Образовательное право как наука правосознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:09, реферат

Краткое описание

Вопросы образования изучались преимущественно в рамках административного права под углом зрения государственного управления в этой области. Ценность образовательного права состоит, во-первых, в той поддержке, которую наука может и должна оказать при осуществлении нормотворческой и правоприменительной деятельности. Принцип научности становится необходимым условием эффективности управления образованием и результативности государственной образовательной политики.

Файлы: 1 файл

обр пр. как наука правосознание.docx

— 26.52 Кб (Скачать)

В последние годы все большую  популярность приобретают разнообразные  модели правовоспитательной деятельности, которые взаимосвязаны с многочисленными концепциями правового образования, создаваемыми в различных регионах России. Изучая современные тенденции образовательной политики и перспективы их реализации, необходимо обратить внимание на сущность базовых понятий. Известно, что правовое образование является важным комплексным компонентом механизма правовой социализации личности (процесса усвоения, принятия и реализации субъектами правовых ценностей общества, идей, переживаний, чувств и эмоций людей, правовых оценок, норм и моделей поведения). Общество, правовая практика определяют позитивную или негативную направленность правовой социализации и правового образования. Личность активно и избирательно воспринимает внешнее воздействие, преломляя его сквозь призму внутренних помыслов, убеждений, которые сложились первоначально.

Правовое образование способно направить этот процесс в целенаправленное позитивное русло. Участвуя в реализации различных проектов реформирования общества, специалисты в области  правового воспитания разработали  важный юридический документ для  школы - стандарт образования. Формирование нового закона образовательного права стало важной основой построения нормативной базы в области правовой культуры и воспитания школьников России. При разработке стандарта было выявлено, что в процессе правового образования личность усваивает определенные ценности, которые должны быть представлены как обязательные единицы стандарта знаний.

В ходе многочисленных дискуссий появились  две альтернативные точки зрения. Согласно первой позиции стандартизация правовых знаний и «рамочная» система  формирования правовой компетентности личности нецелесообразна, так как  не может быть четко обозначенной модели правового обучения современного школьника. Противники такого подхода  считают, что необходимо упорядочить  основные дидактические единицы  содержания основ наук, сформулировать задачи, цели и требования к правовой подготовке учеников, а также создать  профессионально грамотную основу для выстраивания преемственного и  результативного правового обучения и воспитания.

Одной из самых неразработанных  в юридической науке является проблема правосознания, выраженная в  социально-правовой компетентности, правовой культуре педагога. Сейчас выявились  потребности изучения правосознания  педагога и содержательных аспектов его формирования. Это обусловлено  тем, что правовое сознание учителя, его правовая культура есть неотъемлемые компоненты осуществления профессиональной деятельности, в том числе организации  формирования правосознания подрастающего поколения. Правовое сознание педагога (и педагога-администратора) следует рассматривать в виде системы правовых взглядов, чувств, ценностных ориентаций, представлений, убеждений о праве. Новая система формирования правового сознания учителя позволяет создать и сохранить единое образовательное пространство каждого региона с учетом его специфики. Региональные институты повышения квалификации приступили к подготовке организаторов правового образования в школе.

В последнее время исследователи  стали обращать внимание на волю как  самостоятельный элемент правового  сознания. Этим понятием обозначили «средство  реализации правовой установки, особый психический процесс, соединение потребности, интереса, установки и цели с действием». Правовое сознание выступает источником правомерного поведения членов общества и правопорядка. Тот факт, что исполнение правовых норм людьми осуществляется сознательно, в силу внутреннего убеждения, свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет свою регулирующую роль «приведения» поведения в соответствие с целями и волей, выраженными в праве. Это создает основу для стабильной жизни, повышения правовой культуры людей и укрепления законности. Изучая механизмы воздействия на правосознание в процессе образовательной деятельности, исследователи обратили внимание на важность вопросов, связанных с созданием целенаправленной системы формирования правового мышления. Его уровень в личностном и массовом аспекте оказывает заметное влияние на состояние правовой культуры общества. О правовом мышлении первоначально заговорили в криминологическом аспекте. Однако вскоре стало ясно, что данная категория является весьма важной при исследовании проблем правового образования, а также формирования правосознания и правовой культуры личности. Правовое мышление представляет собой способ существования человека и общества, способ жизнедеятельности индивида, а также средство адаптации к окружающей среде и ее преобразованию. Процесс его формирования осуществляется в системе общего образования поэтапно с учетом возрастных и психолого-физиологических особенностей индивида. К настоящему времени понятия «правовое воспитание», «правовое сознание», «правовое образование» и «правовая культура» представляют собой не только комплекс взаимосвязанных элементов общественного бытия и сознания. Их актуализация побудила правоведов обозначить ведущие критерии совершенствования общества, которые определяют степень его прогрессивности. К ним можно отнести, в частности: уровень правовой грамотности субъектов правовых отношений, качество нормотворческой деятельности и правовой реализации, интерпретации права, наличие стабильных институтов правового обучения и воспитания.

