Общая характеристика национальной экономики и динамика ВВП Индии

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 11:38, реферат

Краткое описание

Индия — развивающаяся аграрно-индустриальная страна с развитой промышленностью. В настоящее время в Индии открытая экономика, но с отпечатками авторитарного режима.

Файлы: 1 файл

Современное состояние рыночной экономики Индии.docx

— 322.78 Кб (Скачать)

Общая характеристика национальной экономики и динамика ВВП Индии

 

Индия — развивающаяся аграрно-индустриальная страна с развитой промышленностью. В настоящее время в Индии открытая экономика, но с отпечатками авторитарного режима. Экономическая либерализация, в том числе снижение контроля во внешней торговле и инвестициях, началась в начале 1990-х, это ускорило экономический рост страны, который составлял в среднем более чем на 7% в год, начиная с 1997 года. Структура экономики включает в себя традиционное сельское хозяйство, современное сельское хозяйство, ремесла, широкий спектр современных отраслей промышленности, а также множество услуг. Более половины рабочей силы заняты в сельском хозяйстве, но услуги являются основным источником экономического роста, на которые приходится более половины продукции Индии, и т одна треть занятости  ее рабочей силы. Индия имеет преимущество от  своего большого количества специалистов, владеющих  английским языком, это позволяет ей быть крупным экспортером информационно-технических услуг и программного обеспечения. Промышленный спад в начале 2008 года, после глобального финансового кризиса, привел к тому, что ежегодный рост ВВП замедлится до 6,5% в 2009 году, но остается по-прежнему второй по величине тем роста в мире среди крупнейших экономик.  Индия избежала удар глобального финансового кризиса из-за осторожной политики банков и относительно низкой зависимости экспорта для экономического роста. Внутренний спрос, движимый покупкой потребительских товаров длительного пользования и автомобилей, стал одним из ключевых факторов роста, после того как экспорт упал с начала глобального кризиса. Правительство отказалось от дефицитного бюджета, это позволило достичь прирост в 6,8% ВВП в 2010 .

В Индии долгосрочные проблемы включают широко распространенную нищету, недостаточную  физическую и социальную инфраструктуру, ограниченные возможности трудоустройства, а также трудности в получении  высшего образования.

         

Рис.1 ВВП Индии на 2011-2012 г.

                       Рис.2  Доля страны в совокупном  ВВП

 

Рейтинг

Страна

ВВП, млрд. долл.

ВВП, %

 

Мир

70202

100

1

США

14991

21.35

2

Китай

7204

10.26

3

Япония

5870

8.36

4

Германия

3604

5.13

5

Франция

2776

3.95

6

Бразилия

2477

3.53

7

Великобритания

2429

3.46

8

Италия

2196

3.13

9

Индия

1898

2.7

10

Россия

1858

2.65

11

Канада

1737

2.47

12

Австралия

1515

2.16

13

Испания

1478

2.11

14

Мексика

1155

1.65

15

Южная Корея

1116

1.59

16

Индонезия

847

1.21

17

Нидерланды

837

1.19

18

Турция

775

1.1

19

Швейцария

661

0.94

20

Саудовская  Аравия

597

0.85

21

Швеция

539

0.77

22

Иран

522

0.74

23

Польша

514

0.73

24

Бельгия

514

0.73

25

Норвегия

485

0.69

26

Аргентина

448

0.64

27

Австрия

418

0.6

28

Южная Африка

408

0.58

29

Тайланд

370

0.53

30

ОАЭ

339

0.48

31

Колумбия

333

0.47

32

Дания

332

0.47

33

Венесуэла

316

0.45

34

Греция

299

0.43


                                    Доля Индии в мировом ВВП, %, на 2011 г.

