Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:20, доклад
В последнее десятилетие активизировалась дискуссия о научных экономических школах1. В ее центре была проблема определения их доминантных признаков, атрибутов, поскольку данный термин длительное время употреблялся стихийно без комментариев и обоснований. Отметим, что выделение научных школ имеет историко-теоретическое и прикладное значение. В истории экономических учений понятие «научная школа» имеет важное классификационное значение. В процессе проведения исследований полнота представления о полученных результатах, вклада различных научных школ в познание тех или иных явлений и закономерностей зависит от их комплексного отражения в библиографической литературе.
УДК 330.8
ББК 65.02
ХАЛИЛОВА МИЛЯУША ХАМИТОВНА
Доктор экономических наук, профессор
Санкт-Петербургский
государственный
университет
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА В ФИНАНСОВОЙ НАУКЕ
В
последнее десятилетие
Важность
библиографической литературы объясняется
еще и тем, что гигантский поток
информации в печатной и электронной
формах, порожденный научно-
В
ходе развернувшейся в отечественной
экономической периодике
Административно
привносимый принцип, связанный
с различными индексами цитирования,
позволяет выявить актуально-
Конечно,
в XX веке наука существенно изменилась,
она стала междисциплинарной, научные
школы часто строятся не вокруг одного
предмета исследования, а вокруг их комплекса.
В настоящее время количественным критерием
продуктивности научной школы, позволяющим
ее успешно дифференцировать, является
комплекс монографий и теоретических
учебников. Именно этой цели – выявлению
критерия, позволяющего определить то,
что некое научное направление, достигнув
некоторых количественных параметров,
качественно изменилось, превратившись
в научную школу, отвечают рассматриваемые
информационно-
Отметим, что согласно межгосударственному стандарту, введенному в 2004 году (ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды, термины и определения»), все виды печатных изданий подразделяются по объему на книги, (книжные издания объемом свыше 48 страниц), брошюры (книжные издания объемом свыше 4, но не более 48 страниц) и листовки (листовые издания объемом от 1 до 4 страниц).
Предпринятое
Б.И. Соколовым уникальное информационно-
Развитие
конкуренции в сфере
Причина, по которой возникла необходимость отграничения российских научно-исследовательских центров, основанных на формировании научной школы, достаточно очевидна: «В России не осталось ни одного медицинского, технического, театрального, лингвистического, музыкального и других вузов, в которых не открылись бы факультеты экономики и менеджмента. В большинстве случаев это происходит при почти полном отсутствии кадров, учебных и научных библиотек»6. Однако количественный критерий, отражающий некую высокую квалификационную меру, наглядно демонстрирующую завершенность и представительность значительного этапа творческой деятельности, отсутствует.
Б.И. Соколов предлагает выбрать точкой отсчета цифру 100. С его точки зрения, в символическом толковании чисел ноль означает пустоту, свет; единица – начало, землю. «1» и «0» – это два первичных элемента, две противоположные силы: тьма и свет. Тогда в числе «10» все целостно, свет и тьма уравновешивают друг друга. Число «100», как отмечал А.Ф. Лосев, основываясь на представлениях Платона, означает квадрат, идеальную равномерность явления7. Поэтому «100» символизирует мастерство и совершенство, гармоничную завершенность эпохи. Именно такой критерий меры созидания – 100 книг, опубликованных членами творческого коллектива, в данном случае действующими преподавателями одной кафедры, должен показательно представлять ее научный и учебный потенциал.
Уникальность ситуации, отражаемой в книгах, состоит в том, что она характеризует исключительное явление – более ста книг написаны коллективом преподавателей одной кафедры экономического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, причем их основная доля опубликована не средствами множительной техники и оперативной полиграфии, а в ведущих центральных издательствах страны.
