Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 13:19, курсовая работа
Одна из немногих простых радостей, которые принес обычному человеку мучительный переход нашей страны к рынку, - возможность попробовать незнакомые шоколадки, вафли, жвачки, ликеры, вдруг появившиеся в ларьках в бесконечном числе разновидностей. Конечно, многим они не по карману. Но раз-другой соблазнился купить почти каждый. Привычное на Западе, но поражающее нас многообразие вариантов в сущности одних и тех же продуктов является зачастую плодом деятельности небольших фирм, существующих в условиях монополистической конкуренции.
Введение
Глава 1 «Понятие конкуренции»
Глава 2 «Поведение фирм в различных типах структур»
§ 2.1 Типы отраслевых структур. Совершенная конкуренция.
§ 2.2 Несовершенная конкуренция
§ 2.2.1 Чистая монополия
§ 2.2.2 Олигополия
§ 2.2.3 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта
§ 2.2.3.1 Определение и условия монополистической конкуренции
§ 2.2.3.2 Анализ кривой спроса
§ 2.2.3.3 Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах
Глава 3 «Ценовая и неценовая конкуренция»
Глава 4 «Отрицательные последствия монополистической конкуренции»
Заключение
Список использованной литературы
по дисциплине «Микроэкономика»
на тему: «Монополистическая конкуренция как тип рыночной структуры. Методы неценовой конкуренции»
Тверь 2010
Содержание
Введение
Глава 1 «Понятие конкуренции»
Глава 2 «Поведение фирм в различных типах структур»
§ 2.1 Типы отраслевых структур. Совершенная конкуренция.
§ 2.2 Несовершенная конкуренция
§ 2.2.1 Чистая монополия
§ 2.2.2 Олигополия
§ 2.2.3 Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта
§ 2.2.3.1 Определение и условия монополистической конкуренции
§ 2.2.3.2 Анализ кривой спроса
§ 2.2.3.3 Равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах
Глава 3 «Ценовая и неценовая конкуренция»
Глава 4 «Отрицательные последствия монополистической конкуренции»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Совершенная конкуренция и монополия - это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще.
Одна из немногих простых радостей, которые принес обычному человеку мучительный переход нашей страны к рынку, - возможность попробовать незнакомые шоколадки, вафли, жвачки, ликеры, вдруг появившиеся в ларьках в бесконечном числе разновидностей. Конечно, многим они не по карману. Но раз-другой соблазнился купить почти каждый. Привычное на Западе, но поражающее нас многообразие вариантов в сущности одних и тех же продуктов является зачастую плодом деятельности небольших фирм, существующих в условиях монополистической конкуренции.
Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки.
Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Цель работы - это понять, какое место занимает монополистическая конкуренция среди других рыночных структур, в чем ее сходство и различия с другими структурами. Какие существуют особенности рыночных отношений, форм конкуренции и также какие вытекают последствия в рамках рассмотрения данной модели конкуренции.
Глава 1: Понятие конкуренция.
Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора: производитель свободен в выборе производимой продукции, потребитель - в приобретении товара, работник - в выборе места работы и т.д. Но свобода выбора не обеспечивает экономического успеха автоматически. Он завоевывается в конкурентной борьбе.
Конкуренция (от лат. concurrere – сталкиваться) - это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
Конкуренция является «собирательным», многосложным процессом регулирования товаров, денег и доходов. Рынок и конкуренция друг без друга не существуют. Конкуренция - является выражением экономических отношений в условиях рыночного хозяйства. Она представляет собой форму развития производительных сил, форму развития факторов производства, или экономических ресурсов общества. Конкурентные отношения складываются между всеми субъектами рыночной экономики (домашними хозяйствами, фирмами и государством), между агентами спроса и предложения, между потребителями и производителя благ (товаров или услуг). Эти отношения пронизывают главные сферы экономической жизни: производство, распределение, обмен и потребление. Они выполняют важную роль своеобразной «соединительной ткани», благодаря наличию которой рыночная экономика функционирует в качестве сложной и многозвенной системы. [2/1. с. 132]
Более того, содержание конкуренции раскрывается в понятии «конкурентного» и «неконкурентного» рынков. Конкуренция или конкурентный рынок - это невозможность влияния на уровень цены ни одним из много численных участников рыночного процесса: попытка завысить цену завершается невозможностью продать товары, а искусственное снижение цен - приносит убытки и затрудняет возмещение издержек. На конкурентном рынке ни один покупатель или продавец не способен повлиять на спрос и предложение таким образом, чтобы, изменяя количество товаров, повышая их цену и собственные доходы. Масштабность, массовость и насыщенность рыночных потоков такова, что любой его участок представляет по существу мизерную долю любого товара или дохода, так что влиять на цены или на количественные параметры потоков - практически невозможно.
В этом смысле конкуренция выступает своеобразным регулирующим механизмом рынка.
Препятствий для вступления в этот процесс или выхода из него не существует. Они определяются чисто экономическими факторами конкурентоспособности: наличием (или отсутствием) возможностей для снижения издержек производства, применением более совершенных технологий, улучшением качества работ, продуктов, услуг.
В этом смысле справедливо классическое утверждение о том, что только рыночная конкуренция может быть процессом для открытия новых возможностей, которые без обращения к ней оставались бы неиспользованными в экономике. Только этот процесс позволяет открыть новые и более дешевые товары и способы их производства, более прогрессивные технологии и способы обслуживания. В конкурентном процессе успех может быть обеспечен лишь тому его участнику, кто сумеет обнаружить едва обозначенные контуры новых технологий производства, потребность в новых продуктах, использует не замеченную разницу между нынешними ценами факторов производства и будущими ценами товаров, которые могут быть произведены с их помощью. Участники конкуренции постоянно решают своеобразную дилемму: либо приложить огромные усилия, чтобы «вписаться» в виражи прогресса и опередить тех, кто добился успехов, либо смириться с потерей доходов.
