Образовательное право как наука правосознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:09, реферат

Краткое описание

Вопросы образования изучались преимущественно в рамках административного права под углом зрения государственного управления в этой области. Ценность образовательного права состоит, во-первых, в той поддержке, которую наука может и должна оказать при осуществлении нормотворческой и правоприменительной деятельности. Принцип научности становится необходимым условием эффективности управления образованием и результативности государственной образовательной политики.

Файлы: 1 файл

обр пр. как наука правосознание.docx

— 26.52 Кб (Скачать)

Образовательное право как учебная  дисциплина

Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере образования  на федеральном, региональном и муниципальном  уровнях, насчитывает сегодня уже  не сотни, а тысячи актов. Очевидно, что такой обширный нормативный  массив нуждается в постоянном изучении. Исследования, которые ведутся в этой области рядом ученых, появление учебников, учебных пособий и комментариев к образовательному законодательству дают основание говорить о начале формирования самостоятельного направления юридической науки – образовательного права. До 1990-х годов в отечественной юридической науке комплексные исследования образовательных правоотношений практически отсутствовали. Вопросы образования изучались преимущественно в рамках административного права под углом зрения государственного управления в этой области. Ценность образовательного права состоит, во-первых, в той поддержке, которую наука может и должна оказать при осуществлении нормотворческой и правоприменительной деятельности. Принцип научности становится необходимым условием эффективности управления образованием и результативности государственной образовательной политики.

Для того чтобы выполнять эту  миссию, наука должна «опережать»  законодательство, выявлять «проблемные» и «слабые» места, содействовать  его совершенствованию и определять пути дальнейшего развития. И здесь исследователям, занимающимся образовательным правом, предстоит еще многое сделать, чтобы их работы не представляли собой простой пересказ действующих нормативных правовых актов.

Во-вторых, образовательное право  как отрасль (раздел, направление) юридической  науки призвано содействовать проведению в России образовательной реформы, помочь дальнейшему развитию педагогического  образования, решению одной из актуальных проблем российского образования  – формированию современного корпуса  педагогических кадров для школ и  университетов. Ценность образовательного права проявляется также на фоне задачи повышения эффективности государственного и общественного контроля за соблюдением законности в сфере образования. В этой связи изучение образовательного права помогает создать новые возможности для самозащиты прав и законных интересов обучающихся. Развитие науки неизбежно приводит к вопросу о необходимости передачи соответствующего знания. Образовательное право начинают изучать в учебных заведениях. Формируется еще одна ипостась образовательного права – одноименная учебная дисциплина.

Изучение дисциплины нацелено на:

- уяснение механизма нормативно-правового  регулирования образовательных  отношений в Российской Федерации,  а также международно-правовых  стандартов в сфере образования;

- изучение основных институтов  образовательного права и особенностей  систематизации образовательного  законодательства в Российской  Федерации;

- выявлению основных направлений  совершенствования правового регулирования  отношений в сфере образования;

– анализ правоприменительной (административной и судебной) практики, сложившейся  в сфере образовательных отношений;

– исследование основных характеристик  образовательной реформы, проводимой в Российской Федерации;

- изучение влияния международно-правовых  актов на развитие образовательного  законодательства Российской Федерации.

- выявление тенденций развития законодательства субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления в сфере образования;

- исследование важнейших институциональных  и правовых последствий вхождения  Российской Федерации в Болонский  процесс и анализ организационно-правовых  основ формирования единого европейского  образовательного пространства;

- знакомство студентов с основными  тенденциями развития образовательного  законодательства зарубежных стран.

