Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:38, курсовая работа
Создание эффективной национальной экономики, способной обеспечить высокий уровень жизни населения и достойное место среди других стран мира, является важнейшим приоритетом для большинства стран. Для достижения поставленной цели необходимы ускорение темпов роста и улучшение качественных параметров развития народного хозяйства страны. В центре внимания оказываются такие показатели функционирования экономики, как национальный доход, уровень цен и темп инфляции, уровень безработицы, состояние госбюджета и платежного баланса страны, темпы экономического роста.
Введение……………………………………………………………………….
1 Необходимость учета динамики цен в национальной экономике……….
2 Понятие и виды основных индексов цен. Дефлятор ВВП………………..
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
По охвату единиц совокупности индексы делятся на индивидуальные и сводные. Индивидуальные индексы рассчитываются по одной единице – одному товару, одному виду продукции. Сводные шее индексы вычисляются по товарным группам или нескольким видам продукции, выпускаемым одним предприятием или всеми предприятиями отрасли. Сводные индексы могут быть представлены в агрегатной, среднеарифметической или среднегармонической формах.
В зависимости от базы сравнения индексы различают: базисные – база постоянная и цепные – база переменная.
Для определения общей динамики цен индексы цен строятся на основе определенного товарного набора, который, в свою очередь, состоит из товаров, представляющих значительное число других, не включенных в набор. К цене каждого товара, включенного в индексный набор, приписывается не вес данного товара, а вес той товарной группы, изменение цен которой он представляет в индексе, за исключением тех товаров, которые представляют только самих себя. Эффективность системы представительных весов полностью определяется тем, насколько представителен сам товарный набор.
Индексы цен периодически подвергаются пересмотрам, так как с течением времени «устаревает» представительный товарный набор, изменяется и система взвешивания, реже – изменяется формула для расчета индекса.
Сравнение цен одного товара осуществляется с помощью индивидуального индекса цен. Индекс цен – это отношение стоимости определенного набора товаров или услуг (рыночной корзины) в данном периоде времени к стоимости того же самого набора в определенном базовом периоде:
где P1 – цена товара в отчетном периоде;
P0 – цена товара в базисном периоде.
Индивидуальные индексы характеризуют динамику цены конкретного товара.
Основной формой индекса цен для совокупности разнородных товаров является агрегатный индекс. Именно с помощью данного показателя и оценивается динамика общего уровня цен или уровень инфляции. Несуммируемость элементов совокупности преодолевается путем взвешивания каждой цены по количеству проданных товаров. Сумма произведений цен товаров на их количество составляет товарооборот совокупности товаров. Чтобы выявить непосредственно изменение цен, необходимо зафиксировать показатели количества на одном из уровней:
– базисного периода времени (формула Ласпейреса);
, (2)
где и – цены i-го блага, соответственно, в базисном (0) и текущем (t) периоде;
– количество i-го блага в базисном периоде.
– текущего периода времени (формула Пааше)
, (3)
где – количество i-го блага в текущем периоде /1/.
Четкость интерпретации, экономический смысл и удобство практического расчета формулы Ласпейреса сделали ее самой популярной в мире для расчета индекса потребительских цен, который показывает, во сколько раз изменились бы потребительские расходы в текущем периоде по сравнению с базисным, если бы при изменении цен уровень потребления оставался прежним. Такой расчет корректен при отсутствии значительных количественных и качественных изменений в структуре потребления (во времени и по территории, если индекс рассчитывается для нескольких регионов).
Изучение
динамики розничных цен (например, для
получения дефлятора, позволяющего
рассчитать стоимостные показатели
отчетного периода в
Статистическим анализом доказано, что в долговременном аспекте формула Пааше занижает реальное изменение цен вследствие общественной отрицательной корреляции (относительный вес товара падает, если цена его возрастает).
Индекс Фишера отчасти устраняет недостатки индексов Ласпейреса и Пааше, усредняя их значение:
Он
оценивает не только набор товаров
базисного периода по ценам текущего,
но и набор товаров текущего периода
по ценам базисного. Применяется
в случае трудностей с выбором
весов или значительного
Понятие «рост цен» неравнозначно понятию «инфляционный рост цен», так как может включать рост цен, обусловленный изменением качества продукции и услуг. Не существует единого статистического показателя, способного разделить эти два значения, для оценки изменения качества товаров часто применяют экспертные методы. Поэтому адекватная оценка инфляции возможна только с использованием развернутой системы показателей.
Для наиболее общей характеристики уровня инфляции в мировой практике используются два показателя:
Индекс потребительских цен отражает изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, фактически потребляемых населением. Индекс потребительских цен является исключительно показателем изменения цен, а не стоимости жизни, поскольку он не учитывает изменений в структуре текущего потребления населения. ИПЦ оценивает уровень инфляции на потребительском рынке. В основу расчета положено понятие потребительской корзины, т. е. некоторого фиксированного набора товаров и услуг. ИПЦ позволяет установить, насколько выросла за рассматриваемый период стоимость потребительской корзины и, следовательно, показать, каков был в среднем рост цен за этот период.
