Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 06:35, реферат
Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам. В работе рассматриваются проблемы оптимизации выпуска монополией, сравниваются рыночные модели монополии и конкуренции, раскрываются причины существования монополии.
Введение стр. 1
1. Общая характеристика монополии стр. 3
2. монополии и конкуренция стр. 11
3. естественная монополия и её регулирование стр. 14
4. ценовая дискриминация и доминантные фирмы стр. 18
5. опыт регулирования монополий в сша стр. 21
6. закон рф о регулировании естественных монополий стр. 25
6.1. сущность закона
6.2. пример по россии
заключение стр. 28
список использованных источников стр. 29
При оптимальном положительном объёме для монополии, позволяющим максимизировать прибыль при условии, что фирма не прекращает производство, предельный доход должен равняться предельным издержкам (MR=MC).
Как известно, совершенно конкурентная фирма максимизирует прибыль посредством выбора такого выбора, при котором цена равняется величине предельных издержек. Поскольку цена в условиях совершенной конкуренции совпадает с величиной предельного дохода, то можно сказать, что конкурентная фирма так же выбирает объём выпуска так, чтобы предельные издержки равнялись предельному доходу.
Если монополист решает производить что-либо, то он установит цену так, чтобы объём спроса равнялся его оптимальному положительному объёму выпуска. Поскольку предельные издержки равны предельному доходу при оптимальном положительном объёме выпуска, а предельный доход ниже цены, то из этого следует, что данная цена будет выше предельных издержек. Таким образом, если монополист решает производить что-либо, то он максимизирует прибыль, поднимая цену выше уровня предельных издержек.
Предположим, например, что предельные издержки “Акме” постоянны и составляют 8 $ в расчете на единицу, и она в настоящий момент производит 1 единицу в неделю. В таблице 1.1. показано, что она могла бы увеличить свою прибыль на 2 $ в неделю, т.е. на разницу MR-MC (10 $ - 8 $), путём увеличения объёма выпуска на одну единицу в неделю. Дальнейшее наращивание выпуска до трёх единиц, снизило бы величину прибыли на 2 $, поскольку предельные издержки (8 $) в этом случае превысили бы предельный доход (6 $). Таким образом, оптимальный положительный выпуск “Акме” составляет 2 единицы в неделю. Второй столбец таблицы 1.1 показывает, что для того, чтобы продавать 2 единицы в неделю, “Акме” должна установить цену в размере 12 $, которая гораздо выше величины её предельных издержек, составляющих 8$.
Как и в условиях совершенной конкуренции, единственное различие в расчётах величины оптимального положительного выпуска для краткосрочного и долгосрочного периодов состоит в том, что последний включает долгосрочные предельные издержки. В краткосрочном периоде монополист, как и совершенный конкурент, продолжает производить, пока он возмещает свои переменные издержки. Тогда как в долгосрочном периоде должны быть возмещены все совокупные издержки - и постоянные, и временные. В таблице 1.3. в сжатой форме охарактеризованы правила поведения монополиста, позволяющие ему максимизировать прибыль.
Таблица 1.3.
Решение монополиста об оптимальном объёме предложения.
Период | Предельное условие | Проверка прибылью |
Краткосрочный | Выбирать объём выпуска, при котором MR=MC | Производить только в том случае, если Р* ³ AVC. Прекратить производство, если Р*<AVС |
Долгосрочный | Выбирать объём выпуска, при котором MR=LMC | Производить только в том случае, если Р* ³ LAC. Прекратить производство, если Р*<LAC |
Существуют два отличия данной таблицы от случая совершенной конкуренции. Первое состоит в том, что в предельном условии, которое используется для расчёта величины оптимального положительного выпуска. Цена заменена предельным доходом. Второе отличие в том, что при проверке прибылью монополист пользуется ценой, при которой объём спроса, равняется оптимальному положительному объёму выпуска, тогда как совершенный конкурент пользуется существующей рыночной ценой, на которую он не может влиять.
Совершенные конкуренты могут быть охарактеризованы как ценополучатели, т.к. они понимают рыночную цену как данную и не находящуюся вне их контроля. Выше было показано, что решение конкурентной фирмы относительно объёма её выпуска может быть выражено при помощи кривой предложения, показывающей, сколько продукции произвела бы фирма при каждом заданном значении цены. Монополисты не принимают цену как данную. Их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую D как данную и сами выбирают как цену, так и объём выпуска. Поскольку между ценой монополиста и уровнем выпуска не существует никаких взаимосвязей, то для монополиста не существует кривой предложения.
