Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 21:28, курсовая работа
Краткое описание
Институт банкротства – комплексный институт права. Отсюда большая часть проблем: противоречия в судебной практике, «формальные» противоречия законодательных актов направленных регулирование несостоятельности (банкротства). В данной работе рассмотрены такие вопросы как: история законодательного регулирования банкротства предприятий; понятие банкротства в его развитии; современное законодательное регулирование банкротства предприятий; общие вопросы банкротства предприятий; особенности и проблематика отдельных процедур банкротства предприятий.
Центральное место в системе
правового регулирования несостоятельности
(банкротства) занимает Федеральный закон
от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)", задачами которого являются,
с одной стороны, исключение из гражданского
оборота неплатежеспособных субъектов,
а с другой - предоставление возможности
добросовестным предпринимателям улучшить
свои дела под контролем арбитражного
суда и кредиторов и вновь достичь финансовой
стабильности. В этом смысле институт
банкротства служит гарантией социальной
справедливости в условиях рынка, одним
из основных элементов которого является
конкуренция.
Анализ действующего законодательства
о банкротстве позволил сформулировать
следующие принципиальные положения:
1) институт банкротства
не может быть отнесен только
к одной отрасли права, поскольку
является комплексным институтом
права, сочетающим нормы различных
его отраслей. В рамках гражданско-правового
регулирования банкротство служит
лишь одним из оснований ликвидации
юридического лица, остальные же
отношения (например, судебный и
внесудебный порядок) урегулированы
нормами других отраслей права.
Таким образом, законодательство
о несостоятельности, носящее комплексный
характер, находится на стыке публичного
и частного права. Поэтому не случаен тот
факт, что Закон о банкротстве 2002 г., как
и Закон о банкротстве 1998 г., наряду с материально-правовыми
нормами содержит достаточно большое
количество норм процессуального характера
(основная часть таких норм, регламентирующих
порядок разрешения дел о банкротстве,
содержится в гл. III Закона о банкротстве
2002 г.; кроме этого, часть норм процессуального
характера включена в главы, касающиеся
особенностей применения процедур банкротства
в отношении отдельных участников имущественного
оборота);
2) основной тенденцией
законодательства о несостоятельности
(банкротстве) является развитие
его по схеме: общий закон - специальный
закон - другие нормативные акты.
К числу общих законов прежде
всего следует отнести ГК РФ и Арбитражный
процессуальный кодекс РФ (далее - АПК
РФ). В соответствии со ст. 223 АПК РФ дела
о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются
арбитражным судом по правилам, предусмотренным
АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности
(банкротства). Это означает, что во всех
случаях, если иное не установлено специальными
законами о банкротстве, применяются положения
АПК РФ.
Специальные законы - это Закон
о банкротстве 2002 г., Федеральный закон
"О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций", Федеральный
закон "Об особенностях несостоятельности
(банкротстве) субъектов естественных
монополий топливно-энергетического комплекса".
Необходимо отметить, что законодательство
о несостоятельности (банкротстве) должно
включать в себя не только акты федерального
уровня, но и акты субъектов РФ, принимаемые
по отдельным вопросам с учетом особенностей
экономического развития отдельных субъектов
РФ, специфики государственного управления
в регионах;
3) одним из направлений
реформирования современного законодательства
о несостоятельности (банкротстве)
является внесение в него изменений
и дополнений (порой лишь механическое).
Такой путь зачастую сопровождается
поспешными выводами, облекаемыми
в форму различных законопроектов.
Между тем в настоящее время
важен концептуальный подход. В связи
с этим в литературе обоснованно отмечается,
что "наиболее актуальной задачей в
деле совершенствования законодательства
о несостоятельности (банкротстве) является
выработка единой концепции его реформирования,
предполагающей поиск основных направлений
изменения указанного законодательства
с ясным представлением о целях, которые
должны быть достигнуты, а также о системных
последствиях внесения соответствующих
изменений"
3. Понятие,
критерии и признаки несостоятельности
(банкротства)
Рассматривая понятие несостоятельности
(банкротства) в действующем законодательстве
России, следует признать, что, оно, с одной
стороны, дано достаточно традиционно,
а с другой - обладает определенной спецификой.
В современном российском законодательстве
понятие несостоятельности (банкротства)
вводится положениями Закона о банкротстве,
где указывается, что несостоятельность
(банкротство) есть признанная арбитражным
судом неспособность должника в полном
объеме удовлетворить требования кредиторов
по денежным обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей.
