Общественное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 17:10, контрольная работа

Краткое описание

1. Выберите из учебников различные определения предмета экономиче-ской теории и укажите, какое из них вам кажется наиболее точным.
Предметом изучения экономической теории является поведение или дея-тельность человека, предприятия, группы людей или общества в целом, в услови-ях определённой экономической системы.
2. В чем состоит, на ваш взгляд, условность разделения экономики на микро- и макросистемы?
Микро и макроэкономика изучают многие схожие объекты: например, .рынок как систему отношений изучает микроэкономика , как и отдельные рынки, а рынок как экономическую систему – макроэкономика. Человек как потребитель - объект изучения в микроэкономике, а как носитель профессиональных навыков на рынке труда - макроэкономика.
3. Говоря о том, что потребности людей возрастают, что мы под этим подразумеваем: количественные изменения потребностей, качественные из-менения или и те и другие?
Рост потребностей связан с их количественной и качественной оценкой в связи с происходящими изменениями
4. Если бы каждый человек получил такую сумму денег, какую хотел, означало бы это, что проблема ограниченности перестала существовать?
Нет, так как при отсутствии нужных товаров и услуг изобилие денег не снимает проблемы ограниченности
2. Тесты
Укажите, какие из приведенных положений являются правильными.
1. В следующих случаях речь идет о проблемах микроэкономики:
а) фирме удалось использовать для производства вместо натурального сы-рья искусственное, и затраты на производство снизились;
б) выпавший снег и наступившие холода привели к гибели кофейных де-ревьев и росту цен на кофе на мировых рынках;

Файлы: 1 файл

раб тетр микроэкономика (2-1).doc

— 1.10 Мб (Скачать)

 

 

3. Задачи

1. Домашняя хозяйка решила  открыть прачечную и рассчитывает  получить

годовую выручку от этого заведения, равную -120 тыс. р. Для этого ей необходимо:

— арендовать помещение и платить годовую арендную плату в размере 30 тыс. р.;

— нанять двух помощников с оплатой 20 тыс. р. в год, труд которых будет оплачиваться из выручки;

— купить оборудование стоимостью 60 тыс. р.;

— оплатить прочие расходы (инвентарь, стиральный порошок, ополаскиватели и т.д.), которые составляют 15 тыс. р. в год.

Для покупки оборудования, срок службы которого составляет 10 лет, она решила использовать семейные сбережения. Банковский процент по депозитам равен 25%, а по кредитам — 30% годовых.

Определите:

а) величину годовых бухгалтерских и экономических издержек;

б) величину годовой бухгалтерской и экономической прибыли.

_ Величина годовых бухгалтерских издержек;

(30+15+20*2)*(1+0,25)=106,25тыс. руб

Величина годовых экономическиских издержек;

(30+15+20*2)*(1+0,25)+60-60*(0,3)=148,25тыс. руб

в) величину годовой бухгалтерской и экономической прибыли.

120-106,25=13,75тыс. руб

120-148,25=-28,25тыс. руб

2. Информация о деятельности  фирмы, кроме представленной в  таблице, оказалась утраченной. Восстановите  недостающую информацию об издержках  фирмы. 

Q

ТС

VC

FC

AC

AVC

.AFC

MC

0

30

           

1

34

18

16

34

18

16

-4

2

30

14

16

15

7

8

4

3

36,5

21

15,5

12,17

7

5,17

-6,5

4

34,5

18,5

16

8,63

4,625

4

2

5

33,5

17,5

16

6,7

3,5

3,33

1


 

РАБОЧИЙ ЛИСТ К ТЕМЕ 2.4

« КОНКУРЕНЦИЯ».

 

1. Сравните следующие  определения конкуренции. Какое  из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает сущность явления:

«Конкуренция - это соревнование между хозяйствующими субъектами ради прибыли».

«Конкуренция - это отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности».

«Конкуренция - это принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики».

Второе, потому что под конкуренцией в общем смысле понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными конкурентами (соперниками), заинтересованными в достижении одной и той же цели. Экономическая конкуренция предполагает соперничество между различными производителями (потребителями) на рынке за более выгодные условия производства и реализации (приобретения) товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от состояния рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание – важнейшее свойство товарно-рыночного хозяйства.

