Нравственная и этическая сторона управленческих решений в сфере торговли и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 13:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель представленного исследования – изучить основные аспекты роли лица, принимающего Управленческое решение в управлении предприятием. Для того, чтобы достигнуть поставленную цель, сформулируем группу задач, которые помогут достигнуть цель исследования:
изучить понятие «управленческое решение»,
изучить социально-психологические факторы принятия УР

Оглавление

Введение 2
1. Современная система взглядов на процесс разработки управленческого решения 4
1.1. Социально-психологические основы проработки управленческих решений 4
1.2. Значение человеческого фактора в процессе разработки и реализации управленческих решений 8
1.3. Требования к лицу, принимающему решение 16
1.4. Роль мотивации при разработке управленческих решений 21
2. Особенности принятия управленческих решений в эргатических (человеко-машинных) системах управления 24
2.1. Характеристика эргатических систем управления 24
2.2. Специфика принятия управленческих решений в эргатических системах управления 27
2.3. Роль знаний, интуиции и опыта менеджера при принятии управленческих решений 28
3. Нравственная и этическая сторона управленческих решений в сфере торговли и услуг 32
Заключение 40
Список литературы: 42

Файлы: 1 файл

Роль лица принимающего управленческие решения. Курсовая.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Это направление в исследованиях, связанных с управлением предприятием на сегодняшний день, безусловно, является одним из наиболее актуальных.

Важнейшим резервом повышения эффективности всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.

Принятие решений – составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

Цель представленного исследования – изучить основные аспекты роли лица, принимающего Управленческое решение в управлении предприятием.  Для того, чтобы достигнуть поставленную цель, сформулируем группу задач, которые помогут достигнуть цель исследования:

  1. изучить понятие «управленческое решение»,
  2. изучить социально-психологические факторы принятия УР
  3. изучить понятие ответственности при формировании управленческого решения,
  4. исследовать вопрос об эргастических системах управления.

 Объектом исследования является управленческого решение, предметом исследования – система принятия управленческого решения.

Методом исследования, который был использован - метод информационного анализа.

Для написания курсовой работы использовались следующие информационные источники. Учебные пособия таких авторов, как: Авдеев В.В. Аммельбург Г. Бочкарев В.К., Веснин В.Р. , Виханский О.С., Глущенко В.В. , Добротворский И.Г., Драчева Е.Л., Ильдемиров С.В. Мазур И.И., Шапиров В.Д., Ольдерогге Н.Г., Макаренко М.В., Махалина О.М. , Навзуров Ю. Рогожин С.В. Уорд М., Васюта Е.А.

Далее для изучения теоретических аспектов проблематики были использованы различные периодические издания, такие как: «Высшее образование в России», «Деньги и кредит», «Персонал-микс», «Управление персоналом».

Таким образом, определившись с целью, задачами исследования, его методологией и структурой можно перейти к изложению полученных результатов проведенного анализа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Современная система  взглядов на процесс разработки  управленческого решения

 
1.1. Социально-психологические  основы проработки управленческих  решений

 

Деятельность любой организации может быть представлена как непрерывный цикл по разработке, принятию (выбору) и реализации решений. Среди них, управленческое решение (УР) является основным видом решения, осуществляемое линейными и функциональными руководителями. УР - важнейший результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Оно представляет результат коллективного творческого труда.

Разработка, принятие и реализация УР основаны на теоретических и методических положениях отечественных и зарубежных ученых, а также накопленном и систематизированном практическом опыте.

Разработка решений для руководителей включена в их функциональные обязанности, в рамках которых они имеют набор прав и ответственности. В последнее время большое внимание уделяется социальной и экологической ответственности руководителя за результаты, принятого им управленческого решения перед своими подчиненными и обществом в целом. Управленческое решение должно поддерживать общемировую стратегию устойчивого развития общества. Кроме того, решения должны учитывать постоянные изменения параметров внешней среды и поэтому требуется постоянное регулирование деятельности организации со стороны руководителя. Оно достигается за счет разработки и реализации многообразных решений, от качества и оперативности которых зависит эффективность деятельности организации.

