Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 16:10, курсовая работа
Формирование международного бизнеса на сегодняшний момент характеризуется фундаментальными преобразованиями в общей его структуре. Одной из важнейших особенностей его трансформации выступает глобализация, подразумевающая усиление степени всеобщей вовлеченности стран и взаимовлияния разных сфер деятельности в масштабы интернационального бизнеса.
Характерные черты конгломератов:
− объединяемые компании не имеют единства ни в технологическом, ни в целевом плане с основной сферой деятельности фирмы-интегратора;
− профилирующее производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые очертания или исчезает вовсе;
− обладают определенной устойчивостью к рыночным колебаниям;
− в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда помимо холдинга входят крупные финансовые и инвестиционные компании;
− каждое из подразделений пользуется существенной автономией во всех аспектах своей деятельности по сравнению с аналогичными структурными подразделениями диверсифицированных концернов.
Подавляющая часть современных международных объединений существуют в форме концернов, филиалы и подразделения которых помимо производственных и сбытовых, включают ещё финансовые и страховые фирмы.
Образование конгломератов, происходящее путем поглощения большого числа компаний, оправдывается стремлением получения сверхприбыли, внедрением в новые высокотехнологичные отрасли и снижением рисков рыночных факторов в различных отраслях. Конгломераты вполне могут себе позволить финансировать долгосрочные наукоемкие проекты, гибко маневрируя финансовыми ресурсами
Управление конгломератами − довольно трудоемкий процесс, требующий глубоких знаний специфики каждой из отраслей и определенных навыков по оценке финансовых результатов деятельности [2].
Однако несмотря на преобладание в настоящее время на мировом рынке данного типа организационно-правовой конфигурации, заметен спад прибыльности конгломератов. Причиной тому служит ряд факторов, в частности:
− чрезмерная диверсификация, в результате которой происходит частичное снижение конкурентоспособности производимых товаров и услуг;
− процессы субоптимизации: мы знаем, что конкурентоспособность товаров и услуг напрямую зависит от цены, ростом которой объясняется повышением каждого из подразделений трансфертных цен, причем взаимные претензии по поводу их уровня только набирают обороты;
− мотивация управленческого персонала: на эффективность работы может оказать необратимое воздействие смена собственника или превращение их из собственников в наемных работников;
− значительные средства, требуемые для поглощения новых компаний: зачастую для того, чтобы выкупить фирму, недостаточно оплаты её рыночной стоимости.
Стоит учесть и выплаты акционерам за утрату контроля над поглощаемой компанией, а также наделение управленческой команды компенсаций − "золотых парашютов". В итоге огромные средства, вкладываемые в поглощения компаний в несвязанных отраслях, зачастую приводят лишь к снижению эффективности функционирования конгломерата в целом.
Помимо прочего, существование тесной взаимосвязи головной компании и связанных с ней системой акционерного участия структурных подразделений позволяет выделить ещё один тип интеграции в международном бизнесе − финансово-промышленные группы [6].
4. Финансово-промышленная группа − это совокупность достаточно большого числа компаний, во главе которых опять же стоит материнская, которая, имея форму банка, промышленной или торговой фирмы, распоряжается капиталом всего объединения и руководит ключевыми аспектами ее деятельности. В состав финансово-промышленной группы, большинство из которых имеют иерархический тип структуры, входят наделенные самостоятельностью фирмы промышленного, торгового, транспортного типа, а также страховые компании и финансовые институты [см. рисунок 1.1].
Рисунок 1.1 − Структура финансово-промышленной группы [8]
гн
Характерные особенности создания финансово-промышленной группы:
− основная цель создания финансово-промышленных групп незначительно отличается от мотивов иных форм международной интеграции, а именно повышение конкурентоспособности и эффективности производства, создание рациональных технических связей и новых рабочих мест, привлечение зарубежных инвестиций.
− в отличие от концерна во главе ФПГ стоит один или несколько банков, которые распоряжаются денежным капиталом входящих в него компаний, а также координируют все сферы их деятельности.
Существуют три основных разновидности данного организационно-правового типа:
− холдинг, когда материнская компания, владея контрольным пакетом акций подчиненных подразделений, сосредотачивается исключительно на управленческой деятельности, не контролируя производственные циклы;
− трастовые фонды или банки, под которыми понимаются сторонние компании, выступающие координаторами членов группы на договорной основе;
− перекрестное владение акциями, позволяющее сохранить жесткий контроль над большим числом компаний в условиях действия антимонопольного законодательства.
Объединение фирм в финансово-промышленные группы облегчает доступ к финансовым ресурсам, портфельным инвестициям, дает возможность получать своевременную финансовую помощь.
Однако наряду с жесткими организационно-правовыми формами интеграции фирм, предусматривающей целостность капиталов, компании используют и более гибкие формы сотрудничества, именуемые стратегическими альянсами. К подобным конфигурациям относятся:
1. Картель − модель партнерства на основе соглашения схожих по профилю производителей с общими обязательными условиями по ценам, доле на сбытовом рынке и объемам производства. Компании, входящие в состав картели, полностью сохраняют свою хозяйственную и юридическую самостоятельность.
