Монополия как тип рыночной структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть и проанализировать монополию и проблемы рыночной власти.
Методы исследования:статистический анализ, анализ методических трудов по теме исследования; сравнительный и классификационный.

Оглавление

Введение
Глава 1. Монополия как тип рыночной структуры
1.1. Сущность монополии
1.2. Международные монополии
1.3. Естественные монополии, понятие естественной монополии
1.4. Воздействие естественных монополий на реформируемую экономику России
Глава 2. Антимонопольная политика государства
2.1. система государственного регулирования естественных монополий в России. Проблемы становления.
2.2. Антимонопольное законодательство за рубежом
2.3. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

готовая курсовая.docx

— 431.91 Кб (Скачать)

Введение

Глава 1. Монополия как  тип рыночной структуры 

1.1. Сущность монополии

1.2. Международные монополии

1.3. Естественные монополии,  понятие естественной монополии

1.4. Воздействие естественных  монополий на реформируемую экономику  России 

Глава 2. Антимонопольная  политика государства

2.1. система государственного  регулирования естественных монополий  в России. Проблемы становления.

2.2. Антимонопольное законодательство  за рубежом

2.3. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  Монополия — это рыночная структура, которая предполагает, что одна фирма является единственным производителем продукта, не имеющего аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора, так как отсутствует дифференциация продукции, и вынуждены приобретать товары у монополиста. В связи с тем, что проникновение в отрасль других фирм затруднено, фирма представляет собой целую отрасль.

  Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

        Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком  монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое  дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями  ограничивать конкуренцию на рынке  определенного товара.

 Монопольное положение  является желанным для каждого  предпринимателя или предприятия,  т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

При анализе монополии  важно учитывать неоднозначность  самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления  из этимологии слова «моно»- один, «полео»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: «несовершенный конкурент» (П. Самуэльсон), «ценоискатель» (П. Хейне).

            Монополии благодаря высокому  уровню сосредоточения экономических  ресурсов создают возможности  для ускорения технического прогресса.  Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Объект исследования: монополия  и проблемы рыночной власти в современном  обществе России.

Цель работы: рассмотреть  и проанализировать монополию и  проблемы рыночной власти.

Методы исследования:статистический анализ, анализ методических трудов по теме исследования; сравнительный и классификационный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Монополия  как тип рыночной структуры

Под рыночной структурой принято  понимать совокупность множества специфических  признаков и черт, отражающих особенности  организации и функционирования того или иного отраслевого рынка. Понятие рыночной структуры отражает все аспекты рыночной среды, в  рамках которой действует фирма, — это количество фирм в отрасли, число покупателей на рынке, особенности  отраслевого продукта, соотношение  ценовой и неценовой конкуренции, рыночная власть отдельного покупателя или продавца и т. п. Теоретически рыночных структур может быть большое  количество. Тем не менее многие экономисты считают возможным упростить анализ, прибегнув к типологии рыночных структур исходя из нескольких базовых параметров — признаков отраслевого рынка.

1. Число фирм в отрасли.  От численности продавцов, действующих  на данном отраслевом рынке,  будет зависеть наличие или  отсутствие у отдельной фирмы  возможности оказывать воздействие  на рыночное равновесие. При прочих  равных условиях, при большом  количестве фирм на данном  рынке любые попытки отдельной  фирмы повлиять на рыночное  предложение за счет сокращения  или увеличения индивидуального  предложения не приведут к  каким-либо существенным изменениям  в рыночном равновесии. В данном  случае рыночная доля каждой  конкретной фирмы незначительна.  Иная ситуация возникнет, когда  рыночная доля фирмы велика, т.  е. на данном рынке действует  одна или несколько крупных  фирм. У такой фирмы возникает  возможность оказывать влияние  и на рыночное предложение,  а значит, и на рыночное равновесие  и рыночную цену.

2. Контроль над рыночной  ценой. Степень контроля отдельной  фирмы над ценой — наиболее  яркий показатель уровня развития  отношений конкуренции на отраслевом  рынке. Чем больше контроль  отдельного производителя над  ценой, тем менее конкурентным  является рынок.

3. Характер реализуемой  на рынке продукции — стандартизированный  или дифференцируемый товар производит  отрасль. Дифференцируемость продукции  означает, что на данном рынке  разные фирмы предлагают товары, предназначенные для удовлетворения  одной и той же потребности,  но отличающиеся разными параметрами.  Здесь существует такая зависимость:  чем выше степень дифференциации (неоднородности) отраслевой продукции,  тем больше у фирмы возможности  влиять на цену производимого  ею товара и тем ниже степень  конкуренции в отрасли. Чем  более стандартизированной (однородной) является отраслевая продукция, тем более конкурентным является рынок.

4. Условия вступления  в отрасль, что связано с  наличием или отсутствием барьеров  для вступления в отрасль. Наличие  таких барьеров будет препятствовать  вхождению новых фирм на данный  отраслевой рынок и, следовательно,  развитию отраслевой конкуренции.

