Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 21:28, курсовая работа
Краткое описание
Институт банкротства – комплексный институт права. Отсюда большая часть проблем: противоречия в судебной практике, «формальные» противоречия законодательных актов направленных регулирование несостоятельности (банкротства). В данной работе рассмотрены такие вопросы как: история законодательного регулирования банкротства предприятий; понятие банкротства в его развитии; современное законодательное регулирование банкротства предприятий; общие вопросы банкротства предприятий; особенности и проблематика отдельных процедур банкротства предприятий.
Введение процедуры наблюдения
влечет за собой возникновение определенных
правовых последствий. Среди таких последствий
выделяют следующие:
1. имущественные требования
к должнику могут быть предъявлены только
с соблюдением порядка, предусмотренного
законом. С момента принятия арбитражным
судом заявления о признании должника
банкротом кредиторы не вправе обращаться
к должнику в целях удовлетворения их
требований в индивидуальном порядке;
2. по ходатайству кредитора
приостанавливается производство по делам,
связанным со взысканием с должника денежных
средств и (или) иного имущества.
3. приостанавливается исполнение
исполнительных документов по имущественным
взысканиям должника. Однако закон устанавливает
исключение из общего правила: не приостанавливается
производство по делам о взыскании задолженности
по заработной плате, выплате вознаграждений
по авторским договорам, алиментов, а также
о возмещении вреда, причиненного жизни
и здоровью.
4. запрещается удовлетворение
требований участника должника - юридического
лица о выделе доли (пая) в имуществе должника
в связи с выходом его из состава участников.
5. запрещается выплата дивидендов
и иных платежей по эмиссионным ценным
бумагам;
6. не допускается прекращение
денежных обязательств должника путем
зачета встречного однородного требования,
если при этом нарушается очередность
удовлетворения требований кредиторов.
Выполнение основной задачи
процедуры наблюдения - обеспечение сохранности
имущества должника до вынесения арбитражным
судом решения по существу дела - возлагается
на временного управляющего. По смыслу
законодателя, временный управляющий
- это лицо, утверждаемое арбитражным судом
для проведения наблюдения, осуществления
мер по обеспечению сохранности имущества
должника и иных полномочий, установленных
законом о банкротстве
Деятельность временного управляющего
осуществляется по двум основным направлениям:
во-первых, это контроль за действиями
руководства должника (в том числе обеспечение
сохранности его имущества); во-вторых,
изучение финансового состояния должника
с целью определения возможности и целесообразности
проведения реорганизационных (восстановительных)
или ликвидационных процедур.
Требования к кандидатуре временного
управляющего и к его квалификации определяются
общими требованиями, предъявляемыми
к арбитражным управляющим.
Полномочия временного управляющего
имеют ограниченный срок действия и прекращаются:
1. утверждением арбитражным
судом мирового соглашения;
2. принятием решения об отказе
в признании несостоятельности (банкротства)
данного должника.
В следующих случаях временный
управляющий обязан функционировать до
утверждения соответственно административного,
внешнего, конкурсного или нового временного
управляющего:
вынесение определения о введении
финансового оздоровления;
вынесение определения о введении
внешнего управления;
принятие решения об открытии
конкурсного производства;
удовлетворение ходатайства
временного управляющего об освобождении
его от исполнения обязанностей.
Финансовое оздоровление
Процедура финансового оздоровления
является совершенно новой для российского
законодательства о несостоятельности
(банкротстве).
Она осуществляется с целью
проведения восстановительных мероприятий
под контролем кредиторов и суда уже после
принятия арбитражным судом заявления
о признании должника несостоятельным
(банкротом). Финансовое оздоровление
вводится арбитражным судом на основании
решения собрания кредиторов.
Следует обратить внимание
на круг субъектов, имеющих право обратиться
с ходатайством о введении финансового
оздоровления на основании предоставления
обеспечения. К ним следует отнести: учредителей
(участников) должника, орган, уполномоченный
собственником имущества должника - унитарного
предприятия, третье лицо (лица).
Если с ходатайством о введении
финансового оздоровления обращается
третье лицо (лица), оно обязано предоставить
обеспечение. В этом случае требуется
согласие должника на подачу такого ходатайства.
