Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 16:29, курсовая работа
Цель исследования состоит в рассмотрении содержания ликвидности коммерческого банка, методики ее оценки и управления.
В соответствии с этой целью в работе ставятся следующие задачи:
- исследовать понятие «ликвидность коммерческого банка», его основные особенности;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1 ЛИКВИДНОСТЬ КОМЕРЧЕСКОГО БАНКА КАК ОДИН ИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЕГО НАДЕЖНОСТИ И ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ
1.1 Содержание банковской ликвидности……………………………………………..5
1.2 Факторы, влияющие на банковскую ликвидность, и риски,
возникающие под их влиянием…………………………………………………………15
1.3 Методы управления банковской ликвидностью………………………………....20
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМЕРЧЕСКОГО БАНКА ПО ОЦЕНКЕ И УПРАВЛЕНИЮ ЛИКВИДНОСТЬЮ (НА ПРИМЕРЕ ОАО АКБ «ТЮМЕНЬ»
2.1 Краткая характеристика ОАО АКБ «Тюмень»……….…………………….......32
2.2 Организация процесса оценки и управления ликвидностью в банке……….…35
2.3 Расчет показателей ликвидности предприятия………………………………….43
3 ДЕЙСТВИЕ КОМЕРЧЕСКОГО БАНКАПРИ КРИЗИСЕ ЛИКВИДНОСТИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ.…………………………..……47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….……………………………………………………………………….54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………………………....57
ПРИЛОЖЕНИЕ.……………………………………
снижение стоимости акций банка на рынке не менее чем на 20%, не связанное с движением фондового рынка.
Стадия кризиса А характеризуется тем, что некоторые известные на рынке крупные корпоративные клиенты уже перевели часть средств в другие банки; более чем на 20% против среднемесячных сократились остатки средств на счетах клиентов (исключая разовые платежи крупных клиентов) и среднедневные зачисления средств на счета клиентов; возможность фондирования с межбанковских рынков по ставкам для первоклассных заемщиков становится практически нереальной. При этом основная часть остатков по клиентским счетам еще остается в банке. Оперативной группой по управлению текущими рисками и ликвидностью принимаются следующие действия:
- о сложившейся ситуации информируется Главное управление Центрального банка по Приморскому краю, при наличии пакета государственных ценных бумаг прорабатывается вопрос о получении банком ломбардного кредита;
- ресурсы не размещаются на срок более 14 дней (увеличение высоколиквидных активов);
- прорабатываются вопросы с основными банками-контрагентами по условиям и возможностям фондирования;
- определяются потенциальные деловые партнеры, которые могли бы оказать помощь в реализации активов.
Стадия кризиса В характеризуется тем, что практически невозможно привлечь ресурсы с межбанковского рынка по среднерыночным ставкам; не менее половины банков-контрагентов закрыли лимиты, а остальные - сократили их не менее чем на половину; более чем на 30% против среднемесячных сократились остатки средств на счетах клиентов и на срочных депозитах. В этих условиях Оперативной группой по управлению текущими рисками и ликвидностью предпринимаются следующие действия:
- свободные ресурсы размещаются исключительно на условиях "овернайт";
- полностью используются кредитные линии "стендбай";
-проводятся переговоры с банками-контрагентами по возврату межбанковских кредитов и депозитов или привлекаются ресурсы против размещенных средств;
- прорабатывается вопрос о возможности привлечения ресурсов по ставкам выше среднерыночных;
- инициируются мероприятия по реализации и секьюритизации активов, при этом определяется целесообразность реализации активов ниже балансовой стоимости;
-сокращается финансирование сметы административно-хозяйственных расходов. При этом сокращению подвергаются расходы, которые не приостанавливают и не оказывают существенного влияния на основную деятельность банка (ремонт существующих и открытие новых офисов, оснащение рабочих мест мебелью и компьютерным оборудованием, обучение персонала, командировочные расходы и другие).
Стадия кризиса С характеризуется тем, что происходит массовый отток средств клиентов; активы, которые можно было продать, уже проданы; невозможно привлечь ресурсы с межбанковского рынка или от крупной корпоративной клиентуры; к тому же наблюдается нестабильная ситуация на рынке, другими словами, дефолт (невыполнение обязательств) неизбежен. Конечно, в случае возникновения кризиса ликвидности на финансовом рынке следует ожидать вмешательства Центрального банка, направленного на стабилизацию ситуации, например, скупки иностранной валюты у банков, предоставления стабилизационных кредитов. Однако в случае проблем с ликвидностью стоимость ресурсов оказывается непредсказуемой (возможно, чрезвычайно высокой), кроме того, резко возрастает риск изменения процентной ставки, возможно прекращение обычных расчетных операций.
