Общественное производство

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 17:10, контрольная работа

Краткое описание

1. Выберите из учебников различные определения предмета экономиче-ской теории и укажите, какое из них вам кажется наиболее точным.
Предметом изучения экономической теории является поведение или дея-тельность человека, предприятия, группы людей или общества в целом, в услови-ях определённой экономической системы.
2. В чем состоит, на ваш взгляд, условность разделения экономики на микро- и макросистемы?
Микро и макроэкономика изучают многие схожие объекты: например, .рынок как систему отношений изучает микроэкономика , как и отдельные рынки, а рынок как экономическую систему – макроэкономика. Человек как потребитель - объект изучения в микроэкономике, а как носитель профессиональных навыков на рынке труда - макроэкономика.
3. Говоря о том, что потребности людей возрастают, что мы под этим подразумеваем: количественные изменения потребностей, качественные из-менения или и те и другие?
Рост потребностей связан с их количественной и качественной оценкой в связи с происходящими изменениями
4. Если бы каждый человек получил такую сумму денег, какую хотел, означало бы это, что проблема ограниченности перестала существовать?
Нет, так как при отсутствии нужных товаров и услуг изобилие денег не снимает проблемы ограниченности
2. Тесты
Укажите, какие из приведенных положений являются правильными.
1. В следующих случаях речь идет о проблемах микроэкономики:
а) фирме удалось использовать для производства вместо натурального сы-рья искусственное, и затраты на производство снизились;
б) выпавший снег и наступившие холода привели к гибели кофейных де-ревьев и росту цен на кофе на мировых рынках;

Файлы: 1 файл

раб тетр микроэкономика (2-1).doc

— 1.10 Мб (Скачать)

В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушение уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций: это и предупредительные меры (например, запрет слияний крупных фирм), и разнообразные, причем часто очень крупные штрафы за ненадлежащее поведение на рынке (например» за попытку сговора с конкурентами), и прямая демонополизация, т.е. принудительное раздробление монополиста на несколько независимых фирм.

Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех формах: создание картеля, система участий, личная уния. Система участий проявляется в ток, что ведущая фирма владеет частью капитала фирм-конкурентов. Или в том, что все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга. Являясь фактически совладельцами единого капитала, подобные фирмы выступают на рынке как одно предприятие. Личная уния состоит в том, что одни и те же лица управляют разными компаниями-конкурентами. Например, генеральный директор фирмы А может входить в совет директоров компании Б, а глава которой в свою очередь является членом директората компании А. Очевидно, что действия обеих фирм в этом случае будут осуществлением совместно принятых решений.

8. Объясните, почему монополистическая  конкуренция возникает только  при дифференцированном продукте, а олигополия и при дифференцированном и при однородном продукте.

В автомобильной промышленности, в производстве готовых крупяных завтраков, телевещании и множестве других отраслей доминирующее положение занимают несколько крупных фирм; названия которых всем хорошо знакомы («Дженерал моторс», «Форд», «Келлогз», «Дженерал миллз», «Эн-Би-Си», «Си-Би-Эс» т.п.). Поскольку каждый олигополист сталкивается только с большим числом соперников, его действия, как правило, будут оказывать заметное влияние на каждого из них. При максимизации прибыли он должен принимать в расчет свои взаимоотношения с этими соперниками. Поэтому он должен пытаться предвидеть их действия и их реакцию на его собственные действия, давая себе отчет в том, что его соперники также пытаются

предвидеть его собственные действия и реакцию. Эти взаимодействия делают проблему максимизации прибыли в условиях олигополии очень трудной и как следствие создают сложности в прогнозировании олигополистического поведения. С другой стороны, отличительной чертой монополистической конкуренции является дифференциация продукции. В условиях монополистической конкуренции множество фирм производят дифференцированные продукты. Их продукция является близкой, но не полностью взаимозаменяемой.

