Образовательная школа в финансовой науке

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:20, доклад

Краткое описание

В последнее десятилетие активизировалась дискуссия о научных экономических школах1. В ее центре была проблема определения их доминантных признаков, атрибутов, поскольку данный термин длительное время употреблялся стихийно без комментариев и обоснований. Отметим, что выделение научных школ имеет историко-теоретическое и прикладное значение. В истории экономических учений понятие «научная школа» имеет важное классификационное значение. В процессе проведения исследований полнота представления о полученных результатах, вклада различных научных школ в познание тех или иных явлений и закономерностей зависит от их комплексного отражения в библиографической литературе.

Файлы: 1 файл

Статья СПБГУ.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

УДК 330.8    

ББК 65.02

ХАЛИЛОВА  МИЛЯУША ХАМИТОВНА

Доктор  экономических наук, профессор

Санкт-Петербургский  государственный  университет 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА В ФИНАНСОВОЙ НАУКЕ

      В последнее десятилетие активизировалась дискуссия о научных экономических  школах1. В ее центре была проблема определения их доминантных признаков, атрибутов, поскольку данный термин длительное время употреблялся стихийно без комментариев и обоснований. Отметим, что выделение научных школ имеет историко-теоретическое и прикладное значение. В истории экономических учений понятие «научная школа» имеет важное классификационное значение. В процессе проведения исследований полнота представления о полученных результатах,  вклада различных научных школ в познание тех или иных явлений и закономерностей зависит от их комплексного отражения в библиографической литературе.

      Важность  библиографической литературы объясняется  еще и тем, что гигантский поток  информации в печатной и электронной  формах, порожденный научно-технической  революцией, делает крайне затруднительным процедуру поиска действительно необходимой  информации. В этом плане особенно большие тяжести ощущают студенты и аспиранты. Именно от них исходит потребность за достаточно ограниченное сроками обучения сформировать список научной, справочной литературы, которая позволила бы усвоить не только азы науки, но и глубоко проникнуть в ее тайны, понять границы познанного2.

      В ходе развернувшейся в отечественной  экономической периодике качественный аспект понятия «научная школа» получил  достаточно обстоятельное освещение. Однако количественный аспект остался вне поля зрения, хотя в ряде случаев отмечалась необходимость определения «общепризнанных научных достижений в течение определенного времени»3. Восполнить данный пробел способны критерии, выдвинутые Б.И. Соколовым в работе «100 книг кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета»4.

      Административно привносимый принцип, связанный  с различными индексами цитирования, позволяет выявить актуально-модные направления в науке, но не ее научные школы, поскольку индексы цитирования – со статьи на статью – не направлены на выявление книг, представляющих собой классические научные труды, созданные главой научной школы и его ближайшим окружением. Здесь не требуется особых доказательств, это достаточно очевидно. Вспомним классическую школу в политической экономии, сформировавшуюся вокруг «Исследования о природе и причинах богатства народов» А. Смита, марксизм, до сих пор с успехом отстаивающий положения «Капитала» и дающий возможность поддерживать существование многочисленным критикам.

      Конечно, в XX веке наука существенно изменилась, она стала междисциплинарной, научные школы часто строятся не вокруг одного предмета исследования, а вокруг их комплекса. В настоящее время количественным критерием продуктивности научной школы, позволяющим ее успешно дифференцировать, является комплекс монографий и теоретических учебников. Именно этой цели – выявлению критерия, позволяющего определить то, что некое научное направление, достигнув некоторых количественных параметров, качественно изменилось, превратившись в научную школу, отвечают рассматриваемые информационно-библиографические издания, в которых собраны сведения о книгах, опубликованных действующими профессорами и доцентами, работающими на кафедре теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета.

      Отметим, что согласно межгосударственному  стандарту, введенному в 2004 году (ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды, термины  и определения»), все виды печатных изданий подразделяются по объему на книги, (книжные издания объемом свыше 48 страниц), брошюры (книжные издания объемом свыше 4, но не более 48 страниц) и листовки (листовые издания объемом от 1 до 4 страниц).