В целях предупреждения кризиса ликвидности можно представить следующие рекомендации, соблюдение которых позволит избежать неблагоприятных ситуаций в будущем.
Во-первых, в случае возникновения серьезных и быстропротекающих изменений условий деятельности банка, а тем более в случае развития кризиса в банке или окружающей его финансовой среде, особенно важно оперативно получать необходимую информацию и также оперативно перестраивать (с точки зрения функций, взаимосвязей и структуры подразделений) свою деятельность. Для этого следует быстро и качественно разработать и наладить требуемые формы отчетности, информационные цепочки, системы коммуникаций и программного обеспечения, взаимосвязи между подразделениями. В случае перехода кризиса из скрытой стадии в явную, возможно, потребуется создание специализированного органа по антикризисному управлению в банке, который позволит аккумулировать информационные потоки, исходящие от отделов, автономно исполняющих функции в сфере управления ликвидностью.
Во-вторых, банку необходимо постоянно оценивать ликвидность баланса путем расчета коэффициентов ликвидности. В процессе анализа баланса на ликвидность могут быть выявлены отклонения в сторону как снижения минимально допустимых значений, так и их существенного превышения. В первом случае коммерческим банкам нужно в месячный срок привести показатели ликвидности в соответствие с нормативными значениями. Это возможно за счет сокращения, прежде всего, межбанковских кредитов, кредиторской задолженности и других видов привлеченных ресурсов, а также за счет увеличения собственных средств банка. Однако следует иметь в виду, что привлечение дополнительного капитала в форме выпуска новых акций вызовет сокращение дивидендов и неодобрение пайщиков.
В-третьих, банк должен определять потребность в ликвидных средствах хотя бы на краткосрочную перспективу. Прогнозирование этой потребности может осуществляться, например, методом структуры средств. Базовой предпосылкой метода является деление обязательств банка на укрупненные категории по степени их востребованности. Условно используется следующая классификация [41, с. 8]:
обязательства по «горячим» деньгам – пассивы, которые могут быть изъяты в любое время;
«лабильные» пассивы (ненадежные средства) – обязательства, значительная часть которых может быть изъята в любое время;
стабильные средства – обязательства, вероятность изъятия которых минимальна.
Банк, основываясь в значительной мере на опыте и субъективной оценке, устанавливает ориентировочные коэффициенты резерва ликвидных средств по каждой из категорий. Так, например, это может быть k=0,9 для первой категории, k=0,35 для второй и k=0,15 для третьей. Дополнительно необходимо учесть потенциальную потребность заемщиков банка в кредитах. Тогда суммарный резерв ликвидности будет равен:
Рл = 0,9*М1+0,35*М2+0,15*М3+1*К,
где
Рл – требуемый резерв ликвидности,
Мi – объем обязательств банка соответствующей категории,
К – потенциальная потребность заемщиков банка в кредитах.
Более корректным будет использование усовершенствованного метода структуры средств. При этом банк оценивает вероятность развития того или иного сценария. Тогда ожидаемые потребности банка в ликвидных средствах будут равны сумме произведений вероятности развития сценария (n) и величины ожидаемой ликвидной позиции банка при развитии n-ого сценария (сумма вероятностей всех сценариев равна единице).
В простейшем варианте банк рассчитывает наихудший, наилучший и наиболее вероятный сценарии. Для более точного понимая сущности выше описанного метода приведем условный пример, данные которого отражены в таблице 3.1.
Возможные сценарии | Ожидаемая средняя величина пассивов, ден. ед. | Ожидаемая средняя величина активов, ден. ед. | Ожидаемая позиция по ликвидности, ден. ед. | Вероятность, % |
Лучший сценарий | 170 | 110 | +60 | 15 |
Наиболее вероятный сценарий | 150 | 140 | +10 | 60 |
Худший сценарий | 130 | 150 | -20 | 25 |
Тогда ожидаемые потребности в ликвидных средствах составят:
Рл = 0,15*60+0,6*10+0,25*(-20) = +10 (ден. ед.)
