Общественное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 17:10, контрольная работа

Краткое описание

1. Выберите из учебников различные определения предмета экономиче-ской теории и укажите, какое из них вам кажется наиболее точным.
Предметом изучения экономической теории является поведение или дея-тельность человека, предприятия, группы людей или общества в целом, в услови-ях определённой экономической системы.
2. В чем состоит, на ваш взгляд, условность разделения экономики на микро- и макросистемы?
Микро и макроэкономика изучают многие схожие объекты: например, .рынок как систему отношений изучает микроэкономика , как и отдельные рынки, а рынок как экономическую систему – макроэкономика. Человек как потребитель - объект изучения в микроэкономике, а как носитель профессиональных навыков на рынке труда - макроэкономика.
3. Говоря о том, что потребности людей возрастают, что мы под этим подразумеваем: количественные изменения потребностей, качественные из-менения или и те и другие?
Рост потребностей связан с их количественной и качественной оценкой в связи с происходящими изменениями
4. Если бы каждый человек получил такую сумму денег, какую хотел, означало бы это, что проблема ограниченности перестала существовать?
Нет, так как при отсутствии нужных товаров и услуг изобилие денег не снимает проблемы ограниченности
2. Тесты
Укажите, какие из приведенных положений являются правильными.
1. В следующих случаях речь идет о проблемах микроэкономики:
а) фирме удалось использовать для производства вместо натурального сы-рья искусственное, и затраты на производство снизились;
б) выпавший снег и наступившие холода привели к гибели кофейных де-ревьев и росту цен на кофе на мировых рынках;

Файлы: 1 файл

раб тетр микроэкономика (2-1).doc

— 1.10 Мб (Скачать)

Переход от одной формации к другой объясняется тем, что нарастает несоответствие между уровнем и характером развития производительных сил и сковывающими их старыми отношениями собственности. В какой-то момент противоречия становятся столь острыми, что старые отношения собственности революционным путем «взрываются». При этом главной революционной силой выступают эксплуатируемые классы.

В частности, неизбежность социалистической (или пролетарской, по имени главного революционного класса) революции обосновывалась тем, что производительные силы достигли такой степени обобществления, что более не могут развиваться в рамках частной собственности. Они требуют создать адекватную им форму собственности - общественную, тем самым дать новый, невиданный простор для развития производительных сил.

Между формационным и цивилизационным подходами существуют определенные сходства. Так, первые три формации (первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная) соответствуют традиционной цивилизации, капиталистическая - рыночной. Наконец, обе схемы классификации выделяют социализм как особый общественный строй. Совпадают и многие черты описания той или иной цивилизации (формации). Наиболее же существенное различие состоит в том, что цивилизационный подход не придает в развитии экономики решающего значения борьбе классов и революциям. Напротив, он делает больший акцент на способах решения трех фундаментальных проблем экономики в разных обществах.

4. Перечислите  главные черты традиционной экономики.

1) частная собственность на средства  производства и личный труд  их владельцев;

2) крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов;

3) общинное ведение хозяйства, натуральный  обмен;

4) преобладание ручного труда.

5. Охарактеризуйте плановую  и рыночную экономику на основе  их конституирующих элементов:

 

Виды экономических сис-

тем

Конституирующие признаки

Форма

собственности

Механизм обеспечения

информациеи координации

Методы мотивации людей

к труду

Способ организации принятия

решении

Плановая

система

 

государсвенная

В плановой экономике, в основе которой лежит централизованная организация, экономическая деятельность осуществляется по инструкциям и директивам, разрабатываемым высшими плановыми органами (Комитетом по планированию, Госпланом и др. единым плановым центром). Их доводят до нижестоящих организаций, которые обязаны обеспечить выполнение плана.

В связи с этим разрабатывается определенная система стимулов и санкций, поощряющих выполнение директив или осуждающих участников за отказ их выполнения

Предпочтения потребителей учитываются, но в незначительной мере.. Иные механизмы в централизованной организации исключаются. Такой процесс именуют директивным планированием.

Рыночная

система

 

частная

В рыночной экономике, в основе которой лежит децентрализованная организация, предпочтения отдаются рынку..

