Введение
Важную роль в
экономической теории играет концепция
мультипликатора. В переводе мультипликатор
означает «множитель» (multiplication - умножение,
увеличение; multiplier - множитель, коэффициент).
Инвестиционный мультипликатор множит,
усиливает спрос в результате воздействия
инвестиций на рост дохода. Мультипликатор
показывает, как влияет прирост инвестиций
(государственных и частных) на прирост
выпуска (и дохода). Мультипликатор помогает
«почувствовать» эффект государственного
стимулирования.
Общий эффект мультипликатора
не проявляет себя сразу, а как
бы «растягивается» на протяжении определенного
периода. Применительно к показателям
американской экономики 20-х годов
затухание первоначального эффекта
продолжалось примерно полтора-два
года. Эффекты мультипликации наслаивались
и добавлялись. В реальной действительности
действует не простой, а многосложный
мультипликатор. Само проявление мультипликационного
эффекта предполагает наличие определенных
условий. Он проявляет себя, прежде
всего, при наличии неиспользованных
мощностей, свободной рабочей силы.
Весьма существенно, куда, в какие
отрасли направляются инвестиционные
вложения, какова их структура. Эффект
мультипликации имеет место обычно
в условиях подъема, а не в период
спада.
Вообще, мультипликатор
- механизм с двумя лезвиями: он может
усиливать как рост национального
дохода, так и его сокращение.
Рассматривая эффект мультипликации,
нужно иметь в виду в первую
очередь расходы из государственного
бюджета, в том числе на общественные
работы.
Стимулирующий эффект
мультипликатора зависит от многих
факторов. Если увеличиваются налоги,
то величина реального мультипликатора
снижается. Если слишком значителен
импорт, то часть новых доходов
«уплывет» за границу, увеличится вероятность
дефицита платежного баланса. Как известно,
инвестиционная деятельность наименее
стабильна, она сильнее подвержена
внешним воздействиям, чем, например,
сфера потребления. На учете действия
мультипликационных связей строится экономическая
политика, принимаются решения по
регулированию экономической жизни.
Понимание мультипликационных взаимосвязей
необходимо и для уяснения особенностей
экономических сдвигов в условиях
переходной экономики, именно по этому
эта тема актуальна для рассмотрения.
Выясним же, как мультипликатор воздействует
на сферу экономики, какие есть виды мультипликатора
,и какое назначение у каждого из них.
е1. Понятие мультипликатора
Мультипликатор (Multiplier)
- числовой коэффициент, показывающий,
во сколько раз сумма прироста/сокращения
национального продукта, дохода или денежного
обращения превышает инициирующую такое
изменение сумму инвестиций, правительственных
расходов, налоговых отчислений или вкладов
в финансово-кредитные учреждения.
Различают:
- мультипликатор
денежного предложения;
- мультипликатор
инвестиционных расходов;
- мультипликатор
правительственных расходов;
- мультипликатор
потребительских расходов;
- налоговый мультипликатор.
Инвестиционный мультипликатор
- коэффициент, определяющий влияние
небольших по объему инвестиций на
увеличение суммарного дохода.
Мультипликатор расходов(Expenditure
multiplier) - числовой коэффициент, показывающий,
во сколько раз сумма прироста либо сокращения
планируемых расходов. В закрытой экономике
Мультипликатор расходов
= 1 / Предельная склонность к сбережениям.
Мультипликатор чистых
налогов (Net tax multiplier) - числовой коэффициент,
показывающий во сколько раз конечная
сумма прироста/сокращения планируемых
расходов, образующих национальный продукт,
превысит первоначальную сумму изменения
чистых налогов. Сокращение чистых налогов
означает либо сокращение налоговых поступлений,
либо увеличение трансфертных платежей
населению.
Мультипликатор чистых
налогов = мультипликатор расходов - 1.
Мультипликатор автономных
налогов. Поскольку в простой
кейнсианской модели предполагается,
что налоги взимаются только с домохозяйств,
т.е. оказывают влияние на величину потребительских
расходов, то с включением в наш анализ
налогов меняется функция потребления,
принимая вид:
С = С + mрc (Y - Т).
Изменение налогов
ведет к изменению величины располагаемого
дохода.
(РД = ЛД - Т).