2. Охарактеризуйте  рыночные структуры:

 

Тип рыночной структуры

Число фирм

Тип продукта

Контроль над ценой

Условия вступления в отрасль

Чистая (совершенная) конкуренция

Очень большое

стандартизированный

отсутствует

Очень легкие,

препятствия

отсутствуют

Монополистическая конкуренция

много

дифференцированный

Некоторый, но в довольно узких пределах

Сравнительно

легкие

Олигополия

несколько

Стандартизированный или дифференцированный

Ограничен взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре

Наличие

существенных препятствий

Чистая монополия

одна

Уникальный, нет близких заменителей

Значительный

Блокировано


 

3. Опишите общие  черты рынков несовершенной конкуренции.

Несовершенная конкуренция проявляется в следующих формах:

  1. монополистическая конкуренция - рынок, на котором многие фирмы продают дифференцированный продукт, фирмы обладают известным контролем над продажной ценой производимого ими товара и действует значительная неценовая конкуренция; доступ на рынок относительно свободен;
  2. олигополия - рынок, который отличается небольшим числом продавцов, и эта « немногочисленность» означает, что решения об определении цен и объемов производства являются взаимозависимыми;
  3. чистая (естественная) монополия - рынок, на котором одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги (например, местная электрическая компания).

4. Приведите примеры  из российской действительности, когда частично выполняются условия совершенной конкуренции. Велика ли на ваш взгляд роль этого типа рынка в экономике нашей страны?

Большинство новых бизнесменов начинало свое дело буквально с нуля: крупных капиталов в СССР ни у кого не было. Поэтому мелкий бизнес охватил даже те сферы, которые в других странах контролируются крупным капиталом. Нигде в мире мелкие фирмы не играют заметной роли в экспортно-импортных операциях. В нашей стране многие категории потребительских товаров завозятся преимущественно миллионами челноков, т. е. даже не просто мелкими, а мельчайшими предприятиями. Точно так же только в России строительством для частных лиц и ремонтом квартир активно занимаются «дикие» бригады мельчайшие фирмы, часто действующие без всякой регистрации. Специфически русским феноменом является и «мелкооптовая торговля» на многие языки этот термин даже трудно перевести. По-немецки, например, оптовая торговля называется «крупной торговлей» Grosshandel, поскольку обычно ведется в больших масштабах. Поэтому, русское словосочетание «мелкооптовая торговля» немецкие газеты часто передают абсурдно звучащим термином «мелкокрупная торговля».

Челноки, торгующие китайскими кроссовками; и ателье, фотографии, парикмахерские; продавцы, предлагающие одни и те же марки сигарет и водки у станций метро, и автомастерские; машинистки и переводчики; специалисты по ремонту квартир и торгующие на колхозных рынках крестьяне всех их объединяет примерная одинаковость предлагаемого продукта, ничтожные в сравнении с размерами рынка масштабы бизнеса, многочисленность продавцов, т. е. многие из условий совершенной конкуренции. Обязательна для них и необходимость принимать сложившуюся на рынке цену. Критерий совершенной конкуренции в сфере малого бизнеса России выполняется достаточно часто. Вообще, пусть и с некоторым преувеличением, Россию можно назвать страной-заповедником совершенной конкуренции. Во всяком случае близкие к ней условия существуют во многих секторах экономики, где преобладает новый частный бизнес (а не приватизированные предприятия).

5. Охарактеризуйте  типы монополистических объединений.

Сбытовые монополии. В России еще в 80-е гг. прошлого века начали создаваться первые монополистические союзы - картели, координировавшие сбыт предприятий-участников. Они не имели общего органа и быстро распались, когда конкуренция несколько смягчилась в годы промышленного подъема 90-х гг.

Но во время кризиса начала 90-х гг. и последовавшей депрессии, в условиях резкого роста конкуренции за сократившийся сбыт, возникли синдикаты - сбытовые монополистические объединения с единым центром в виде конторы по продаже продукции, выпускавшейся участниками. Монополии формально были запрещены в России, но синдикаты, координирующий орган которых имел форму официально зарегистрированного акционерного общества, сохранялись и крепли. В России действовало более 150 синдикатов. Одной из первых была создана Продамета, официально называвшаяся Обществом по продаже изделий русских металлических заводов. Общество объединяло более 20% металлообрабатывающих заводов, производивших 80% всей продукции отрасли. Затем организовались Кровля, Трубопродажа, Гвоздь, Проволока, Продвагон, Медь, Продуголь и др. Возникали синдикаты и в легкой промышленности, хотя и меньше. Производственные монополиипредставляли собой объединение и сбыта и производства в единое предприятие. В годы предвоенного промышленного подъема (1910-1913), когда сбытовая конкуренция снизилась, а борьба за сырье обострилась, в России появились производственные монополистические объединения – концерны и тресты. Предприятия части концерна формально сохраняли юридическую самостоятельность, но фактически подчинялись единому руководству. Так создавались металлургические и машиностроительные концерны Коломна-Сормово, объединивший не только два крупнейших машиностроительных завода, но и горнодобывающие предприятия; Путиловско-Невский и др.