В результате изучения дисциплины студент  должен:

знать основы теории образовательного права; базовые категории и понятия  образовательного права; основные нормативные  акты, регулирующие образовательные  отношения и деятельность образовательных  учреждений, органов управления и  иных участников отношений в сфере  образования; международно-правовые стандарты  в сфере образования, а также  основные характеристики Болонского процесса и особенности участия Российской Федерации в формировании единого  европейского образовательного пространства; основы нормативно-правового регулирования экономических (хозяйственных), финансовых и управленческих (административных) аспектов образовательной деятельности;

уметь анализировать механизм и  гарантии реализации конституционного права каждого на образование, правовой статус участников образовательных  правоотношений; самостоятельно разбирать  практическую ситуацию в виде конкретного  спора между участниками образовательных  правоотношений, сформулировать правовую позицию в интересах соответствующей  стороны, обосновать и защитить ее;

иметь представление о практике применения образовательного законодательства, а также об основных проблемах  теории образовательного права;

обладать навыками работы с нормативными актами, позволяющих использовать их в практической деятельности.

Образовательное право как правосознание.

Модернизация отечественного образования  актуализировала проблемы правовоспитательного процесса в России. Выстраивание новой системы модернизации общества столкнулось с необходимостью определить сущность таких важных юридических конструкций, как «правовая культура», «правовое сознание», «правовое образование», «правовое воспитание». В правовой системе, представляющей как и любая система целостное единство, можно выделить основополагающий элемент, определяющий, формирующий и направляющий все остальные – это правосознание. Иными словами, правосознание является фундаментом как норм правотворчества, так и норм правоприменения.

Право – это всегда проявление воли и сознания людей. Так, политизированность, неконкретность и противоречивость многих действующих нормативно-правовых актов во многом обусловлены устранением специалистов, ученых-правоведов, как носителей научного, теоретического правосознания, от участия в процедуре создания юридических норм. С другой стороны, любой отличный закон не будет исполняется, если нет общественного настроения на исполнение закона .Правосознание обуславливает и формы реализации права: соблюдение запретов, исполнение обязанностей, осуществление прав, правоприменение.

Правосознание – сфера особого  знания, где в неразрывном единстве соединяются все виды социальных норм (религии, морали, обычая). И представляет особую форму мышления, когда элементами операционных действий (мышления) являются не только правовые категории и правовые понятия. Всегда активное и всегда интенциональное сознание мгновенно связывает и соотносит все то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Действенный характер правосознания вытекает из принципа единства сознания и деятельности: деятельность человека обусловливает формирование его сознания, психических процессов и свойств, которые, в свою очередь, регулируют эту деятельность и являются условием ее адекватного выполнения.

Нормы правосознания становятся непосредственно  действующим, официальным и всеобщеобязательным, правом в процессе правотворческой  деятельности государства, которое  монопольно придает официальную  силу нормам, сложившимся в массовом или профессиональном правосознании, «посредством одобрения обыкновений  судебной и иной правоприменительной  практики, придания этим обыкновениям официально признанной юридической  силы»[52]. Являясь одной из форм выражения  государственной правовой политики, правовые нормы тесно взаимосвязаны  с категорией правосознания, одновременно представляя собой и результат  его действия, и фактор, определяющий его качественную характеристику.

Правосознание системно и любое  нарушение системности, основанной на добре и справедливости, воспринимается как кризис. Оно не признает бессистемность и раздробленность не только правовых, но и иных социальных норм - религиозных, моральных и даже этических. В  правосознании право представляется как единое, нерасчлененное понятие  близкое к пониманию самого «феномена» права. Как системное восприятие правовых норм, правосознание обладает способностью восполнять пробелы законодательства, утверждая в сознании по отрывочным, доступным элементам персональную систему права. Если в законе отсутствует норма права, то правосознание, не терпящее пробелов, восполняет стягивая воедино иные доступные социальные нормы и выступает как прямой регулятор поведения человека. Важным обстоятельством является то, что в системе правосознания здравый смысл является одним из обязательных элементов и источников права. Но только у правосознания как единой системы появляются эмерджентные свойства – соединять в себе и норматировать поведение.

