Денежный и депозитный мультипликаторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является составление единого, общего представления о банковской системе, о создании денег, их происхождении, роли банков в экономике.

При написании курсовой работы я пользовалась научной литературой различных авторов, сообщениями средств массовой информации и знаниями, полученными на лекциях.

Работа позволяет рассмотреть поставленный вопрос с разных точек зрения. Так же убедиться в отражении законов экономики на конкретных примерах. Позволяет оценить всю важность существования банковской системы.

Оглавление

Введение __________________________________________________________2

Банковская система. Обеспечение страны денежной массой.
1.1. Исторические аспекты существования денежной системы. ______________2
1.2. Задачи и функции Центральных банков. Банковская система России _____ 3
1.3. Создание денег банковской системой. Эмиссия денег. __________________9
1.4. Кредитно-денежная политика Центрального банка.____________________ 13
2. Денежный и депозитный мультипликаторы.
2.1. Мультипликация. ________________________________________________ 18
2.2. Сущность и механизм банковского мультипликатора.___________________21
3. Заключение_____________________________________________________ 23
4. Список литературы. ______________________________________________ 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа тема.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

 

 

Содержание:

 

Введение __________________________________________________________2

 

  1.   Банковская система. Обеспечение страны денежной массой.

1.1. Исторические аспекты существования денежной системы. ______________2

1.2. Задачи и функции Центральных банков.  Банковская система России _____ 3

1.3. Создание денег банковской системой. Эмиссия денег. __________________9

1.4. Кредитно-денежная политика Центрального банка.____________________ 13

2.    Денежный и депозитный мультипликаторы.                                                       

2.1. Мультипликация. ________________________________________________ 18

2.2. Сущность и механизм банковского мультипликатора.___________________21

3.    Заключение_____________________________________________________ 23

4.    Список литературы. ______________________________________________ 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Целью работы  является составление единого, общего представления  о банковской системе, о создании денег, их происхождении, роли банков в экономике.

 

При написании курсовой работы я пользовалась научной литературой  различных авторов, сообщениями  средств массовой информации и знаниями, полученными на лекциях.

 

Работа позволяет рассмотреть  поставленный вопрос с разных точек  зрения. Так же убедиться в отражении законов экономики на конкретных примерах. Позволяет оценить всю важность существования банковской системы.

 

 Банковская система – одна из сложнейших систем рынка, и нет человека, которого бы не затрагивали процессы, происходящие в этом особом мире.

 

  1. Банковская система. Обеспечение страны денежной массой.
    1. Исторические аспекты существование банковской системы.

 

Изучая банковскую систему  России, необходимо знать ее истоки и процесс развития. Мировой опыт доказывает, что укрепление покупательной способности денег невозможно без отлажено работающей банковской системы. Она играет главную роль в управлении денежным оборотом при переходе к рыночной экономике. Начало формированию механизма управления денежным оборотом было положено в 1987 году решением о преобразовании монобанковской структуры в систему  Госбанка СССР и пяти государственных специализированных банков (Промстройбанк, Агропромбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк и Внешэкономбанк). Важное значение, имело то обстоятельство, что Госбанк СССР перестал соединять в себе функции центрального и коммерческого банка, хотя и не получил реальных рычагов управления денежным оборотом на экономической основе.

 Отсутствие двухуровневого  построения банковской системы  привело к ведомственному противостоянию  специализированных банков и Госбанка СССР. Монополия одного банка сменилась монополией ведомственных банков. Сохранилось принудительное прикрепление клиентуры к банкам. Инструментами кредитно-денежной политики остались административно утверждаемые кассовый и кредитный планы. Не создавались предпосылки для формирования финансовой инфраструктуры (денежного рынка, рынка капиталов, ценных бумаг, валютного рынка, в общем здорового западного рынка). Тем не менее был сделан шаг в сторону демократизации банковской системы. Действительно, созданная в административном порядке система специализированных банков вскоре показала свою неэффективность. Но в то время о другой трансформации монобанковской структуры не могло быть и речи. Система коммерческих кредитно-финансовых учреждений могла возникнуть лишь в результате обособления от Госбанка государственных специализированных банков. Подобный путь уже прошли страны Восточной Европы с плановой системой хозяйства (Польша, Чехословакия, Венгрия).