Монополистическая конкуренция особенно широко распространена в таких секторах экономики, как розничная торговля и сфера услуг. В большинстве крупных городов имеется множество ресторанов, бензоколонок, контор по делам с недвижимостью и парикмахеров-модельеров. Каждый владелец обладает некоторым контролем над ценой, по которой он продает свою продукцию. Но поскольку на этих рынках множество продавцов, то вряд ли действия, предпринимаемые одним продавцом, будут замечены каким-либо другим продавцом, и, таким образом, здесь нет необходимости беспокоиться по поводу реакции других продавцов. Как и в случае с совершенными конкурентами, каждый монополистический конкурент здраво полагает, что он чрезвычайно мал для того, чтобы влиять на поведение других фирм. Однако монополистические конкуренты в отличие от совершенных конкурентов обладают некоторой свободой в установлении своих собственных цен.

2. Тесты

Выберите один правильный ответ. Свой выбор обоснуйте.

Тест

Обоснование

1. Олигополия характерна  для:

а) сельского хозяйства;

б) автомобилестроения;

в) жилищного строительства;

г) сферы услуг.

б) автомобилестроения

2. В число факторов  дифференциации

продукта не входят:

а) различия в качестве;

б) различия в сервисе;

в) различия в цене;

г) различия в рекламе.

3. К рынку совершенной конкуренции

можно отнести рынок:

а) телевизоров;

б) йогуртов;

в) парикмахерских услуг;

г) электроэнергии;

д) зерна.

в) различия в цене;

 

 

 

 

в) парикмахерских услуг;

4. При совершенной конкуренции:

а) существует чистая монополия;

б) товары, выпускаемые большим количеством фирм, стандартизированы;

в) господствует олигополия;

г) ограничен вход на рынок.

) товары, выпускаемые большим  количеством фирм, стандартизированы;

5. Ценовая дискриминация  — это:

а) продажа отдельных видов товаров и

услуг, производимых с одинаковыми за-

тратами, по различным ценам различным

покупателям;

б) продажа товаров более высокого качества и надежности;

в) снижение цены за счет снижения издержек;

г) снижение цены за счет уменьшения

прибыли.

а) продажа отдельных видов товаров и

услуг, производимых с одинаковыми за-

тратами, по различным ценам различным

покупателям;скидки пенсионерам и т.п

6. Олигопсония — это  тип структуры

рынка, для которого характерны:

а) небольшое количество крупных покупателей;

б) много производителей;

в) ценовые льготы на оптовые закупки;

г) рыночное формирование цен.

а) небольшое количество крупных покупателей;

7. Расставьте перечисленные  ниже формы монополий в порядке  убывания экономической свободы:

а) синдикат;

б) конгломерат;

в) картель;

г) трест.

в, а, б, г

8. Неценовая конкуренция  ведется:

а) на базе качественных характеристик

товара;

б) с помощью замаскированных скидок с

официальной цены;

в) внерыночными путями (лоббирование

в органах власти и т.п.);

г) с помощью скупки акций и иных способов захвата конкурентов.

а) на базе качественных характеристик

товара;

9. Естественная монополия:

а) кампания «Майкрософт»;

б) городской метрополитен;

в) Сбербанк России;

г) международная организация «Красный Крест».

г) международная организация «Красный Крест».


3. Задача

1. Какой рынок сильнее  монополизирован? Сравните два рынка: рынок №1, на котором действуют  три фирмы, контролирующие 50%, 40% и 10% производства, и №2, на котором действуют фирмы, контролирующие 35%, 35% и 30% производства.

№1-Здесь более весомые пакеты акций

 «РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА».

1. Почему спрос  на ресурсы носит производный  характер?