При этом гражданин считается
неспособным удовлетворить требования
кредиторов по денежным обязательствам
и (или) исполнить обязанность по уплате
обязательных платежей, если соответствующие
обязательства и (или) обязанности не исполнены
им в течение трех месяцев с момента наступления
даты их исполнения и если сумма его обязательств
превышает стоимость принадлежащего ему
имущества, а юридическое лицо - если соответствующие
обязательства и (или) обязанности не исполнены
им в течение трех месяцев с момента наступления
даты их исполнения. Таким образом,
в основе несостоятельности (банкротства)
лежит положение, согласно которому участник
имущественного оборота, не оплачивающий
товары, услуги, работы, налоги и другие
обязательные платежи в течение трех месяцев,
считается неспособным исполнить свои
обязательства перед кредиторами. Для
того чтобы избежать несостоятельности
(банкротства), должник должен либо погасить
свои обязательства, либо представить
суду доказательства необоснованности
требований кредиторов.
В связи с рассматриваемой проблематикой
принципиальным является вопрос о том,
каковы критерии несостоятельности (банкротства).
Закон о банкротстве ранее,
в качестве критерия несостоятельности
использовал принцип неоплатности,
в связи с чем под несостоятельностью
(банкротством) понималась неспособность
должника удовлетворить требования кредитора
по оплате товаров (работ, услуг), включая
неспособность обеспечить обязательные
платежи в бюджет и внебюджетные фонды,
в связи с превышением обязательств должника
над его имуществом или в связи с неудовлетворительной
структурой баланса должника. Данное обстоятельство
в значительной степени ущемляло интересы
кредиторов, затягивало рассмотрение
дел в арбитражных судах, а главное - лишало
возможности и арбитражные суды, и кредиторов
применять различные меры и процедуры
банкротства к неплатежеспособным должникам,
у которых сумма кредиторской задолженности
формально не превышала стоимости принадлежащего
им имущества.
Показателями для оценки удовлетворительности
структуры баланса предприятия являлись:
-коэффициент восстановления
(утраты) платежеспособности.
Основанием для признания структуры
баланса предприятия неудовлетворительной,
а предприятия - неплатежеспособным являлось
наличие одного из следующих условий:
- коэффициент текущей
ликвидности на конец отчетного
периода имеет значение менее
2;
- коэффициент обеспеченности
собственными средствами на конец
отчетного периода имеет значение
менее 0,1.
Коэффициент восстановления
платежеспособности более 1 свидетельствовал
о наличии у предприятия реальной возможности
восстановить свою платежеспособность.
Значение менее 1 свидетельствовало о
том, что у предприятия в ближайшее время
не будет такой возможности.
В рамках каждого из критериев
закрепляется соответствующая система
признаков несостоятельности (банкротства).
Закон о банкротстве 2002 г. в качестве
одного из признаков банкротства устанавливает
минимальный размер задолженности субъекта,
в отношении которого инициируется дело
о несостоятельности. Так, дело о банкротстве
может быть возбуждено арбитражным судом,
если требования к должнику - юридическому
лицу в совокупности составляют не менее
100 тыс. руб., а к должнику-гражданину - не
менее 10 тыс. руб.
В правовой литературе высказывается
точка зрения о наличии еще одного признака несостоятельности
(банкротства), носящего не столько содержательный,
сколько формальный характер, а именно:
для того, чтобы неплатежеспособность
трансформировалась в несостоятельность,
необходимо официальное признание ее
судом.
В соответствии со ст. 25 и 65 ГК
РФ банкротство должника может быть осуществлено
принудительно или добровольно. В ст. 65
ГК РФ содержится положение, согласно
которому юридическое лицо, являющееся
коммерческой организацией, а также юридическое
лицо, действующее в форме потребительского
кооператива, благотворительного или
иного фонда, может совместно с кредиторами
принять решение об объявлении о своем
банкротстве и о добровольной ликвидации.
Однако в соответствии с положениями Закона
о банкротстве 2002 г. принятие такого решения
возможно только при наличии признаков
банкротства и отсутствии возражений
кредиторов. Основанием для объявления
руководителем должника о банкротстве
и его добровольной ликвидации является
соответствующее решение органа юридического
лица, уполномоченного в соответствии
с учредительными документами на принятие
решения о ликвидации должника, а в отношении
должника - унитарного предприятия - решение
его органа, уполномоченного собственником
его имущества.
