Оценка эффективности оборотных средств на предприятиях туриндустрии и гостеприимства

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:52, реферат

Краткое описание

Каждое предприятие, начиная свою деятельность, должно располагать определённой денежной суммой. Оборотные средства предприятий призваны обеспечивать непрерывное их движение на всех стадиях кругооборота с тем, чтобы удовлетворять потребности производства в денежных и материальных ресурсах, обеспечивать своевременность и полноту расчетов, повышать эффективность использования оборотных средств.
Проблема эффективного хозяйствования торговых предприятий включает лучшее использование их фондов, и в первую очередь - оборотных средств. Наличие у предприятия достаточных оборотных средств является необходимой предпосылкой для его нормального функционирования в условиях рыночной экономики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1. Оборотные средства предприятия………………………………………..................................4
1.1 Сущность оборотных средств предприятия......................................................................4
1.2 Состав и структура оборотных средств..............................................................................7
2. Оценка эффективности использования оборотных средств на предприятиях туриндустрии и гостеприимства ……………...................................................................................................10
Заключение........................................................................................................................................16
Список литературы...........................................................................................................................17

Файлы: 1 файл

реферат по экономике.doc

— 221.50 Кб (Скачать)

     Коэффициент трансформации показывает, сколько рублей оборота получается с каждого рубля активов, то есть в какой оборот трансформируется каждый рубль активов. Коэффициент трансформации можно также интерпретировать как оборачиваемость активов. В этом случае коэффициент трансформации показывает, сколько раз за данный период оборачивается каждый рубль активов.

     Регулирование экономической рентабельности сводится к воздействию на обе ее составляющие: коммерческую маржу и коэффициент трансформации. При низкой прибыльности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота капитала и его элементов. Низкая деловая активность предприятия может быть компенсирована снижением затрат на производство продукции или ростом цен на продукцию, то есть повышением рентабельности продаж.

     На  коммерческую маржу влияют такие  факторы, как ценовая политика, объем  и структура затрат. Коэффициент  трансформации зависит от отраслевых условий деятельности, а также экономической стратегии самого предприятия. Согласовать высокую коммерческую маржу с высоким коэффициентом трансформации очень трудно, так как в математических формулах оборот присутствует в числителе одного сомножителя и в знаменателе другого. Вследствие этого при наращивании оборота экономическую рентабельность удается увеличить только тогда, когда возросшему обороту соответствуют рациональные активы и чистая прибыль начинает расти быстрее оборота.[3]

     Как известно, нахождение оборотных средств в сфере обращения не способствует созданию нового продукта. В связи с этим необходимо обеспечивать рациональную сбытовую политику предприятий туризма и гостиничного бизнеса, применение прогрессивных форм расчетов, своевременное оформление документации и ускорение ее движения, соблюдение договорной и платежной дисциплины.

     Ускорение оборота оборотных средств позволяет  высвободить значительные суммы  и, таким образом, увеличить объем  производства без дополнительных финансовых ресурсов, а высвободившиеся средства использовать в соответствии с потребностями предприятия.[2]

     На  показатели эффективности управления оборотными средствами на предприятиях туризма и гостиничного комплекса положительно влияют получение отсрочек платежа от поставщиков товаров и услуг, своевременное получение платежей за выполненные услуги, отсутствие сверхнормативных запасов и т.д. Негативно сказываются замораживание определенной части средств в запасах (резервных и текущих запасах сырья, запасах готовой продукции), предоставление отсрочек платежа клиентам и т.п. Потребность предприятий индустрии туризма в оборотных средствах в стоимостном выражении, необходимая для обеспечения нормального функционирования предприятия, называется финансово-эксплуатационной потребностью предприятия (ФЭП).

