Организация как социальный институт общества играет роль посредника

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 10:42, реферат

Краткое описание

Организация как социальный институт общества играет роль посредника, который помогает личности (группе) включиться в социально-экономические процессы и одновременно обеспечивает полноценную ее жизнь. В настоящее время значимость организаций растет, ведь в условиях развития постиндустриального общества, процессов глобализации, осложнения технологий возникают проблемы и задания, которые невмоготу развязать одной, даже одаренной, человеку.

Файлы: 1 файл

Экономика и социология труда.doc

— 68.50 Кб (Скачать)

Индивид, которым бы он не был автономным и самостоятельным, не может существовать, не может выражать свою сущность без  общения с другими людьми, без  взаимодействия с другой группой  людей. 

И постепенно в группе складываются межличностные  отношения, которые строятся на восприятии и понимании друг друга. 

Психологи специально выучили в экспериментальных  условиях, что имеет наиболее сильное  впечатление при первом знакомстве. 

- Оказалось  – первое, что бросается в глаза  и запоминается человеку – это прическа, которая способна изменить человека к неузнаваемости. 

После прически мы обращаем внимание на глаза, которые, как известно, зеркало души. Глаза могут быть добрыми, холодными, лучезарными, хитрыми, злыми, колючими. Они настраивают другого человека на

определенный  строй: доверчивый, настороженный, агрессивный. 

И, накинець, улыбка человека привлекает внимание, особенно если она добрая и приветливая, а не зла и натянутая. 

В целом  выражение лица формируется мимикой, которая у одних людей динамическая и разнообразная, а в других - бедная, от чего создается впечатление неприветливости и потайливости. 

Каждого человека отличает также манера поведения, жесты, поступь, движения тела. 

А дальше мы присматриваемся к личностным качествам. Кто этот человек? Что являет собой? Можно ли довериться ей? Здесь в ход идут социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, жизненное воображение и уровень психологической культуры, зорема, умение воспринимать и оценивать другого. 

Стереотип (предвзята установка) – это результат поспешных и недостаточно обоснованных выводов, сделанных на основе некоторых фактов личного опыта, а чаще – следствием некритического усвоения стереотипов мышления (стандартизированных рассуждений, принятых в определенной социальной группе). 

Различают три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная и адекватная. При позитивной установке  мы переоцениваем позитивные качества и даем человеку больший аванс, который  проявляется в несознательной доверчивости. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном негативные качества другого человека, который выражается в недоверии, подозрительности. 

Лучше всего, конечно, адекватная установка  на то, что у каждого человека есть как позитивные так и негативные качества, главное как они сбалансированы. Наличие установок рассматривается как несознательная склонность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе неверного воображения о человеке. 

Психологические механизмы общения можно свести в определенный ряд. Самым первым в этом ряду является свойство заражения – эффект взаимного усиления эмоциональных состояний людей, которые общаются между собой. Заражение проходит на уровне несознательного, проявляется как в небольшой группе (заразным является смех, злоба и другие эмоции) так и в большой группе людей, в очереди, на собрании. 

Дальше  в этом ряду будут два свойства внушения и наследования. Внушение может быть индивидуальным или групповым  и проходить на сознательном или  несознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек должен способность воспринимать идеи, которые передаются в общении, действии и чувства, которые становятся для нее будто собственными. 

Наследование  – сложное динамическое свойство. ЕЕ проявления – от слепого копирования поведения, жестов, интонации к сознательному мотивированному наследованию. 

Одним из психологических механизмов общения  есть соревнование – свойство людей  сравнивать себя с другими людьми, желание быть “не хуже, чем другие”. Соревнование предопределяет напряжение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом к развитию, плохо, когда оно перерастает в соперничество: у мужчин в деловой сфере, у женщин – в личной (кто лучше выглядит, одевается, имеет успех у мужчин). 

Третий  уровень взаимодействия людей это  убеждение – аргументированное, сознательное, словесное доказательство своих идей, взглядов, поступков. Убеждение  лишь тогда действует, когда опирается  не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения, наследования. 

Понимание может быть разной глубины проникновения  в сущность личности, индивидуальность ее. Нижнему, поверхностному уровневые  понимания свойственное восприятие внешнего “рисунку” поступка без  проникновения в мотивы и мету, личные особенности, оценка в черно-белых тонах – хорошо или плохо. На втором уровневые, средней глубины, анализируются отдельные качества человека – ум, черты характера, темперамент. Оцениваются интеллектуальные особенности – умный или нет; уравновешенный или способный на вспышку. 

Наивысший третий уровень понимания человека включает выявление системы целей  и мотивов поведения, выделения  связей между отдельными поступками и личностью умения проникнуть в  невидимые резервы и способности  человека, способность прогнозировать поведение человека на основе понимания ее индивидуальности. 

На основе общения формируется отношение  группы к каждому ее члену, то есть каждый человек получает свой социометричний статус. Социометрия – это измерение  отношений в середине группы за социальными критериями: с кем бы я хотел проводить время, у кого бы спросил советы, кто мне нравится или не нравится и т.д. Предложен этот метод американским психологом Джекобом Морено. 

Социометричний  статус имеет определенные градации – от позитивного через нулевой к негативному. Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения ее в системе личных отношений, измеряет ее “социометричний статус”. Люди, которые получили наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью и симпатией и носят название “звезды”. Если человек получает среднее количество выборов, то она относится к категории “тем, которым предоставляют преимущество”, если меньше среднего числа, то к “тем, которыми игнорируют”, если не получила ни одного выбора - к категории “пренебреженных”. 

И так, основой для выбора в системе  межличностных отношений для  сторонников социометричного подхода  есть симпатия - антипатия. Человек  выбирает другого человека потому, что хочет быть с ней: общаться, работать, отдыхать. Наверно симпатии являются достаточным совмещающим

средством для группы людей, относительно отдыха, развлечений. 

Однако  известно, что для общего дела не одинаково, существует или нет взаимный поезд между людьми. Правда, возникает  вопрос: неужели симпатия единственная и главная основа для того, чтобы один человек выбрал другую в процессе общения, выбрала среди многих, дифференцируя ее по наиболее весомым признакам? 

Метод референтометрии. Люди избирают тех, мысли  и направленность которых является наиболее ценной, значимой. Это дало возможность выделить мотивационное ядро выбора, основой для выбора является не симпатия и антипатия, а ценностный фактор. 

И социометрия  и референтометрия позволяют  увидеть специфическую иерархию статусов в середине группы. Но эти структуры не переплетаются. Если социометрична “звезда” является наиболее популярным членом группы, то индивид, который набрал максимальное количество выборов в референтометрии, - выступает как лидер группы. 

Положение, которое занимает человек в группе определяется не только индивидуальными особенностями характера, личностью самого человека, но и особенностями группы. 

Формирование  коллектива как группы высшего уровня развития. Основные характеристики коллектива. 

Группа  высокого уровня развития - коллектив. 

Психология  развитого коллектива характеризуется  тем, что деятельность ради которой  он создан и которой на практике занимается, имеет позитивное значение для многих людей, не только для членов данного коллектива. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии, открытости, честности, порядочности и уважении. 

Для того, чтобы назвать группу людей коллективом, она должна отвечать определенным требованиям, успешно выполнять задание, быть высоконравственной, создавать для  каждого члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, то есть как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества лиц отдельно.

Информация о работе Организация как социальный институт общества играет роль посредника