Если рассматривать организационное строение картеля, то в его структуре не существует доминирующего звена, основные решения и соглашения достигаются путем договоренностей руководства производственных структур, сохраняющих свою самостоятельность.
Характерные особенности создания картелей связаны с:
− сохранением прав собственности каждого из участников на свои предприятия с обеспечением хозяйственной, финансовой и юридической самостоятельности;
− объединением ряда компаний, как правило, одной сферы;
− сохранением совместной деятельности по реализации продукции;
− наличием системы принуждения, предполагающей выявление нарушений и соответствующих санкций.
В настоящий момент выделяют несколько видов картелей, в частности:
− денежный, предполагающий унифицированные цены и равные условия поставок;
− долевой (картель продукции), выделяющий каждому участнику квоту для продажи продукции в соответствии с производственными мощностями;
− закупочный, предполагающий соглашение предприятий о закупке сырья и товаров определенного вида с целью сбить закупочные цены;
− кризисный, создаваемый в условиях стойкого спада спроса или временного сокращения сбыта для ограничения конкуренции;
− патентный, определяющий направления совместного использования какого-либо технического изобретения.
Антимонопольное законодательство препятствует полноценному функционированию картелей, именно поэтому они существуют в виде негласных соглашений. Как правило, законом запрещено образование картелей, связанных с фиксированием цен, делением рынка между собой, иными словами, мер, направленных на ограничение конкуренции.
2. Синдикат − это одна из разновидностей картеля, имеющая единый сбытовой орган, участники которой обязаны сбывать продукцию через единую торговую компанию, а также придерживаться определенных квот на производство, сбыт, цены, рынки сбыта.
3. Пулы − ещё одна картельная форма объединения компаний на основе соглашения о временном объединении прибылей его участников и последующем их распределении согласно заранее установленным соотношениям. Пулы создаются, как правило, в кризисных ситуациях.
4. Консорциум − это объединение капиталов компаний для финансирования наукоемких проектов с сохранением юридической и хозяйственной самостоятельности участников, каждый из которых вносит в общий проект технологические новшества и финансовые средства. Подобные интеграционные объединения, применяемые в основном в банковской сфере, временны, и распадаются после заверения определенного проекта.
5. Ассоциации и союзы представляю
Таким образом, существует множество форм организационно-правовых объединений в рамках международного бизнеса. Выбор конфигурации определяется текущей и перспективной бизнес-стратегиями компании.
В иерархии управления международных объединений можно выделить следующие структурные элементы:
1. Головную компанию, осуществляющую контроль за деятельностью всех структурных подразделений корпорации. Существование единого центра, служащего стратегическим ядром, объясняется потребностью объединения в четкой системе принятия основных решений. Также материнская компания определяет степень зависимости от нее распыленных по всему миру филиалов и характер их взаимосвязи. [2] Как говорилось выше, МНК имеют две или более головных фирм, что объясняется объединения нескольких компаний.
Материнская фирма располагает контрольным пакетом акций своих филиалов, что дает ей право осуществлять контроль за их деятельностью. Степень зависимости от головной фирмы складывается из таких факторов, как размер компании и её акционерного капитала в подразделениях, а также организационно-правовой конфигурации всего объединения.
2. Дочернюю компанию, под которой понимается юридически и хозяйственно самостоятельное подразделение, подчиняющееся головному центру в финансовом отношении, поскольку контрольный пакет акций принадлежит материнской компании. Подразделения, контрольный пакет акций которых находится в подчинении материнской компании, имеют возможность решать ряд вопросов, в частности проведение исследований и разработок, внедрение новой продукции, управление производственной, сбытовой и инвестиционной политикой. При выходе на новые сбытовые рынки международные корпорации создают подразделения в виде филиалов [5].
При создании дочерних подразделений возможны следующие варианты:
− создание дочерней компании в виде филиала, располагающего определенной степенью хозяйственной независимости;
− создание дочерней компании как нового юридического лица, исполнительные органы которого находятся под контролем материнской компании;
− создание дочерней компании в форме представительства, основными задачами которой служит организация проведения маркетинговых исследований, поиск клиентов, способствование деятельности головной фирмы, подготовка соглашений клиентами страны в интересах головной фирмы.
Филиалы полностью зависят от головной фирмы и не имеют независимости как и хозяйственной, так и юридической. В современных реалиях становление филиалов подразумевается как промежуточный этап на пути к формированию дочерней компании.
Создание на принципиально новой площадке международной корпорацией подразделений зависит от особенностей законодательства и специфики той или иной страны. Именно поэтому эффективность деятельности будущего фирмы напрямую зависит от правильного выбора организационно-правовой конфигурации, под которой понимается совокупность юридических и хозяйственных норм, определяющих условия его функционирования на внутреннем рынке.
Дочерние подразделения в форме филиалов не имеют статуса юридического лица (ЮЛ), и их структура напрямую зависит от формы организации материнской компании. Зачастую филиалы создаются в виде хозяйственных обществ: открытых или закрытых акционерных или же с ограниченной ответственностью на базе акционерной собственности головной компании [4]. Право создания дочерних хозяйственных обществ предполагает, что данное общество может выступать в качестве участника с преобладающей долей голосов в органе управления акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью.
Информация о работе Организационно-правовые формы международного предпринимательства