получение максимальной прибыли

рынок является основным инструментом принятия решений


 

6. Определите достоинства  и недостатки рыночной экономики. Полученные результаты оформите в таблицу:

Достоинства

Недостатки

1) стимулирует высокую  эффективность производства; 

2) справедливо распределяет  доходы по результатам труда; 

3) не требует большого аппарата управления

1) усиливает социальное  неравенство в обществе; 

2) вызывает нестабильность  в экономике; 

3) безразлична к ущербу, который может наносить бизнес человеку и природе.


 

7. Опишите взаимосвязи  основных черт рыночной экономики.

На приводимой ниже схеме в виде прямоугольников схематически изображены основные черты рыночной экономики. Соедините стрелками те черты, которые на ваш взгляд являются взаимосвязанными. Подпишите на стрелках характер влияния одной черты на другую. Например, черта А «порождает» (надпись на стрелке) черту Б, которая в свою очередь «противодействует» (надпись на стрелке) черте В и т.д.

2. Тесты

Определите, какой тип экономической системы — плановой (1), рыночный (2), смешанный (3) — характеризуют следующие высказывания:

а) предприятие выпустило 2000 токарных станков, но оказалось в сложной ситуации — оно не может их продать;

б) в магазине стояла длинная очередь за хлебом: с завтрашнего дня ожидалось повышение цен, и потому люди покупали хлеб впрок;

в) члены независимой партии любителей пива в большинстве своем потомственные пивовары; они производят пиво, используя новейшие технологии, понимая, что таким путем они могут получить более высокую прибыль;

г) распоряжение главы государства гласило, что впредь до особого распоряжения в стране прекращена свободная купля-продажа иностранной валюты;

д) страна вступила в полосу затяжного экономического кризиса, и правительство издало постановление о продлении срока выплаты пособия по безработице до полутора лет;

е) коллектив предприятия был премирован за сверхплановый выпуск продукции;

ж) выпускники медицинского училища были направлены на работу в сельские больницы Вологодской области;

з) засуха этого года привела к росту цен на пшеницу.

1 – е, ж

2 – г

3 – а, б, в, д, з

Выберите один правильный ответ. Свой выбор обоснуйте.

Тест

Обоснование

1. Конкуренция в экономике  существует:

а) только среди производителей;

б) только в обществе, использующем

деньги;

в) вследствие ограниченности ресурсов;

г) только среди потребителей.

а) только среди производителей;

основное -сохранить рынок сбыта

с помощью цены и качества

2. В конкурентной рыночной  экономике приоритет отдается  интересам:

а) государства;

б) продавцов;

в) покупателей;

г) производителей.

в) покупателей;

они основной стимул производства

3. Фактором производства  не является:

а) капитал;

б) земля;

в) деньги;

г) предпринимательские способности;

д) труд.

г) предпринимательские способности

они только влияют на эффективность производства

4. Способность рыночной  экономики к

саморегулированию объясняется:

а) умением предпринимателей верно

оценивать объем и динамику рынка;

б) значительной степенью правительст-

венного вмешательства;

в) развитием политической демократии;

г) конкурентным механизмом, дейст-

вующим на основе цен, прибылей и

убытков;

д) координацией деятельности крупней-

ших фирм (в современных условиях).

г) конкурентным механизмом, действующим на основе цен, прибылей и убытков;

5. Преимуществами плановой экономики это:

а) быстрый технический прогресс и вне-

дрение изобретений;

б) широкий выбор потребительских то-

варов;

в) отсутствие безработицы и небольшая

социальная дифференциация населения;

г) эффективное использование ресурсов.

в) отсутствие безработицы и небольшая социальная дифференциация населения;

здесь нет конкуренции,

6. Правительство охраняет  рыночную

систему посредством:

а) закрытия предприятий, загрязняющих

окружающую среду;

б) строительства дорог и мостов;

в) запрета на продажу алкоголя лицам, не достигшим 21 года;

г) разработки антимонопольного законо-

дательства.

г) разработки антимонопольного законодательства.

