Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:09, реферат
Вопросы образования изучались преимущественно в рамках административного права под углом зрения государственного управления в этой области. Ценность образовательного права состоит, во-первых, в той поддержке, которую наука может и должна оказать при осуществлении нормотворческой и правоприменительной деятельности. Принцип научности становится необходимым условием эффективности управления образованием и результативности государственной образовательной политики.
В последние годы все большую популярность приобретают разнообразные модели правовоспитательной деятельности, которые взаимосвязаны с многочисленными концепциями правового образования, создаваемыми в различных регионах России. Изучая современные тенденции образовательной политики и перспективы их реализации, необходимо обратить внимание на сущность базовых понятий. Известно, что правовое образование является важным комплексным компонентом механизма правовой социализации личности (процесса усвоения, принятия и реализации субъектами правовых ценностей общества, идей, переживаний, чувств и эмоций людей, правовых оценок, норм и моделей поведения). Общество, правовая практика определяют позитивную или негативную направленность правовой социализации и правового образования. Личность активно и избирательно воспринимает внешнее воздействие, преломляя его сквозь призму внутренних помыслов, убеждений, которые сложились первоначально.
Правовое образование способно направить этот процесс в целенаправленное позитивное русло. Участвуя в реализации различных проектов реформирования общества, специалисты в области правового воспитания разработали важный юридический документ для школы - стандарт образования. Формирование нового закона образовательного права стало важной основой построения нормативной базы в области правовой культуры и воспитания школьников России. При разработке стандарта было выявлено, что в процессе правового образования личность усваивает определенные ценности, которые должны быть представлены как обязательные единицы стандарта знаний.
В ходе многочисленных дискуссий появились
две альтернативные точки зрения.
Согласно первой позиции стандартизация
правовых знаний и «рамочная» система
формирования правовой компетентности
личности нецелесообразна, так как
не может быть четко обозначенной
модели правового обучения современного
школьника. Противники такого подхода
считают, что необходимо упорядочить
основные дидактические единицы
содержания основ наук, сформулировать
задачи, цели и требования к правовой
подготовке учеников, а также создать
профессионально грамотную
Одной из самых неразработанных в юридической науке является проблема правосознания, выраженная в социально-правовой компетентности, правовой культуре педагога. Сейчас выявились потребности изучения правосознания педагога и содержательных аспектов его формирования. Это обусловлено тем, что правовое сознание учителя, его правовая культура есть неотъемлемые компоненты осуществления профессиональной деятельности, в том числе организации формирования правосознания подрастающего поколения. Правовое сознание педагога (и педагога-администратора) следует рассматривать в виде системы правовых взглядов, чувств, ценностных ориентаций, представлений, убеждений о праве. Новая система формирования правового сознания учителя позволяет создать и сохранить единое образовательное пространство каждого региона с учетом его специфики. Региональные институты повышения квалификации приступили к подготовке организаторов правового образования в школе.
В последнее время исследователи
стали обращать внимание на волю как
самостоятельный элемент
Понятие «правовое воспитание» представляется правоведам многоаспектным. Например, социологи считают, что данная деятельность представляет собой вид социальной работы, по мнению политологов, это вид идеологического воздействия на сознание личности, которое, в свою очередь, направлено на восприятие образа жизни, поддерживаемого в государстве. Однако правоведы указывают на юридический аспект понятия «правовое воспитание» как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности.
Правовое воспитание всегда рассматривалось
как вид государственной
Целесообразно рассматривать правовое
обучение и правовое воспитание как
дефиниции, обладающие относительной
семантической
До настоящего времени доминирует нормативный подход в правовом обучении, предполагающий передачу информации о праве, действующих нормативных правовых актах. Во многих концепциях гуманитарного образования не предусматривается формирование социально-правовой активности субъектов обучения, умения оценивать право и правовые явления.
Основным субъектом воспитания
является государство, для которого
крайне важно сформировать положительное
отношение населения к
- уровни правовых знаний,
- правовая убежденность,
- социально-правовая активность членов общества,
- поведение, соответствующее
Правовая культура выступает системообразующим пространством. В ее рамках правовое образование представляет собой комплексную систему институтов образовательной деятельности, контролируемых государством, где выделяются относительно самостоятельные формы деятельности - обучение и воспитание, отличающиеся целенаправленным воздействием на формирование определенного типа личности. В этом смысле в качестве субъектов выступают образовательные учреждения, государство, педагоги, родители, ученики, объектами являются сама правовая образовательная деятельность и отношения по ее поводу (включая процесс образования), а содержанием - комплекс юридических прав и обязанностей, определяющих правовой статус личности.
Информация о работе Образовательное право как наука правосознание