Рост налогов сокращает
располагаемый доход, а сокращение
налогов - увеличивает располагаемый
доход. Если, например, налоги сокращаются
на 100$, то располагаемый доход увеличивается
на 100$. Но располагаемый доход делится
на потребление (С) и сбережения (S). Если
мрc = 0.8, то при увеличении располагаемого
дохода на 100$ потребление увеличивается
на 80$ (100 х 0.8= 80), а поскольку мультипликатор
расходов в этом случае равен 5 (1/(1 - 0.8)
= 1/0.2 = 5), то прирост совокупного дохода
в результате изменения налогов на 100$
С х 1/(1- мрc) = 80 х 5 = 400), а не 500$, как в случаеY
= составит 400$ ( изменения государственных
закупок на те же 100$, т.е. мультипликативный
эффект меньше. Т.е. мультипликатор начинает
действовать как бы со второй ступени
(первым членом геометрической прогрессии
будет не 100, а 80).
Определим теперь величину
мультипликатора налогов. Налоги действуют
на совокупный спрос через изменение
потребительских расходов. Поскольку
(1)
при этом, а то (2) Подставив
формулу
(2)
в формулу (1) и несколько
перегруппировав, получим:
Ю (3)
Величина и есть
мультипликатор налогов. А поскольку
(1 - mрc) есть не что иное, как mрs (предельная
склонность к сбережению), то мультипликатор
налогов можно записать и как (-mрc / mрs).
В нашем примере он равен (- 4) (- 0.8 / (1 - 0.8)
= - 0.8 / 0.2 = - 4).
Мультипликатор налогов
- это коэффициент, который показывает,
во сколько раз увеличится (сократится)
совокупный доход при сокращении
(увеличении) налогов на единицу. Выведем
мультипликатор автономных налогов
алгебраически. Подставим функцию
потребления: в функцию национального
дохода Y= С + I + G, получим: Y = С + mрc (Y - Т) +
I + G, откуда . Если обозначить мультипликатор
Т (4) Следует обратитьY = КТ автономных
налогов КТ, то и, следовательно внимание
на 2 момента: 1) мультипликатор налогов
всегда величина отрицательная. Это означает,
что его действие на совокупный доход
обратное. Рост налогов приводит к снижению
совокупного дохода, а сокращение налогов
- к росту совокупного дохода. В нашем примере
сокращение налогов на 100$ (DТ= - 100) привело
к увеличению совокупного дохода на 400$
(DY = - mрc /(1 - mрc) х (DТ) = - 0.8/(1 - 0.2) х 100 = - 4 х
(-100) = 400) 2) по своему абсолютному значению
мультипликатор налогов всегда меньше
мультипликатора автономных расходов.
Итак, мультипликативный эффект налогов
меньше, чем мультипликативный эффект
государственных закупок (очевидно, что
[mрc / (1- mрc)] < [1 / (1 - mрc)]), поскольку изменение
государственных закупок воздействует
на совокупный спрос непосредственно
(они включены в формулу совокупного спроса),
а изменение налогов воздействует косвенно
- через изменение потребительских расходов.
Например, если при mрс = 0.8 и государственные
закупки, и налоги увеличиваются на 100$,
то рост государственных закупок увеличивает
совокупный доход на 500$ (DY = DG х 1/(1 - mрс)
= 100 х 5 = 500), а рост налогов сокращает совокупный
доход на 400$ (DY = DТ х [-mрс /(1 - mрс)] = 100 х (-
4) = 400). Т.е. в результате совокупный доход
(выпуск) увеличился на $100. Исходя из этого
обстоятельства, можно вывести мультипликатор
сбалансированного бюджета для автономных
(аккордных) налогов.
Экспортный мультипликатор
(Export multiplier) - отношение прироста национального
дохода, вызванного экспортом, к приросту
самого экспорта.
Эффект мультипликатора
(Multiplier effect ) - эффект изменения в равновесном
уровне национального дохода в большем
размере, чем инициирующее его изменение
в планируемых расходах. Мультипликатор
представляет собой число, показывающее,
во сколько раз необходимо умножить происшедший
однажды прирост инвестиций, чтобы рассчитать
вызванный этим прирост совокупного объема
производства.
2.2. Мультипликатор
сбалансированного бюджета
Мультипликатор сбалансированного
бюджета показывает, что равные приросты
правительственных расходов и налогов
вызывают увеличение объема равновесного
ЧНП на величину их прироста. Например,
увеличение G и T на 20 млрд. долл. вызывает
прирост ЧНП на 20 млрд. долл. В то же время
изменения правительственных расходов
имеют более сильное воздействие на совокупные
расходы, чем изменения величины налогов
такого же масштаба. Правительственные
расходы имеют прямое воздействие на совокупные
расходы. Изменение же налогов косвенно
воздействует на совокупные расходы, за
счет изменения дохода после уплаты налогов
и через изменения потребления. Основа
так называемого мультипликатора сбалансированного
бюджета раскрывается на рис. 1 . Мультипликатор
сбалансированного бюджета равен единице.
