Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 01:56, дипломная работа
Целью дипломной работы является выяснение сущности кредитного портфеля коммерческого банка, анализ кредитного портфеля, определение путей совершенствования процесса управления качеством кредитного портфеля.
Для реализации поставленной цели потребовалось решить следующие задачи, определившие структуру дипломной работы: исследовать теоретические аспекты кредитного портфеля, раскрыв его сущность; показать факторы, влияющие на его качество, проанализировать структурный состав и качество кредитного портфеля на примере Кировского отделения № 7003/04 Сбербанка РФ, рассмотреть методику оценки кредитоспособности в исследуемом отделении Сбербанка; предложить пути улучшения качества кредитного портфеля коммерческого банка.
Введение
1 Теоретические аспекты анализа кредитного портфеля коммерческого банка 8
1.1 Сущность кредитного портфеля коммерческого банка 8
1.2 Качество кредитного портфеля 16
1.3 Управление качеством кредитного портфеля 19
2 Анализ кредитного портфеля коммерческого банка 42
2.1 Общая характеристика деятельности кировского отделения Сбербанка РФ № 7003/04 42
2.2 Анализ кредитного портфеля кировского отделения Сбербанка РФ № 7003/04 51
2.3 Анализ особенностей формирование кредитного портфеля кировского отделения Сбербанка РФ № 7003/04 в связи с кризисом 64
3 Оптимизация кредитного портфеля коммерческого банка 79
3.1 Основные проблемы формирования кредитного портфеля коммерческих банков и пути их решения 79
3.2 Меры по улучшению структуры кредитного портфеля кировского отделения № 7003/04 Сбербанка РФ 87
Заключение 97
Список используемой литературы 101
Банк
формирует (регулирует) резерв на момент
получения информации о появлении
(изменении) кредитного риска и/или
качества обеспечения ссуды. При
изменении финансового
Банк
также в порядке, установленном
его соответствующим
Что касается финансового положение заемщика, то в соответствии с рассматриваемым Положением оно оценивается по методике (методикам), включенной во внутрибанковские документы, о которых речь шла ранее.
В документе ЦБ записано, что финансовое положение заемщика оценивается:
-
как хорошее, если комплексный
анализ производственной и
-
как среднее (не лучше), если
анализ деятельности заемщика
и/или иные сведения о нем
свидетельствуют об отсутствии
прямых угроз его текущему
финансовому положению, однако
присутствуют негативные
-
как плохое, если заемщик признан
банкротом либо если он
В Положении № 254 указано, что в зависимости от качества обслуживания заемщиком долга ссуды следует относить в одну из трех категорий: хорошо
обслуживаемая; обслуживаемая средне; неудовлетворительно обслуживаемая.
Обслуживание долга по ссуде может быть признано хорошим, если:
-
платежи по основному долгу
и процентам осуществляются
-
имеется только единичный
- по ссудам, предоставленным юридическим лицам, — до 5 календарных дней;
- по ссудам, предоставленным физическим лицам, — до 30 календарных дней.
Обслуживание долга должно быть признано неудовлетворительным, если:
- имеются просроченные платежи по основному долгу и/или по процентам в течение последних 180 календарных дней:
- по ссудам, предоставленным юридическим лицам, — свыше 30 дней;
-
предоставленным физическим
-
ссуда реструктурирована и по
ней имеются просроченные
- ссуда предоставлена заемщику прямо либо косвенно (через третьих лиц) в целях погашения долга по ранее полученной ссуде, либо банк прямо или косвенно принял на себя риск потерь в связи с предоставлением денег заемщику, чье финансовое положение не может быть оценено выше среднего при условии, что ранее выданная ссуда была отнесена по качеству обслуживания долга к категории ссуд со средним обслуживанием, либо при наличии просроченных платежей по новой ссуде.
Сформулированные
профессиональные суждения о финансовом
положении заемщика и о качестве
обслуживания им долга позволяют
путем комбинаций двух данных критериев
определить категорию качества каждой
конкретной ссуды так, как представлено
в таблице 2.
Таблица
2 - Определение категории качества
ссуды с учетом финансового положения
заемщика и качества обслуживания долга
[12; С.59]
Обслуживание
долга Финансовое Положение |
Хорошее | Среднее | Неудовлетворительное |
Хорошее | Стандартные (I категория качества) | Нестандартные (II категория качества) | Сомнительные (III категория качества) |
Среднее | Нестандартные (II категория качества) | Сомнительные (III категория качества) | Проблемные (IV категория качества) |
Плохое | Сомнительные (III категория качества) | Проблемные (IV категория качества) | Безнадежные (V категория качества) |
На этой основе могут быть определены
соответствующие размеры (суммы) расчетных
резервов (таблица 3).
Таблица 3 – Величина расчетного резерва по классифицированным ссудам [31; С.44]
Категория качества | Наименование | Размер расчетного резерва, % от суммы основного долга по ссуде |
I категория качества (высшая) |
Стандартные | 0 |
II категория качества | Нестандартные | от 1 до 20 |
III категория качества | Сомнительные | от 21 до 50 |
Продолжение таблицы 3
IV категория качества | Проблемные | от 51 до 100 |
V категория качества (низшая) | Безнадежные | 100 |
Свои особенности имеют процедуры оценки кредитного риска и определения суммы резерва по ссудам, сгруппированным в однородный портфель. К таким ссудам по усмотрению банка могут быть отнесены, в частности, кредиты физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, предприятиям и
организациям
малого бизнеса.
Реально резерв формируется (кроме ссуд I категории качества) с учетом
наличия и категории обеспечения ссуды. При наличии обеспечения I или II
категории
качества минимальный размер резерва
определяется по формуле:
P
= PP * (1 - (ki * Обi/Ср)), (1)
где Р — минимальный размер резерва. Резерв, фактически формируемый банком, не может быть меньше данной величины;
РР — размер расчетного резерва;
ki
— коэффициент (индекс) категории
качества обеспечения. Для
Обi
— стоимость обеспечения
Ср
— величина основного долга по
ссуде.
Если
ki * Обi ≥ Ср, то Р принимается равным 0.
Особенности управления кредитным риском представлены на Рисунке 1.
Рисунок 1 – Особенности управления различными сегментами кредитного
портфеля [31; С.86]
Рассмотрим методы анализа и оценки кредитного портфеля.
Среди основных задач, стоящих перед аналитиком, при проведении анализа кредитного портфеля банка можно отметить следующие:
-
определение и адекватная
-
на основе сделанных выводов
– определение оптимального
- оценка сложившегося уровня риска кредитного портфеля банка;
-
оценка диверсификации
-
определение региональной
-
ранняя диагностика «
На
основе результатов проведенного анализа
кредитного портфеля и оценки его
качества в банке может проводиться
разработка новой кредитной политики
или с учетом полученных результатов
при необходимости –
Проведение анализа кредитного портфеля банка на регулярной основе необходимо, прежде всего, органам управления банка (главным образом уровня – топ-менеджеров). Результаты анализа позволяют руководству банка:
- выбирать вариант наиболее рационального (оптимального) размещения имеющихся ресурсов;
-
определять (корректировать) основные
направления кредитной
-
впоследствии – снижать риск
банка за счет дальнейшей
- принимать решения о целесообразности кредитования клиентов в зависимости от их отраслевой принадлежности, формы собственности, уровня финансового положения и др. факторов.
Информация о работе Оптимизация кредитного портфеля коммерческого банка