Организуя любое производство, фирма прежде всего предъявляет спрос на ресурсы (производственные факторы). При этом спрос может предъявляться на первичные факторы производства (труд, земля, капитал), которые предлагаются домашними хозяйствами или/и на ресурсы, представляющие собой уже произведённый, промежуточный продукт (сталь, бензин, минеральные удобрения и т.п.), предлагаемые одной фирмой другой.  Однако на какой бы ресурс ни предъявлялся спрос, он носит производственный характер, т.е. обусловлен спросом на производимый с его помощью конечный продукт. Производный характер спроса на ресурс означает, что он зависит от:

- предельной производительности ресурса, измеряемой его предельным продуктом;

- цены товара, производимого  с помощью данного ресурса. В краткосрочном периоде фирма, стремящаяся максимизировать прибыль, меняет объем использования одного ресурса, оставляя остальные неизменными. Предъявляя спрос на переменный ресурс, фирма руководствуется правилом использования ресурса.

2. Перечислите особенности  формирования спроса на трудовые  ресурсы.

В принципе цены на ресурсы формируются так же, как и цены на конечную продукцию, то есть под воздействием спроса и предложения факторов производства. На рынке каждого ресурса цена ресурса имеет свою специфику и выступает в особой форме.

  1. В частности: цена услуг труда - это заработная плата; цена услуг денежного капитала - это ссудный процент; цена услуг физического капитала - арендная плата за капитал; цена использования земли как фактора производства - арендная плата. Вместе с тем есть и дополнительные особенности рынков ресурсов, которые усложняют ценообразование на этих рынках.
  2. К ним относятся: ограниченность предложения многих видов ресурсов; сильное воздействие институциональных факторов на масштабы спроса на тот или иной ресурс; спрос на ресурс является производным спросом.

1. Многие виды ресурсов ограничены в силу того, что они не воспроизводимы. Например, качественная нефть в мире пользуется большим спросом, но ее очень мало и запасы истощаются. То же можно сказать о плодородной земле. Высококвалифицированный творческий работник также является редким ресурсом, спрос на таких работников всегда превышает предложение. В то же время предложение обычных товаров, например потребительских, всегда можно увеличить, если они пользуются спросом.

2. К институциональным факторам, влияющим на спрос на ресурсы, например, можно отнести государственное регулирование рынка земли, деятельность профессиональных союзов. Получить землю для ее производственного использования достаточно сложно, в том числе и потому, что государство определяет правила использования как сельскохозяйственных, так и других земельных угодий. Среди этих правил есть и налог на землю, который удорожает арендную плату за пользование землей. Профсоюзы также усложняют формирование заработной платы, в частности создавая препятствия как при приеме на работу, так и при увольнении работников. Это ведет к удорожанию рабочей силы на рынке труда.

3. Производный характер спроса на ресурсы проявляется в том, что спрос на ресурсы определяется и зависит от спроса на продукцию, которая производится с помощью данного ресурса. Например, спрос на ткацкие станки будет зависеть от спроса на ткань, которая производится на этих станках. Если ткань определенного вида не пользуется спросом, то можно прогнозировать предстоящее падение спроса на ткацкие станки, на которых она производится.

Важной стороной рынка ресурсов является спрос на ресурсы. Можно выделить несколько важнейших факторов, влияющих на спрос на ресурс, предъявляемый производителями, фирмами.

К ним относятся следующие факторы: цена ресурса, производительность ресурса, цена на продукцию, производимую с помощью ресурса, цена на другие ресурсы, их взаимозаменяемость, число предприятий, предъявляющих спрос на ресурс, ожидания потребителей ресурса, государственное регулирование рынка ресурса.

 

3. Чем определяются  различия в уровне заработной  платы?

Заработной платой называется цена услуг труда. Ставка заработной платы - цена услуг труда за единицу отработанного времени. Номинальная заработная плата - заработная плата в денежном выражении. Реальная заработная плата - номинальная заработная плата, деленная на уровень цен. Заработок - ставка заработной платы, умноженная на количество отработанного времени. 

Общее вознаграждение - заработок плюс премиальные выплаты плюс неденежные формы вознаграждения и пособия в форме отложенного заработка. 