 Появление системы  специализированных банков дало импульс  к возникновению уже в 1988 году коммерческих и кооперативных банков на паевой основе, количество которых быстро увеличивалось. Их появление изменило ситуацию в банковской системе. Клиенты получили право выбирать банк, таким образом, было положено начало конкуренции между банками. Начался стремительный рост коммерческих банков.

 Учитывая тот факт, что деятельность коммерческих  банков с принятием банковских  законодательных актов получила  правовой статус можно говорить  о существовании в настоящее время двухуровневой банковской системы. Нижний уровень ее образуют коммерческие банки, а вершину составляет Центральный Банк. С распадом Союза в 1991 году, Центральный Банк России остался единственным из центральных банковских учреждений бывшего СССР. Госбанк СССР был реорганизован и присоединен к Банку России. Специализированные банки распались и стали акционерными.

 Пример становления  коммерческого банка можно показать  на Промстройбанке. Он был образован  в 1922 году и действовал на  протяжении почти 70 лет. В ноябре 1991 года состоялось собрание учредителей Акционерного инвестиционно-коммерческого банка, ставшего правопреемником Промстройбанка и сохранившего наименование «Промстройбанк». Сейчас Промстройбанк остается одним из немногих банков страны, способных выдавать многомиллионные кредиты.

    Банковская реформа 1987 года преобразовала государственные трудовые сберегательные кассы в Сбербанк СССР как специализированный банк по обслуживанию населения и юридических лиц. Опыт передовых стран подсказывал, что сберегательные учреждения всех уровней должны быть выведены из подчинения Госбанку, чтобы развиваться в коммерческие банки. Следующим шагом к независимости стало принятое в июле 1990 года постановление Верховного Совета РСФСР, которым бывший Российский республиканский банк Сбербанка СССР был объявлен собственностью РСФСР. После выхода в свет Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» в декабре 1990 года, Сбербанк РСФСР был преобразован в акционерный коммерческий банк, контрольным пакетом которого владеет Банк России. Став коммерческим, Сбербанк значительно расширил сферу своей деятельности не только в области совершения депозитных, кредитно-расчетных и прочих кассовых операций, но и стал работать с акциями, выдавать поручительства, гарантии и иные обязательства третьих лиц, совершать операции с иностранной валютой, вести доверительные операции по поручению клиентов (трастовые операции). При выдаче ссуд населению банк в своей кредитной политике придерживается умеренных процентов. Сбербанк – единственный банк страны, где сохранность вкладов граждан гарантируется государством.

 

    1. Задачи и функции центральных банков. Банковская система России.

 

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе. Поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранным валютам, развитием и укреплением банковской системы страны, обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления расчетов.

Традиционно перед центральным  банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

    • эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;
    • банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;
    • банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото-валютные резервы;
    • главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);
    • органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

В ряде стран эти задачи Центральных банков закреплены законодательством. Так, монополия на эмиссию национальной денежной единицы дает возможность  центральному банку держать под  контролем ликвидность кредитных институтов. В Германии же, например, несмотря на то, что в Законе о Немецком федеральном банке не приводится механизм установления верхней границы роста денежной массы, определяются инструменты регулирования уже обращающихся денег.

В качестве банка банков Центральный банк предоставляет кредитным институтам возможность рефинансирования. При этом Центральный банк вправе по закону ограничить коммерческие банки страны в кредитных средствах. Наиболее распространены два вида операций Центрального банка с кредитными институтами: покупка и продажа чеков и векселей (в том числе казначейских); залоговые операции с ценными бумагами, векселями и платежными требованиями.