Таким образом, нельзя сказать, что монопольная цена и монопольный выпуск определяется соотношением спроса и предложения. Но в условиях монополии, как и в условиях совершенной конкуренции, цена и выпуск определяются условиями спроса и условиями формирования издержек. Предельные издержки являются ключевым элементом издержек в обоих случаях.
На рис. 1.3. показана кривая фактических краткосрочных средних совокупных издержек “Акме” АТС, обычно имеющую U – образную форму. При оптимальном, положительном объёме выпуска Q* средние совокупные издержки “Акме” составляют величину АТС*. Прибыль фирмы в расчёте на единицу продукции будет равняться цене Р* минус издержки, или средние удельные издержки АТС*. Следовательно, в данном случае “Акме” с лихвой покроет свои издержки и выберет объём производства Q*. Действительно общая величина её прибыли равняется заштрихованной площади: величине прибыли в расчёте на единицу продукции (Р* - АТС*), умноженной на общий объём выпуска (Q*).
Не все монополии получают монопольную прибыль. Если никто не желает покупать товары “Акме”, то она не получит никакой прибыли, даже бухгалтерской (учётной). Издатели газет – монополисты во многих уединённых небольших городках не смогли выдержать конкуренции с радио и телевидением. Описанные во многих патентах изделия, на производство которых имеется разрешение только у владельца патента, в действительности никогда не производятся. Монополия может получать монопольную прибыль только в том случае, если кривая спроса на её продукцию расположена выше кривой её средних издержек. Т.е. так как кривая спроса на рис. 1.3. в окрестностях точки Q*. В данном случае она может получать монопольную прибыль неограниченно до тех пор, пока ни один из других продавцов не сможет выйти на рынок.
Эластичность спроса Е это мера чувствительности объёма спроса к изменениям цены. Если Е>1, так что кривая спроса является эластичной, то снижение цены настолько увеличивает объём спроса, что совокупный доход возрастает. Другими словами, для прироста объёма продаж требуется только небольшое снижение цены, так что доход увеличивается с ростом выпуска. С другой стороны, если Е<1, и следовательно, кривая спроса является неэластичной, то снижение цены увеличивает совокупный спрос на такую малую величину, что совокупный доход уменьшается. Это как раз и означает, что для прироста объёма продаж требуется значительное сокращение цены, так что доход уменьшается с ростом выпуска. А поскольку предельный доход- это показатель изменения величины совокупного дохода при увеличении выпуска, то эти результаты означают следующее.
Если спрос эластичен (Е>1), то предельный доход положителен. Если спрос неэластичен (Е<1), то предельный доход отрицателен. Предельный доход равен нулю при объёме выпуска, для которого Е=1; это точка, в которой совокупный доход максимален.
Это соотношение между эластичностью и предельным доходом имеет интересное следствие.
Монополист, максимизирующий прибыль всегда выбирает такой объём выпуска, при котором спрос является эластичным.
Это можно доказать двумя способами. Во-первых, т.к. для монополиста-производителя предельные издержки равны предельному доходу, а величина предельных издержек является положительной, то предельный доход также должен быть положительным при объёме выпуска, максимизирующем прибыль. Тогда из предыдущего обсуждения вытекает, что в данной точке спрос эластичен. Во-вторых, при любом объёме выпуска, при котором спрос неэластичен, предельный доход является отрицательным, так что сокращение выпуска увеличило бы доход. Поскольку сокращение выпуска привело бы также к снижению издержек, то оно всегда должно приводить к увеличению прибыли в условиях неэластичного спроса. Но если прибыль может быть увеличена, значит, начальное значениене не было максимальным.
Этот результат означает, что для продукции монополиста при цене, максимизирующей прибыль, существует, как правило, хорошие заменители. Предположим, что только одна фирма “Диско” производила проигрыватели для компакт-дисков и, что её предельные издержки составляли 20 $. Если бы “Диско” установила цену на свои проигрыватели в 20 $, то мало кто стал бы проявлять интерес к традиционным проигрывателям для пластинок. Спрос на продукцию “Диско” был бы неэластичным при данной цене. Если бы она повысила цену, то уступила бы лишь малую часть объёма своих продаж в пользу производителей традиционных проигрывателей, и таким образом, могла бы увеличить свои прибыли за счёт повышения цены. Однако, если бы “Диско” подняла цену на свою продукцию до 500 $ или близко к этому уровню, то традиционные проигрыватели стали бы привлекательной альтернативой для многих покупателей. При этой более высокой цене спрос, вероятно, стал бы эластичным, и снижения цены привело бы к существенному увеличению объёма продаж.
Эластичность спроса на любой продукт, по всей вероятности, тем выше, чем лучшим оказываются имеющиеся заменители данного продукта. И чем выше цена любого продукта относительно цен возможных продуктов-заменителей, тем более привлекательными становятся эти заменители.