При обращении к собранию кредиторов нескольких
лиц необходимо наличие соглашения между
ними, регулирующего порядок предоставления
обеспечения и предусматривающего солидарную
ответственность лиц, его заключивших.
С моментом введения финансового
оздоровления законодатель связывает
наступление определенных правовых последствий:
- отменяются ранее принятые
меры по обеспечению требований
кредиторов;
- аресты на имущество
должника и иные ограничения
должника в части распоряжения
принадлежащим ему имуществом
могут быть наложены исключительно
в рамках процесса о банкротстве;
- запрещается удовлетворение
требований учредителя (участника)
должника о выделе доли (пая) в
имуществе должника в связи
с выходом из состава его
учредителей (участников), выкуп должником
размещенных акций или выплата
действительной стоимости доли (пая);
- запрещается выплата
дивидендов и иных платежей
по эмиссионным ценным бумагам;
- не начисляются неустойки
(штрафы, пени), подлежащие уплате
проценты и иные финансовые
санкции за неисполнение или
ненадлежащее исполнение денежных
обязательств и обязательных
платежей, возникших до даты введения
финансового оздоровления и т.д.
Одновременно с вынесением
определения о введении финансового оздоровления
арбитражный суд утверждает административного
управляющего. Административный управляющий
имеет также право требовать от руководителя
должника получения информации о текущей
деятельности должника, а также вправе
предоставлять сведения кредиторам о
сделках должника, совершаемых им исключительно
с согласия собрания кредиторов или административного
управляющего.
финансовое оздоровление может
быть досрочно прекращено при наличии
следующих оснований:
- непредставление в арбитражный
суд в течение 35 дней соглашения
об обеспечении обязательств
должника в соответствии с
графиком погашения задолженности;
- неоднократное или существенное
(на срок более чем 15 дней) нарушение
в ходе финансового оздоровления
сроков удовлетворения требований
кредиторов, установленных графиком
погашения задолженности
Внешнее управление
Внешнее управление (судебная
санация) представляет собой процедуру
банкротства, применяемую к должнику в
целях восстановления его платежеспособности,
с передачей полномочий по управлению
должником внешнему управляющему.
Внешнее управление является процедурой
реабилитационного характера, рассчитанной
на применение по общему правилу только
в отношении юридических лиц.
Внешнее управление вводится
на срок не более 18 месяцев и может быть
продлено на срок не более шести месяцев.
Однако для отдельных категорий должников
может быть установлен более продолжительный
срок внешнего управления.
С моментом введения внешнего
управления связан ряд правовых последствий:
- руководитель должника
отстраняется от занимаемой должности:
внешний управляющий в отличие
от временного и административного
полностью заменяет руководителя
должника, при этом он получает
достаточно широкие полномочия
по распоряжению имуществом организации,
оказавшейся в ситуации неплатежеспособности;
- прекращаются полномочия
органов управления должника
и собственника имущества должника
- унитарного предприятия; более
того, на них возлагается обязанность
передачи внешнему управляющему
бухгалтерской и иной документации
юридического лица, печатей, штампов,
материальных и иных ценностей;
- снимаются ранее принятые
меры по обеспечению требований
кредиторов, причем аресты и иные
ограничения по распоряжению
имуществом должника снимаются
в силу прямого указания закона,
иными словами, не требуется специального
определения арбитражного суда,
к примеру о снятии ареста;
- аресты имущества должника
и иные ограничения должника
по распоряжению принадлежащим
ему имуществом могут быть
наложены исключительно в рамках
процесса о банкротстве
Внешний управляющий в отличие
от временного и административного полностью
заменяет руководителя должника, поскольку
к нему переходят полномочия всех органов
управления юридического лица, в том числе
полномочия по распоряжению имуществом,
за исключением совершения крупных сделок,
а также сделок, в совершении которых имеется
заинтересованность
План внешнего управления должен
содержать как минимум три группы положений:
положения, касающиеся конкретных
мер по восстановлению платежеспособности
должника (причем должны быть указаны
не только сами меры, но и обоснование
возможности восстановления платежеспособности
должника в установленный срок);
положения, предусматривающие
срок восстановления платежеспособности
должника;
положения, касающиеся разграничения
компетенции между собранием кредиторов
и комитетом кредиторов в части утверждения
сделок должника, если такое разграничение
не установлено собранием кредиторов
или имеются основания для перераспределения
компетенции между собранием кредиторов
и комитетом кредиторов
По итогам осуществления внешнего
управления внешний управляющий обязан
представить отчет на рассмотрение собрания
кредиторов. Данный отчет представляется
также в следующих случаях:
- при наличии оснований
для досрочного прекращения внешнего
управления;
- по требованию лиц, имеющих
право на созыв собрания кредиторов;
- в случае накопления
денежных средств, достаточных для
удовлетворения всех требований
кредиторов, включенных в реестр
требований кредиторов.