Структурировать можно не только нормы  правотворчества и нормы правоприменения, но и нормы правосознания. Так, можно определить структуру правосознания по характеру восприятия правовой информации и выделить следующие основные элементы:

1. Знание - правовая информированность,  которая является своего рода  ядром правосознания, оказывающим  влияние на его направленность. Правовая компетентность.

2. Правовые установки – базовые  ориентиры, сформированные на  основе правового знания и  лежащие в основе компетентного  правового поведения субъекта.[55]

3. Интеллектуальное восприятие  права - включающее рациональные  компоненты: взгляды, представления,  правовые теории и доктрины.

4. Правовые эмоции – комплекс  переживаний, эмоций, вызванный получением  индивидом информации связанной  со знанием (изучением) права  и правовых норм, правовых идей  и теорий и т.п., а также информацией  о вступлении субъекта в юридические  отношения, нарушении или исполнении  им правовых обязанностей, соблюдением  или нарушением его юридических  прав другими субъектами, протекающие  как на уровне сознания так и на уровне подсознания (бессознательного).

5. Правовая воля – инструмент  осуществления правовой установки.

Безусловно, важнейшим атрибутом  доброкачественного правосознания  является владение субъектом системными правовыми знаниями, позволяющими самостоятельно разбираться в огромном массиве  юридических норм. Но специфическим свойством правосознания (включая все виды правосознания, выделяемые социологией права: индивидуальное, групповое, национальное, сословное, классовое, массовое и т.д.) можно выделить его актуальность. Актуальность правосознания проявляется в процессе совершении субъектом (физическим лицом) определенного психического акта, сопряженного с волевым действием (бездействием).

Актуальность правосознания заключается  не только в его важности и ценности как центрального, фундаментального элемента правовой системы. Актуальность правосознания проявляется и  в том, что оно существует исключительно  в модальности настоящего. Иными  словами, правосознание – это  такое отношение и знание права, которое позволяет принимать  решения в момент совершения правового  действия (бездействия). Правосознанием является то, что обуславливает принятие решения при совершении правового  действия, и представляет рефлексивную систему, реагирующую на конкретные жизненные обстоятельства.

Изменение роли права в жизни  общества нуждается в соответствующих  духовных предпосылках. Активность правосознания  проявляется и в эффективности  использования правовых средств в правотворческой деятельности. Позитивное право, как критерий правомерности поведения, всегда действует в корреляции с субъективно-психическим отношением людей к нему. Однако, несмотря на важность выявления и учитывания состояния и уровня правосознания субъектов, отсутствует четкий механизм контроля за тем, как закон будет соотноситься с правосознанием, как он будет воспринят. Система правосознания, как и любая система, представляет собой упорядоченное взаимоотношение элементов, имеющих верхний и нижний пороги гибкости, за пределами которых возникает определенный дискомфорт, ведущий к «потере гибкости» всей системы правосознания и либо вызывающий хаос, бессистемность, увеличение противоречий между нормами права, либо провоцирующий совершение правонарушений. Проблема правосознания является сейчас одной из актуальных проблем, как в практическом, так и в теоретическом отношении. Воспитание человека в духе уважения к праву – является первоочередной задачей каждого государства. Правовой нигилизм получил признание как серьезный негативный фактор современного государственно-правового строительства. Причем, первоочередной задачей должно стать воспитание положительного взгляда на право. Тенденция умаления роли права в жизни общества должна быть прекращена, а это возможно лишь при детальном исследовании сложившейся структуры правосознания. Только опираясь на данные научного исследования можно выявить факторы, влияющие на формирование правосознания у молодого человека, вовремя пресечь их негативное воздействие или же усилить положительное влияние.

В юридической науке важную роль играют термины, понятия, которые составляют основу ее языка и позволяют четко  разъяснять правовые явления. Этот факт важен не только для теории права, но и для практической правотворческой, правореализующей деятельности субъектов правовых отношений.

Информация о работе Образовательное право как наука правосознание