Общая характеристика преступлений в сфере экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 01:18, реферат

Краткое описание

Из-за спешного, в некотором смысле неумелого реформирования экономики России без надежного механизма контроля над экономическими отношениями в стране создало благоприятную почву для развития экономической преступности. В период перехода к рынку преступность в этой сфере стала более профессиональной, мощной и более высокой степенью организованности. Интересы криминальной среды активно устремились в сферу экономики, где возникли и сохраняются практически неограниченные возможности для быстрого обогащения, безнаказанного паразитирования на издержках и трудностях экономической реформы.

Оглавление

Введение 2
1. Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности. 3
2. Преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности. 6
3. Преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности 11
4. Преступления в денежно-кредитной деятельности 25
Заключение 34

Файлы: 1 файл

реферат право.docx

— 197.08 Кб (Скачать)

Министерство образования  Российской Федерации 
Санкт-Петербургский Государсвенный Университет экономики и финансов

Кафедра хозяйственного права 

 

Реферат  
по правоведению на тему:

Общая характеристика преступлений в сфере  экономики

 

 

Выполнил:

Студент 1 курса ОЭФ

Группы Э-108

Новосельцев Д.Д. 
 
Проверил: 
Доцент 
Дементьев Н.П.

 

 

Санкт-Петербург

2012

Оглавление

Введение 2

1. Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности. 3

2. Преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности. 6

3. Преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности 11

4. Преступления в денежно-кредитной деятельности 25

Заключение 34

Список используемой литературы 38

 

 

 

 

 

 

Введение

Из-за спешного, в некотором  смысле неумелого реформирования экономики  России без надежного механизма  контроля над экономическими отношениями  в стране создало благоприятную  почву для развития экономической  преступности. В период перехода к  рынку преступность в этой сфере  стала более профессиональной, мощной и более высокой степенью организованности. Интересы криминальной среды активно  устремились в сферу экономики, где возникли и сохраняются практически  неограниченные возможности для  быстрого обогащения, безнаказанного паразитирования на издержках и  трудностях экономической реформы. Из-за сжатия госфинансирования в  сферах легальной интеллектуальной деятельности повысился уровень  интеллектуальной деятельности противоправного  характера. Сфера применения современных  тенологий в криминальном характере  расширилась. Преступные посягательства экономической направленности в  большинстве своем не имеют непосредственных потерпевших и поэтому выявляются с трудом.

Доходы, полученные незаконным путем, вкладываются в различные  формы предпринимательской деятельности, тем самым увеличивая обьемы теневого предпринимательства и уменьшая возможности экономики легальной. Учтенный ущерб от преступлений в  сфере экономики  в 2010 году составил около 11трлн рублей, что составляет около 0,5 от современного уровня ВВП.

Поразительно, что по данным госпомстата доля теневой экономики  в ВВП на 2010 год составила 21%. Радует лишь понижение этого показателя на год 2011 (18%). Таким образом, легальный сектор экономики, образующий налогооблагаемую базу, постепенно сужается.

Экономическая преступность является основным одним из факторов мощного противодействия происходящим в России преобразованиям. Это тормозит производство, повышает темпы роста  инфляции, уменьшает доходы госбюджета, отвлекает инвестиционный капитал, одним словом усугубляет все существующие экономические проблемы. Уже ни для  кого не секрет, что экономическая  преступность угрожает национальной бехопасности Российской Федерации. Целью своей  работы считаю выделить виды экономических  преступлений, разобраться в их сущности и рассмотреть меры государства, отраженные в различных федеральных  законах и кодексах, по закреплению  экономического порядка в стране и предотвращению дальнейшего роста  экономической преступности, а так  же сделать прогноз в этой сфере.

 
1. Понятие и виды преступлений в сфере экономической деятельности.

Нормы об уголовной ответственности  за преступления в сфере экономической  деятельности сосредоточены в главе 22 УК. Они направлены на защиту законной предпринимательской деятельности, охрану естественной государственной  монополии на товарно-денежную систему, изделия, драгоценные металлы, права  потребителей товаров и услуг, защиту таможенных и налоговых отношений, установленных в Российской Федерации.1

Видовым объектом рассматриваемых  преступлений являются общественные отношения, возникающие в сфере экономической  деятельности - производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Непосредственным объектом могут выступать конкретные общественные отношения, связанные с определённой сферой экономики, конкретным экономическим  отношением.