     Чтобы определить финансово-эксплуатационную потребность предприятия в оборотных  активах, нужно суммировать запасы сырья и готовой продукции  и долговые права по отношению  к клиентам (дебиторскую задолженность) и вычесть долговые обязательства поставщикам (кредиторскую задолженность).[5]

     На  ФЭП оказывают влияние такие  основные факторы:

  • длительность производственного и сбытового циклов: чем быстрее сырье превращается в готовую продукцию, а готовая продукция — в деньги, тем меньше иммобилизация денежных средств в запасах сырья и готовой продукции;
  • темпы роста производства, так как величина ФЭП непосредственно зависит от величины оборота и изменяется пропорционально динамике оборота. Другими словами, больший объем выпуска требует и больших средств на сырье, материалы, энергоносители и пр. Кроме того, в условиях инфляции предприятия предпочитают создавать большие запасы сырья, чтобы не переплачивать после очередного повышения цен;
  • сезонность производства и реализации готовой продукции, а также снабжения сырьем и материалами. Несоответствие сроков поступлений и платежей может довести предприятие до отсутствия средств для осуществления расчетов в выполнение своих обязательств — так называемой технической неплатежеспособности (разрыва ликвидности).
 

     В современных условиях многие предприятия  испытывают недостаток оборотных средств, т. е. такую ситуацию, когда норматив превышает сумму оборотных средств. Причиной его возникновения может  стать невыполнение плана по прибыли, использование прибыли на цели, не предусмотренные планом, несвоевременное финансирование норматива оборотных средств, отвлечение оборотных средств, т. е. иммобилизация.

Заключение

 

     Таким образом, значительные резервы повышения  эффективности использования оборотных средств на предприятиях туризма и гостиничного бизнеса сосредоточены непосредственно в системе управления предприятием. Прежде всего это относится к управлению производственными запасами. Являясь одной из составных частей оборотных средств в гостиничных предприятиях, они играют важную роль в обеспечении непрерывности процесса производства.

       В то же время производственные  запасы представляют собой ту часть средств производства, которая временно не участвует в производственном процессе. Рациональная организация производственных запасов является важным условием повышения эффективности использования оборотных средств. Основные пути сокращения запасов сводятся к ликвидации сверхнормативных запасов, совершенствованию нормирования, улучшению организации снабжения, в том числе посредством установления четких договорных условий поставок и обеспечения их выполнения, оптимального выбора поставщиков, налаживания работы транспорта.

     Большое значение имеет улучшение организации  складского хозяйства. При расчете величины плановых запасов для предприятий гостиничного комплекса важную роль играют учет сезонности и анализ спроса на гостиничные услуги. Ретроспективный анализ показателей заполняемое™ гостиницы позволит выявить и спрогнозировать необходимый уровень материальных запасов, который необходим в каждый промежуток времени.

     Можно выделить следующие основные пути ускорения  оборачиваемости оборотных средств:

  • на стадии подготовки к производству — расчет научно обоснованных норм и нормативов оборотных средств;
  • на стадии производства — сокращение длительности производственного цикла посредством автоматизации, комплексной механизации, применения новейших научных открытий и технических изобретений, замена дорогостоящих материалов более дешевыми, повторное использование тары, инструмента, ритмичность выпуска продукции.
  • на стадии обращения — увеличение объема и обеспечение ритмичности продажи продукции, что способствует бесперебойной отгрузке покупателям и своевременному поступлению денежных средств за нее на расчетный счет; развитие системы расчетов в народном хозяйстве, своевременное оформление документов и строгое соблюдение платежной дисциплины.

Список источников

  1. Морозов М.А. Экономика и предпринимательство в социально – культурном сервисе и туризме.- М : Туризм, 2004. – 287 с
  2. Карлик А.Е., Шухгальтер М.Л. Экономика предприятия.- М: ИНФРА – М,2009. – 432 с (серия высшее образование)

3.       Балабанов И.Т. Анализ и планирование  финансов хозяйствующего

субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 524 с.

4.       Барногльц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности

предприятий и  объединений, М.: Финансы и статистика, 2009. – 427 с.

5.       Быкадоров В.Л., Алексеев П.Д. Финансово-экономическое состояние

предприятия. – М.: ПРИОР-СТРИКС, 2009. – 382 с.

6.   Ефимова О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия. – М.:

ВЛАДОС, 2008. – 194 с.

7.   Павлова Л.Н. Финансы предприятий. – М.: Финансы, «ЮНИТИ», 2006. – 437 с.

8. Хорин А.Н. Анализ оборотного капитала// Бух. учет. - 2009. - №6. - с.23-26. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Оценка эффективности оборотных средств на предприятиях туриндустрии и гостеприимства