При трестировании объединение было настолько тесным и полным, что и юридически это был уже не союз, а новое единое предприятии, проглотившее самостоятельных ранее участников. Тресты (Ниточный, Табачный и др.) часто имели вид холдингов, создавашихся за рубежом (в России это было крайне сложно) и владевших контрольными пакетами акций своих предприятий.

6. Что такое  ценовая дискриминация? Какие ее  разновидности вы знаете?

Ценовая дискриминация-это ситуация на рынке, когда один и тот же товар или услуга продается различным покупателям по различным ценам.

Ценовая дискриминация первого рода (совершенная ЦД) - практика взимания с каждого покупателя платы, равной его субъективной цене, то есть максимальной цене, которую покупатель готов заплатить. Является, скорее, идеальным случаем, так как продавец не знает абсолютно точно субъективную цену каждого покупателя. Однако, иногда продавец может осуществлять несовершенную (на практике) ценовую дискриминацию данного рода. Это возможно в том случае, когда в качестве продавца представлены такие специалисты как: врачи, юристы, бухгалтеры, архитекторы, и т.д - которые имеют возможность более-менее точно оценить, сколько их клиент готов максимально заплатить за их услуги и выставить, исходя из этого, соответствующий счёт. При совершенной ценовой дискриминации производитель забирает себе весь потребительский излишек.

Ценовая дискриминация второго рода - изменение цены, в зависимости от объёмов потребления. Применяется в том случае, когда у производителя нет информации о каждом конкретном потребителе, однако есть информация о группах потребителей. При этом продавец устанавливает несколько тарифов, а покупатель сам выбирает подходящий ему тариф. При установлении тарифов целью продавца является забрать максимальную часть потребительского излишка.

Ценовая дискриминация третьего рода - это дискриминация по уровню доходов. Продажа одного и того же товара разным категориям потребителей по разной цене. Например, скидки пенсионерам и студентам. Или, например, продажа товара, мало отличающегося по своим потребительским свойствам, по значительно отличающимся ценам. Например, эконом - и бизнес-класс в авиаперевозках.

7. Как осуществляется  антимонопольная политика в отношении  естественных и искусственных (предпринимательских) монополий?

Основной путь борьбы с негативными последствиями естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и/или за объемом их производства (например, путем определения круга потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию). Установление государством экономически целесообразных цен (н-р, минимизирующих межотраслевой перелив капитала, т.е. с учетом средней рентабельности предприятий по стране, соотносимой с реальным ростом ВВП) будет способствовать увеличению объема производства соответствующего точке пересечения кривых предельных издержек (МС) и предельного дохода (МR) (правило МС = МR).

Если устанавливаемый государством уровень цен не связан со средними издержками, то может произойти закрепление получения экономических прибылей или несения убытков. Оба варианта нежелательны. Наличие постоянных экономических прибылей равносильно налогу на потребителей (сократится спроса на их продукцию). Закрепление убытков ведет к разорению, или получению государственных субсидий (если товар социально значим). Социально-экономическая эффективность естественных монополий может быть повышена за счет смены формы собственности и демонополизации (разукрупнения.).

Экономическая наука не выработала однозначной оценки на этих подходов. Во многих развитых рыночных государствах естественные монополии находятся в общенациональной собственности, но не меньше и стран, где они являются частными. Обычные аргументы в пользу национализации: на государственном предприятии легче проводить правительственную политику в отношении цен и объемов производства; государственная собственность исключает монополистические злоупотребления с целью обогащения владельцев. Аргументы в пользу приватизации связаны с опасениями снижения эффективности работы естественного монополиста (на государственном предприятии имеются иждивенческие настроения (нечего бояться убытков, все покроет бюджет)) и возрастанием возможности коррупции.

Информация о работе Общественное производство