Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:23, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть и проанализировать монополию и проблемы рыночной власти.
Методы исследования:статистический анализ, анализ методических трудов по теме исследования; сравнительный и классификационный.
Введение
Глава 1. Монополия как тип рыночной структуры
1.1. Сущность монополии
1.2. Международные монополии
1.3. Естественные монополии, понятие естественной монополии
1.4. Воздействие естественных монополий на реформируемую экономику России
Глава 2. Антимонопольная политика государства
2.1. система государственного регулирования естественных монополий в России. Проблемы становления.
2.2. Антимонопольное законодательство за рубежом
2.3. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой
Заключение
Литература
Введение
Глава 1. Монополия как тип рыночной структуры
1.1. Сущность монополии
1.2. Международные монополии
1.3. Естественные монополии, понятие естественной монополии
1.4. Воздействие естественных
монополий на реформируемую
Глава 2. Антимонопольная политика государства
2.1. система государственного
регулирования естественных
2.2. Антимонопольное
2.3. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой
Заключение
Литература
ВВЕДЕНИЕ
Монополия — это рыночная структура, которая предполагает, что одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора, так как отсутствует дифференциация продукции, и вынуждены приобретать товары у монополиста. В связи с тем, что проникновение в отрасль других фирм затруднено, фирма представляет собой целую отрасль.
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Монопольное положение
является желанным для каждого
предпринимателя или
При анализе монополии
важно учитывать
Монополии благодаря высокому
уровню сосредоточения
Объект исследования: монополия и проблемы рыночной власти в современном обществе России.
Цель работы: рассмотреть и проанализировать монополию и проблемы рыночной власти.
Методы исследования:
Глава 1. Монополия как тип рыночной структуры
Под рыночной структурой принято
понимать совокупность множества специфических
признаков и черт, отражающих особенности
организации и функционирования
того или иного отраслевого рынка.
Понятие рыночной структуры отражает
все аспекты рыночной среды, в
рамках которой действует фирма,
— это количество фирм в отрасли,
число покупателей на рынке, особенности
отраслевого продукта, соотношение
ценовой и неценовой
1. Число фирм в отрасли.
От численности продавцов,
2. Контроль над рыночной
ценой. Степень контроля
3. Характер реализуемой
на рынке продукции —
4. Условия вступления
в отрасль, что связано с
наличием или отсутствием
5. Наличие неценовой конкуренции.
Модели рынка и их характерные признаки
В зависимости от содержания каждого признака и их сочетания формируются разные типы отраслевых рынков (разные модели рынка) — совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.
Исходя из представленных характеристик можно дать определения различных типов рыночных структур:
• совершенная конкуренция — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками;
• чистая монополия — тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену;
• монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного преимущества на рынке выступает неценовая конкуренция;
• олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько взаимозависимых и зачастую взаимодействующих фирм конкурируют между собой за долю рынка (объемы продаж).
Каждая из этих рыночных
структур отличается разной степенью
рыночной власти отдельного производителя,
которая находится в обратной
зависимости от степени развития
отношений конкуренции на рынке.
Рыночная власть — способность производителя
или потребителя оказывать
• доли данной фирмы в общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;
• степени ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;
• наличия у данного товара заменителей, так как чем больше у товара заменителей, тем выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет ограничивать рыночную власть данной фирмы;
• особенностей взаимодействия
фирм, функционирующих в отрасли,
которые могут послужить
Выше были определены главные источники рыночной власти. Специфические условия функционирования фирм при совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь, порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуацию.
К сведению. Рыночная власть
отдельного производителя в отрасли
заключается в возможности
Степень рыночной власти можно измерить количественно. Для этого используется так называемый коэффициент Лернера, который определяется как отношение превышения цены фирмы над ее предельными издержками к цене товара: L = (PX - MC)/PX
Значения коэффициента исчисляются в абсолютных величинах, причем О < L < 1. В условиях совершенной конкуренции, когда ни одна из действующих на рынке фирм не обладает рыночной властью, L = 0. В условиях чистой монополии, когда на рынке действует единственный производитель, обладающий фактически абсолютной рыночной властью, L= 1.