Оптимизация кредитного портфеля коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 01:56, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является выяснение сущности кредитного портфеля коммерческого банка, анализ кредитного портфеля, определение путей совершенствования процесса управления качеством кредитного портфеля.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие структуру дипломной работы: исследовать теоретические аспекты кредитного портфеля, раскрыв его сущность; показать факторы, влияющие на его качество, проанализировать структурный состав и качество кредитного портфеля на примере Кировского отделения № 7003/04 Сбербанка РФ, рассмотреть методику оценки кредитоспособности в исследуемом отделении Сбербанка; предложить пути улучшения качества кредитного портфеля коммерческого банка.

Оглавление

Введение
1 Теоретические аспекты анализа кредитного портфеля коммерческого банка 8
1.1 Сущность кредитного портфеля коммерческого банка 8
1.2 Качество кредитного портфеля 16
1.3 Управление качеством кредитного портфеля 19
2 Анализ кредитного портфеля коммерческого банка 42
2.1 Общая характеристика деятельности кировского отделения Сбербанка РФ № 7003/04 42
2.2 Анализ кредитного портфеля кировского отделения Сбербанка РФ № 7003/04 51
2.3 Анализ особенностей формирование кредитного портфеля кировского отделения Сбербанка РФ № 7003/04 в связи с кризисом 64
3 Оптимизация кредитного портфеля коммерческого банка 79
3.1 Основные проблемы формирования кредитного портфеля коммерческих банков и пути их решения 79
3.2 Меры по улучшению структуры кредитного портфеля кировского отделения № 7003/04 Сбербанка РФ 87
Заключение 97
Список используемой литературы 101

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 824.00 Кб (Скачать)

     Банк  формирует (регулирует) резерв на момент получения информации о появлении (изменении) кредитного риска и/или  качества обеспечения ссуды. При  изменении финансового положения  заемщика, изменении качества обслуживания ссуды, а также при наличии  иных сведений о рисках заемщика банк обязан реклассифицировать ссуду и при наличии оснований уточнить размер резерва.

     Банк  также в порядке, установленном  его соответствующим уполномоченным органом (органами), обязан регулярно  документально оформлять и вносить  в досье заемщика новую информацию о нем, включая профессиональное суждение об уровне кредитного риска по ссуде, информацию об анализе, по результатам которого вынесено такое суждение, заключение о результатах оценки финансового положения заемщика, расчет резерва.

     Что касается финансового положение  заемщика, то в соответствии с рассматриваемым  Положением оно оценивается по методике (методикам), включенной во внутрибанковские документы, о которых речь шла  ранее.

     В документе ЦБ записано, что финансовое положение заемщика оценивается:

     - как хорошее, если комплексный  анализ производственной и финансово-хозяйственной  деятельности заемщика и все  иные сведения о нем свидетельствуют  о стабильности производства, положительной  величине чистых активов, рентабельности  и платежеспособности и отсутствуют какие-либо явления (тенденции), способные негативно повлиять на финансовую устойчивость заемщика в перспективе (существенное снижение темпов роста объемов производства, показателей рентабельности, значительный рост кредиторской и/или дебиторской задолженности и др.);

     - как среднее (не лучше), если  анализ деятельности заемщика  и/или иные сведения о нем  свидетельствуют об отсутствии  прямых угроз его текущему  финансовому положению, однако  присутствуют негативные явления  (тенденции), которые в обозримой перспективе (год или менее) могут привести к финансовым трудностям, если заемщик не примет меры, позволяющие улучшить ситуацию;

     - как плохое, если заемщик признан  банкротом либо если он является  устойчиво неплатежеспособным, а  также, если анализ деятельности заемщика и/или иные сведения о нем свидетельствуют об угрожающих негативных явлениях (тенденциях), вероятным результатом которых могут явиться его банкротство либо устойчивая неплатежеспособность заемщика (убытки, отрицательная величина либо существенное сокращение чистых активов, существенное падение объемов производства, значительный рост кредиторской и/или дебиторской задолженности и т.п.).

     В Положении № 254 указано, что в  зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды следует относить в одну из трех категорий: хорошо

обслуживаемая; обслуживаемая средне; неудовлетворительно  обслуживаемая.

     Обслуживание  долга по ссуде может быть признано хорошим, если:

     - платежи по основному долгу  и процентам осуществляются своевременно и в полном объеме;

     - имеется только единичный случай  просроченных платежей по основному  долгу и/или процентам в течение  последних 180 календарных дней, в  том числе:

     - по ссудам, предоставленным юридическим  лицам, — до 5 календарных дней;

     - по ссудам, предоставленным физическим лицам, — до 30 календарных дней.

