Несостоятельность (банкротство)

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 21:28, курсовая работа

Краткое описание

Институт банкротства – комплексный институт права. Отсюда большая часть проблем: противоречия в судебной практике, «формальные» противоречия законодательных актов направленных регулирование несостоятельности (банкротства).
В данной работе рассмотрены такие вопросы как: история законодательного регулирования банкротства предприятий; понятие банкротства в его развитии; современное законодательное регулирование банкротства предприятий; общие вопросы банкротства предприятий; особенности и проблематика отдельных процедур банкротства предприятий.

Файлы: 1 файл

1 вариант курсовой..docx

— 88.33 Кб (Скачать)

Введение процедуры наблюдения влечет за собой возникновение определенных правовых последствий. Среди таких последствий выделяют следующие:

1. имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, предусмотренного законом. С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом кредиторы не вправе обращаться к должнику в целях удовлетворения их требований в индивидуальном порядке;

2. по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств и (или) иного имущества.

3. приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям должника. Однако закон устанавливает исключение из общего правила: не приостанавливается производство по делам о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью.

4. запрещается удовлетворение требований участника должника - юридического лица о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом его из состава участников.

5. запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

6. не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов.

Выполнение основной задачи процедуры наблюдения - обеспечение сохранности имущества должника до вынесения арбитражным судом решения по существу дела - возлагается на временного управляющего. По смыслу законодателя, временный управляющий - это лицо, утверждаемое арбитражным судом для проведения наблюдения, осуществления мер по обеспечению сохранности имущества должника и иных полномочий, установленных законом о банкротстве

Деятельность временного управляющего осуществляется по двум основным направлениям: во-первых, это контроль за действиями руководства должника (в том числе обеспечение сохранности его имущества); во-вторых, изучение финансового состояния должника с целью определения возможности и целесообразности проведения реорганизационных (восстановительных) или ликвидационных процедур.

Требования к кандидатуре временного управляющего и к его квалификации определяются общими требованиями, предъявляемыми к арбитражным управляющим.

Полномочия временного управляющего имеют ограниченный срок действия и прекращаются:

1. утверждением арбитражным судом мирового соглашения;

2. принятием решения об отказе в признании несостоятельности (банкротства) данного должника.

В следующих случаях временный управляющий обязан функционировать до утверждения соответственно административного, внешнего, конкурсного или нового временного управляющего:

  1. вынесение определения о введении финансового оздоровления;
  2. вынесение определения о введении внешнего управления;
  3. принятие решения об открытии конкурсного производства;
  4. удовлетворение ходатайства временного управляющего об освобождении его от исполнения обязанностей.

Финансовое оздоровление

Процедура финансового оздоровления является совершенно новой для российского законодательства о несостоятельности (банкротстве).

Она осуществляется с целью проведения восстановительных мероприятий под контролем кредиторов и суда уже после принятия арбитражным судом заявления о признании должника несостоятельным (банкротом). Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов.

Следует обратить внимание на круг субъектов, имеющих право обратиться с ходатайством о введении финансового оздоровления на основании предоставления обеспечения. К ним следует отнести: учредителей (участников) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника - унитарного предприятия, третье лицо (лица).

Если с ходатайством о введении финансового оздоровления обращается третье лицо (лица), оно обязано предоставить обеспечение. В этом случае требуется согласие должника на подачу такого ходатайства. При обращении к собранию кредиторов нескольких лиц необходимо наличие соглашения между ними, регулирующего порядок предоставления обеспечения и предусматривающего солидарную ответственность лиц, его заключивших.

С моментом введения финансового оздоровления законодатель связывает наступление определенных правовых последствий:

- отменяются ранее принятые  меры по обеспечению требований  кредиторов;

- аресты на имущество  должника и иные ограничения  должника в части распоряжения  принадлежащим ему имуществом  могут быть наложены исключительно  в рамках процесса о банкротстве;

- запрещается удовлетворение  требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в  имуществе должника в связи  с выходом из состава его  учредителей (участников), выкуп должником  размещенных акций или выплата  действительной стоимости доли (пая);

- запрещается выплата  дивидендов и иных платежей  по эмиссионным ценным бумагам;

- не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате  проценты и иные финансовые  санкции за неисполнение или  ненадлежащее исполнение денежных  обязательств и обязательных  платежей, возникших до даты введения  финансового оздоровления и т.д.

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. Административный управляющий имеет также право требовать от руководителя должника получения информации о текущей деятельности должника, а также вправе предоставлять сведения кредиторам о сделках должника, совершаемых им исключительно с согласия собрания кредиторов или административного управляющего.

финансовое оздоровление может быть досрочно прекращено при наличии следующих оснований:

- непредставление в арбитражный  суд в течение 35 дней соглашения  об обеспечении обязательств  должника в соответствии с  графиком погашения задолженности;

- неоднократное или существенное (на срок более чем 15 дней) нарушение  в ходе финансового оздоровления  сроков удовлетворения требований  кредиторов, установленных графиком  погашения задолженности

 Внешнее управление

Внешнее управление (судебная санация) представляет собой процедуру банкротства, применяемую к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.  Внешнее управление является процедурой реабилитационного характера, рассчитанной на применение по общему правилу только в отношении юридических лиц.