7. Государства в рыночной  экономике не

осуществляет:

а) антимонопольное регулирование;

б) обеспечение общественными благами;

в) определение цен на продукты и ресур-

сы;

г) перераспределение доходов.

а) антимонопольное регулирование;

8. Частные блага отличаются  от общест-

венных тем, что:

а) делимы;

б) потребляются совместно;

в) могут быть предоставлены даже тем,

кто не платежеспособен;

г) неисчерпаемы по потреблению.

в) могут быть предоставлены даже тем, кто не платежеспособен;

9. Положительные внешние  эффекты

создает:

а) вакцинация работников предприятия

против гриппа;

б) низкие цены на продукты питания;

в) оказание социальной помощи мало-

имущим;

г) увеличение прибыли фирмы, произво-

дящей детские коляски.

в) оказание социальной помощи малоимущим;


 

3. Задача

Характер взаимодействия субъектов рыночного хозяйства может быть пред-ставлен в виде кругооборота продуктов, ресурсов и доходов. Проанализируйте схему и определите недостающие в ней цифровые данные.

 

Экономический кругооборот (кругооборот ресурсов и доходов) - круговое движение реальных экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных поступлений и расходов. Это схематическое изображение взаимосвязанных основных рыночных потоков в экономике.

 

 

 

 

 

 

 

РАБОЧИЙ ЛИСТ К ТЕМЕ 2.2

«СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ».

 

1. Какие неценовые  факторы наиболее сильно влияют  на спрос в современной России?

К неценовым факторам спроса относятся изменения:

1) доходов потребителей. Для большинства товаров характерна  следующая зависимость: рост дохода  приводит к увеличению спроса  на товары, а сокращение - к его снижению. При этом рост дохода вызывает сдвиг кривой спроса вправо вверх, а его уменьшение - влево вниз. Товары, для которых характерна данная зависимость, называют нормальными. Товары, для которых наблюдается обратная зависимость, между изменением дохода и величиной спроса, называются товарами низшей категории;

2) вкусов и предпочтений  потребителей, что приводит к  изменению спроса и удалению  или приближению кривой спроса к началу координат;

3) цен на, взаимозаменяемые  и взаимодополняемые товары. При  увеличении цены на один из взаимозаменяемых товаров спрос на другой увеличится, так как рациональный потребитель будет заменять более дорогой товар тем, цена которого осталась прежней. Такая ситуация будет наблюдаться при повышении ценна отдельные виды мяса, круп, овощей и других товаров. В случае взаимодополняемых товаров рост цены на один товар, например бензин, вызовет падение спроса на другой, например машинное масло (кривая спроса на машинное масло сдвинется влево);

4) ожиданий потребителей. Так, ожидание дальнейшего роста  цен, повышения доходов, таможенных пошлин на импортируемые товары будет увеличивать текущий спрос и приведет к сдвигу кривой спроса вправо. Россия , в отличии, от других стран, демонстрирует, что при ожидании кризиса, наблюдается ажиотажный спрос: россияне предпочитают не сберегать, скорее всего, девальвирующиеся рубли, а избавляться о них.

Кроме того, к неценовым факторам следует отнести возрастную структуру населения, распределение дохода среди демографических групп населения, размер домашнего хозяйства. Например, старение населения будет способствовать падению спроса на жилье, товары и услуги, связанные с образованием. Рост доходов молодых семей при неизменных доходах в целом приведет к увеличению спроса на товары длительного пользования. Типичный пример – Россия в 2006- первой половине 2008 годах, когда вступило во взрослую жизнь многочисленное поколение, родившееся в первой половине 80х годов. Это увеличило спрос на жилье спровоцировало его искусственное подорожание.

На потребительский выбор влияют реклама и другие формы стимулирования сбыта, а также неэкономические факторы, например погода. Повышение спроса, вызванное тем или иным неценовым фактором, может быть показано смещением всей кривой спроса DD вправо вверх. И наоборот, если неценовые факторы вызвали снижение потребительского спроса на рынках, то пpoиллюстрировать его можно сместившейся кривой спроса влево вниз.

2. Какую роль  имеет фактор времени в формировании  рыночного предложения?