     Обслуживание  долга должно быть признано неудовлетворительным, если:

     - имеются просроченные платежи  по основному долгу и/или по  процентам в течение последних  180 календарных дней:

     - по ссудам, предоставленным юридическим лицам, — свыше 30 дней;

     - предоставленным физическим лицам,  — свыше 60 дней;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

     - ссуда реструктурирована и по  ней имеются просроченные платежи  по основному долгу и/или по  процентам, а финансовое положение  заемщика оценивается как плохое;

     - ссуда предоставлена заемщику  прямо либо косвенно (через третьих  лиц) в целях погашения долга  по ранее полученной ссуде, либо банк прямо или косвенно принял на себя риск потерь в связи с предоставлением денег заемщику, чье финансовое положение не может быть оценено выше среднего при условии, что ранее выданная ссуда была отнесена по качеству обслуживания долга к категории ссуд со средним обслуживанием, либо при наличии просроченных платежей по новой ссуде.

     Сформулированные  профессиональные суждения о финансовом положении заемщика и о качестве обслуживания им долга позволяют  путем комбинаций двух данных критериев определить категорию качества каждой конкретной ссуды так, как представлено в таблице 2. 

Таблица 2 - Определение категории качества ссуды с учетом финансового положения  заемщика и качества обслуживания долга  [12; С.59]   

   Обслуживание

       долга 

 Финансовое

   Положение

Хорошее Среднее Неудовлетворительное
Хорошее Стандартные (I категория качества) Нестандартные (II категория качества) Сомнительные (III категория качества)
Среднее Нестандартные (II категория качества) Сомнительные (III категория качества) Проблемные (IV категория качества)
Плохое Сомнительные (III категория качества) Проблемные (IV категория качества) Безнадежные (V категория качества)

 

    На этой основе могут быть определены соответствующие размеры (суммы) расчетных резервов (таблица 3). 

Таблица 3 – Величина расчетного резерва по классифицированным ссудам [31; С.44]

Категория качества Наименование Размер расчетного резерва, % от суммы основного долга  по ссуде
 
I категория качества 
 
 
 

     (высшая)

Стандартные      0
II категория качества Нестандартные      от 1 до 20
III категория качества Сомнительные      от 21 до 50

Продолжение таблицы 3

IV категория качества Проблемные      от 51 до 100
V категория качества (низшая) Безнадежные      100
 

     Свои  особенности имеют процедуры  оценки кредитного риска и определения суммы резерва по ссудам, сгруппированным в однородный портфель. К таким ссудам по усмотрению банка могут быть отнесены, в частности, кредиты физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, предприятиям и

организациям  малого бизнеса.  

     Реально резерв формируется (кроме ссуд I категории  качества) с учетом

наличия и категории обеспечения ссуды. При наличии обеспечения I или II

категории качества минимальный размер резерва  определяется по формуле: 

     P = PP * (1 - (ki * Обi/Ср)), (1) 

     где Р — минимальный размер резерва. Резерв, фактически формируемый банком, не может быть меньше данной величины;

     РР  — размер расчетного резерва;

     ki — коэффициент (индекс) категории  качества обеспечения. Для обеспечения  I категории качества ki принимается  равным 1, для обеспечения II категории качества ki — равным 0,5;

     Обi — стоимость обеспечения соответствующей  категории качества (за вычетом дополнительных расходов банка, связанных с реализацией  обеспечения);

     Ср  — величина основного долга по ссуде.  

     Если ki * Обi ≥ Ср, то Р принимается равным 0. 
 

     Особенности управления кредитным риском  представлены на Рисунке 1.

     

     

       

     

     

       
 

     

       
 
 

     

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Рисунок 1 – Особенности управления различными сегментами кредитного

   портфеля [31; С.86]

     Рассмотрим  методы анализа и оценки кредитного портфеля.

     Среди основных задач, стоящих перед аналитиком, при проведении анализа кредитного портфеля банка можно отметить следующие:

     - определение и адекватная оценка  факторов, влияющих на процессы  формирования кредитного портфеля и динамики его составных частей;

     - на основе сделанных выводов  – определение оптимального состояния  и структуры  кредитного портфеля  с точки зрения состава заемщиков,  структуры ссудной задолженности  с позиции риска, уровня обеспеченности  и т.д.;

     - оценка сложившегося уровня риска кредитного портфеля банка;

     - оценка диверсификации кредитных  вложений банка, определение уровня  их доходности;

     - определение региональной специфики  кредитных операций банка; 

     - ранняя диагностика «проблемной»  части кредитного портфеля, определение «крытых потерь» банка.

     На  основе результатов проведенного анализа  кредитного портфеля и оценки его  качества в банке может проводиться  разработка новой кредитной политики или с учетом полученных результатов  при необходимости – корректироваться уже существующая.

     Проведение  анализа кредитного портфеля банка  на регулярной основе необходимо, прежде всего, органам управления банка (главным  образом уровня – топ-менеджеров). Результаты анализа позволяют руководству  банка:

     - выбирать вариант наиболее рационального (оптимального) размещения имеющихся ресурсов;

     - определять (корректировать) основные  направления кредитной политики  банка;

     - впоследствии – снижать риск  банка за счет дальнейшей диверсификации  кредитных вложений;

     - принимать решения о целесообразности кредитования клиентов в зависимости от их отраслевой принадлежности, формы собственности, уровня финансового положения и др. факторов.

Информация о работе Оптимизация кредитного портфеля коммерческого банка