Действительно, этот процесс содержит и разрушительный импульс, поражая, прежде всего неэффективные, не способные к соревнованию виды экономической деятельности. Тем самым создается своеобразное экономическое принуждение, так как необходимо постоянно поддерживать высокую деловую активность, искать новые возможности роста и совершенствования.
Глава 2: Поведение фирм в различных типах структур.
Для лучшего понимания механизма рынка несовершенной конкуренции важно рассмотреть классификацию рыночных структур. В зависимости от количества фирм в отрасли, контроля над ценой, характера продукции и входных барьеров, модели рынка конкуренции делятся на четыре основные.
Совершенная конкуренция - форма организации рынка, при которой исключены все силы соперничества как между продавцами, так и между покупателями.
Чистая монополия - рыночная ситуация (модель рынка), когда на товарном рынке имеется один продавец незаменимого товара.
Совершенная конкуренция и чистая монополия - это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логически предела. Но чаще встречаются промежуточные типы отраслевых структур, такие как олигополия и монополистическая конкуренция.
Олигополия - тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.
Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта - модель рынка, при которой большое число фирм производят близкую, похожую, но не полностью взаимозаменяемую продукцию.[3.с. 129]
Когда экономисты анализируют основные функции и прибыльность предпринимательских фирм, они допускают ряд упрощений по поводу целей фирм. Во-первых, предполагается, что фирма производит один продукт, а во-вторых, что единственной целью фирмы является максимизация прибыли от продажи одного продукта в каждом периоде. Основная идея - идея максимизации прибыли помогает объяснить законы поведения конкурентной фирмы.
Конкуренция является необходимым элементом рыночного механизма. Однако ее характер может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия. Наиболее эффективной считается ситуация совершенной конкуренции. Считается, что на рынке или в отрасли существует совершенная конкуренция, если выполняется несколько условий.
1. На рынке существует
множество мелких фирм-
2. Продукция этих фирм
стандартизирована, или
3. Существует свободный вход и выход с рынка: не существует барьеров для входа на рынок и трудностей с прекращением деятельности в отрасли.
4. Фирмы не интересуются
производственными решениями
5. Фирмы имеют равный доступ к информации о ценах, технологий и вероятной прибыли и соответственно способны реагировать на изменение условий перемещением применяемых ресурсов.
На рынке совершенной конкуренции покупателям все равно, продукцию какой фирмы выбрать. Первые два условия гарантируют, что ни один из продавцов не может повлиять на цену продукта в силу малой доли в общем объеме продаж. Фирма не в состоянии изменить предложение продуктов на рынке так, чтобы изменилась рыночная цена. Поэтому продавцы в условиях совершенной конкуренции являются принимающими цену извне, как заданную величину. Очевидно, что в реальной жизни не существует рынков или отраслей, полностью отвечающим всем признакам. Пожалуй, рынки отдельных товаров (например, яиц) могут отвечать этим условиям. Считается, что рынок сельскохозяйственной продукции близок к условиям совершенной конкуренции, так как большинство продавцов воспринимают цену отрасли как данность. Модель совершенной конкуренции можно использовать для тех рынков, на которых действует множество продавцов и их продукт стандартизирован (пшеница, рожь, скот, табак, железо и сталь и т.д.). Это делает рынки однозначно совершенно конкурентными, но, тем не менее, мы придаем понятию «совершенная конкуренция» поистине уникальное значение в экономике. Почему? Дело, прежде всего, в том, что «совершенная конкуренция» (своего рода «физика без трения») позволяет построить некую идеальную модель функционировании экономики, в сравнении с которой можно изучать реальные рыночные структуры, причем, оказывается, модель рынка совершенной конкуренции дает вполне удовлетворительно приближение к действительности для многих реальных рынков. Модель позволяет уловить существенное в предложении фирмы и выполняет функцию прогнозирования будущих событий.1
1 Экономическая теория: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленский и др.; с.129
§3.2 Несовершенная конкуренция
§3.2.1 Чистая монополия
Хотя теоретическая
концепция совершенной
Рассмотрим классификацию рыночных структур, характеризующихся несовершенной конкуренцией.
Один из видов несовершенной конкуренции - монополия. Монополия - это рыночная структура, в которой одна-единственная фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов, т.е. имеется производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и определяет уровень цен. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара.
В реальной экономике развитых стран чистая монополия - такая же абстракция, как и совершенная конкуренция. Вместе с тем и монополиями и свободно конкурирующими фирмами движут одни и те же мотивы. И те и другие стремятся к максимизации прибыли.
Захватить рынок и стать на нем монополистом очень сложно, но удержать этот рынок в своих руках еще сложнее. Поэтому издавна монополисты научились возводить барьеры на входе в контролируемые ими рынки. Именно эти барьеры мешают проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей.
Существует несколько типов таких барьеров. [8, c. 194]
1) Юридические барьеры. Вход на монополизированный рынок обычно очень сильно может быть ограничен с помощью юридических барьеров в форме «лицензий», «авторского права», «товарных знаков» или «патентной защиты».
Конечно, все эти барьеры придуманы не для создания монополий - они решают совсем иные задачи (например, предотвращение фальсификации алкогольных напитков нелицензированными и потому бесконтрольными фирмами, продукцией которых люди могут отравиться). Тем не менее экономически грамотный человек не может не замечать побочных последствий лицензирования как фактора усиления монополизации.
2) Естественные барьеры.
В некоторых случаях рождение
монополии оказывается