5. Наличие неценовой конкуренции.  Неценовая конкуренция имеет  место в том случае, если отраслевой  продукт носит дифференцируемый  характер. Неценовая конкуренция  - конкуренция в отношении Качества  продукции, услуг, местоположения  и доступности, а также рекламы.

Модели рынка и их характерные  признаки

В зависимости от содержания каждого признака и их сочетания  формируются разные типы отраслевых рынков (разные модели рынка) — совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии.

Исходя из представленных характеристик можно дать определения различных типов рыночных структур:

• совершенная конкуренция  — модель рынка, для которой характерна ценовая конкуренция между не способными повлиять на рыночное равновесие и рыночную цену производителям стандартизирован ной продукции. Рыночная структура, для которой не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции, является рынком несовершенной конкуренции. Рынки несовершенной конкуренции, в свою очередь, представлены рынками чистой монополии, монополистической конкуренции, олигополистическими рынками;

• чистая монополия —  тип рыночной структуры, характеризующийся  отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами  рынке одной фирмы, выпускающей  уникальный продукт и контролирующей цену;

• монополистическая конкуренция  — тип рыночной структуры, в рамках которой продавцы дифференцируемой продукции конкурируют между  собой за объемы продаж, а в качестве главного резерва достижения конкурентного  преимущества на рынке выступает  неценовая конкуренция;

• олигополия — тип рыночной структуры, в рамках которой несколько  взаимозависимых и зачастую взаимодействующих  фирм конкурируют между собой  за долю рынка (объемы продаж).

Каждая из этих рыночных структур отличается разной степенью рыночной власти отдельного производителя, которая находится в обратной зависимости от степени развития отношений конкуренции на рынке. Рыночная власть — способность производителя  или потребителя оказывать влияние  на ситуа­цию на рынке, в первую очередь на рыночную цену. Если рыночная власть будет проявляться со стороны спроса, то речь следует вести о рыночной власти покупателя. Рыночная власть производителя заключается в наличие или отсутствие у него возможности влиять на отраслевую (рыночную) цену производимой продукции за счет изменения объемов выпуска. Рыночной власть отдельного продавца будет обусловлена особенностями организации рыночной структуры и зависима от следующих факторов:

• доли данной фирмы в  общеотраслевом предложении. Чем больше доля данной фирмы в рыночном предложении, тем больше у нее возможности, меняя собственное предложение, повлиять на общеотраслевое (рыночное) предложение, а значит, и на рыночную цену;

• степени ценовой эластичности спроса на продукцию фирмы. Чем менее  эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной  реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у  нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть;

• наличия у данного  товара заменителей, так как чем  больше у товара заменителей, тем  выше степень эластичности спроса по цене. А высокая эластичность будет  ограничивать рыночную власть данной фирмы;

• особенностей взаимодействия фирм, функционирующих в отрасли, которые могут послужить причиной возникновения рыночной власти у  функционирующих в отрасли производителей. Такая ситуация возможна, если фирмы  могут вступить в сговор и достичь  соглашения о разделе рынка и  о рыночной цене.

Выше были определены главные  источники рыночной власти. Специфические  условия функционирования фирм при  совершенной конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии характеризуются различным соотношением перечисленных факторов, что, в свою очередь, порождает отсутствие или наличие рыночной власти, а также степень влияния отдельного производителя на рыночную ситуацию.

К сведению. Рыночная власть отдельного производителя в отрасли  заключается в возможности влиять на рыночную цену товара (Px). Предположим, что некоторая фирма обладает рыночной властью (является монополией) и может воздействовать на отраслевую цену. Оказывается, эта фирма не сможет произвольно устанавливать цену Рх. Как известно, цена устанавливается в результате взаимодействия рыночных спроса и предложения. Сокращая или расширяя свое индивидуальное предложение, обладающая рыночной властью фирма может повлиять на отраслевое предложение, но не на отраслевой спрос. Рыночный спрос будет определяться действием закона спроса и функционально не зависит от поведения фирмы, даже обладающей ры­ночной властью. Таким образом, возможности воздействия на отраслевую цену у отдельной фирмы будут ограничены спросом на рынке. Фирма, обладающая рыночной властью, ограничена в выборе цены на свою продукцию и следующим обстоятельством. Стремясь к максимизации прибыли, фирма вынуждена выбирать подходящий для каждого уровня Цены объем производства, ища сочетание «цена—объем выпуска», обеспечивающее ей максимизацию прибыли.

Степень рыночной власти можно  измерить количественно. Для этого  используется так называемый коэффициент  Лернера, который определяется как отношение превышения цены фирмы над ее предельными издержками к цене товара: L = (PX - MC)/PX

Значения коэффициента исчисляются  в абсолютных величинах, причем О < L < 1. В условиях совершенной конкуренции, когда ни одна из действующих на рынке фирм не обладает рыночной властью, L = 0. В условиях чистой монополии, когда на рынке действует единственный производитель, обладающий фактически абсолютной рыночной властью, L= 1.

Информация о работе Монополия как тип рыночной структуры