Понятие «правовое воспитание»  представляется правоведам многоаспектным. Например, социологи считают, что данная деятельность представляет собой вид социальной работы, по мнению политологов, это вид идеологического воздействия на сознание личности, которое, в свою очередь, направлено на восприятие образа жизни, поддерживаемого в государстве. Однако правоведы указывают на юридический аспект понятия «правовое воспитание» как особой разновидности юридической практики, связанной со становлением в России правовой государственности.

Правовое воспитание всегда рассматривалось  как вид государственной деятельности, поэтому появилось новое понятие - «правовоспитательная деятельность». Но в последнее время правоведы все чаще стали рассуждать об институте правового воспитания. В современной юридической литературе появилось даже понятие «институт правового воспитания». Это позволяет говорить о сущностной основе правового воспитания, которое входит в содержательный аспект дефиниции. Правовое воспитание детерминирует правовую практику и должно выстраиваться на основе общечеловеческих ценностей. В этой связи ученые выделяют ближайшую, промежуточную и конечную его цели. К первой они относят формирование системы правовых знаний, ко второй - формирование правовой убежденности, а к третьей - формирование мотивов и привычек правомерного поведения.

Целесообразно рассматривать правовое обучение и правовое воспитание как  дефиниции, обладающие относительной  семантической самостоятельностью, которая предполагает их постоянную взаимосогласованность, но не поглощение одного другим. Становление правового образования осуществляется именно в системе совершенствования и создания новых тенденций развития правового обучения и воспитания. При этом правовое обучение предполагает накопление теоретических и практических правовых знаний, умений и навыков, правовое воспитание способствует развитию общекультурных параметров личности. В целом их состояние определяет уровень правовой культуры общества. Для определения юридического понимания этих понятий необходимо иметь в виду, что воспитание может пониматься по-разному. Например, как «культивирование всех обстоятельств, включая лиц, которые окружают субъекта, начиная от его зарождения в утробе матери и до смерти, ибо все обстоятельства оказывают влияние на формирование характера человека, и с этой точки зрения каждый ребенок подвергается воспитанию. С другой стороны, воспитание может рассматриваться как целенаправленное воздействие, которое связано с обучением»[63]. Рассматривая анализируемые дефиниции с учетом указанных подходов, следует иметь в виду, что воспитание в этом случае связано с эмоционально-волевой сферой личности, а обучение предполагает большее воздействие на когнитивно-рациональную сферу.

До настоящего времени доминирует нормативный подход в правовом обучении, предполагающий передачу информации о  праве, действующих нормативных  правовых актах. Во многих концепциях гуманитарного образования не предусматривается  формирование социально-правовой активности субъектов обучения, умения оценивать  право и правовые явления.

Основным субъектом воспитания является государство, для которого крайне важно сформировать положительное  отношение населения к действующему праву, привить навыки позитивного  разрешения конфликтов, подготовить  профессиональных юристов-практиков. Правовое обучение и воспитание - часть  всего процесса духовного формирования личности, ее убеждений в необходимости  следовать правовым предписаниям, прививать  умения и навыки реализации права. Полученные правовые знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную  установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать  правовой закон, проявлять правовую активность. Теоретические вопросы  эффективности правового воспитания детально разработаны В.В. Головченко[64], который обосновал общие критерии и показатели его эффективности:

- уровни правовых знаний,

- правовая убежденность,

- социально-правовая активность  членов общества,

- поведение, соответствующее нормам  права.

Правовая культура выступает системообразующим пространством. В ее рамках правовое образование представляет собой комплексную систему институтов образовательной деятельности, контролируемых государством, где выделяются относительно самостоятельные формы деятельности - обучение и воспитание, отличающиеся целенаправленным воздействием на формирование определенного типа личности. В этом смысле в качестве субъектов выступают образовательные учреждения, государство, педагоги, родители, ученики, объектами являются сама правовая образовательная деятельность и отношения по ее поводу (включая процесс образования), а содержанием - комплекс юридических прав и обязанностей, определяющих правовой статус личности.

 

 


Информация о работе Образовательное право как наука правосознание