Если рассматривать модель рынка труда с совершенной конкуренцией, то действие рыночных сил на таком рынке должно приводить всех работников к одинаковой равновесной заработной плате (по крайней мере для определенного вида труда). Но этого не происходит, заработная плата различна даже для работников одного и того же вида труда. Причины различий в заработной плате заключается в том, что: 

  1. работники неоднородны, они отличаются друг от друга знаниями, навыками, опытом, обладают различным объемом человеческого капитала и соответственно разной производительностью; 
  2. рабочие места неоднородны, они отличаются друг от друга «незарплатными» характеристиками (условиями, месторасположением, видами социальных пособий и льгот, статусом и т. д.); 
  3. условия совершенной конкуренции не выполняются (существуют ограничения на мобильность рабочей силы, информация несовершенна и ее получение связано с издержками, возникают эффекты дискриминации на рынке труда). 

Рисунок 1. - Причины различий в заработной плате

4. Существует ли в современной  России дифференциация зарплаты по возрастному, половому, национальному признакам?

Дискриминация в сфере трудовых отношений явление многостороннее, имеющее большое количество различных проявлений. В законодательстве различных уровней, от Конституции до локальных актов подчеркивается, что дискриминация в области труда запрещена. Но практика показывает, что различные формы дискриминации не просто существуют – они распространены. Однако, многочисленные публикации, свидетельства работников и др. дают основания считать, что это довольно распространенное явление

Причин такой распространенности несколько. Первой можно считать отсутствие опыта борьбы за права граждан, работников в ситуации дискриминации. Причем, такого опыта нет у людей, у организаций и у государства. Провозглашенный, в советское время, формальный (идеологический) принцип всеобщего равенства исключал любую деятельность, направленную изучение проблем дискриминации, а уж тем более конкретные попытки, направленные на устранение существующих «де-факто» проявлений дискриминации.

Второй причиной можно назвать доминирование неформальных практик над формальными. То, что записано в законах, даже самых важных может быть нарушено любым носителем власти – от президента и Совета министров до постового милиционера. Мотивы нарушений могут быть самыми разными от «сиюминутной государственной целесообразности» до личного корыстного интереса. В такой ситуации население признает наиболее эффективной адаптивную стратегию социального поведения. Обычные граждане, и наемные работники, в том числе, уверены, что нужно не отстаивать свои права, а приспосабливаться к требованиям, которые выдвигают чиновники, работодатели, милиционеры и т.д. Запрет на дискриминацию игнорируется в рамках доминирования неформальной системы отношений наряду со свободой слова, свободой организации и других прав граждан и работников. Во многих случаях работники не только сами не готовы к сопротивлению, но и отказываются поддерживать тех людей и те организации, которые готовы отстаивать их права.

Третья причина распространения дискриминации в большей степени связана с трудовыми отношениями. Речь идет о фиксации существующих различий работников в сфере труда. В сфере трудовых отношений необходимо фиксировать большое количество дифференцирующих критериев, многие из которых функционально необходимы. Это различия в уровне квалификации, умений, возможностей, в оплате, в отношении к труду и многом другом. Дискриминация тоже, по сути, является формой дифференциации, только признанной неприемлемой с точки зрения общества – это такие различия как пол, нация, раса, религия, политические убеждения и другие, приводящие к нарушению равенства возможностей и ущемлению гражданских прав. Таким образом, в сфере трудовых отношений существуют критерии дифференциации, признанные приемлемыми и есть те, которые признаны неприемлемыми, т.е. порождающими дискриминацию. Это позволяет маскировать дискриминационные различия под другие, признанные приемлемыми. Например, женщин не принимают на работу (или платят им меньше) оправдывая это тем, что они обладают меньшими возможностями, чем мужчины. Другим примером, может считаться «пристрастная» проверка квалификации неосвобожденных профсоюзных лидеров с целью доказать, что у них нет нужной квалификации и  уволить (или перевести их на нижеоплачиваемую работу). Можно приводить много примеров, показывающих, как дискриминация маскируется под легитимное действие, обусловленное признанными различиями.

Информация о работе Общественное производство