Управленческое решение - это главный элемент в деятельности любого руководителя, поэтому многие ученые уделяли этому вопросу значительное место в своих научных работах. Среди них можно выделить академика Берга А.И., Богданова А.А., Гвишиани Д.М., Райфа Х. и Райфа Г., Цыгичко А.Н. и Цыгичко В.Н. Ими разработаны основные принципы формирования УР и предъявляемые к ним требования. Эти разработки прошли испытания многих десятилетий и имеют большое значение для новых поколений руководителей организаций.

Основным психологически значимым барьером при принятии УР является ответственность лица, принимающего решение за его правильность.

Полномочия и права, делегируемые руководителю, формируют круг проблем, которые он должен решать, разрабатывая и реализуя управленческие решения. За эту работу руководитель получает согласно договору материальное и моральное вознаграждение. Полномочия и права немыслимы без обязанностей и ответственности за выполненную работу.

Обязанность - это круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. Выделяют служебные, общественные и всеобщие воинские обязанности.

Ответственность - это необходимость, обязанность отдавать кому-либо отчет в своих действиях, поступках. Ответственность может быть официальная и личная (чувство ответственности как черта характера). [19, с.121]

Многообразие сфер деятельности различных организаций сформировало следующий типовой набор видов ответственности: профессиональная, юридическая (в том числе уголовная), социальная, экологическая, экономическая, этическая, политическая, дисциплинарная, административная и материальная.

В качестве профессиональной ответственности могут применяться меры юридической, дисциплинарной и экономической ответственности. В настоящее время все большее распространение находит страхование экономических рисков профессиональной ответственности. Например, страхование профессиональной ответственности нотариуса, водителя автомобиля, аудитора.

Юридическая ответственность частично или полностью касается тех видов ответственности, в которых закреплены регламенты, входящие в состав государственных законов и норм государственного регулирования, например, в Гражданский и Уголовный кодекс. Кодекс законов о труде (КЗОТ). Юридическая ответственность реализуется в форме замечания, выполнения предписанных действий, заключения под стражу, ареста.

Дисциплинарная ответственность за бездействие или ненадлежащее выполнение задания реализуется в форме взыскания, замечания, выговора, перевода на другую работу, увольнения. [18, с.123]

Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения, нарушения прав и свобод граждан. Базой для реализации административной ответственности является административное и гражданское право и другие регламенты.

Экономическая ответственность призвана компенсировать полный или частичный ущерб от управленческих решений, нанесенный руководителем в материальной или денежной форме.

Этическая ответственность наступает в случае нарушения руководителем этических норм, представляющих собой систему общих ценностей и правил этики, соблюдение которых обязательно для всех работников организации. Этические нормы включают оценки смысла жизни, назначения человека, содержания добра и зла, морального долга, нравственных принципов и идеалов (благородство, вежливость, выдержка, гуманизм, доверие, единство слова и дела, искренность, правдивость, принципиальность, самообладание, скромность). Ответственность реализуется в форме изменения общественного мнения о руководителе, вынесении ему общественного порицания, объявления о его несоответствии должности по этическим соображениям. Примеров реализации такой ответственности в мировой практике можно найти достаточно много.

Политическая ответственность наступает за неправильную или ненадлежащую деятельность субъекта государственной власти и управления, а также деятельность субъекта общественных группировок. Попытки привлечения к политической ответственности конкретных политических деятелей предпринимались в разных странах, в том числе в Чили, СССР, Испании, США, Корее, Франции и т. д. Формами реализации ответственности могут быть отставка, импичмент, либо перевыборы.

Материальная (имущественная) ответственность обычно представлена в Российской Федерации Гражданским Кодексом, который регламентирует права и обязанности физических и юридических лиц и ответственность за их исполнение, или неисполнение.