Объективная   сторона   большинства   рассматриваемых преступлений в сфере экономической деятельности заключается в совершении их путём действий (например, понуждение к совершению сделки или к отказу от её совершения). Часть преступлений может совершаться путём бездействия (например, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности).2

Составы,    имеющие    материальную    конструкцию, предполагают   обязательную   взаимосвязанность   деяния, общественно опасных последствий и причинной связи между ними  (например, незаконная банковская деятельность). Формальные составы предполагают для правовой оценки лишь установления факта общественно опасного деяния (например, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности).

Субъектом   преступлений   в   сфере   экономической деятельности могут быть физические, вменяемые лица, достигшие   16-летнего   возраста.   Субъекты   некоторых преступлений имеют признаки специального субъекта должностного лица (например, регистрация незаконных сделок с землёй).

Субъективная сторона  преступлений в сфере экономической  деятельности предполагает умышленную форму вины, либо может иметь две  формы вины.

На графике ниже показана структура экономической преступности за 2011 год по данным газеты Ведомости:3 
    
Итак, Проанализировав вышесказанное, разобравшись в понятиях субьекта, обьекта, разграничив понятия состава преступления, понятия субьективная и обьективная сторона в зависимости от субьекта и объекта   все преступления можно разделить на три группы:

а) преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности (статьи 201, 204 УК);

б) посягающие на законную предпринимательскую деятельность(статьи 169, 170, 171, 172, 173, 174, 175, 178,180,182,183,184, 194,196,197,200 УК);

в) Преступления в денежно-кредитной деятельности (статьи 176, 177, 185, 187 УК).4

 
2. Преступления должностных лиц в сфере экономической деятельности.

Объектом соответствующих составов преступлений являются интересы службы в коммерческих организациях, независимо от формы собственности, а равно в некоммерческих (негосударственных и немуниципальных) организациях5, т.е. общественных, благотворительных и т.п., в которых извлечение прибыли, если оно имеет место, является средством обеспечения основной деятельности, а не самоцелью. Представляется, вместе с тем, что трактовка объекта как "интересов службы" есть непосредственная интерпретация комплекса общественных отношений, связанных с поддержанием баланса законных интересов владельцев и  служащих  коммерческих или некоммерческих организаций, их клиентов, вкладчиков и кредиторов с интересами общества. Иными словами, видовой и родовой объекты рассматриваемых преступлений находятся в сфере общественных отношений, реализующих конституционные основы   предпринимательской, иной коммерческой  экономической деятельности либо в сфере реализации конституционных    основ общественной, благотворительной и т.п. негосударственной (немуниципальной) деятельности, в том числе использующей предпринимательство в качестве вспомогательного направления.

В статье «Злоупотребление полномочиями» УК говорит о действиях вопреки законным интересам организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам.6

Субъективная сторона  преступления предполагает  прямой умысел. Злоупотребление полномочиями управленцев коммерческой или иной организации влечёт уголовную ответственность лишь при причинении существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо интересам общества или государства. Условие причинения существенного вреда для должностного преступления закон не воспроизводит: здесь для уголовной ответственности достаточно самого факта существенного нарушения чьих-либо прав и законных интересов.

Отметим ещё два момента. Во-первых, отчетливо видно намерение  законодателя в максимальной степени "наказывать рублём" лицо, злоупотребившее  служебными полномочиями в коммерческой или иной организации.

Во-вторых, с учётом общего статуса коммерческой или иной организации, законодатель сузил возможности  привлечения к ответственности  её служащих за злоупотребления полномочиями. А именно, если вред причинён только организации  (её  владельцам), уголовное преследование осуществляется лишь по заявлению или с согласия организации, т.е. лица или лиц, управомоченных выступать от её имени. Расширение таким образом диспозитивности уголовного преследования  (уголовной  ответственности и  наказания виновных) направлено на обеспечение интересов организации. Ведь не исключено, что сохранение доброго имени, которому будет нанесён ущерб оглаской   факта   внутренних злоупотреблений, для фирмы   важнее, чем преследование виновного.

