, что придает совокупности элементов в целом такие свойства, которыми в отдельности не обладает ни один из них. И вот Т. Парсонс попытался анализ социальной системы начать не с выявления структурных элементов, а с определения основных функциональных требований, без которых система как таковая существовать не может.
Общество как система, считал он, может функционировать только при выполнении следующих требований (функций):
Определив основные функции системы, Т. Парсонс ищет реальных исполнителей этих функций в обществе. Вначале он выделяет четыре подсистемы (экономика, политика, культура и родство), ответственные за выполнение каждой из этих функций. Далее указывает те социальные институты, которые в рамках каждой подсистемы осуществляют непосредственное регулирование адаптационными, целеполагающими, стабилизирующими и интеграционными процессами (заводы, банки, партии, государственный аппарат, церковь, школа, семья). И, наконец, дает совокупность социальных ролей, выполнение которых основывается на соблюдении норм, вытекающих из фундаментальных ценностей и в конечном итоге соответствующих основным функциональным императивам системы.
Чем
последовательнее осуществляется функциональное
разделение деятельности на уровне институтов
и социальных ролей, тем стабильнее
сама социальная система. И, напротив,
выполнение каким-либо институтом несвойственных
ему функций порождает хаос, усиливает
внутреннюю напряженность системы.
Любая социальная система, и прежде
всего общество, должна обладать достаточным
уровнем внутренней упорядоченности,
которая, по мнению Т. Парсонса, достигается
главным образом за счет функциональной
целесообразности действий индивидов
и социальных институтов.
1.3 Типы обществ и их эволюция.
Устойчивым в социологии является деление общества на традиционное и индустриальное. Под традиционным понимается общество с аграрным укладом, с малоподвижными структурами и основанном на социокультурной регуляции. В современном понимании традиционное общество воспринимается как примитивное и отсталое. Действительно, для него характерны крайне низкие темпы развития производства, способные удовлетворить потребности общества лишь на минимальном уровне, а главное - большая инерционность и невосприимчивость к нововведениям, связанная с особенностями его функционирования. Поведение индивидов строго контролируется, регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами.
Индустриальное общество - это такой тип организации социальной жизни, который обеспечивает выполнение обществом интегративной функции не на основе жесткого контроля за индивидами и их унификации, а путем создания гибких структур, позволяющих разумно сочетать свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.
Австрийский ученый К. Поппер использует понятия закрытого и открытого обществ, в основе различий между которыми лежит уже упоминавшееся соотношение социального контроля и свободы индивида. Племенное или коллективистское общество, по мнению К. Поппера, представляет собой закрытое общество, а общество, в котором индивиды вынуждены принимать личные решения - открытое общество.
В 60-е годы в американской (Д. Белл) и западноевропейской (А. Турен) социологии появляется концепция постиндустриального общества из-за структурных изменений в экономике и культуре наиболее развитых стран. Прежде всего, резко возросла роль знания и информации. Получив необходимое образование, имея доступ к новейшей информации, индивид получал преимущественные шансы в продвижении по лестнице социальной иерархии. Плодотворный творческий труд - дитя свободы - становится основой успеха и процветания как человека, так и общества. Однако на базе технологического, информационного прогресса формируется опасность возникновения технократического государства и подчинения ему гражданского общества.
Марксизм в основу типологизации кладет различия производственных отношений. Соответственно выделяются общества с примитивно-присваивающим способом производства (первобытнообщинные), с азиатским способом производства, характеризующимся наличием особого вида коллективной собственности на землю, рабовладельческие общества, специфической чертой которых является собственность на людей и использование труда рабов, общества феодальные с производством, основанным на эксплуатации крепостных крестьян, общества буржуазные, отличающиеся переходом к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда, и общества коммунистические или социалистические, в которых предполагалось установление равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.
Некоторые исследователи различают виды обществ по типу государственного устройства. Например, монархии, тирании, аристократии, демократии - у Платона и Аристотеля. В современном варианте тот же подход расширяется за счет перехода от рассмотрения собственно государства к осмыслению системы его взаимоотношения с обществом в целом. Соответственно отмечается существование тоталитарных обществ, где государство определяет все основные направления социальной жизни, демократические общества, где население может влиять на государственные структуры, сочетающие элементы тоталитаризма и демократии.
Эволюция общества. В XIX веке под влиянием дарвинизма прочные позиции в социологии занял эволюционизм, система взглядов, признающая объективный характер социального развития в качестве естественноисторического процесса. И задача социолога виделась в поиске решающего звена для изменения общества. Например, 0. Конт таким определяющим фактором считал прогресс знания от теологической формы к научной. Г. Спенсер видел сущность эволюции в движении общества, от состояния жесткого контроля за своими гражданами, до такой стадии, когда оно начинает обслуживать их интересы. Э. Дюркгейм содержание эволюции общества сводил к переходу от механической солидарности к солидарности органической, основанной на разделении труда и социальной дифференциации. Марксизм определяющим фактором социального развития считает производительные силы, а революции - локомотивами истории, обеспечивающими обновление и ускорение развития общества.