Все вышеперечисленные виды ответственности можно классифицировать по трем критериям:

1) уровням ответственности (международный, государственный, уровень компании  и ее подразделений и уровень  собственного Я (перед самим собой);

2) времени ответственности (за прошлые, настоящие или будущие результаты  уже принятого решения).

3) ущербу, вызванному ошибочными решениями (ответственность за существенный ущерб и имеющая сроки давности; ущерб, ответственность по которому имеет срок давности - обычно 3 или 5 лет, - и ущерб, ответственность по которому не предусмотрена). [19, с. 125]

В рамках представленной курсовой работы остановимся на таком виде ответственности: как социальная ответственность менеджера.

Системный подход при формировании социальной ответственности базируется на двух способах ее интерпретации:

1. многоуровневое вертикальное разделение социальных групп по доходу, интересам, образованию;

2. горизонтальное разделение по  областям общественной жизни, в  которых принимаются управленческие решения: экономика, политика, нравственность, сферы искусства и др. Управленческие решения, принимаемое в каждой области, влияет на уровень жизни населения. Так, политические, экономические и другие решения могут увеличить или уменьшить число состоятельных и малообеспеченных граждан, граждан среднего достатка.

Сочетания вертикального и горизонтального разделения общественной жизни позволяют строить серию матриц для оценки контроля социальной ответственности при реализации управленческих решений. Каждая матрица фиксирует текущее состояние благосостояния населения.

Социальная ответственность является свойством (чертой) характера личности наряду с чуткостью, скромностью, смелостью, щедростью, настойчивостью, гордостью и т.д. Ответственность личности - это черта характера, приобретаемая в результате воспитания и учета моральных норм общества. Развитие ответственности личности включает два этапа: овладение практическими правилами и осознание правил. [12, с. 80]

Таким образом, нами было рассмотрено понятие ответственности современного руководителя.

 
1.2. Значение человеческого  фактора в процессе разработки и реализации управленческих решений

 

Среди всего многообразия ситуаций, возникающих в управленческой деятельности, предельно важны ситуации, требующие принятия решений. Особенности процесса принятия управленческих решений (УР) (в частности, степень включенности в решение коллективного субъекта) используются для определения общедеятельностного стиля во всех концепциях и моделях стиля управления. [6]

 

Рис. 1 Организационно-экономический механизм принятия эффективных УР на предприятии

Мировая практика управления предприятием показывает, что полагаться исключительно на эвристические методы при принятии УР нецелесообразно. Поэтому предприятия развитых стран используют инфраструктуру поддержки УР за счет технологий внешнего консультирования и внутреннего контроллинга. Использование консультантов целесообразно при сопоставлении УР предприятия с действиями партнеров и конкурентов. Предприятие получает «среднерыночное» решение своих проблем за счет использования консалтинговых инструментов и методик управления. Контроллинг, напротив, позволяет отслеживать эффективность и своевременность реализации УР, принятых руководством предприятия, для повышения устойчивости его развития.

В России услуги управленческого консалтинга и контроллинга пока еще не сильно развиты в связи с нехваткой опытных управленцев и экспертов. При этом становление в России модели рыночной экономики, усиление конкуренции и темпов научно-технического прогресса, усложнение промышленного производства и технологий оказания услуг увеличивают в несколько раз количество проблем, стоящих перед отечественными предприятиями. Не все руководители предприятий еще научились мыслить рыночными категориями, что повышает актуальность изучения методов управленческого консультирования и контроллинга для принятия на предприятиях эффективных УР.

На процесс принятия УР влияет множество факторов как внешнего, так и внутреннего характера. Они оказывают существенное воздействие не только на текущие решения руководства, но и на перспективное устойчивое развитие предприятия. Для грамотного учета выявленных факторов необходимо рациональное использование различных подходов к процессу принятия УР.

Среди множества подходов к принятию УР на предприятии, основными являются: интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, административный, поведенческий, ситуационный и системный.

Информация о работе Нравственная и этическая сторона управленческих решений в сфере торговли и услуг