Общая характеристика национальной экономики и динамика ВВП Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:38, реферат

Краткое описание

Индия — развивающаяся аграрно-индустриальная страна с развитой промышленностью. В настоящее время в Индии открытая экономика, но с отпечатками авторитарного режима.

Файлы: 1 файл

Современное состояние рыночной экономики Индии.docx

— 322.78 Кб (Скачать)



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объем импорта, млрд. долларов США  

Уровень жизни населения и отдельных  групп 

В Индии имеет место  строгая социальная иерархия - кастовая система. Это не могло не отразиться на самой структуре внутреннего  рынка страны. Данная таблица отражает группы потребителей, их доходы и численность - структуру потребителей в Индии.

 

Группа потребителей

Доход семьи

Кол-во (млн)

 

Очень богатые

более 215,000 рупий

1.2

 

Класс потребителей

45,001-215,000 рупий

32.5

 

Начинающие

22,001-45,000 рупий

54.1

 

Учащиеся

16,001-22,000 рупий

44

 

Нуждающиеся

Менее 16,000

33

 
       

 

Образ жизни. В Индии насчитывается приблизительно 0,5 млн. деревень с населением более 600 млн. человек. В Индии прослеживаются заметные территориальные различия в материальной культуре. В областях на северо-западе Гималаев возводят солидные дома из камня и дерева, тогда как во многих северо-восточных районах страны их строят из бамбука и ставят на сваи. На западном побережье дома имеют покатую черепичную кровлю, чтобы быстро стекала вода при муссонных ливнях, а в засушливых местностях плоскогорья Декан крыши сложенных из кирпича жилищ плоские и на них сушат зерно, а летом спят.  
В штате Керала зажиточные землевладельцы из касты наяр предпочитают добротные дома, сооруженные с использованием камня, черепицы и местных пород деревьев. Такие дома с черепичными крышами и обеспечивающими прохладу крытыми верандами на верхнем этаже имеют уютные дворики. На западе Уттар-Прадеша, в Пенджабе и Харьяне богатые раджпуты и джаты ставят по два строения. В одном из них живут женщины и размещается кухня. В другом, называемом чаупал, выделено помещение для содержания домашнего скота, но главное заключается в том, что в нем собираются для общения мужчины. С этой целью в чаупале, наличие которого свидетельствует о высоком социальном положении его владельца, имеется специальный кирпичный помост, где мужчины покуривают, расположившись на плетеных лежаках-чарпоях.  
Искони семьям из низких каст не дозволялось возводить дома, подобные тем, которыми владеют члены высоких каст. После обретения Индией независимости земледельцы начали сооружать усадьбы, применяя для этого кирпич, цемент, стекло и сталь.  
Диетические предпочтения тоже несут отпечаток кастовой иерархии. Среди индусов особенно почитаются вегетарианские касты, полностью исключившие из рациона продукты животного происхождения. Ниже стоят члены каст, не придерживающихся вегетарианства, которые подразделяются, в свою очередь, на потребителей мяса чистого (баранина и козлятина) и нечистого (свинина и птица). Низшую ступень занимают те, кто не отказывается от говядины (корова – священное животное индусов).  
В Гималаях и других горных местностях жители бывают укутаны в теплые одежды, тогда как в южных штатах Керала и Тамилнад тело прикрывают лишь два куска хлопчатобумажной материи: одним опоясываются вокруг талии, другой либо перекидывают через плечи, либо обматывают вокруг головы для защиты от солнца. В Керале по традиции даже женщины обходились двумя полосами ткани.  
На Индо-Гангской равнине, где зимы относительно суровые, а лето жаркое, требуются два комплекта верхней одежды. Самые бедные, не располагая такой возможностью, в холодное время года заворачиваются в шерстяные одеяла. Головные уборы и обувь необходимы на севере Индии, тогда как многие южане их вообще не носят.  
В городах Индии сосредоточена треть всех жителей страны. Обычно четко выражены различия между старыми центральными кварталами и районами новой застройки. В исторических центрах городов здания примыкают друг к другу, улицы узкие и извилистые. Напротив, в новых кварталах дома располагаются на отдельных участках, улицы прямые и широкие, а население более смешанное по составу, поскольку подбирается чаще на основе социальных показателей, без учета кастовой или конфессиональной принадлежности.  
Семейные узы сильны повсюду, за исключением городских трущоб, где браки весьма непрочные. Традиционно в зажиточных и высоких кастах предпочтение отдается большой неразделенной семье, а у малоимущих – нуклеарной. Однако в любом случае сохраняется стремление поддерживать связи с близкими на всех уровнях родства, что служит формой социальной защиты в условиях бедной страны.  
У средних слоев городского населения формируется ориентация на малодетную семью. В трущобах городов и у деревенской бедноты плодовитость женщин по-прежнему высоко ценится, и появление сына – будущего кормильца считается важным событием, обеспечивающим продолжение рода. На селе до недавнего времени бытовал обычай отдавать сыновей в услужение в дом богатого патрона. Такая практика до сих пор не изжита у очень бедных семей, несмотря на то, что дети до 14 лет обязаны посещать школу в соответствии с законом об обязательном обучении, а принудительная отработка задолженности «постоянными слугами хозяйства» запрещена в 1976.  
Речь идет о системе, в рамках которой мальчик или взрослый мужчина поступает в домохозяйство местного землевладельца-заимодавца на роль закабаленного батрака или лакея – в порядке отработки ссуды, взятой им самим или опекающим его лицом. Теоретически отношения зависимости прекращаются, когда удается выплатить долг и проценты. На деле заемщик обычно обращается за новой ссудой, что продлевает прежнее соглашение. Многие постоянные слуги привязаны к своему патрону на всю жизнь. Нередко их детям ничего не остается, как следовать по стопам отцов.  
Обычные поденщики и сезонные рабочие заняты 8–10 часов в сутки. В большинстве штатов установлен официальный минимум заработной платы. В областях с крепким сельским хозяйством, например в Пенджабе и Харьяне, ставки оказываются достаточно высокими, особенно в уборочную страду, чтобы привлечь временных мигрантов из бедных районов.  
Средний уровень грамотности в стране 52%, причем для мужчин этот показатель составляет 64%, а для женщин – 39%. 