Если злоупотребление  полномочиями со стороны лица, выполняющего управленческие функции, причинило вред интересам других организаций, например, банка, предоставившего кредит; интересам граждан,  например, вкладчиков; интересам общества или государства, например, путём подрыва стабильности валютного рынка, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.7

Объективная сторона, содержание умысла, круг специальных субъектов  злоупотребления полномочиями чётко  описаны в самом тексте ст. 201 УК. Отметим лишь дополнительно, что  это деяние может совершаться  как в пределах полномочий, которыми лицо наделено уставом или иным нормативным  актом коммерческой либо иной организации, так и с их превышением. Но в  любом случае полномочия используются вопреки тем задачам, которые  возложены на данное лицо.

В отличие от существенного  вреда, о котором говорит часть  первая ст. 201 УК, квалифицированный состав этой статьи (часть вторая) указывает на тяжкие последствия, которые охватываются прямым или косвенным умыслом виновного. К числу тяжких последствий в конкретном случае могут быть отнесены, крупный имущественный ущерб, например, связанный с разрывом деловых отношений с партнёрами, в силу ущерба, причинённого её авторитету;  прекращение деятельности  организации; разорение многих клиентов или вкладчиков; самоубийства и т.д. Виновный должен предвидеть и желать наступления этих последствий либо по меньшей мере предвидеть возможность их наступления, но относиться к этому безразлично. Некоторыми авторами высказано мнение о возможности причинения тяжких последствий по неосторожности. Этот вопрос должен быть решён законодательным или судебным толкованием ст. 201 УК.

Коммерческий  подкуп (ст. 204 УК) - это незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное оказание ему услуг имущественного характера за действия или бездействие в интересах дающего и в связи с занимаемым служебным положением.8

Рассматриваемая статья сконструирована  по образу и подобию сходных составов должностных преступлений (в данном случае ст. 290 и 291 УК)'. Вместе с тем: а) не воспроизводится формула о получении взятки "лично или через посредника", хотя оба эти варианта несомненно имеются ввиду;

б) составы передачи предметов  коммерческого подкупа и принятия их (т.е. дачи и получения) объединены в одной и той же статье УК, в отличие от главы о должностных  преступлениях;

в) незаконность действий (бездействия), за которые передаётся предмет коммерческого  подкупа, не выделены в качестве квалифицирующего обстоятельства.9

Рассматриваемые деяния характеризуются  прямым умыслом обоих   участников   преступной   сделки.   Цель   лица, осуществляющего подкуп, связана с получением определённых выгод или преимуществ в сфере деятельности организации, в которой работает лицо, принимающее предмет подкупа. Ответственность  не  устраняется  и  в  случаях,  когда соответствующий предмет передаётся и принимается как "благодарность"  за уже оказанную услугу, даже без предварительной договорённости. Но, конечно, коммерческий подкуп надо отличать от вручения сувенира, небольшого подарка. Лицо, принимающее предмет подкупа, руководствуется корыстными мотивами.

Квалифицирующими обстоятельствами, как для лица, осуществляющего  подкуп, так и для подкупаемого лица, является   неоднократность,   совершение   группой   по предварительному сговору или организованной группой. Для подкупаемого лица ответственность усиливается также, если его действия сопряжены с вымогательством. Вымогательство может иметь место не только в вербальной форме (прямые требования), но и в форме создания таких условий со стороны вымогателя -многократное отложение решения вопроса, необоснованные придирки к представляемым документам, которые приводят обращающееся лицо к однозначному выводу о необходимости подкупа, факт вымогательства, а равно добровольное заявление лица, передающего или передавшего предмет подкупа, органу, имеющему право возбудить уголовное дело, влечёт освобождение этого лица от уголовной ответственности. Таким образом, в интересах борьбы с коммерческим подкупом установлен такой же порядок, как и для лиц, давших должностную взятку.10 

Информация о работе Общая характеристика преступлений в сфере экономики