Следует заметить, что при определении
наличия признаков несостоятельности
(банкротства) и объема прав требований
каждого из кредиторов юридическое значение
придается лишь денежным долговым обязательствам,
т.е. принимается во внимание собственно
задолженность за переданные товары, выполненные
работы, оказанные услуги, суммы полученного
и невозвращенного займа с причитающимися
на него процентами, задолженность, возникшая
вследствие неосновательного обогащения,
а также вследствие причинения вреда имуществу
кредиторов (ст. 4 Закона о банкротстве
2002 г.).
Денежное обязательство представляет
собой разновидность гражданско-правового
обязательства. Предметной особенностью
денежного обязательства является уплата
кредитору должником денежной суммы.
Основания возникновения денежных
обязательств могут быть отнесены либо
к договорным, либо к внедоговорным.
Наиболее распространенным
основанием является договор, в силу которого
обязанностям одной из сторон по передаче
товаров, выполнению работ и оказанию
услуг противостоит обязанность другой
стороны по уплате определенной денежной
суммы. Структурно таким образом выглядят
практически все договоры, применяемые
в гражданском обороте: купли-продажи,
перевозки, подряда и т.д.
При определении признаков
банкротства не должна учитываться задолженность,
возникшая по основаниям, предусмотренным
Трудовым кодексом РФ (далее - ТК РФ), включая
долги по заработной плате работникам
должника.
Однако денежное обязательство
может возникнуть и по иным (внедоговорным)
основаниям, а именно вследствие неосновательного
обогащения. Суть его заключается в том,
что лицо, которое без установленных законом
или сделкой оснований приобрело или сберегло
имущество (приобретатель) за счет другого
лица (потерпевшего), обязано возвратить
последнему неосновательно приобретенное
или сбереженное имущество (ст. 1102 ГК РФ)
вследствие причинения вреда (деликтные
обязательства). Вред, причиненный имуществу
юридического лица, подлежит возмещению
в полном объеме лицом, причинившим его
(ст. 1064 ГК РФ).
Итак, анализ действующего российского
законодательства о банкротстве позволяет
выделить следующие признаки несостоятельности
субъекта предпринимательской деятельности:
- наличие денежного обязательств
должника долгового характера;
- неспособность гражданина
или юридического лица удовлетворить
требования кредиторов по денежным
обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных
платежей в течение трех месяцев
с момента наступления даты
их исполнения:
- наличие задолженности
гражданина на сумму не менее
10 тыс. руб., а юридического лица -
не менее 100 тыс. руб.;
- официальное признание
несостоятельности арбитражным
судом.
Законодательством устанавливается
дополнительный признак несостоятельности
(банкротства) гражданина, а именно: превышение
суммы его обязательств над стоимостью
принадлежащего ему имущества.
Федеральный закон "Об особенностях
несостоятельности (банкротства) субъектов
естественных монополий топливно-энергетического
комплекса" устанавливает, что для инициирования
дела о несостоятельности соответствующего
субъекта требования к должнику должны
в совокупности составлять не менее 50
тыс. минимальных размеров оплаты труда
и указанные требования должны быть не
погашены в течение шести месяцев. Кроме
того, для указанных должников применяется
критерий неоплатности, при котором размер
общей кредиторской задолженности превышает
балансовую стоимость принадлежащего
должнику имущества.
Следует заметить, что с 1 июля
2009 г. вступит в силу § 6 гл. IX Закона о банкротстве
2002 г., нормы которого будут регламентировать
несостоятельность любых субъектов естественных
монополий. Данные положения закрепляют
следующую систему признаков:
- размер задолженности -
500 тыс. руб.;
- срок неисполнения требований
- шесть месяцев;
- подтверждение требования
кредитора исполнительным документом;
- требования кредитора
не удовлетворены в полном
объеме путем обращения взыскания
на имущество кредиторов первой
и второй очередей в соответствии
со ст. 59 Федерального закона от 21 июля
1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве",
непосредственно не участвующее в производстве
(валютные ценности, ценные бумаги, денежные
средства на депозитных и иных счетах
должника и т.д.).
Глава 2. Субъектный
состав отношений, Процедуры и Особенности
несостоятельности (банкротства) отдельных
категорий должников.
1. Субъектный состав отношений,
возникающих при проведении процедур
несостоятельности (банкротства)
Состав лиц, участвующих в деле
о банкротстве, достаточно широк. К ним
относятся: