Денежный и депозитный мультипликаторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является составление единого, общего представления о банковской системе, о создании денег, их происхождении, роли банков в экономике.

При написании курсовой работы я пользовалась научной литературой различных авторов, сообщениями средств массовой информации и знаниями, полученными на лекциях.

Работа позволяет рассмотреть поставленный вопрос с разных точек зрения. Так же убедиться в отражении законов экономики на конкретных примерах. Позволяет оценить всю важность существования банковской системы.

Оглавление

Введение __________________________________________________________2

Банковская система. Обеспечение страны денежной массой.
1.1. Исторические аспекты существования денежной системы. ______________2
1.2. Задачи и функции Центральных банков. Банковская система России _____ 3
1.3. Создание денег банковской системой. Эмиссия денег. __________________9
1.4. Кредитно-денежная политика Центрального банка.____________________ 13
2. Денежный и депозитный мультипликаторы.
2.1. Мультипликация. ________________________________________________ 18
2.2. Сущность и механизм банковского мультипликатора.___________________21
3. Заключение_____________________________________________________ 23
4. Список литературы. ______________________________________________ 24

Файлы: 1 файл

Курсовая работа тема.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Детальный перечень функций  Центрального банка Российской Федерации  не противоречит международной практике работы Центральных банков. Так же как и центральные банки других стран, Центральный банк Российской Федерации прежде всего выполняет функцию денежно-кредитного регулирования экономики и эмиссионную функцию.

Мировой опыт прошлых  десятилетий показывает эффективность   действия централизованной банковской системы. Наша банковская система долгое время представляла собой монополию государственного банка (одноуровневая банковская система) с жестким планированием сверху. В данный момент у нас происходит установление новой централизованной банковской системы, отвечающей стандартам экономики, связанной рыночными отношениями. Идет речь о совсем другой структуре организации банковских институтов. Централизация здесь объединяет банки в единую систему для проведения с помощью нее кредитно-денежной политики государства, при этом каждый банк в отдельности экономически независим  в проведении банковских операций. Каждый банк подчиняется определенным «правилам игры», установленным государством для эффективной его работы на финансовом рынке. Децентрализация банковского дела неудобна и вносит беспорядок в экономические процессы. Избыток денег в обращении может усложнить инфляционные проблемы. Увеличение инфляции в конечном счете может привести к стокфляции, стогнации, экономическому спаду производства. Недостаток денег может затормозить рост экономики, препятствуя должному подъему производства и обмену товаров и услуг. Зарубежные страны на горьком опыте убедились, что нерегулируемая банковская система вряд ли способна обеспечить должное предложение денег и в наибольшей степени способствовать благосостоянию экономики в целом.

Банк России по своей  сути эквивалентен центральным эмиссионным  банкам других стран.

В качестве своей основной функции, Банк России формирует и  претворяет в жизнь кредитно-денежную политику государства. Спектр деятельности Банка России весьма широк: от действия в качестве агента государства и управления банковскими холдинг-компаниями до обеспечения необходимого количества денег.

 Банк России начал  свое существование с принятием  закона   «О Банке России» в декабре 1990 года. Он независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Он может быть распущен и ликвидирован только специальным законодательным актом. Банк России экономически самостоятелен, то есть осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Однако, Банк России в проведении кредитно-денежной политики не руководствуется стремлением к прибыли, а проводит политику улучшения состояния экономики в целом. Банк России является «банком банков», он предоставляет кредиты и принимает вклады только от депозитных учреждений.

Он имеет право выпускать  в обращение денежные знаки, которые, тем самым, образуют предложение  бумажных денег. Такую функцию другие банки в РФ не имеют.

 Банк России возглавляется  Председателем Банка и имеет  свой Устав. Председатель назначается и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации. Управление Банком России осуществляется на коллективной основе Советом Директоров Банка. Срок полномочий членов Совета директоров составляет 4 года.

Банк России имеет большое количество своих отделений по всей стране.

 Кредитно-денежное  регулирование экономики России  осуществляется Банком России  путем определения норм обязательных  резервов, учетных ставок по кредитам, предоставляемым банкам, установлением  экономических нормативов для банков, проведением операций с ценными бумагами. Банк России, как агент правительства, управляет правительственными депозитами. Почти все правительственные доходы и расходы проходят по его счетам. Банк России управляет государственным долгом, изменяя количество облигаций, находящихся в обращении, проводя ту или иную кредитно-денежную политику.

 Функции Банка России, в общем, сводятся к 4 пунктам.

  • Банк России хранит вклады депозитных учреждений, которые называются резервами (по ним не уплачивается проценты). Регулирование процента резервов имеет стратегическое значение в проведении кредитно-денежной политики.
  • Банк России выступает в качестве фискального агента правительства.
  • Банк России осуществляет контроль над деятельностью банков, чтобы выявить сомнительные операции и мошенничество.
  • Банк России регулирует предложение денег в интересах экономики в целом.

 

  Российскую банковскую  систему образуют Банк России, Банк Внешней торговли РФ (Внешторгбанк), Сберегательный банк РФ (Сбербанк), коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на проведение банковских операций. Стержнем нашей банковской системы является Банк России.

Банк Внешней торговли осуществляет внешнеэкономическую  деятельность и совершает операции в иностранной валюте. Внешторгбанк является акционерным, контрольным пакетом акций этого банка владеет Банк России.

Сбербанк также является акционерным, и контрольным пакетом  акций банка владеет Банк России. По закону государство гарантирует полную сохранность денежных средств и других ценностей населения, вверенных Сбербанку, и выдачу их по первому требованию вкладчиков (вклад до востребования). Это главное отличие Сбербанка от коммерческих банков. Сбербанк выполняет почти все те же операции с денежными фондами, что и коммерческие банки. Сбербанк и коммерческие банки хранят денежные вклады предприятий и населения, предоставляют юридическим и частным лицам ссуды и, тем самым, увеличивают предложение денег в экономике.

 Коммерческие банки в Российской банковской системе играют исполнительную роль. Посредством коммерческих банков Банк России претворяет в жизнь финансовую политику. Каждый банк может осуществлять свою деятельность только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Банк России может на основании закона отобрать лицензию у банка – это действует как решение о ликвидации банка. Банки имеют право открывать на территории РФ и за ее пределами филиалы. Банки могут образовывать банковские союзы, межбанковские объединения, ассоциации. Запрещается только использовать эти и другие объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций и на ограничение конкуренции в банковском деле. Широкое распространение получили в нашей стране объединения банков в банковские холдинг-компании. Банковские холдинг-компании представляют собой фирмы, которые владеют долей акционерного капитала одного или нескольких банков, достаточной для того, чтобы осуществлять полный контроль над ними. Следовательно, банковские холдинг-компании сосредотачивают в одних руках процесс управления целой группой банков. Это выгодно для фирм, поскольку они имеют возможность в кратчайшие сроки получить в случае необходимости кредит от этих банков.

 Большей своей частью  коммерческие банки являются акционерными (имеется незначительная доля кооперативных банков), и их акции обращаются на рынке ценных бумаг наряду с ценными бумагами промышленных предприятий.

 Российская банковская  система является двухуровневой.  Первый и ведущий уровень – Банк России. Второй - исполнительный – все остальные банки РФ. Все банки должны держать свои обязательные резервы в Банке России, так как основная часть активов банка – это бессрочные вклады, подлежащие изъятию по первому требованию вкладчиков, то определенный процент активов должен храниться в резервах, в высоколиквидной форме. Деятельность банков ежегодно подлежит проверке аудиторскими организациями.

  В настоящее время  основной проблемой является  преобладание государственной собственности  на банки. До 80 % уставных фондов коммерческих банков составляют вклады государственных предприятий, которые являются скрытой государственной собственностью. Основным учредителем Сбербанка России и Внешторгбанка России является Банк России, который находится в исключительной государственной собственности. В банковском деле запрещена муниципальная собственность. Очень низка доля кооперативной собственности и вкладов мелких акционеров. Чрезмерно высоки вложения в уставные фонды банков со стороны крупных юридических лиц. Наблюдаются лишь единичные случаи иностранной и совместной собственности.

 Банк России находится  в федеральной собственности.  Мировая практика показывает, что  в собственности на Центральный  Банк могут принимать, кроме  государства, и другие стороны.  Банк России имеет излишнюю сеть низовых учреждений. В западных  странах количество отделений Центрального Банка составляет ничтожно малый процент по сравнению с количеством кредитных учреждений.

