Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:09, реферат
Вопросы образования изучались преимущественно в рамках административного права под углом зрения государственного управления в этой области. Ценность образовательного права состоит, во-первых, в той поддержке, которую наука может и должна оказать при осуществлении нормотворческой и правоприменительной деятельности. Принцип научности становится необходимым условием эффективности управления образованием и результативности государственной образовательной политики.
Образовательное право как учебная дисциплина
Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, насчитывает сегодня уже не сотни, а тысячи актов. Очевидно, что такой обширный нормативный массив нуждается в постоянном изучении. Исследования, которые ведутся в этой области рядом ученых, появление учебников, учебных пособий и комментариев к образовательному законодательству дают основание говорить о начале формирования самостоятельного направления юридической науки – образовательного права. До 1990-х годов в отечественной юридической науке комплексные исследования образовательных правоотношений практически отсутствовали. Вопросы образования изучались преимущественно в рамках административного права под углом зрения государственного управления в этой области. Ценность образовательного права состоит, во-первых, в той поддержке, которую наука может и должна оказать при осуществлении нормотворческой и правоприменительной деятельности. Принцип научности становится необходимым условием эффективности управления образованием и результативности государственной образовательной политики.
Для того чтобы выполнять эту
миссию, наука должна «опережать»
законодательство, выявлять «проблемные»
и «слабые» места, содействовать
его совершенствованию и
Во-вторых, образовательное право
как отрасль (раздел, направление) юридической
науки призвано содействовать проведению
в России образовательной реформы,
помочь дальнейшему развитию педагогического
образования, решению одной из актуальных
проблем российского
Изучение дисциплины нацелено на:
- уяснение механизма нормативно-
- изучение основных институтов
образовательного права и
- выявлению основных
– анализ правоприменительной (административной
и судебной) практики, сложившейся
в сфере образовательных
– исследование основных характеристик образовательной реформы, проводимой в Российской Федерации;
- изучение влияния международно-
- выявление тенденций развития законодательства субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления в сфере образования;
- исследование важнейших
- знакомство студентов с
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать основы теории образовательного
права; базовые категории и понятия
образовательного права; основные нормативные
акты, регулирующие образовательные
отношения и деятельность образовательных
учреждений, органов управления и
иных участников отношений в сфере
образования; международно-правовые стандарты
в сфере образования, а также
основные характеристики Болонского процесса
и особенности участия
уметь анализировать механизм и
гарантии реализации конституционного
права каждого на образование, правовой
статус участников образовательных
правоотношений; самостоятельно разбирать
практическую ситуацию в виде конкретного
спора между участниками
иметь представление о практике применения образовательного законодательства, а также об основных проблемах теории образовательного права;
обладать навыками работы с нормативными актами, позволяющих использовать их в практической деятельности.
Образовательное право как правосознание.
Модернизация отечественного образования актуализировала проблемы правовоспитательного процесса в России. Выстраивание новой системы модернизации общества столкнулось с необходимостью определить сущность таких важных юридических конструкций, как «правовая культура», «правовое сознание», «правовое образование», «правовое воспитание». В правовой системе, представляющей как и любая система целостное единство, можно выделить основополагающий элемент, определяющий, формирующий и направляющий все остальные – это правосознание. Иными словами, правосознание является фундаментом как норм правотворчества, так и норм правоприменения.
Право – это всегда проявление воли и сознания людей. Так, политизированность, неконкретность и противоречивость многих действующих нормативно-правовых актов во многом обусловлены устранением специалистов, ученых-правоведов, как носителей научного, теоретического правосознания, от участия в процедуре создания юридических норм. С другой стороны, любой отличный закон не будет исполняется, если нет общественного настроения на исполнение закона .Правосознание обуславливает и формы реализации права: соблюдение запретов, исполнение обязанностей, осуществление прав, правоприменение.
Правосознание – сфера особого знания, где в неразрывном единстве соединяются все виды социальных норм (религии, морали, обычая). И представляет особую форму мышления, когда элементами операционных действий (мышления) являются не только правовые категории и правовые понятия. Всегда активное и всегда интенциональное сознание мгновенно связывает и соотносит все то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Действенный характер правосознания вытекает из принципа единства сознания и деятельности: деятельность человека обусловливает формирование его сознания, психических процессов и свойств, которые, в свою очередь, регулируют эту деятельность и являются условием ее адекватного выполнения.
Нормы правосознания становятся непосредственно
действующим, официальным и
Правосознание системно и любое
нарушение системности, основанной
на добре и справедливости, воспринимается
как кризис. Оно не признает бессистемность
и раздробленность не только правовых,
но и иных социальных норм - религиозных,
моральных и даже этических. В
правосознании право
Структурировать можно не только нормы
правотворчества и нормы
1. Знание - правовая информированность,
которая является своего рода
ядром правосознания,
2. Правовые установки – базовые
ориентиры, сформированные на
основе правового знания и
лежащие в основе
3. Интеллектуальное восприятие права - включающее рациональные компоненты: взгляды, представления, правовые теории и доктрины.
4. Правовые эмоции – комплекс
переживаний, эмоций, вызванный получением
индивидом информации
5. Правовая воля – инструмент
осуществления правовой
Безусловно, важнейшим атрибутом доброкачественного правосознания является владение субъектом системными правовыми знаниями, позволяющими самостоятельно разбираться в огромном массиве юридических норм. Но специфическим свойством правосознания (включая все виды правосознания, выделяемые социологией права: индивидуальное, групповое, национальное, сословное, классовое, массовое и т.д.) можно выделить его актуальность. Актуальность правосознания проявляется в процессе совершении субъектом (физическим лицом) определенного психического акта, сопряженного с волевым действием (бездействием).
Актуальность правосознания
Изменение роли права в жизни общества нуждается в соответствующих духовных предпосылках. Активность правосознания проявляется и в эффективности использования правовых средств в правотворческой деятельности. Позитивное право, как критерий правомерности поведения, всегда действует в корреляции с субъективно-психическим отношением людей к нему. Однако, несмотря на важность выявления и учитывания состояния и уровня правосознания субъектов, отсутствует четкий механизм контроля за тем, как закон будет соотноситься с правосознанием, как он будет воспринят. Система правосознания, как и любая система, представляет собой упорядоченное взаимоотношение элементов, имеющих верхний и нижний пороги гибкости, за пределами которых возникает определенный дискомфорт, ведущий к «потере гибкости» всей системы правосознания и либо вызывающий хаос, бессистемность, увеличение противоречий между нормами права, либо провоцирующий совершение правонарушений. Проблема правосознания является сейчас одной из актуальных проблем, как в практическом, так и в теоретическом отношении. Воспитание человека в духе уважения к праву – является первоочередной задачей каждого государства. Правовой нигилизм получил признание как серьезный негативный фактор современного государственно-правового строительства. Причем, первоочередной задачей должно стать воспитание положительного взгляда на право. Тенденция умаления роли права в жизни общества должна быть прекращена, а это возможно лишь при детальном исследовании сложившейся структуры правосознания. Только опираясь на данные научного исследования можно выявить факторы, влияющие на формирование правосознания у молодого человека, вовремя пресечь их негативное воздействие или же усилить положительное влияние.
В юридической науке важную роль играют термины, понятия, которые составляют основу ее языка и позволяют четко разъяснять правовые явления. Этот факт важен не только для теории права, но и для практической правотворческой, правореализующей деятельности субъектов правовых отношений.
Информация о работе Образовательное право как наука правосознание