Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:23, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть и проанализировать монополию и проблемы рыночной власти.
Методы исследования:статистический анализ, анализ методических трудов по теме исследования; сравнительный и классификационный.
Введение
Глава 1. Монополия как тип рыночной структуры
1.1. Сущность монополии
1.2. Международные монополии
1.3. Естественные монополии, понятие естественной монополии
1.4. Воздействие естественных монополий на реформируемую экономику России
Глава 2. Антимонопольная политика государства
2.1. система государственного регулирования естественных монополий в России. Проблемы становления.
2.2. Антимонопольное законодательство за рубежом
2.3. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой
Заключение
Литература
Разработка и принятие
антимонопольного законодательства одно
из самых важных средств такого государственного
регулирования экономики. В современный
период главная особенность этого
законодательства состоит в том,
что оно направлено на защиту так
называемой олигополии как рыночного
механизма. При этом под олигополией
понимается такая организация отрасли
(или локального рынка), при которой
ограниченное число крупных производителей
выпускают значительную или преобладающую
часть отраслевой продукции и
благодаря этому они способны
либо осуществлять самостоятельную
монопольную политику, либо вступать
в монопольный сговор относительно
единой рыночной политики. Важнейшая
черта олигополистического
Следует отметить, что антимонопольное законодательство не является первой попыткой в истории развития регулируемой конкуренции. Впервые регулирование конкурентных отношений возникло в середине ХIХ века в рамках законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции, когда назрела необходимость в правовом регулировании методов и средств ведения конкуренции с тем, чтобы уберечь от дезорганизации товарно-денежные отношения.
Возвращаясь к генезису антимонопольного законодательства, необходимо отметить, что исторически сложилось два типа антимонопольных законов. Первый из них предусматривает формальное запрещение монополии, второй строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Речь идет об антитрестовском законодательстве США и европейской системе антимонопольного законодательства, которая предусматривает контроль за монополистическими объединениями в целях недопущения их злоупотреблений своим господствующим положением на рынке. В странах европейской системы антимонопольного законодательства предусмотрена регистрация определенных видов соглашений о создании монополий или существенном ограничении конкуренции. При противоречии указанных соглашений публичным интересам они признаются государственным органом, регистрирующим подобные соглашения, вышестоящим государственным органом или судами недействительными.
Американская система
антимонопольного законодательства принята
в Аргентине и ряде других стран.
Европейская система помимо стран
Западной Европы действует в Австралии,
Новой Зеландии, ЮАР. Промежуточное
положение между этими двумя
системами занимает законодательство
ФРГ, что объясняется тем фактом,
что антимонопольное
Первый антитрестовский закон был принят в штате Алабама в 1883 году. Затем, на протяжении 1889-1890 годов, аналогичное законодательство было принято в других штатах США. Принятие антитрестовского законодательства многими штатами способствовало разработке соответствующих законов на федеральном уровне. Так, в 1890 г. появляется так называемый Закон Шермана, положивший начало антимонопольному законодательству США. Главной особенностью этого законодательства является формальный запрет монополий, что придает ему, в отличие от законодательства других стран, наиболее жесткий характер. В 1914 г. в развитие общих положений Закона Шермана были приняты Закон Клейтона и Закон о федеральной торговой комиссии. Эти три нормативных акта с последующими изменениями и дополнениями составили костяк антимонопольного законодательства США.
Основная особенность
антитрестовского законодательства США
заключается в принципе запрета
монополий как таковых, то есть признания
их незаконными изначально, в то
время как западноевропейское антимонопольное
законодательство строилось на принципе
регулирования
Кроме этого, американские суды со временем стали использовать и другие средства регулирования конкуренции, что в целом открыло для них и возможность более гибкого подхода к регламентации монополистической практики, и широкое поле судебного усмотрения. Так, в американской правовой литературе указывается, что отрицательные последствия жесткого правила незаконности монополий как таковых могут быть устранены тремя способами: более узким толкованием этого правила, установлением исключений из него и использованием как первого этапа в более широком анализе монополистической практики в рамках применения “правила разумности”.