В нашей банковской системе  остается много старых принципов  работы, подлежащих изменению при рыночных способах ведения хозяйства. Наши банки не выполняют множество банковских операций, считающихся естественными в экономике, связанной рыночными отношениями. В России по-прежнему находится на довольно низком уровне использование чеков в банковских операциях. Дальнейшее развитие банковской инфраструктуры в нашей стране приведет к возникновению банковской системы западного образца со всеми вытекающими отсюда последствиями.

 Банковские институты  и инструменты кредитно-денежной  политики разных западных стран удивительно похожи друг на друга. Это можно объяснить общим для всех стран принципом свободной торговли и рыночных отношений. Многие банковские функции и операции еще не работают у нас в стране, но они работают в экономике рыночного типа, тенденция становления которой уже заложена в банковской системе России.

 

    1. Создание денег банковской системой.  Эмиссия банкнот.

 

Одним из основных принципов  определения стратегии центральных  банков служит ориентация на регулирование  темпа роста денежной массы в национальной экономике или регулирование валютного курса национальной денежной единицы по отношению к какой-либо стабильной иностранной валюте, т.е. на внутренние или внешние показатели.      Выбор той или иной  стратегии Центрального банка зависит от ориентации экономики страны. При этом наблюдается следующая тенденция. Центральные банки развитых стран с мощным внутренним рынком ориентируются на регулирование темпов роста денежной массы в пределах расчетного индекса. Такой стратегии придерживаются, например, Немецкий федеральный банк, Банк Англии, ФРС США.

Различаются внутренняя и внешняя стабильность национальной денежной единицы (под внутренней понимается безинфляционное развитие, под внешней – стабильность валютного курса национальной денежной единицы по отношению к другим валютам).

В соответствии с выбранной  стратегией Центральные банки осуществляют в качестве приоритетной либо денежную, либо валютную политику и используют соответствующие инструменты. В целях регулирования объема денежной массы проводятся меры либо по стимулированию роста денежной массы (экспансивная кредитная политика), либо по сдерживанию ее увеличения (рестрикционная кредитная и антиинфляционная политика). Однако в условиях стагфляции Центральному банку приходится искать компромиссное сочетание инструментов экономического регулирования, как это происходит в настоящее время в ряде восточноевропейских стран, в России и странах Ближнего зарубежья.

За Банком России как  представителем государства законодательно закреплено осуществление эмиссии наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации. Совет директоров принимает решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых, утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков.

В целях организации  наличного денежного обращения  на территории Российской Федерации  на Банк России возлагаются следующие  функции:

    • прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
    • установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
    • установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
    • определение порядка ведения кассовых операций.

 

Всякий раз выпускаемые Центральным банком деньги поступают от него в министерство финансов, банки, частному сектору, что проводит к увеличению количества денег в обращении. До тех пор, пока деньги находятся в Центральном банке, они — вне экономической системы. Когда же они переходят от центрального банка к другому субъекту, они поступают в экономическую систему. Например, когда центральный банк предоставляет деньги министерству финансов, происходит создание денег. Если деньги переходят от любого субъекта в центральный банк, происходит их изъятие, что приводит к уменьшению количества денег в обращении.

Когда деньги переходят  от одного субъекта к другому, не происходит никакого создания или изъятия денег, и поэтому количество денег в  обращении остается неизменным. Например, когда коммерческий банк предоставляет деньги некоторой фирме, не происходит никакого создания или изъятия денег, потому что никто из этих субъектов (банк и фирма) не является центральным банком.

Каналов, через которые  деньги поступают в экономическую систему, в основном четыре:

  • отношения «центральный банк — министерство финансов»;
  • отношения «центральный банк — банковская система»;
  • равновесие платежей (иностранный сектор);
  • открытые рыночные операции.

Рассмотрим эти каналы поступления денег в экономическую систему.

Первый канал — отношения между центральным банком и министерством финансов. Государственные расходы (жалование государственным служащим, суммы, которые государство должно оплатить фирмам, работавшим на государственный заказ, и т.д.) оплачиваются министерством финансов, которое может финансироваться различными способами. Например, оно может выпускать государственные обязательства (которые являются ценными бумагами, дающими фиксированный доход) и, через доходы из их продажи, финансировать расходы.

Информация о работе Денежный и депозитный мультипликаторы