Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:02, контрольная работа
В широком смысле обществом называется определенная совокупность людей, объединенных конкретными интересами, видом деятельности, либо взаимными симпатиями. В социологии же понятие "общество" носит более универсальное значение. Например, у Г. Зиммеля оно имеет смысл лишь в том случае, если противопоставляется простой сумме отдельных людей. У П. Сорокина общество или "коллективное единство" рассматривается как совокупность взаимодействующих индивидов. Поэтому выясним, какие же признаки определяют общество исходя из того, что в его основе лежат связи и взаимодействия, сложившиеся между людьми.
Первым признаком общества является территория, на которой осуществляется консолидация социальных связей. Территория - это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.
1. Понятие «общество» и его система. Типы обществ и их эволюция…………………………………….………………………..……..….…3
1.1 Определение понятия «общество».…………………………………….3
1.2. Общество как система и его основные элементы.…………….…..…..4
1.3 Типы обществ и их эволюция……………………………………....…..6
2. Общество и индивид………………….......................…………………..……..9
3. Социальные институты……………………………………………………….11
Заключение.………………………………………………………….…...……..12
Список использованной литературы……………………………………..…….13
Итак, благодаря теории эволюционизма в социологии удалось определить некоторые тенденции социальной эволюции. Общество движется от простого состояния к более сложному, но одновременно растут и потребности людей, уровень их развития. Творческая личность с широким кругозором становится основным творцом истории. Она требует раскрепощения своего созидательного потенциала, стремится к обществу, которое в наибольшей степени может обеспечить свободу.
Следует
учесть, что общество не всегда развивается
поступательно. Оно имеет кризисные
этапы и даже попятные движения.
Объяснение этих явлений пытались осуществить
О. Шпенглер и А.Тойнби с помощью
теорий циклического
развития, рассматривающих эволюцию
общества в качестве своеобразного
замкнутого цикла подъема, расцвета
и упадка. Менее пессимистичные, но также
отрицающие прямолинейность, утверждали
маятниковые концепции развития, по которым,
выведенное из равновесия под воздействием
каких-либо факторов, общество начинает
совершать колебательные движения от
одной крайности к другой, застывая где-то
посередине и восстанавливая стабильность.
2. Общество и индивид
Функционирование общества возможно только как результат деятельности конкретных людей. Любой социальный институт, любая система ценностей и норм выполняет свою регулирующую роль, если материализуется в действиях, поступках индивидов. Столкновения интересов социальных групп, классов ведут к сдвигам в обществе, если приходят в движение реальные носители этих интересов. Вот почему проблема функционирования общества - это также и проблема взаимоотношения, взаимосвязи общества и индивида.
Люди с их конкретными интересами, с одной стороны, составляют основу общества, делают возможным само его существование, а с другой - представляют для него большую угрозу, вносят дестабилизирующее начало. Каждый человек видит смысл жизни в реализации личных планов и целей, в самоутверждении, и, следовательно, стремится к большей свободе действий. Общество, напротив, может существовать как целое, единое образование только при условии осознания населением необходимости совместного существования и соответственно - принятия единых правил, норм и ценностей. Это противоречие между общими и частными интересами решается в обществах по-разному. Например, в тоталитарных государствах личный интерес низводится до второстепенного и подчиняется общественному. Общественный же интерес сам деформируется из-за не подконтрольности со стороны общественности и отождествляется с групповым интересом. В демократическом государстве личный и общий интересы получают наивысшее развитие благодаря разграничению гражданского права, защищающего свободу личности, и государственного права, отстаивающего единые национально-государственные интересы.
Другим противоречием, определяющим жизнеспособность общества, является противоречие между подвижной, изменчивой природой личных потребностей и интересов и устойчивостью, стабильностью общества как необходимого условия его воспроизводства. Как же решается это противоречие? В одних странах просто закрывается доступ человека к новой информации, влияющей на мировосприятие. В других - эту информацию делают дозированной, пытаясь тем самым затормозить обновление духовного мира людей. С такой практикой целенаправленного воздействия на личность мы столкнулись в нашей стране, когда на десятилетия целые пласты мировой общественной мысли оказались закрытыми не только для широких масс, но и для специалистов. Отечественная общественная наука варилась в собственном соку, создавала идеологические подпорки политическому режиму и, конечно, оказалась неспособной дать ответы на коренные вопросы реформирования общества. Стабильность, достигаемая исключительно принуждением, неизбежно оборачивается консервацией, замедлением темпов развития и даже деградацией, если прекращается приток в массовое сознание новых идей, новой информации, если в рамках существующих социальных институтов оказывается невозможным удовлетворить новые потребности, реализовать новые цели.
Человек
с изменившейся, обновленной системой
ценностей, взглядов и интересов
представляет угрозу старым социальным
структурам, которые давят на него,
заставляют его мыслить и действовать
по-старому. Со всей неотвратимостью
в развитии каждого общества периодически
встает дилемма: обновление или стабильность.
Поэтому в обществе должны складываться
гибкие структуры, способные отразить
растущее многообразие интересов (например,
политических - через многопартийную систему),
обеспечить распространение разнообразной
информации (плюрализм средств массовой
коммуникации), создать реальные возможности
развития человека через систему образования,
науки и производства.
3. Социальные институты
Социальные взаимодействия выступают в трех основных вариантах: социальные отношения, социальные институты, социальные общности.
Социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. Социальный институт следует отличать от конкретных организаций и социальных групп.
Институциализация социальных связей достигается:
- особым типом регламентации. Как и всякая социальная связь, институт основывается, прежде всего, на социальном регулировании взаимоотношений, носящих жесткий и обязывающий характер, с социальным контролем, с санкциями, стимулирующими желательное поведение людей;
- четким распределением функций, прав и обязанностей участников социального взаимодействия;
- обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность института, замещает выбывшего;
- разделением труда и профессионализацией выполнения функций;
- наличием учреждений, средств, ресурсов для выполнения деятельности.
Социальные
институты различаются и по типу
потребностей, задач, которые они
решают. Например, экономические институты
реализуют экономические связи
и отношения, политические институты
связаны с борьбой за власть, ее
осуществление и распределение.
Институты культуры и социализации
включают в себя устойчивые, четко
регламентированные формы взаимодействия
по поводу укрепления, создания и распространения
культуры, социализации подрастающего
поколения, овладения ими культурных
ценностей общества: семья, образование,
наука, художественные учреждения.
Заключение
Итак,
общество - это социальный организм, порожденный
людьми, стремившимися к удовлетворению
своих потребностей, искавшими кратчайшие
пути достижения своих целей и создавшими
в ходе этих поисков сложную систему межличностного
и группового взаимодействия, регулируемую
нормами, правилами, социальными институтами.
Однако в каждый данный момент общество
представляет собой уже сложившуюся и
функционирующую социальную систему,
которая воздействует на человека, взаимодействуя
с ним. Это противоречие - исходный пункт
саморазвития системы человек - общество,
существующей благодаря человеку, который,
в свою очередь, может функционировать
только в обществе, как универсальном
способе организации социальной жизни.
Список
использованной литературы