Внешнее управление вводится на срок не более 18 месяцев и может быть продлено на срок не более шести месяцев. Однако для отдельных категорий должников может быть установлен более продолжительный срок внешнего управления.

С моментом введения внешнего управления связан ряд правовых последствий:

- руководитель должника  отстраняется от занимаемой должности: внешний управляющий в отличие  от временного и административного  полностью заменяет руководителя  должника, при этом он получает  достаточно широкие полномочия  по распоряжению имуществом организации, оказавшейся в ситуации неплатежеспособности;

- прекращаются полномочия  органов управления должника  и собственника имущества должника - унитарного предприятия; более  того, на них возлагается обязанность  передачи внешнему управляющему  бухгалтерской и иной документации  юридического лица, печатей, штампов, материальных и иных ценностей;

- снимаются ранее принятые  меры по обеспечению требований  кредиторов, причем аресты и иные  ограничения по распоряжению  имуществом должника снимаются  в силу прямого указания закона, иными словами, не требуется специального  определения арбитражного суда, к примеру о снятии ареста;

- аресты имущества должника  и иные ограничения должника  по распоряжению принадлежащим  ему имуществом могут быть  наложены исключительно в рамках  процесса о банкротстве

Внешний управляющий в отличие от временного и административного полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе полномочия по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность

План внешнего управления должен содержать как минимум три группы положений:

  1. положения, касающиеся конкретных мер по восстановлению платежеспособности должника (причем должны быть указаны не только сами меры, но и обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок);
  2. положения, предусматривающие срок восстановления платежеспособности должника;
  3. положения, касающиеся разграничения компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов в части утверждения сделок должника, если такое разграничение не установлено собранием кредиторов или имеются основания для перераспределения компетенции между собранием кредиторов и комитетом кредиторов

По итогам осуществления внешнего управления внешний управляющий обязан представить отчет на рассмотрение собрания кредиторов. Данный отчет представляется также в следующих случаях:

- при наличии оснований  для досрочного прекращения внешнего  управления;

- по требованию лиц, имеющих  право на созыв собрания кредиторов;

- в случае накопления  денежных средств, достаточных для  удовлетворения всех требований  кредиторов, включенных в реестр  требований кредиторов.

Конкурсное производство

Конкурсное производство является конечной стадией в процессе несостоятельности (банкротства). В результате проведения конкурсного производства прекращается существование юридического лица или прекращается предпринимательская деятельность гражданина.

Эта процедура имеет целью за счет реализации имущества должника распределить полученные средства в определенной законом очередности. Одновременно конкурсное производство охраняет имущественные интересы участников процесса банкротства от неправомерных действий в отношении друг друга. Таким образом, конкурсное производство представляет собой процедуру, которая применяется к должнику, уже признанному банкротом, и направлена на соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

Основанием открытия конкурсного производства является признание должника банкротом по решению арбитражного суда. Переход к конкурсному производству возможен не только после внешнего управления (ситуация, при которой должник поступательно переходит из одной процедуры в другую и все-таки признается банкротом), но и после наблюдения либо финансового оздоровления.

Закон устанавливает, что опубликованию подлежат следующие сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

- наименование и иные  реквизиты должника, признанного  банкротом;

- наименование арбитражного  суда, в производстве которого  находится дело о банкротстве, и номер дела;

- дата принятия арбитражным  судом решения о признании  должника банкротом и об открытии  конкурсного производства;

- дата закрытия реестра  требований кредиторов;

- адрес должника для  заявления кредиторами своих  требований к должнику;

- сведения о конкурсном  управляющем и соответствующей СРО.

В целях наиболее эффективного решения задач конкурсного производства законодатель наделяет конкурсного управляющего рядом правомочий, которые можно разделить на четыре группы:

  1. правомочия конкурсного управляющего по распоряжению имуществом предприятия-должника;
  2. правомочия конкурсного управляющего по формированию конкурсной массы;
  3. правомочия конкурсного управляющего по распределению конкурсной массы;
  4. иные правомочия конкурсного управляющего при проведении конкурсного производства.

Мировое соглашение

Мировое соглашение состоит в заключении должником и кредиторами на любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве добровольного соглашения об улаживании имущественного спора на определенных ими условиях.

Заключение мирового соглашения, предусматривающего отсрочку или рассрочку исполнения обязательств, уступку прав требования должника, исполнение обязательств должника третьими лицами, скидку с долгов и т.п., является, безусловно, наиболее желательным для должника способом окончания дела о банкротстве.

Одним из примеров, когда мировое соглашение может быть предпочтительнее конкурсного производства, является ситуация, когда должник находится в процедурах банкротства по законодательству сразу нескольких стран.

Сторонами мирового соглашения являются должник, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы.

общие принципы, касающиеся содержания мирового соглашения:

- условия о порядке  и сроках исполнения обязательств  должника в денежной форме  могут быть включены в мировое  соглашение независимо от согласия  с этим кредиторов;

- условия (отдельные) могут  быть включены в мировое соглашение  только с согласия конкретного  кредитора и (или) уполномоченного  органа (речь идет о прекращении  обязательств должника путем  предоставления отступного, обмена  требований на доли в уставном  капитале должника, акции, конвертируемые  в акции облигации или иные  ценные бумаги, новации обязательства  и т.д.);

Информация о работе Несостоятельность (банкротство)