 

Организации предпринимателей.

 

В индийской промышленности, торговле и других сферах деловой жизни  сложились собственные организационные  структуры. Наибольший вес имеет  Федерация индийских торгово-промышленных палат, объединяющая свыше 450 компаний. К числу прочих важных объединений  относятся Ассоциированные торговые палаты, которые представляют прежде всего компании, основанные британским капиталом, и Всеиндийская организация  промышленников, к которой тяготеют молодые бизнесмены. Действуют также  союзы женщин-предпринимателей, владельцев мелких промышленных предприятий и  др.  
Для помощи неформальному сектору, охватывающему мелкое промышленное производство, правительство основало две организации. Среди них выделяется Комиссия по производству кхади и деревенской промышленности – автономная структура, созданная центральной властью после обретения независимости. В задачу комиссии входит сбор информации, финансирование, выдача рекомендаций и содействие сбыту продукции малых предприятий и ремесленников. Среди поощряемых на селе отраслей были прядение и ткачество, включая производство кхади (ткани, вырабатываемой из пряжи ручной выделки), пчеловодство, изготовление бумаги, дубление кож и шкур, получение неочищенного пальмового сахара джаггери. Деятельность Управления ремесел была направлена на содействие росту производства, повышение качества и расширение продаж продукции кустарей. В Дели и главных городах штатов были открыты специальные лавки для реализации кустарных изделий. Примеру центра последовали власти на местах, основавшие в своих штатах организации аналогичного типа.

Индийский рынок отражает различия в уровнях доходов и образе жизни, которые являются очевидными в Индии. Слои населения с самым  низким доходом (Учащиеся и Нуждающиеся) - потребители, которые пользуются необходимыми для жизни предметами потребления  и основными товарами длительного  пользования. На другом конце таблицы (очень богатые и Класс потребителей) размещается относительно небольшой, но быстро растущий сегмент, потребляющий товары международных торговых марок  от автомобилей и электроники  до косметики и предметов одежды, часто по международным ценам. Средний  сегмент (большинство из Класса Потребителей Растущие) сам по себе высоко дифференцирован, в зависимости от товара, и зависит  от цены, и для оценки их покупательской способности требуется дифференцированный подход.