Конкурсное производство
Конкурсное производство является
конечной стадией в процессе несостоятельности
(банкротства). В результате проведения
конкурсного производства прекращается
существование юридического лица или
прекращается предпринимательская деятельность
гражданина.
Эта процедура имеет целью за
счет реализации имущества должника распределить
полученные средства в определенной законом
очередности. Одновременно конкурсное
производство охраняет имущественные
интересы участников процесса банкротства
от неправомерных действий в отношении
друг друга. Таким образом, конкурсное
производство представляет собой процедуру,
которая применяется к должнику, уже признанному
банкротом, и направлена на соразмерное
удовлетворение требований кредиторов.
Основанием открытия конкурсного
производства является признание должника
банкротом по решению арбитражного суда.
Переход к конкурсному производству возможен
не только после внешнего управления (ситуация,
при которой должник поступательно переходит
из одной процедуры в другую и все-таки
признается банкротом), но и после наблюдения
либо финансового оздоровления.
Закон устанавливает, что опубликованию
подлежат следующие сведения о признании
должника банкротом и об открытии конкурсного
производства:
- наименование и иные
реквизиты должника, признанного
банкротом;
- наименование арбитражного
суда, в производстве которого
находится дело о банкротстве,
и номер дела;
- дата принятия арбитражным
судом решения о признании
должника банкротом и об открытии
конкурсного производства;
- дата закрытия реестра
требований кредиторов;
- адрес должника для
заявления кредиторами своих
требований к должнику;
- сведения о конкурсном
управляющем и соответствующей СРО.
В целях наиболее эффективного
решения задач конкурсного производства
законодатель наделяет конкурсного управляющего
рядом правомочий, которые можно разделить
на четыре группы:
правомочия конкурсного управляющего
по распоряжению имуществом предприятия-должника;
правомочия конкурсного управляющего
по формированию конкурсной массы;
правомочия конкурсного управляющего
по распределению конкурсной массы;
иные правомочия конкурсного
управляющего при проведении конкурсного
производства.
Мировое соглашение
Мировое соглашение состоит
в заключении должником и кредиторами
на любой стадии рассмотрения арбитражным
судом дела о банкротстве добровольного
соглашения об улаживании имущественного
спора на определенных ими условиях.
Заключение мирового соглашения,
предусматривающего отсрочку или рассрочку
исполнения обязательств, уступку прав
требования должника, исполнение обязательств
должника третьими лицами, скидку с долгов
и т.п., является, безусловно, наиболее
желательным для должника способом окончания
дела о банкротстве.
Одним из примеров, когда мировое
соглашение может быть предпочтительнее
конкурсного производства, является ситуация,
когда должник находится в процедурах
банкротства по законодательству сразу
нескольких стран.
Сторонами мирового соглашения
являются должник, конкурсные кредиторы
и уполномоченные органы.
общие принципы, касающиеся
содержания мирового соглашения:
- условия о порядке
и сроках исполнения обязательств
должника в денежной форме
могут быть включены в мировое
соглашение независимо от согласия
с этим кредиторов;
- условия (отдельные) могут
быть включены в мировое соглашение
только с согласия конкретного
кредитора и (или) уполномоченного
органа (речь идет о прекращении
обязательств должника путем
предоставления отступного, обмена
требований на доли в уставном
капитале должника, акции, конвертируемые
в акции облигации или иные
ценные бумаги, новации обязательства
и т.д.);