 

Основные отрасли  экономики Индии

Основными отраслями экономики Индии являются:

1) Производственный  сектор. После десятилетия реформ, производственный сектор растёт, принимая вызов нового тысячелетия. Инвестиции в индийские компании достигли рекордного уровня к 1994 году, когда многие международные компании решили открыть свои магазины, пользуясь улучшением финансового климата. Для дальнейшего развития промышленного производственного сектора, Зарубежным Прямым Инвестициям (FDI), почти для всех промышленных компаний было разрешено с определенными ограничениями пройти по автоматическому маршруту. Структурные реформы были предприняты в режиме акцизного сбора, с целью введения единого тарифа и упрощения правил и процедур. Индийским филиалам международных многонациональных компаний было разрешено заплатить учредителям за лицензию международных марок, и т.п. Компании в производственном секторе сгруппировались вокруг своей зоны компетентности, связавшись с иностранными компаниями с целью приобретения новых технологий, опыта по менеджменту и доступа к иностранным рынкам. Прибыли от производства сделали Индию предпочтительной страной для производства и источником мировых рынков.

2) Нефть и природный газ. Индия является восьмым по величине потребителем нефти в мире и владеет 3.12 млн.кв.км. земель осадочных бассейнов. Спрос на сырую нефть возрастет вдвое, от 91 млн. метрических тонн в 2003-04 до 190 млн. метрических тонн в год к 2011 - 2012 гг. Внутреннее производство, однако, составляет только 34 млн. тонн. Мощность переработки сырой нефти близка к 170 млн. метрических тонн в год. Общая протяжённость газовых и нефтяных трубопроводов в Индии составляет около 9,000 км. Потребности в газе в Индии составляют 65 млрд.куб.м при собственном производстве только 23 млрд.куб.м. Однако, открытие огромных газовых запасов в бассейне Кришна-Годавари в прошлом году имеет огромное значение. В последнее время Индия делает всё от неё зависящее, чтобы сберечь свои энергетические запасы. Чтобы удовлетворить необходимые потребности в следующие 10 - 15 лет, понадобятся инвестиции в размере 100 - 150 млрд.$ США. ONGC, Правительственное предприятие инвестирует почти 5 млрд.долларов США в год для разведки/производства нефти в России, Австралии, Египте, Катаре, Иране,Кубе, Сирии, Судане, Берега Слоновой Кости, Мьянмара и Вьетнама.  
3) Лекарства и медикаменты. По объему Индия является пятым фармацевтическим рынком в мире. Фармацевтический рынок Индии оценивается в 7 млрд. долларов США за 2005 финансовый год. Ожидается, что он возрастёт до 12 млрд. долларов США к 2008 г. Цель фармацевтической политики Правительства Индии состоит в том, чтобы обеспечить необходимыми и жизненно важными медикаментами высокого качества по умеренным ценам и укрепить местную основу производства. В 2004-05 финансовом году Индия экспортировала основные лекарства на более, чем 2.5.млрд. долларов США. Некоторые индийские компании имеют свои представительства в 60 странах, включая США, Европу и Китай. 
4) Информационная Технология и Электроника. Сектор программного обеспечения продолжает вносить вклад в основную часть дохода информационных технологий Индии. Сеть базовых пользователей в Индии в настоящее время составляет 40 миллионов и ожидается, что эта цифра достигнет 100 млн. к 2007 г. В 2005 г. экспорт информационных технологий составил 23 млрд. долларов США. Ожидается доход от этого сектора равный 60 млрд. долларов США к 2010. Индустрия информационных технологий насчитывает свыше 150 основных производителей оснащения, к которым присоединяются свыше 800 дополнительных единиц, занимающихся сборкой и производством оборудования. 
5) Автопромышленность. Отличный менеджмент, высокая производительность и опыт привели в Индию увеличивающееся число мировых производителей автомобилей. Судзуки и Хундай создали в Индии центр экспорта своих всемирно известных автомобилей. Собственность Индии Тата Моторс экспортирует Сити Ровер автомобили в Ровер (Соединённое Королевство). Дженерал Моторс, Форд, Даймлер Крайслер, Фиат, Тойота, а недавно и БМВ учредили свои заводы по производству автомобилей и комплектующих в Индии. Свыше миллиона автомобилей были произведены в 2005 г. Экспорт комплектующих составляет примерно 3 млрд. долларов США в год. 
6)  Туризм. Туризм это 3-я по величине сеть, которая приносит валюту Индии и, в настоящее время, туристическая отрасль дает 6% к Внутреннему Валовому Продукту. Путешествия и туризм в Индии составляют 32 млрд. долларов США, а валютный доход от туризма в 2005 г. составил 4.8 млрд. долларов США. Туризм очень приоритетная отрасль в Индии и все усилия направлены на его быстрое развитие. В секторе отелей и туризма можно получить автоматическое одобрение для иностранной инвестиции до 100%.  
7) Переработка пищевых продуктов. Индия является одним из ведущих производителей пищевых продуктов в мире. Переработка пищевых продуктов в Индии составляет 70 млрд. $ США, включая продуктов с наценкой 22 млрд. $ США. Экспорт пищевых продуктов составляет около 120 млрд. рупии в год и является 18 % общего экспорта. Обьем полуфабрикатов и готовых пищевых продуктов составляет более 1 млрд. $ США с ростом более чем на 20 %. Правительство Индии предприняло некоторые ключевые инициативы в поддержку иностранных инвестиций в этом секторе. 
8) Телекоммуникация. Индия владеет 8 по величине телекоммуникационной сетью в мире и 3 среди процветающих экономик. Этот сектор ежегодно в среднем растет на 22 % по основным услугам и более чем на 100 % по сотовым услугам и интернету. Инвестиционная потребность этого сектора около 37 млрд. $ США к 2005 году и около 69 млрд. $ США к 2010 году. Были учреждены основной независимый орган контроля (Орган Контроля Связи Индии) и орган улаживания разногласий (Апелляционный Суд Улаживания Разногласий Связи). В определенных районах телекоммуникационного сектора, Прямая Иностранная Инвестиции разрешена до 100%.