      Предпринятое  Б.И. Соколовым уникальное информационно-библиографическое изыскание описывает опубликованные труды кафедры по их  целевому назначению: научные, учебные и справочные издания. В состав данного перечня книг включены печатные издания, прошедшие редакционно-издательскую обработку, полиграфически самостоятельно оформленные, имеющие выходные сведения, позволяющие их идентифицировать (название; ISBN). В том случае, если книга написана группой авторов, доля преподавателей кафедры должна составлять не менее 48 страниц (3 п.л.); таким образом, этот текст, будучи самостоятельно изданным, смог бы предстать в виде отдельной книги.

      Развитие  конкуренции в сфере образовательных  услуг проявляется в составлении и опубликовании рейтингов вузов, в которых обычно учитываются: число преподавательских публикаций, частота цитирований этих работ5. Но важнейший объективный критерий качества научной и образовательной деятельности вуза и составляющих его кафедр – выданные «на гора» публикации монографий и теоретических учебников – фактически не учитывается.

      Причина, по которой возникла необходимость  отграничения российских научно-исследовательских  центров, основанных на формировании научной  школы, достаточно очевидна: «В России не осталось ни одного медицинского, технического, театрального,  лингвистического, музыкального и других вузов, в которых не открылись бы факультеты экономики и менеджмента. В большинстве случаев это происходит при почти полном отсутствии кадров, учебных и научных библиотек»6. Однако количественный критерий, отражающий некую высокую квалификационную меру, наглядно демонстрирующую завершенность и представительность значительного этапа творческой деятельности, отсутствует.

      Б.И. Соколов предлагает выбрать точкой отсчета цифру 100.  С его точки  зрения, в символическом толковании чисел ноль означает пустоту, свет; единица – начало, землю. «1» и «0» – это два первичных элемента, две противоположные силы: тьма и свет. Тогда в числе «10» все целостно, свет и тьма уравновешивают друг друга. Число «100», как отмечал А.Ф. Лосев, основываясь на представлениях Платона, означает квадрат, идеальную равномерность явления7. Поэтому «100» символизирует мастерство и совершенство, гармоничную завершенность эпохи. Именно такой критерий меры созидания – 100 книг, опубликованных членами творческого коллектива, в данном случае действующими преподавателями одной кафедры, должен показательно представлять ее научный и учебный потенциал.

      Уникальность  ситуации, отражаемой в книгах, состоит в том, что она характеризует исключительное явление – более ста книг написаны коллективом преподавателей одной кафедры экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, причем их основная доля опубликована не средствами множительной техники и оперативной полиграфии, а в ведущих центральных издательствах страны.

      Представляется, что действующий университетский  научно-исследовательский  центр, осуществляющий подготовку специалистов и магистров  определенного профиля и направления, следует выделать не по принципу исторического  первородства, а на основе данного беспристрастного критерия (100 и более книг), который позволяет определить его как научную школу.

      Свод  представленных книг имеет целевое назначение, т.е. обладает определенными характеристиками с точки зрения выполняемой ими общественной функции. Все они предназначены для научной и учебной работы в высших учебных заведениях. Перечень книг призван продемонстрировать два момента. Во-первых, все основные курсы, читаемые преподавателями кафедры обеспечены оригинальными авторскими научными и учебными изданиями. Во-вторых, научные разработки, осуществляемые на кафедре, с одной стороны, носят фундаментальный характер, с другой стороны, специализированы.

      К сожалению, нельзя не отметить, что  многие исследователи сознательно  смешивают представления о фундаментальной и прикладной науке. «Отсюда практический изъян: фундаментальные исследования в университетских лабораториях нередко проводятся по схеме прикладного и выдаются за фундаментальное. Вред, наносимый такой подменой как науке, так и образованию, огромен. И об этом не следует умалчивать»8. Добавим, что уж совсем недопустимо сводить фундаментальные и прикладные исследования к прикладным разработкам.

      В соответствии с «Общероссийским  классификатором видов экономической  деятельности» к фундаментальным научным исследованиям относится  экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Прикладные научные исследования составляют исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач. В отдельную группировку включены экспериментальные прикладные разработки, которые не носят исследовательского характера.