Представляется,
что действующий
Свод представленных книг имеет целевое назначение, т.е. обладает определенными характеристиками с точки зрения выполняемой ими общественной функции. Все они предназначены для научной и учебной работы в высших учебных заведениях. Перечень книг призван продемонстрировать два момента. Во-первых, все основные курсы, читаемые преподавателями кафедры обеспечены оригинальными авторскими научными и учебными изданиями. Во-вторых, научные разработки, осуществляемые на кафедре, с одной стороны, носят фундаментальный характер, с другой стороны, специализированы.
К сожалению, нельзя не отметить, что многие исследователи сознательно смешивают представления о фундаментальной и прикладной науке. «Отсюда практический изъян: фундаментальные исследования в университетских лабораториях нередко проводятся по схеме прикладного и выдаются за фундаментальное. Вред, наносимый такой подменой как науке, так и образованию, огромен. И об этом не следует умалчивать»8. Добавим, что уж совсем недопустимо сводить фундаментальные и прикладные исследования к прикладным разработкам.
В
соответствии с «Общероссийским
классификатором видов
Фундаментальная наука ставит своей целью создание таких теоретических концепций и моделей, практическая ценность которых не только не очевидна, но и сами они зримо, строго естественнонаучно недоказуемы. Классическими примерами могут служить выдвинутое в Древней Греции представление об атомарном строении мира, концепция происхождения видов Ч. Дарвина, «воображаемая геометрия» Н.И. Лобачевского в отличие от «употребительной» евклидовой. Они открыли новые перспективы перед взором ученых всего мира.
Среди книг, опубликованных преподавателями кафедры теории кредита и финансового менеджмента, основная масса отражает результаты проводимых фундаментальных исследований. Это относится не только к монографиям и сборникам научных трудов, но и к теоретическим учебникам, которые отражают не только устоявшиеся знания, но и новейшие концепции, гипотезы, теоретические модели.
Непосредственные цели и задачи прикладных разработок не состоят в приращении нового знания, они связаны с применением результатов чужих фундаментальных и прикладных исследований для решения каких-либо практических проблем.
В экономической и финансовой науке прикладные разработки учебного плана состоят в том, чтобы преобразовать результаты научных исследований в материалы справочников, практических и методических пособий в помощь преподавателям и студентам, компьютерные программы, облегчающие расчеты, рабочие тетради. Сведения о них также представлены в данном справочно-библиографическом издании.
В приводимый список книг, изданных творческим коллективом кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, не включены:
Все книги подразделены на две части: научные и учебные издания.
В разделе, отражающем научные издания, представлен их алфавитный перечень и краткая аннотация монографий и сборников научных трудов. Они содержат результаты теоретических и (или) экспериментальных исследований, а также научно подготовленные к публикации памятники культуры и исторические документы. Всего в раздел «Научные издания» включены книги 44 наименований, в том числе 24 индивидуальных и 17 коллективных монографий, 3 сборника кафедральных научных статей.
Отметим, что монография представляет собой научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам. Издание монографий преподавателями кафедры в основном было связано с опубликованием материалов диссертационных исследований. Значительное внимание в монографиях уделено историческим проблемам, связанным с развитием денег, кредита и самой финансовой науки.
В качестве печатного издания сборники научных трудов содержат исследовательские материалы научных обществ и организаций, учебных заведений. В принципе серия может быть непериодической, периодической, продолжающейся. Подготовленные и опубликованные кафедрой сборники научных статей под общим заглавием «Финансовый мир» представляют собой сериальное издание, включающее три выпуска, объединенных общностью замысла, тематики, целевым и читательским назначением, вышедших в однотипном оформлении.
В разделе «Учебные издания» представлен алфавитный перечень и краткая аннотация учебных изданий, подготовленных преподавателями кафедры теории кредита и финансового менеджмента. Всего в данном разделе представлено 68 учебных изданий, в том числе 21 индивидуальных, 32 учебных издания, осуществленных в соавторстве, и 15 изданий, подготовленных авторскими коллективами. В состав учебных изданий вошли:
Информация о работе Образовательная школа в финансовой науке