Общество и социальные институты

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 15:02, контрольная работа

Краткое описание

В широком смысле обществом называется определенная совокупность людей, объединенных конкретными интересами, видом деятельности, либо взаимными симпатиями. В социологии же понятие "общество" носит более универсальное значение. Например, у Г. Зиммеля оно имеет смысл лишь в том случае, если противопоставляется простой сумме отдельных людей. У П. Сорокина общество или "коллективное единство" рассматривается как совокупность взаимодействующих индивидов. Поэтому выясним, какие же признаки определяют общество исходя из того, что в его основе лежат связи и взаимодействия, сложившиеся между людьми.

Первым признаком общества является территория, на которой осуществляется консолидация социальных связей. Территория - это основа социального пространства, в котором складываются, развиваются отношения и взаимодействия между индивидами.

Оглавление

1. Понятие «общество» и его система. Типы обществ и их эволюция…………………………………….………………………..……..….…3

1.1 Определение понятия «общество».…………………………………….3

1.2. Общество как система и его основные элементы.…………….…..…..4

1.3 Типы обществ и их эволюция……………………………………....…..6

2. Общество и индивид………………….......................…………………..……..9

3. Социальные институты……………………………………………………….11

Заключение.………………………………………………………….…...……..12

Список использованной литературы……………………………………..…….13

Файлы: 1 файл

Социология контрольная.docx

— 37.95 Кб (Скачать)

    Итак, благодаря теории эволюционизма  в социологии удалось определить некоторые тенденции социальной эволюции. Общество движется от простого состояния к более сложному, но одновременно растут и потребности людей, уровень их развития. Творческая личность с широким кругозором становится основным творцом истории. Она требует раскрепощения своего созидательного потенциала, стремится к обществу, которое в наибольшей степени может обеспечить свободу.

    Следует учесть, что общество не всегда развивается  поступательно. Оно имеет кризисные  этапы и даже попятные движения. Объяснение этих явлений пытались осуществить  О. Шпенглер и А.Тойнби с помощью  теорий циклического развития, рассматривающих эволюцию общества в качестве своеобразного замкнутого цикла подъема, расцвета и упадка. Менее пессимистичные, но также отрицающие прямолинейность, утверждали маятниковые концепции развития, по которым, выведенное из равновесия под воздействием каких-либо факторов, общество начинает совершать колебательные движения от одной крайности к другой, застывая где-то посередине и восстанавливая стабильность. 

    2. Общество и индивид

    Функционирование  общества возможно только как результат  деятельности конкретных людей. Любой  социальный институт, любая система  ценностей и норм выполняет свою регулирующую роль, если материализуется  в действиях, поступках индивидов. Столкновения интересов социальных групп, классов ведут к сдвигам  в обществе, если приходят в движение реальные носители этих интересов. Вот  почему проблема функционирования общества - это также и проблема взаимоотношения, взаимосвязи общества и индивида.

    Люди  с их конкретными интересами, с  одной стороны, составляют основу общества, делают возможным само его существование, а с другой - представляют для него большую угрозу, вносят дестабилизирующее начало. Каждый человек видит смысл жизни в реализации личных планов и целей, в самоутверждении, и, следовательно, стремится к большей свободе действий. Общество, напротив, может существовать как целое, единое образование только при условии осознания населением необходимости совместного существования и соответственно - принятия единых правил, норм и ценностей. Это противоречие между общими и частными интересами решается в обществах по-разному. Например, в тоталитарных государствах личный интерес низводится до второстепенного и подчиняется общественному. Общественный же интерес сам деформируется из-за не подконтрольности со стороны общественности и отождествляется с групповым интересом. В демократическом государстве личный и общий интересы получают наивысшее развитие благодаря разграничению гражданского права, защищающего свободу личности, и государственного права, отстаивающего единые национально-государственные интересы.

    Другим  противоречием, определяющим жизнеспособность общества, является противоречие между  подвижной, изменчивой природой личных потребностей и интересов и устойчивостью, стабильностью общества как необходимого условия его воспроизводства. Как  же решается это противоречие? В  одних странах просто закрывается  доступ человека к новой информации, влияющей на мировосприятие. В других - эту информацию делают дозированной, пытаясь тем самым затормозить обновление духовного мира людей. С такой практикой целенаправленного воздействия на личность мы столкнулись в нашей стране, когда на десятилетия целые пласты мировой общественной мысли оказались закрытыми не только для широких масс, но и для специалистов. Отечественная общественная наука варилась в собственном соку, создавала идеологические подпорки политическому режиму и, конечно, оказалась неспособной дать ответы на коренные вопросы реформирования общества. Стабильность, достигаемая исключительно принуждением, неизбежно оборачивается консервацией, замедлением темпов развития и даже деградацией, если прекращается приток в массовое сознание новых идей, новой информации, если в рамках существующих социальных институтов оказывается невозможным удовлетворить новые потребности, реализовать новые цели.

    Человек с изменившейся, обновленной системой ценностей, взглядов и интересов  представляет угрозу старым социальным структурам, которые давят на него, заставляют его мыслить  и действовать  по-старому. Со всей неотвратимостью  в развитии каждого общества периодически встает дилемма: обновление или стабильность. Поэтому в обществе должны складываться гибкие структуры, способные отразить растущее многообразие интересов (например, политических - через многопартийную систему), обеспечить распространение разнообразной информации (плюрализм средств массовой коммуникации), создать реальные возможности развития человека через систему образования, науки и производства. 

      3. Социальные институты

    Социальные  взаимодействия выступают в трех основных вариантах: социальные отношения, социальные институты, социальные общности.

    Социальный  институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему. Социальный институт следует отличать от конкретных организаций и социальных групп.

   Институциализация социальных связей достигается:

- особым типом регламентации. Как и всякая социальная связь, институт основывается, прежде всего, на социальном регулировании взаимоотношений, носящих жесткий и обязывающий характер, с социальным контролем, с санкциями, стимулирующими желательное поведение людей;

- четким распределением функций, прав и обязанностей участников социального взаимодействия;

- обезличенностью требований к тому, кто включается в деятельность института, замещает выбывшего;

- разделением труда и профессионализацией выполнения функций;

- наличием учреждений,  средств,  ресурсов для выполнения  деятельности.

    Социальные  институты различаются и по типу потребностей, задач, которые они  решают. Например, экономические институты  реализуют экономические связи  и отношения, политические институты  связаны с борьбой за власть, ее осуществление и распределение. Институты культуры и социализации включают в себя устойчивые, четко  регламентированные формы взаимодействия по поводу укрепления, создания и распространения  культуры, социализации подрастающего  поколения, овладения ими культурных ценностей общества: семья, образование, наука, художественные учреждения. 

    Заключение

    Итак, общество - это социальный организм, порожденный людьми, стремившимися к удовлетворению своих потребностей, искавшими кратчайшие пути достижения своих целей и создавшими в ходе этих поисков сложную систему межличностного и группового взаимодействия, регулируемую нормами, правилами, социальными институтами. Однако в каждый данный момент общество представляет собой уже сложившуюся и функционирующую социальную систему, которая воздействует на человека, взаимодействуя с ним. Это противоречие - исходный пункт саморазвития системы человек - общество, существующей благодаря человеку, который, в свою очередь, может функционировать только в обществе, как универсальном способе организации социальной жизни. 

    Список  использованной литературы 

  1. «Социология» Еремина Ю.В. М.: МГУТУ, 2007 г.
  2. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006 г.
  3. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация. Социс – 2006 г.
  4. Осипов Г.В. и др. Социология. М. – 2005 г.

Информация о работе Общество и социальные институты