9) Драгоценные  камни и ювелирные изделия. Драгоценные камни и ювелирная промышленность Индии являются важным вкладом во внутренний валовой продукт. За 2004-05 г. экспорт перевалил за 13 млрд.$ США. Индия во всём мире известна, как страна, где обрабатывают и полируют бриллианты и более 80% драгоценных камней обрабатываются в Индии.

10) Энергетика. Энергетический сектор Индии состоит из гидро, термального, ядерного и ветрового источников, генерировавших 105,656 мегаватт в 2002 г. и, предполагается, что к 2012 эта цифра достигнет 212,000 мегаватт. В настоящее время электромощность составляет 131,000 мегаватт. Это ведет к массивным инвестициям в 200 млрд. $ США для пополнения энергетической емкости, передачи и системы распределения. Правительственная политика энергетического сектора старается привлечь значительные инвестиции частного сектора. Частному сектору разрешено организовать термальные проекты жидких основ, газа, угля, и проекты по воде, ветру и солнцу любого объема. Для Прямых Иностранных Инвестиций в этих проектах нет ограничений, связанных с накоплением, передачей и распределением электричества. 
11) Текстиль. Текстильная промышленность занимает важное место в экономике Индии и вносит значительный вклад в занятость населения и экспортные приобретения. Индия является вторым в мире производителем шёлка, важным производителем джута и одной из самых больших производительных баз хлопка. Индия является также большим экспортёром хлопковой пряжи, что составляет 25% от мировой доли. Экспорт текстиля составляет почти 14 миллиардов долларов США. 
12) Телекоммуникации. Индия владеет 8 по величине телекоммуникационной сетью в мире и 3 среди процветающих экономик. Этот сектор ежегодно в среднем растет на 22 % по основным услугам и более чем на 100 % по сотовым и интернет услугам. Общее число телефонных линий составляет 116 миллионов, из которых 68 миллионов являются мобильными. Ожидается, что оборот телефонной связи увеличится с 8.6 млрд. долларов США в 2003 г. до 13 млрд. долларов США к 2007 г. Инвестиционная потребность этого сектора около 69 млрд. $ США к 2010 году. Были учреждены независимый основной орган контроля (Орган Контроля Связи Индии) и орган урегулирования разногласий (Апелляционный Суд Урегулирования Разногласий Связи). В определенных районах телекоммуникационного сектора, Прямая Иностранная Инвестиции разрешена до 100%. 
13) Сельское хозяйство Индии. Сельскохозяйственный сектор, который долгое время являлся опорой экономики Индии, сейчас составляет только около 22% ВВП и более 50% населения Индии работают в этом секторе. Несколько лет после обретения независимости Индия зависела от помощи других стран из - за нехватки пищевых продуктов, но за последние 40 лет производство пищевых продуктов устойчиво растет, в основном, благодаря расширению оросительных земель и широкому использованию высококачественных, урожайных семян, удобрений и пестицидов. Индия имеет огромный запас зерновых культур (около 19 млн. тонн), а также является экспортером зерновых культур. Доходная часть, особенно чай и кофе, являются главным экспортом. Индия является самым большим производителем чая в мире, ежегодное производство около 470 млн. тонн, 200 млн. тонн которого экспортируется. Индия также содержит около 30 % мирового рынка специй, с экспортом около 120, 000 тонн в год.  