Одинаковое увеличение налогов и государственных
расходов вызовет прирост ЧНП на величину,
равную приросту объема государственных
налогов и расходов. При предельной склонности
к потреблению (MPC), равной 3/4, увеличение
налогов на 20 млрд. долл. вызовет снижение
дохода после уплаты налогов млрд. долл.
и сокращение потребительских расходов
на 15 млрд. долл. поскольку мультипликатор
сократится на 60 млрд. долл. прирост государственных
расходов на 20 млрд. долл., однако, вызовет
более чем уравновешивающее увеличение
ЧНП на 80 млрд. долл. Следовательно, чистый
прирост ЧНП составит 20 млрд. долл., что
равно величине прироста правительственных
расходов и налогов.
Чистый прирост
ЧНП (+20 млрд. долл.)
рис. 1. мультипликатор
сбалансированного бюджета
Мультипликатор сбалансированного
бюджета действует вне зависимости
от величины предельных склонностей
к потреблению и сбережению.
2.3. Мультипликатор
трансфертов
Трансферты представляет
собой платежи, которые делает государство
не в обмен на товары и услуги.
Государство выплачивает трансферты:
а) домохозяйствам и
б) фирмам
Государственные трансфертные
платежи домохозяйствам включают в
себя различного вида социальные выплаты:
пособия по безработице, пособия
по бедности, пособия по нетрудоспособности,
пенсии, стипендии и т.п. Государственные
трансфертные платежи фирмам - это
субсидии. Трансферты являются автономной
величиной, поскольку их размер определяется
государством, т.е. является параметром
управления. Трансферты можно рассматривать
как «антиналоги», т.е. их воздействие
на экономику аналогично воздействию
автономных налогов, но трансферты действуют
в противоположном направлении. Так, если
рост налогов сокращает совокупный спрос,
то рост трансфертов его увеличивает.
И наоборот. Трансферты, как и налоги, оказывают
косвенное воздействие на национальный
доход, являясь инструментом не его создания,
а его перераспределения. И так же как
и налоги, трансферты в кейнсианской модели
обладают мультипликативным эффектом
изменения национального дохода (совокупного
выпуска).
Чтобы вывести формулу
мультипликатора трансфертов, вспомним,
что изменение трансфертов означает
изменение располагаемого дохода: DТr
= DРД Изменение располагаемого дохода
ведет к изменению потребления в соответствии
с величиной предельной склонности к потреблению:
А изменение потребления мультипликативно
изменяет совокупный доход: .(5) Величина
мультипликатора трансфертов, таким образом,
равна mрс /(1- mрс) или mрс / mрs. Мультипликатор
трансфертов - это коэффициент, который
показывает, во сколько раз увеличивается
(уменьшается) совокупный доход при увеличении
(уменьшении) трансфертов на единицу. По
своему абсолютному значению мультипликатор
трансфертов равен мультипликатору налогов.
Величина мультипликатора трансфертов
меньше, чем величина мультипликатора
расходов, поскольку трансферты оказывают
косвенное воздействие на совокупный
доход, а расходы (потребительские, инвестиционные
и государственные закупки) - прямое. Алгебраический
вывод формулы мультипликатора трансфертов.
Поскольку в простой кейнсианской модели
предполагается, что трансферты получают
только домохозяйства, то изменение трансфертов
действует на потребительскую функцию,
которая с учетом трансфертов выглядит
следующим образом: C = C + mpc (Y - T + Tr) (6) Y =
C + I + G Подставим потребительскую функцию
в уравнение совокупного дохода (выпуска),
затем перегруппируем и в результате получим:
(7) (8) (9) Таким образом, мультипликатор
трансфертов равен: (10) . Заметим, что мультипликатор
трансфертов: 1) по абсолютной величине
совпадает с мультипликатором автономных
налогов, но имеет противоположный знак;
2) меньше мультипликатора автономных
расходов. Любое изменение автономных
(т.е. не зависящих от уровня дохода) переменных
- потребительских расходов, инвестиционных
расходов, государственных закупок, налогов,
трансфертов - ведет к параллельному сдвигу
кривой совокупных планируемых расходов
и не меняет ее наклон. Единственная величина,
которая влияет на величину мультипликаторов
всех этих видов расходов - предельная
склонность к потреблению. Чем она больше,
тем величина мультипликатора больше.