В Индии большая доля населения  живет за чертой бедности - богатые  дома соседствуют с бедными лачугами, по улицам ездят дорогие автомобили и бегают нищие дети - можно сказать, что Индия - страна контрастов.

 

Государственная экономическая политика

Помимо направленности на скорейшую  макроэкономическую стабилизацию (за счет снижения внешней задолженности  и урезания бюджетного дефицита) новая  политика нацелена на интеграцию Индии  в мировую торговлю, привлечение  иностранных капиталовложений и  снятие ограничений на частную предпринимательскую  деятельность. Началась приватизация государственных предприятий. Производство товаров, которые ранее традиционно  импортировались, было защищено рядом  протекционистских мер.

Насущной задачей правительства  стала стабилизация цен. Инфляция достигла пика в начале 1970-х годов. После  относительно сбалансированного периода  ее темпы вновь подскочили в конце 1970-х годов. Контроль над ценами был  впервые установлен в 1963-1964, охватив  вскоре ок. 75% всех товаров, по которым  отслеживался индекс оптовых цен; особое внимание при этом обращалось на продукты питания. Правительству пришлось предпринять  усилия по сокращению экспорта таких  товаров, как кофе, какао и пряности, и расширению импорта, например растительного  масла и каучука. В соответствии с новой экономической политикой  стоимость ряда важных товаров регулировалась в административном порядке. Рост цен, составлявший в конце 1980-х годов  в среднем 9% в год, в конце следующего десятилетия увеличился до 10% и более. Особенно сильно сказалась инфляция на потребительских товарах: цены на такие продукты питания, как растительное масло и лук, в 1998-1999 подскочили более  чем вдвое.

 

 

Малый бизнес в  Индии

 

В Индии 3 миллиона предприятий  малого бизнеса, при этом на них занято около 80% наемных работников всей индийской  промышленности. 

Официальные органы вывели малые компании в отдельную категорию  — small scale industries (SSI) (дословный перевод  — мелкомасштабные производства). Основной критерий малой компании —  это максимальный размер основного  капитала (машины, здания, оборудование — все то, что может использоваться на благо фирмы более 1 года) — 30 млн. рупий, или около 667 тыс. долл.

Малому бизнесу Индии  все впрок: иностранные инвестиции и контроль плановой комиссии, повышенная бедность местного населения и ростовщичество, огромные бюрократические схемы  и взяточничество в государственных  банках.

Местные предприниматели  объединяются в религиозные или  семейные группировки и делают ставку на высокие технологии, экспорт, войну  с посредниками и азарт жителей  Китая. За последние 10 лет предприниматели, познавшие тайны Камасутры и  учения Кришны, добились 50% увеличения промышленного производства и 65% роста  экспорта высокотехнологичной продукции.

Быстрее всего становятся миллионерами и миллиардерами в  Индии. Только в 2009 году число людей, чье состояние превысило миллион  долларов, увеличилось аж на 20,5%. К  примеру, аналогичные показатели в  Китае — 7,8%, а в России — 15%. Правда, 125—130 миллионов индусов каждое утро пытаются найти хоть какую-то работу и, не найдя никаких возможностей для заработка, возвращаются в свои убогие лачуги. Из-за высокой безработицы  четверть населения Индии — 260 миллионов  человек — живет в жуткой нищете, перебиваясь с воды на хлеб.

Иностранные инвесторы смотрят  на Индию с другой стороны. За последние 10–15 лет страна из аграрной перевоплотилась  в современное агроиндустриальное государство с развитой промышленностью, торговлей и товарно-денежными  отношениями. Специфика индийской  экономики – избыток и дешевизна  рабочей силы и высокая культура труда. По прогнозам международных  экономистов, экономика Индии уже  в 2040 году обгонит США, а Западную Европу еще раньше: Италию в 2012-ом, Францию  – в 2015-ом, Великобританию – в 2016-ом. По размерам ВВП Индия уже сегодня  занимает пятое место среди ведущих  экономических держав мира, опережая Францию и Великобританию. 

