Динамика цен в национальной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

Создание эффективной национальной экономики, способной обеспечить высокий уровень жизни населения и достойное место среди других стран мира, является важнейшим приоритетом для большинства стран. Для достижения поставленной цели необходимы ускорение темпов роста и улучшение качественных параметров развития народного хозяйства страны. В центре внимания оказываются такие показатели функционирования экономики, как национальный доход, уровень цен и темп инфляции, уровень безработицы, состояние госбюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….
1 Необходимость учета динамики цен в национальной экономике……….
2 Понятие и виды основных индексов цен. Дефлятор ВВП………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА готовая.docx

— 72.79 Кб (Скачать)

 

     Содержание 

             
Введение………………………………………………………………………. 3
1 Необходимость  учета динамики цен в национальной  экономике………. 5
2 Понятие  и виды основных индексов цен.  Дефлятор ВВП……………….. 13
Заключение……………………………………………………………………. 23
Список  литературы…………………………………………………………… 24
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Создание  эффективной национальной экономики, способной обеспечить высокий уровень  жизни населения и достойное  место среди других стран мира, является важнейшим приоритетом  для большинства стран. Для достижения поставленной цели необходимы ускорение темпов роста и улучшение качественных параметров развития народного хозяйства страны. В центре внимания оказываются такие показатели функционирования экономики, как национальный доход, уровень цен и темп инфляции, уровень безработицы, состояние госбюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.

     Стратегическими целями социально-экономического развития Республики Беларусь признаны оздоровление, повышение благосостояния, обеспечение  рациональной занятости населения  и степени его социальной защищенности. Именно по этому важнейшее значение приобретает контроль за уровнем цен и инфляции. Общей целью совершенствования системы ценообразования является создание экономического порядка, обеспечивающего формирование системы цен, создающей условия для эффективного использования ресурсов, повышения конкурентоспособности экономики, реализации приоритетов государственной экономической политики при одновременном сохранении равновесия на рынке и повышении на этой основе жизненного уровня населения.

     Ценовая политика является составной частью социально-экономической политики. Она должна базироваться на гибком сочетании формирования свободных цен и их частичного государственного регулирования. Степень государственного вмешательства должна быть дифференцирована в зависимости от видов товаров и их социальной значимости, состояния конкурентной среды, а также от того, является ли эта продукция отечественной или импортной.

     Необходимость изучения динамики цен и инфляции связано с тем, что инфляция – это объективный экономический процесс. Она представляет из себя сложное многофакторное явление, характеризующее нарушение денежного обращения в стране. Инфляция связана с обесценением денег, проявляется в росте цен на товары и услуги, отрицательно влияет на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, сбережения, препятствует инвестициям и экономическому росту. Экономическая политика в Республике Беларусь направлена на снижение инфляции и поддержание стабильного обменного курса белорусского рубля. Приоритетной задачей является защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам.

      В первой главе данной работы рассмотрены  понятие и сущность цены как сложной экономической категории, классификация цен, а также представлены методы государственного воздействия на процесс ценообразования. Во второй главе представлен индексный метод анализа цен и приведен расчет основных индексов цен: индекса потребительских цен и дефлятора ВВП.

      Для изучения данной темы рассмотрены учебные  пособия, периодические издания, а  также материалы глобальной сети Интернет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 Необходимость учета динамики цен в национальной экономике 

     Цена – многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.

     Цена  – сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги. Цена – это выражение стоимости товара в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу товара в конкретных условиях места и времени.

     При помощи цен определяются, прогнозируются и анализируются хозяйственные пропорции, эффективность производства, выгодность продукции для производителей и потребителей. Ценой измеряется эквивалентность обмена во внутренних и внешних экономических связях, между промышленностью и сельским хозяйством, предприятиями и организациями. От уровня и динамики цен на товары зависит уровень жизни населения. В цене, таким образом, фокусируются экономические и социальные проблемы общества.

     Цены, процессы  их образования и изменения  представляют  собой предмет статистического исследования. Статистика цен – самостоятельный блок,  входящий как составная часть в статистику рынка и соответственно в социально-экономическую статистику. Поэтому в органах государственной статистики  сформирована самостоятельная служба статистики цен.

     Статистика цен решает следующие задачи:

  • регистрация цен, наблюдение за их изменением;
  • анализ уровня цен, его дифференциации;
  • оценка и анализ колеблемости, цикличности и сезонности цен;
  • региональный анализ цен;
  • анализ и моделирование динамики цен;
  • выявление и моделирование факторов, влияющих на уровень цен;  
  • прогнозирование цен.

     Сущность  цены, ее экономическая природа проявляются  в  двойной роли, которую играет цена на рынке. Она выступает как:

  • индикатор, отражающий политику и конъюнктуру рынка (соотношение спроса и предложения, торговый и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентности на рынке и  др.);
  • маркетинговый регулятор рынка, с помощью которого осуществляется воздействие на спрос и предложение, структуру и емкость рынка, покупательную способность рубля, оборачиваемость товарных  запасов и т.д. В качестве регулятора цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

     Цена  играет важную роль в экономике. На микроуровне она является регулятором производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия; на макроуровне формирует структуру экономики и сигнализирует о возникающих диспропорциях.

     Цена выполняет учетную, стимулирующую и распределительную функции.