В решении этой задачи поможет также предварительное изучение хозяйственных и финансовых условий на местном рынке, специфики клиентуры, возможностей выхода на новые рынки, а также перспективы развития банковских услуг, в том числе, открытие новых видов счетов, проведение операций по трасту, лизингу, факторингу и так далее. Причем, кроме местных факторов, необходимо учитывать также и общенациональные, например, изменения в денежно-кредитной политике, в законодательстве и другие.
Изучение всего этого, а также прогнозирование поможет банку более точно определить необходимую долю ликвидных средств в активе банка. При этом банк должен опираться на свой опыт.
В-четвертых, поддержание ликвидности на требуемом уровне осуществляется при помощи проведения определенной политики банка в области пассивных и активных операций, вырабатываемой с учетом конкретных условий денежного рынка и особенностей выполняемых операций. Другими словами, банк должен разработать грамотную политику управления активными и пассивными операциями.
Из всего вышеизложенного можно заключить, что механизм рыночной экономики и специфические условия деятельности банков делают кризис ликвидности почти неизбежным. Следовательно, любому банку следует уделять повышенное внимание проведению подготовительной работы по предупреждению кризиса ликвидности, и в частности разработке и совершенствованию планов антикризисного управления. Последний позволяет определять конкретные действия в различных стадиях кризиса.
Кроме этого, каждый коммерческий банк должен проводить профилактические работы, направленные на организацию мероприятий, позволяющих максимально снизить вероятность возникновения кризиса в будущем. Как было изложено выше, к ним следует отнести: постоянную оценку ликвидности баланса путем расчета коэффициентов ликвидности, которая позволяет предупредить снижение их ниже нормативно установленных значений; планирование и прогнозирование оптимального размера потребности в ликвидных средствах, что позволит избежать избыточной ликвидности в будущем либо ее недостатка; обеспечение поддержания своей ликвидности на заданном уровне на основе как анализа ее состояния, складывающегося на конкретные периоды времени, так и прогнозирования результатов деятельности и проведение в последующем научно-обоснованной экономической политики в области формирования уставного капитала, фондов специального назначения и резервов, привлечения заемных средств сторонних организаций; осуществление грамотной политики в области управления активами и пассивами.
В курсовая работе нами рассмотрены и проанализированы определения ликвидности, предложенные различными авторами, а также основные понятия, связанные с данной категорией. Особое внимание уделено классификации факторов, воздействующих на банковскую ликвидность, по признаку отношения к деятельности кредитной организации. К таковым относятся макроэкономические (внешние) факторы, через которые осуществляется воздействие внешней среды на деятельность банка, и микроэкономические (внутренние) факторы, связанные с его политикой. Помимо перечисленных факторов, нами исследованы ценовые и количественные риски ликвидности, складывающиеся под их влиянием, основные типы и методы защиты от них. Также в работе изучены основные теории и методы управления ликвидностью.
В курсовой подробно отражена организация процесса оценки и управления ликвидностью в АКБ «Тюмень», а также произведен анализ ликвидности методом коэффициентов и методом анализа разрыва в сроках погашения требований и обязательств.
В своей деятельности по оценке и управлению ликвидностью банк «Тюмень» руководствуется такими внутрибанковскими документами, как Положение «О политике по управлению и контролю за состоянием ликвидности», методика оценки ликвидности, временный порядок формирования ежедневной платежной позиции. Основными структурными подразделениями, ответственными за разработку и проведение соответствующей политики по управлению ликвидностью, являются Управление Казначейство и Финансово-экономическое Управление. Управление Казначейство осуществляет контроль за состоянием и оперативное управление мгновенной ликвидностью. Финансово-экономическое Управление осуществляет контроль за состоянием текущей и долгосрочной ликвидности на еженедельной и ежемесячной основах.
Количественный и качественный анализ состояния ликвидности банка производится на основании:
1. фактических значений обязательных нормативов ликвидности, установленных Банком России;
2. структуры ресурсов и вложений;
3. значений показателей и коэффициентов избытка (дефицита) ликвидности, рассчитанных нарастающим итогом на основании данных баланса банка.
С помощью расчета нормативов ликвидности определяется соотношение между активами и пассивами с учетом сроков, сумм, типов активов, пассивов, а также удельный вес ликвидных активов в общем объеме суммарных активов. Банк рассчитывает следующие обязательные нормативы ликвидности: норматив мгновенной ликвидности (Н2), текущей ликвидности (Н3), долгосрочной ликвидности (Н4), общей ликвидности (Н5). Норматив ликвидности по операциям с драгоценными металлами (Н14) не рассчитывается в связи с отсутствием у банка соответствующей лицензии.