Рост ВВП для сельского хозяйства и связанной с ним экономической деятельности в 2000-01 гг. значительно сократился и упал до 0.9%. С целью к укреплению сектора, формированию инфраструктуры для обработки, транспортировки и хранения зерна и продовольствия был предоставлен статус инфраструктуры, что предполагает освобождение от налогов. К тому же, производители продовольствия и овощей освобожденны от режима акциза. 
14) Леса, преимущественно в горных и холмистых районах, занимают площадь ок. 650 тыс. кв. км, или ок. 19% территории страны, причем лишь на 55% этих земель сохранились густые древостои. 3/4 лесных массивов доступны для эксплуатации и служат источником доходов. Половина всех лесов сосредоточена в центральных штатах, еще треть на севере и пятая часть на юге Индии. 95% лесов находится в собственности государства.  
Леса обеспечивают внутренние потребности в смоле и канифоли, бамбуке и тростнике, кормах для скота, дровах и строевой древесине. Некоторые древесные породы заготавливают в расчете на зарубежный спрос. Экспортируются также фанера и шеллак.  
15) Индия является одной из ведущих стран, занимающихся переработкой пищевых продуктов. Переработка продуктов питания в индустрии Индии составляет 70 млрд. $ США, включая 22 млрд. $ США -добавочных продуктов. Экспорт пищевых и переработанных пищевых продуктов во время 2004-05 составляло 8.0 млрд. $ США. Сектор переработки пищевых продуктов был объявлен приоритетным и инвестиции в размере 28 млрд. $ США необходимы для удовлетворения возрастающего спроса в переработанных продуктах, вызванного быстрой урбанизацией и уровнем доходов. Эта промышленность является привлекательным конечным пунктом назначения для Зарубежных Прямых Инвестиций (FDI).  
Финансовый сектор Индии. Обширный финансовый и банковский сектор поддерживает быстрорастущую экономику Индии. Более того, Индия имеет хороший сырьевой рынок, включающий в себя 23 биржи, более 9,000 компаний. Индийский капитал быстро движется по направлению к рынку, что является современным в условиях настоящей инфраструктуры, а также в лучших традициях международной практики. В дополнение, 26% зарубежных акций без фиксированного дивиденда было разрешено ввести в страховой сектор. В соответствии со списком бирж, перечисленных в Национальной Бирже, общий рынок капитализации на 31 января 2006 г. составлял.593.86 миллиардов долларов США. 
Сектор обслуживания. Обслуживание составляет 56% ВВП Индии. Это - высокопрофессиональный сектор, который дает основной толчок экономике. Индия стала главной силой в секторе Информационной Технологии с более чем 220 компаниями из «500 успешных компаний», пользующимися услугами программного обеспечения Индии. Многие международные компании, осознав соотношение цен и базу высокопрофессиональной рабочей силы в Индии, основали акционерные организации и центры в этой стране для удовлетворения своих нужд по всему миру.