     Учетная функция позволяет оценить затраты  и результаты производства.

     Стимулирующая функция призвана активизировать научно-технический прогресс, повысить ресурсосбережение, эффективность производства и качество продукции.

     Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм чистого дохода, который поступает в республиканский и местные бюджеты. С помощью этой функции цены решаются социальные задачи.

     Рыночная  цена выполняет также следующие функции. Цена – это посредник и соизмеритель при обмене товаров на деньги. Цена – важный показатель конъюнктуры рынка, фактор уровня, структуры и соотношения спроса и предложения, территориального размещения производства. Цена – инструмент образования прибыли и управления эффективностью, фактор налогообложения. Цена – это главная составляющая инфляционных процессов, средство влияния на инвестиционную политику (повышение цен часто ведет к росту привлекательности инвестиций). Цена – мощный фактор уровня жизни населения, влияющий на рынок труда, объем и структуру потребления, уровень реальных доходов различных социальных групп. И наконец, цена – это орудие конкурентной борьбы.

     В зависимости от механизма формирования различают цены: свободные (рыночные), договорные и государственные. Для  обеспечения сравнимости о времени  результатов во времени используют цены фиксированные (постоянные) и сопоставимые.

     В зависимости от уровня формирования различают: цену производителя, основную цену, и конечную цену (цену потребителя).

     Рыночный  выпуск товаров и услуг оценивается  в основных ценах, если это невозможно, используют цену производителя. Основные цены используются для оценки выпуска продуктов по предприятиям, группам предприятий, отраслям, и т. д. Основная цена – это цена, полученная производителем за товары и услуги, исключая налоги и включая субсидии на продукты. Основная цена нивелирует субъективное влияние на стоимость товаров и услуг.

     Цена  производителя – это цена, получаемая производителем за товары и услуги, включая налоги на продукты и исключая субсидии. В рыночных ценах определяют затраты производства в масштабах  макроэкономики.

     Рассматривая  статистику цен нельзя не выделить такой показатель, как инфляция – повышение общего уровня цен и обесценение денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

     Для понимания сути инфляции следует  иметь в виду, что цены и стоимость  денег взаимосвязаны. Стоимость  денег – это величина, зависимая от уровня цен. Повышение уровня цен означает снижение стоимости денег, так как теперь за каждый рубль можно приобрести меньшее количество товаров и услуг.

     Различают два типа инфляции – спроса и  издержек. Инфляцию, вызванную изменениями  совокупного спроса, принято называть инфляцией спроса. Данный вид инфляции порождается избытком совокупного  спроса, за которым по тем или  иным причинам не успевает производство, т.е. когда денежные доходы населения  и предприятий растут быстрее, чем  реальный объем товаров и услуг. Причем спрос может быть увеличен как от лица государства (рост военных  и социальных заказов), так и от лица предпринимателя (повышение спроса на товары), а также в результате роста покупательной способности  населения. В обращении появляется масса денег, не обеспеченная товарами, в результате происходит рост цен. Этот феномен иногда можно охарактеризовать таким образом: слишком много  денег «охотится» за слишком малым  количеством товаров /15/.

     Анализируя  экономику, находящуюся в кризисном  состоянии, Кейнс пришел к выводу, что увеличение спроса будет способствовать росту национального дохода и занятости до тех пор, пока не будут исчерпаны имеющиеся возможности лучшего использования производственных факторов. Когда же экономика достигает полной занятости и все имеющиеся в ней резервы полностью задействованы, дальнейшее увеличение спроса может вызвать только рост общего уровня цен. В состоянии полной занятости экономика находится на пределе своих производственных возможностей, а избыточный спрос в этих условиях вызывает инфляцию спроса. Таким образом, в краткосрочном периоде инфляция, вызванная избыточным спросом, вызовет рост уровня цен и увеличение реального выпуска, в долгосрочном периоде произойдет лишь рост уровня цен /10/.

     Такая инфляция считается классической. Она  характерна для многих стран мира.

     Инфляция  предложения (издержек) возникает из-за роста цен вследствие увеличения издержек производства. Увеличение издержек заставляет производителей поднимать цены; рост цен вынуждает рабочих требовать повышения заработной платы; повышения заработной платы одной из категорий работников становится причиной увеличения заработной платы всех других категорий работников. Кумулятивный эффект всех этих процессов ведет к закручиванию инфляционной спирали, остановить которое чрезвычайно трудно.

     Рост  издержек может происходить вследствие спада производства, роста цен  на сырье, материалы, энергоресурсы, повышения  заработной платы, изменения курса  валюты, ставок налогов и влияния  других факторов. Повышение издержек на единицу продукции в экономике  сокращает прибыль и объем  продукции, который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение  товаров и услуг в масштабе всей экономики. Это уменьшение предложения  в свою очередь повышает уровень  цен. Следовательно, по этой схеме взвинчиваются  цены, издержки. Основные источники  инфляции, обусловленной ростом издержек, — это увеличение номинальной  заработной платы и цен на сырье  и энергию.

     На  практике часто одновременно имеют  место инфляция спроса и инфляция предложения. Инфляционные процессы усиливаются  при эмиссии бумажных денег, увеличении дефицита госбюджета, снижении платежеспособности предприятий /15/.

     В экономической теории принято выделять следующие виды инфляции:

Информация о работе Динамика цен в национальной экономике