      Фундаментальная наука ставит своей целью создание таких теоретических концепций и моделей, практическая ценность которых не только не очевидна, но и сами они зримо, строго естественнонаучно недоказуемы. Классическими примерами могут служить выдвинутое в Древней Греции представление об атомарном строении мира, концепция происхождения видов Ч. Дарвина, «воображаемая геометрия» Н.И. Лобачевского в отличие от «употребительной» евклидовой. Они открыли новые перспективы перед взором ученых всего мира.

      Среди книг, опубликованных преподавателями  кафедры теории кредита и финансового  менеджмента, основная масса отражает результаты проводимых фундаментальных  исследований. Это относится не только к монографиям и сборникам  научных трудов, но и к теоретическим учебникам, которые отражают не только устоявшиеся знания, но и новейшие концепции, гипотезы, теоретические модели.

      Непосредственные  цели и задачи прикладных разработок не состоят в приращении нового знания, они связаны с применением  результатов чужих фундаментальных и прикладных исследований для решения каких-либо практических проблем.

      В экономической и финансовой науке  прикладные разработки учебного плана  состоят в том, чтобы преобразовать  результаты научных исследований в  материалы справочников, практических и методических пособий в помощь преподавателям и студентам, компьютерные программы, облегчающие расчеты, рабочие тетради. Сведения о них также представлены в данном справочно-библиографическом издании.

      В приводимый список книг, изданных творческим коллективом кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, не включены:

  • книги, изданные после 1987 г. и при этом не имеющие ISBN (International Standard Book Number), т.е. Международного стандартного номера книги9;
  • переиздания без изменений (стереотипные и повторные издания);
  • перепечатки (переиздания без изменений текста издания (или его части), выпущенное другим издателем с нового набора);
  • книги, подготовленные в соавторстве, в которых индивидуальный или коллективный вклад преподавателей кафедры составляет менее 48 страниц (3 печатных листов);
  • рабочие тетради (учебные пособия, имеющие особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета), поскольку в них объем оригинального авторского текста не поддается учету, может быть крайне незначительным.

      Все книги подразделены на две части: научные и учебные издания.

      В разделе, отражающем научные издания, представлен их алфавитный перечень и краткая аннотация монографий и сборников научных трудов. Они содержат результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Всего в раздел «Научные издания» включены книги 44 наименований, в том числе 24 индивидуальных и 17 коллективных монографий, 3 сборника кафедральных научных статей.

      Отметим, что монография представляет собой научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам. Издание монографий преподавателями кафедры в основном было связано с опубликованием материалов диссертационных исследований. Значительное внимание в монографиях уделено историческим проблемам, связанным с развитием денег, кредита и самой финансовой науки.

      В качестве печатного издания сборники научных трудов содержат исследовательские материалы научных обществ и организаций, учебных заведений. В принципе серия может быть непериодической, периодической, продолжающейся. Подготовленные и опубликованные кафедрой сборники научных статей под общим заглавием «Финансовый мир» представляют собой сериальное издание, включающее три выпуска, объединенных общностью замысла, тематики, целевым и читательским назначением, вышедших в однотипном оформлении.

      В разделе «Учебные издания» представлен  алфавитный перечень и краткая аннотация  учебных изданий, подготовленных преподавателями  кафедры теории кредита и финансового  менеджмента. Всего в данном разделе представлено 68 учебных изданий, в том числе 21 индивидуальных, 32 учебных издания, осуществленных в соавторстве, и 15 изданий, подготовленных авторскими коллективами. В состав учебных изданий вошли:

  • учебники, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины, ее раздела, части, соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания;
  • учебные пособия, дополняющие или заменяющие (частично или полностью) учебник, официально утвержденные в качестве данного вида издания;
  • учебно-методические пособия, содержащие материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины, ее раздела, части или воспитания;
  • практикумы и задачники, содержащие практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

Информация о работе Образовательная школа в финансовой науке