Для расчета ИПЦ собирают цены по 421 товарам и услугам, из них 148– продовольственные товары, 210 – непродовольственные товары, 63 – услуги, которые наиболее репрезентативно отражают ценовую ситуацию на потребительском рынке. Индекс потребительских цен включает все основные группы товаров и услуг, ежемесячно охватывая более 45000 котировок цен. Данные для ИПЦ собирают в период между 10-м и 30-м числами каждого месяца. Выборка для ИПЦ содержит 5154 торговых точек: 1064 торговые точки для продуктов питания, 2054 – для непродовольственных товаров и 2036 – для услуг /11/.
ИПЦ рассчитывается по формуле индекса Ласпейреса (2), или индекса цен с базисными весами (набором благ, фиксированным по базисному году). Индекс данного типа не учитывает изменения в структуре весов в текущем периоде по сравнению с базисным, что несколько искажает результат. Так, ИПЦ, где используется потребительская корзина базисного года, не принимает во внимание изменений в структуре потребления в текущем периоде, например, замену более дорогих благ более дешевыми в условиях роста цен. Это приводит к завышению роста стоимости жизни, если в качестве оценочного показателя используется ИПЦ.
В
Республике Беларусь рост индекса потребительских
цен в 2009 году составил 110,1% (100,8% в среднемесячном
исчислении), что соответствует интервальному
значению прогнозного параметра инфляции
на год (109-111%). Несмотря на положительную
тенденцию замедления инфляции относительно
2008 года, следует отметить, что рост потребительских
цен в нашей стране остается достаточно
высоким по сравнению с большинством сопредельных
стран. В таблице 1 представлены данные
по уровню инфляции в европейских странах
/2/.
Таблица
1 – Уровень инфляции в европейских странах
(декабрь к декабрю предшествующего года),
%
Страна, регион | ИПЦ | Продукты питания | ||||
2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
Республика Беларусь | 112,1 | 113,3 | 110,1 | 117,5 | 115,9 | 109,4 |
ЕС-27 | 103,2 | 102,2 | 101,4 | 105,7 | 104,1 | 99,2 |
Страны Еврозоны (16) | 103,1 | 101,6 | 100,9 | 104,8 | 103,2 | 98,7 |
Германия | 103,1 | 101,1 | 100,8 | 105,7 | 101,9 | 98,1 |
Латвия | 114,0 | 110,4 | 98,6 | 119,9 | 110,0 | 93,7 |
Литва | 108,2 | 108,5 | 101,2 | 115,3 | 110,8 | 95,6 |
Польша | 104,2 | 103,3 | 103,8 | 107,9 | 103,2 | 103,5 |
Российская Федерация | 111,9 | 113,3 | 108,8 | 117,1 | 117,6 | 105,5 |
Украина | 116,6 | 122,3 | 112,3 | 123,7 | 124,5 | 110,9 |
В 2007-2008 гг. из-за высокого роста мировых цен на энергоресурсы и продовольствие даже отдельным странам ЕС (в частности, Литве и Латвии) не удалось стабилизировать инфляционные процессы. Однако в 2009 году на мировых рынках наблюдалась тенденция сокращения спроса на сырьевые и потребительские товары и соответственно – снижение цен на них. В результате в Латвии потребительские цены даже снизились на 1,4%, в Литве возросли на 1,2%, что примерно соответствует среднему по ЕС уровню, в Польше увеличились на 3,8%. В Беларуси, как и в Российской Федерации и Украине, потребительские цены в 2009 году увеличивались более высокими темпами /2/.
Только в Украине уровень инфляции (112,3%) оказался выше, чем в Беларуси, при этом в Украине удалось достичь существенного ее снижения по сравнению с 2008 годом.
Что касается такой ключевой подгруппы потребительских товаров, как продукты питания, то в целом в странах Евросоюза в 2009 году произошло снижение цен на них. В Латвии и Литве цены на продукты питания снизились на 6,3% и 4,4% соответственно, в Польше возросли на 3,5%. В Республике Беларусь прирост потребительских цен данной группы был выше, чем в странах Евросоюза и Российской Федерации, но значительно ниже уровня 2007-2008 гг.
Анализируя помесячную динамику инфляции в Беларуси, можно отметить, что основной рост потребительских цен пришелся на первые месяцы года. В марте-ноябре 2009 года, согласно данным Национального статкомитета, темпы роста ИПЦ были существенно ниже прошлогодних, причем в августе потребительские цены даже снизились /2/.
На рост инфляции в начале 2009 года значительное влияние оказала проведенная в начале года девальвация белорусского рубля. Усиление инфляции оказывает дополнительное давление на обменный курс национальной валюты в сторону его понижения. Принимая в этих условиях решение о девальвации, государство допускает появление в экономике дополнительного инфляционного импульса, который в первую очередь проявляется в удорожании импортных товаров, а затем по цепочкам межотраслевых взаимосвязей переносится и на стоимость отечественной продукции, при производстве которой используется импортируемые сырье и комплектующие.
В январе-феврале 2009 года цены потребительского рынка возросли на 5,3%, что дало более половины общего прироста цен за год. В последующие месяцы стабилизация роста цен на минимальных значениях происходила за счет снижения деловой активности и платежеспособности населения, а также за счет стабилизации издержек производства.