 

Финансирование  малого бизнеса 

Бизнес Индии переживает сладкие времена. Только в 2008–2009 годах  объем прямых иностранных инвестиций в местную экономику составил 16,4 млрд. долл. США (119% роста по сравнению  с 2006/2007). Иностранцы заинтересованы во вложения в такие сферы индийской  экономики, как производство электротехнического  оборудования и автомобилей, телекоммуникации, металлургия, химическая промышленность и фармацевтика. Объем иностранных  портфельных инвестиций (вложения в  ценные бумаги индийских компаний) в 2006 году составил 9 млрд. долл. США. Иностранные  инвесторы «рвут» местные компании буквально по частям. Каждому хочется  иметь свой кусочек индийского пирожного. Ажиотаж столь высок, что правительство  ввело регламент: более 40% акций одной  компании в руки иностранного инвестора  не отдавать. При этом импортным  инвестициям закрыта дорога в  такие сферы, как сельское хозяйство, недвижимость, печатные СМИ, оборона  и стратегические отрасли. Даже Россия решила не отставать от Великобритании, Германии, США, Бельгии и Бразилии (основные инвесторы Индии). Еще в  начале года Владимир Путин объявил  о том, что очень рассчитывает на выход российских банков на бескрайние финансовые просторы Индии. При этом Президент России заверил соотечественников-банкиров, что уже договорился с правительством Индии о поддержке русских банков на индийской земле. 

 

Сфера деятельности малого бизнеса 

Выглядят малые и средние  фирмы в Индии по-разному. Это  может быть и блестящий хромом и сталью новенький цех, и грязная, дышащая навозом ферма, и мини-мастерская с двумя ткацкими станками на дому, а то и вовсе в квартире.

Основные сферы деятельности малых индийских компаний — это  фермерская, информационная и высокотехнологичная. Мелкие компании фокусируются и на хлопкоткачестве, на производстве изделий  из волокна кокосовых орехов. Также  предприниматели изготавливают  шелковые ткани, занимаются помолом  зерна, вырабатывают нерафинированный сахар и растительное масло. А  еще они варят мыло, выпускают  гончарную посуду, ювелирные и  кузнечные изделия.

Одна из специфических  черт малых индийских компаний —  это объединение в группировки. Десятки малых компаний, фирм, семейных предприятий в зависимости от своих регионально-этнических или  религиозных интересов сбиваются  в одну организацию, которую возглавляет  либо очень богатая семья, либо один наиболее почетный и опять же богатый  лидер группировки. Рулевым индийской  предпринимательской группировки  может стать и просто марвари (этническая община). Так, в Индии  существуют калькуттская группировка, бомбейская, южно-индийская, гуржаратская, педжабская. 

 

 

Роль государства  в развитии малого бизнеса 

В целом же основную роль в развитии предпринимательства  играет, конечно, государство. Уже созданным  или создающимся компаниям помогает правительство. В Индии развита  сеть предпринимательских организаций  федерального и регионального уровня, торговые и промышленные палаты. Вся  поддержка бизнеса расписана  на 5—10 лет вперед плановой комиссией  Индии.

Основная государственная  помощь строится на развитии экспортной деятельности малых и средних  компаний и привлечении зарубежных инвестиций в их сферы деятельности. Вполне естественно, что малые фирмы  также обеспечены серьезными налоговыми и таможенными послаблениями, низкими  арендными ставками, субсидиями и  льготным финансированием.

Одна из главных проблем  местного предпринимательства —  повышенная бюрократия чиновничества, коррупция и «зарегулированность» всех стадий регистрации и деятельности компаний. Зато еще 10 лет назад в  Индии все предприятия сдавали  свою налоговую отчетность не посредством  очередей в налоговых инспекциях и почты, а путем отправки декларации по Интернету.

Неразвитость инфраструктуры страны — еще один «бич» предпринимательства. Из-за плохих дорог, отсутствия железнодорожного сообщения, телефонизации и электрификации во многих районах бизнес буквально  буксует на одном месте. В тех  местах, где нет даже света, банки, страховые компании не могут открыть  свои отделения. Поэтому в Индии  процветает ростовщичество. В маленьких  деревнях, куда добраться можно только на буйволе, местные богатеи под  сумасшедшие проценты выдают деньги тем, кому не хватает средств на организацию  своего дела или просто «до зарплаты». При этом к тем, кто не рассчитается за заем вовремя или вовсе не может  вернуть кредит, применяются очень  жестокие меры — вплоть до убийства должника или передачи его жены, дочери или сестры в публичный  дом.

Информация о работе Общая характеристика национальной экономики и динамика ВВП Индии