Важную роль в функционировании банковской системы страны играет характер осуществления надзора Центральным банком. Однако в Великобритании на протяжении десятилетий вплоть до 1979 г. контроль за деятельностью второго уровня банковской системы со стороны Банка Англии не был закреплен законодательно и являлся достаточно либеральным. Немецкий федеральный банк способствует проведению надзора специальным федеральным органом банковского контроля. Поскольку последний не располагает необходимой структурой агентств, то он опирается на филиальную сеть центрального банка. Английский национальный банк в отличие от Немецкого федерального банка данную функцию выполняет лишь в ограниченном объеме (банковский контроль передан министерству финансов).

При решении пяти задач  Центральный банк выполняет три  основные функции: регулирующую, контролирующую и информационно-исследовательскую.

К регулирующей функции  относится регулирование денежной массы в обращении. Это достигается  путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии  и проведения дисконтной политики, политики минимальных резервов, открытого  рынка, валютной политики.

С регулирующей функцией тесно связана контролирующая функция. Центральный банк получает обширную информацию о состоянии того или  иного банка при проведении, например, политики минимальных резервов или  редисконтирования. Контролирующая функция включает определение соответствия требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. процедуру допуска кредитных институтов на национальный банковский рынок. Кроме того, сюда относятся разработка набора необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм и контроль за ними.

Всем Центральным банкам присуща информационно-исследовательская  функция, т.е. функция научно-исследовательского, информационно-статистического центра. При этом во многих странах эта  функция отмечена в законодательном порядке. Так, Немецкий федеральный банк обязан давать при необходимости рекомендации федеральному правительству, а также снабжать его информацией о развитии кредитной системы.

В законе о национальном банке большое значение отводится  информационно-исследовательской функции банка: предполагается, что банк обязан публиковать свои решения в специальном приложении к одной из центральных газет. Например, Австрийский национальный банк наделен значительными правами в плане доступа к информации. Он вправе требовать справки о деятельности отдельных кредитных институтов, предписывать сроки и форму отчетности коммерческих банков. На базе этих данных центральный банк проводит анонимный статистический анализ и при необходимости представляет информацию в высшие инстанции государственной власти и международные организации.

Центральный банк, имея, анализируя и публикуя объективную  информацию о ситуации в денежно-кредитной  сфере, может оперативно реагировать  на глобальные и локальные экономические  процессы. От верности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принятие решения о дополнительном выпуске денежных средств эмиссионным управлением центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, с тем чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.

Информационно-исследовательская  функция центрального банка предполагает также консультационную деятельность. В порядке информационного обмена, а также с целью консультаций центральными банками проводятся встречи, конференции, в том числе и на международном уровне. Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решения какой-либо определенной задачи или Функции Центрального банка Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»» от 26 апреля 1995 г. Центральному банку РФ предписано выполнение следующих функций:

    • во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;
    • монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организовывать их обращение;
    • быть кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организовывать систему рефинансирования;
    • устанавливать правила осуществления расчетов в Российской Федерации;
    • устанавливать правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;
    • проводить государственную регистрацию кредитных организаций, выдавать и отзывать лицензии кредитных организаций, занимающихся их аудитом;
    • осуществлять надзор за деятельностью кредитных организаций;
    • регистрировать эмиссию ценных бумаг кредитных организаций в соответствии с федеральными законами;
    • выполнять самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций, необходимых для решения основных задач Банка России;
    • регулировать прохождение валюты, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определять порядок расчетов с иностранными государствами;
    • организовывать и производить валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
    • принимать участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организовывать составление платежного баланса Российской Федерации;
    • в целях осуществления перечисленных функций проводить анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений; публиковать соответствующие материалы и статистические данные;
    • осуществлять иные функции в соответствии с федеральными законами.

Информация о работе Денежный и депозитный мультипликаторы