Факторами изменения предложения следует считать изменение совокупности ситуационных условий, затрагивающих сферу производства товаров, а не существующую рыночную цену данного товара. Каковы эти условия? Если их перечислить лишь с кратким комментарием, то указать следует прежде всего следующие. Во-первых, уровень технологии производства данных товаров, если под технологией, или «ноу-хау» понимать и пропорции, и качество применяемых факторов производства. Это квалификация применяемого труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективная организация производства и труда и другие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержек выпускаемой продукции.

Во-вторых, существенным условием изменения предложения выступает государственная налоговая политика, политика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и т.п. Перечисленные факторы способны существенно повлиять на уровень издержек производства, способствуя расширению или ограничению выпуска продукции данного вида. Как известно, налог во всем его размере полностью включается в цену готовой продукции. Потребитель может оплатить покупая ее, или не оплатить, отказавшись от покупки по данной, завышенной налогом цене. Непроданная продукция означает только одно; сокращение производства, т.е. предложения товаров. В противоположном направлении влияют на уровень издержек производства субсидии, льготные кредиты и т.п. формы поддержки выпускающих продукцию фирм и предпринимательства в целом. В этом случае предложение ими товаров на рынках будет возрастать.

В, третьих, предложение товаров во многом зависит от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых ресурсов и факторов производства. Например, нaтyральные сырьевые ресурсы, виды энергии могут быть заменены искусственными, более дешевыми по цене и не снижающих стандарты качества продукции. Их применение в значительной степени способно снижать издержки производства, удешевлять выпускаемую продукцию. Взаимозамещением можно изменить пропорции труда работников и автоматики в производстве, что также обеспечит экономию издержек.

В-четвертых, экономию издержек могут принести также снижающиеся цены ресурсов и факторов производства. Соответственно таким способом можно вызвать рост предложения товаров.

Если рассматривать приведенные выше факторы с помощью графика и кривой предложения SS, то все случаи роста предложения могут быть показаны смещением этой кривой впpaво. Смещение влево показывает снижение предложения. В этой ситуации под влиянием неценовых факторов, описанных выше, будет предложено меньшее количество товаров, хотя их рыночная цена осталась неизменной. Фактор времени – важнейший показатель в определении эластичности. Существует три временных периода, влияющих на эластичность предложения, – краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.

Краткосрочный период – слишком короткий для осуществления фирмой каких-либо изменений в объеме выпускаемой продукции, и в этом временном периоде предложение неэластично. Среднесрочный период повышает эластичность предложения, так как дает возможность расширить или сократить производство продукции на существующих производственных мощностях, но он недостаточен для введения новых мощностей. Долгосрочный период при росте спроса на товары отрасли допускает расширение или сокращение фирмой своих производственных мощностей, а также приток в отрасль новых фирм или, при сокращении спроса на продукцию отрасли, закрытие фирм. Эластичность предложения в данном периоде выше, чем в двух предыдущих периодах. Следует отметить, что предложение в текущем периоде остается фиксированным, так как производители не успевают отреагировать на изменения на рынке.

3. Каково практическое  применение теории ценовой эластичности?

Показатель эластичности спроса по цене можно использовать для анализа доходов (выручки от продаж) какого-либо блага.

Проиллюстрируем эту зависимость с помощью линейной кривой спроса. В каждой ее точке значение эластичности разное.

Пусть R =pQ - выручка от продаж. Тогда

R’p=dR/dp = Q+Q'pp =Q(1+eD),

где eD - эластичность спроса по цене. Таким образом, еслиeD - <1, то есть |eD|<1 (спрос эластичный) имеет место:R'p<0, или доход - убывающая функция от цены. Если |eD|>-1,тоесть |eD|<1 (спрос неэластичный) имеет место:R'p>0, или доход - возрастающая функция от цены.

При эластичном спросе (влево от середины линии спроса) выручка растет с увеличением количества товара, или уменьшением цены, а при неэластичном - растет при увеличении цены (отмечено стрелками). При единичной эластичности спроса (точно посередине линии спроса) выручка достигает максимума.

Общие расходы потребителей (или выручка продавцов) при изменениях цен

Информация о работе Общественное производство