2.Сравнение монополий и конкуренции.
Используем теперь уже построенную нами модель выбора монопольного объема выпуска для того, чтобы показать, почему власть монополий приводит к неэффективному распределению ресурсов. Воспользуемся рис.2.1, чтобы понять, что происходит, если конкурентная отрасль становится монополией. Предположим, что кривая D остается там же вне зависимости от того, монополизирован ли рынок или он является конкурентным. Предположим так же, что издержки для монополиста являются теми же самыми, что и для конкурентной отрасли.
Если изображенная на рисунке 2.1. отрасль является конкурентной, то равновесный объем выпуска задается величиной Qc, а равновесная цена -Pc. В этой точке объем предложения равен объему спроса. После того, как отрасль монополизируется, объем выпуска, позволяющий максимизировать прибыль, выбирается, таким образом, предельные издержки (МС) равнялись предельному доходу (MR). Следовательно, монополия выбирает объем выпуска Qm и назначает цену Рm такую, чтобы спрос, предъявляемый покупателями, в точности соответствовал этому количеству продукции Qm.
Как показано на рис.2.1, в том случае, когда и монополия, и конкурентная отрасль сталкиваются с одинаковым спросом и одинаковыми условиями формирования издержек, то в условиях монополии выпуск ниже, а цена выше, чем в условиях конкуренции. Это и есть основное обвинение, выдвигаемое против монополии.
Является ли ограничение выпуска и повышение цены негативным явлением с точки зрения общества в целом? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим рис.2.2, на котором показана рыночная кривая D и кривая предельных издержек для конкретного монопольно производимого товара, скажем, алмазов. Точка Е соответствовала бы точке конкурентного равновесия, в которой кривая предложения отрасли, представляющая собой кривую МС, пересекает кривую спроса D.
Для каждого количественного значения объема производимого блага кривая спроса задает цену, которую потребители готовы платить за дополнительную единицу данного блага. Так при объеме Qm потребители готовы платить за дополнительную единицу продукции Qm, так что данная цена Pm служит показателем измерения ценности дополнительной единицы блага для потребителей. Со стороны предложения издержки производства дополнительной единицы блага задаются кривой МС. При объеме Qm предельные издержки производства дополнительной единицы продукции составляют МСm .
В ситуации, подобной, изображенной на рис.2.2, расширение выпуска было бы выгодно обществу, поскольку ценность добавленной единицы продукции для потребителей превышает величину предельных издержек ее производства. Но если Qm - это объем монопольного выпуска, то расширение выпуска было бы невыгодно монополисту. Величина снижения цены в рамках существующего объема выпуска превысило бы величину прироста дохода, полученного от дополнительных продаж. Вот почему монополисты ограничивают свой выпуск, вызывая тем самым рост социальных издержек, связанных с монополией.
Рассмотрим, как может быть измерена величина этих социальных издержек. Для этого снова обратимся к рис.2.1. При конкурентном равновесии цена равняется предельным издержкам, так что ценность дополнительной единицы продукции для потребителей как раз совпадает с предельными издержками ее производства. Общество не получило бы никакого выигрыша от наращивания выпуска за пределы уровня конкурентного равновесия или же от его снижения ниже данного уровня.
При монопольном равновесии цена Рm, с которой сталкиваются потребители, превышает предельные издержки увеличения выпуска MCm . Следовательно, потребители были бы готовы платить за дополнительную единицу продукции больше того, во что ее производство обошлось бы монополисту.
Отталкиваясь от монопольного объема выпуска Qm , предположим, что выпуск продукции каким то образом возрос на одну единицу. Соответствующий выигрыш для общества представлял бы собой разницу между предельной ценностью дополнительной единицы для покупателей и предельными издержками ее производства, или (Pm - МСm). Точно также, если бы за тем была произведена вторая дополнительная единица, то дополнительный выигрыш для общества представлял бы собой разницу между предельной ценность (P) и предельными издержками (МС) при этом объёме выпуска. Продолжая в том же духе до тех пор, пока выпуск не достигнет конкурентного уровня Qc, мы видим, что величина чистой выгоды, связанной с увеличением производства ещё на одну единицу, измеряется величиной вертикального разрыва между ценой и предельными издержками при каждом объёме выпуска. Суммируя эти вертикальные отрезки, мы получаем (в виде заштрихованного треугольника АЕкЕМ) общую величину социального выигрыша, который имел бы место в результате увеличения выпуска с монопольного до конкурентного уровня.
Таким образом, социальные издержки, связанные с монополией - это альтернативные издержки. Они представляют собой общую величину выгоды, которой жертвует общество, допуская сокращение производства до монопольного уровня. А не стимулируя его расширения до конкурентного уровня.