Кроме того, именно предельная склонность
к потреблению определяет наклон кривой
совокупных планируемых расходов. Чем
больше предельная склонность к потреблению,
тем кривая более крутая.
2.4 Мультипликатор
внешней торговли
С ростом экспорта национальный
доход увеличивается, даже если и
не произойдет каких-либо изменений
в уровне цен. Часть этого возросшего
дохода люди захотят использовать для
приобретения большего количества импортных
товаров. Таким образом, благодаря
увеличению национального дохода расширение
экспорта в определённых пределах непосредственно
вызывает увеличение импорта независимо
от того, изменились цены или нет. Но
если детально проанализируем действия
мультипликатора внешней торговли
при возросшем национальном доходе,
то увидим, что производное приращение
импорта не равно первоначальному увеличению
экспорта, а составляет только его часть.
Перейдём к анализу действия мультипликатора
внешней торговли. Увеличение экспорта,
подобно росту внутренних инвестиций,
приведёт к росту дохода в зависимости
от величины мультипликатора. Предположим,
что новые экспортные заказы на сумму
1 млрд. долл., размещенные среди станкостроительных
заводов Великобритании, приведут к увеличению
доходов тоже на 1 млрд. долл. Затем рабочие
и предприниматели, возможно, израсходуют
2/3 своих новых доходов на потребительские
товары, произведенные в Калифорнии; в
свою очередь, 2/3 этого дополнительного
дохода также будут израсходованы. Процесс
этот прекратится только после того, как
итог составит 3 млрд. долл., т.е. 3=1/(1-2/3),
или будет равен 2 млрд. долл. последующих
потребительских расходов плюс 1 млрд.
долл. первичных расходов. Международная
торговля не только вводит в процесс действия
мультипликатора экспорта; она влечет
за собой еще одно важное последствие.
Предположим, рост дохода увеличит импорт,
скажем, на 1/12 с каждого добавочного доллара;
это означает, что увеличение импорта,
подобно росту сбережений, приведет к
затуханию процесса мультипликатора,
а следовательно, прекращению роста дохода.
Импорт действует как «утечка», точно
также, как предельная склонность к сбережению.
Если применить анализ мультипликатора
внешней торговли к небольшому городу
или малой стране, то можно обнаружить,
что воздействие мультипликатора в этом
районе почти незаметно, поскольку происходит
утечка большей части дополнительных
доходов в другие районы. Вводя в анализ
мультипликатора внешнюю торговлю, экономисты
заявляют, что в течении короткого отрезка
времени за увеличением экспорта не обязательно
должно последовать увеличение импорта,
и по этому увеличение объема или же стоимости
экспорта породит доходы, не увеличивая
в тоже время количества наличных товаров,
и тем самым положит начало повышательному
колебанию. Это утверждение означает,
что рост экспорта оказывает стимулирующее
влияние только в том случае, если он приводит
к превышению экспорта над импортом или
если этот рост не сводится сразу на нет
равным увеличением импорта. Далее проводится
различие между тем, что называется автономными
и результативными изменениями в импорте.
Различие это немаловажно. Результативные
изменения в импорте- это те изменения,
которые вызываются предшествующими изменениями
в доходах. Автономные изменения- это изменения,
вызываемые другими факторами, например,
таможенными тарифами и иными охранительными
мероприятиями, обесценением валюты, изменениями
в потребительском спросе. Концепции мультипликатора
внешней торговли и предельной склонности
к импорту не являются новыми, так как
идеи, лежащие в их основе, можно проследить
в истории экономической мысли прошлого.
Она была выдвинута Кейнсом. Однако в основе
ее лежит старая идея. Увеличение импорта,
вызванное ростом доходов, является неотъемлемой
частью классической модели международной
торговли. Дальнейшее нововведение состоит
в основном в допущении довольно постоянного
соотношения между изменениями в доходах
и в импорте. Традиционная теория не пытается
установить наличие устойчивого соотношения,
но утверждает, что пропорция, в которой
изменения в доходах вызывают изменения
в импорте, зависит от многих других факторов,
в том числе и от объема занятости в стране,
и что поэтому вопрос о том, на какой фазе
цикла это происходит, имеет важное значение.
Если достигнут большой объем занятости
(близкий к высшей точке цикла), то рост
доходов приведет к более резкому увеличению
импорта, нежели в том случае, когда имеет
место сильный застой и безработица. Таким
образом, новые теории международной торговли
пытаются анализировать в конкретном
плане следствия, переходя от одного состояния
равновесия к другому, тогда как традиционные
теории занимались больше описанием состояний
равновесия и были склонны преуменьшать
переходные процессы.