 

Экспорт и Импорт Индии

        Индия добилась внушительных успехов во внешнеэкономической деятельности. Экспорт ежегодно увеличивается в среднем на 10-13%, а импорт стабилизировался. Обменный курс рупии становится все более устойчивым. Темпы роста инфляции удерживаются на уровне 7-8%. Внешнеэкономическая либерализация Индии продолжается, и в значительной степени страна отказалась от протекционистской политики, сняла административные запреты на импорт сырья и оборудования частными предпринимателями. Максимальный уровень импортных тарифов за 15 лет был снижен с 400% до 65%. С целью поощрения экспорта правительство девальвировало рупию на 24% и сняло большинство ограничений на обмен. В настоящее время рупия фактически является конвертируемой валютой. Иностранные инвестиции, которые раньше всячески ограничивались, стали поощряться: например, для покупки иностранными инвесторами пакетов акций индийских предприятий теперь уже не требуется специальных разрешений. Но с отменой количественных ограничений на импорт товаров в Индию, принятых в соответствии с правилами ВТО, возникли опасения, что в результате увеличения демпингового импорта по отечественным производителям будет  нанесен ощутимый удар. 
           Правительством Индии был приведен в действие протекционистский механизм, обеспечивающий адекватную защиту прав отечественных производителей. Изменения в тарифной политике выразились, в первую очередь, в максимальном увеличении ставок ввозных таможенных пошлин на некотрые виды товаров, собственное производство которых в Индии имеет решающее значение для экономики страны. 
           На ряд сельскохозяйственных товаров и продукции садоводства, которые ранее входили в список для свободного импорта, были установлены верхние пределы ставок таможенных пошлин. В отношении таких "чувствительных" товаров были приняты соответствующие постановления Правительства Индии для того, чтобы в законодательном порядке зафиксировать повышение таможенных тарифных ставок. Было также решено ввести изменения в Закон о внешней торговле 1992 года (Forcing Trade Act) для того, чтобы придать законную силу действиям правительства, как временным, необходимым и предохранительным от последствий отмены количественных ограничений.

           В экспортно-импортной политике  Индии (ЭИП) предполагается создание  таких условий для развития  экспорта, которые позволили бы  достичь цели, поставленной в  10-ом пятилетнем плане и Среднесрочной  экспортной стратегии, - увеличить  к 2007 году долю Индии в мировой  торговле с 0,7% до 1%. Для достижения  этой цели объем экспорта к   должен возрасти с 46 до более  80 млрд. долларов США. Это означает, что среднегодовой рост экспорта  в 10-ой пятилетке должен составить  11,9%. 
          Экспортно-импортная политика закрепляет и развивает принятые ранее решения, направленные на развитие экспорта и повышение конкурентоспособности индийских товаров путем создания для экспортеров благоприятных условий, которые не противоречили бы при этом правилам ВТО и не являлись бы дискриминационными по отношению к местным производителям, ориентированным на внутренний рынок. 

         Основной экспорт: Традиционный экспорт включает в себя хлопковую пряжу, текстильные изделия, одежды, кожевенные товары, драгоценные камни и ювелирные изделия, а также сельскохозяйственные продукты. Однако, орехи кешью, транспортное оборудование, програмное обеспечение, электроника и металлоизделия составляют наиболее быстро растущие статьи экспорта.Основные рынки экспорта: США, Канада, Соединенное Королевство, Германия, Япония и Бельгия в ОЕСД, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия в ОПЕК, Чили, Аргентина, Бразилия и Мексика в Латинской Америке, Китай, Гонконг, Сингапур, Таиланд, Малайзия и Шри Ланка в Азиатском регионе.

          Основной импорт: Средства производства, бензин, нефть и смазочные материалы, драгоценные и полудрагоценные камни, химикаты, пищевое растительное масло и удобрения. Основные рынки импорта: США, Соединенное Королевство, Япония, Германия в ОЕСД, Иран, Кувейт и Саудовская Аравия в ОПЕК, Бразилия, Чили в Латинской Америке, Египет, Гана, Южно – Африканская Республика в Африке, Китай, Гонконг, Малайзия и Таиланд в Азиатском регионе. 

 

          

Объем экспорта, млрд. долларов США

год

значение

2003

44.5

2004

57.2

2005

69.2

2006

76.2

2007

112.0

2008

176.4

2009

168.2

2010

225.6

2011

298.2


Объем экспорта, млрд. долларов США

 

                   

Объем импорта, млрд. долларов США

 

 

год

значение

2003

53.8

2004

74.2

2005

89.3

2006

113.1

2007

187.9

2008

305.5

2009

274.3

2010

357.7

2011

451.0

Информация о работе Общая характеристика национальной экономики и динамика ВВП Индии