Однако сам режим антитрестовского регулирования время от времени претерпевает определенные изменения (смягчение или ужесточение), связанные с различными факторами, в частности со сменой экономической политики после прихода к власти определенной администрации, ослаблением или усилением государственного вмешательства в дела частного сектора. Преобладающей в настоящее время является оценка монополизма и его антипода конкуренции, исходя из принципа эффективности экономики. Иными словами, отрицательные последствия монополизма в плане ограничения конкуренции могут перекрываться экономической эффективностью монополизации тех или иных рынков.
Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания. В целом оно либеральнее американского антитрестовского законодательства, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей.
Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х годах нашего столетия ряда нормативных актов в области ограничительных торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975 г., законов о суде по ограничительной практике 1976 и 1977 г.г., Закона о перепродажных ценах 1976 г. Результатом попытки совершенствования правового регулирования процессов монополизации в стране стали разработка и принятие Закона о конкуренции 1980 г. Однако в целом надежды, возлагаемые на этот Закон, не оправдались, поскольку процедура контроля за антиконкурентной практикой не стала более оперативной и не возросло количество рассматриваемых дел.
С принятием Закона от 19 июля
1977 г. наметились глубокие изменения
во французском антимонопольном
законодательстве. Так, в соответствии
с этим Законом были ужесточены санкции
по отношению к запрещенным
Как указывалось выше, антимонопольное
законодательство ФРГ занимает промежуточное
положение между двумя системами
антимонопольного законодательства. Значительным
импульсом в развитии антимонопольного
законодательства в ФРГ стало
утверждение там свободной рыночной
экономики в послевоенное время.
В 1949 г. были разработаны два законопроекта:
об обеспечении конкуренции путем
повышения эффективности и о
ведомстве по монополиям. Работа в
этом направлении была продолжена и
завершилась принятием в 1957 г. Закона
против ограничений конкуренции, который
в обиходе получил сокращенное
название Картельного закона, что
не совсем точно отражает его содержание,
поскольку он призван регламентировать
ограничения конкуренции не только
в форме картелей. В последующие
годы в Картельный закон были внесены
многочисленные изменения. В настоящее
время Закон действует в
Опыт законодательства промышленно
развитых стран свидетельствует
о различных источниках правового
регулирования пресечения недобросовестной
конкуренции и
2.3 Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой
Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
Наиболее сложна ситуация
с государственным контролем
за монополистической
Основная задача Комиссии
по монополиям и слияниям заключается
в проведении расследования и
составления докладов по поводу наличия
(или возможности
Роль государственного секретаря торговли и промышленности Великобритании в деле регламентации монополий и конкуренции весьма значительна. Так как заключения в докладах Комиссии по монополиям носят рекомендательный характер, то окончательное решение вопросов по монопольным ситуациям или антиконкурентной практике осуществляется государственным секретарем или другими министрами. Кроме того, государственный секретарь наделен полномочиями по предоставлению исключений из действия законодательства об ограничительной торговой практике на основании хозяйственной незначительности соответствующих картельных договоров.
В США главную работу по государственному контролю за монополистической деятельностью проводит антитрестовский отдел Министерства юстиции, который наделен полномочиями возбуждать судебные дела против лиц, которые нарушают антитрестовское законодательство. Кроме Министерства юстиции проведение государственного контроля за соблюдением антитрестовского законодательства осуществляет Федеральная торговая комиссия. Вместе с тем следует отметить, что основная нагрузка в проведении этих мероприятий падает на федеральные суды и, в первую очередь, на Верховный суд США, который оценивает законность или недействительность тех или иных ограничительных условий в договорах или методах хозяйственной деятельности.
В ФРГ государственным
регулированием рыночных отношений, которое
ведет к смягчению
Во Франции контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Он выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а в определенных случаях сам налагает соответствующие санкции. Важной составляющей частью контроля за монополистической практикой во Франции является проверка экономической концентрации на рынке. По инициативе министра экономики советом по вопросам конкуренции может быть проверен любой проект о концентрации или любая концентрация предприятий, способная нанести вред конкуренции, в частности создание или усиление доминирующего положения на рынке.