Типы рыночных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Рынок является одним из шести основных укладов смешанной экономики. Основу хозяйства страны составляют крупные предприятия, которые создавались в плановой экономике и пока являются единственными производителями многих товаров. Это отличает российский рынок от чистого рынка, где существует много продавцов однородных товаров и столь же много их покупателей. Продукция предприятий измеряется разными денежными знаками, а это значит, что на каждый товар образуется много, а не одна цена (в наличных и безналичных рублях, в вексельных и бартерных рублях, в условных единицах и т.п.).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
СУЩНОСТЬ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР 5
Понятие рыночных структур 5
Классификация рыночных структур 9
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР 12
Совершенная конкуренция 12
Несовершенная конкуренция 14
Монополия 14
Формы конкуренции 15
Олигополия 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Файлы: 1 файл

Типы рыночных структур.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования. Рынок является одним из шести основных укладов смешанной экономики. Основу хозяйства страны составляют крупные предприятия, которые создавались в плановой экономике и пока являются единственными производителями многих товаров. Это отличает российский рынок от чистого рынка, где существует много продавцов однородных товаров и столь же много их покупателей. Продукция предприятий измеряется разными денежными знаками, а это значит, что на каждый товар образуется много, а не одна цена (в наличных и безналичных рублях, в вексельных и бартерных рублях, в условных единицах и т.п.). Рыночные реформы еще не завершились, а потому не до конца сформировался круг участников рыночных отношений и правила их поведения, включая «рыночные» законы. Рыночный уклад распадается на множество отдельных рынков, как по группам товаров, так и по территориям. Рынки плохо связаны друг с другом и поэтому сохраняются неоправданно большие различия в цене на один и тот же товар, который продается в разных городах страны. Рыночные отношения нарушаются и даже заменяются незаконными нормами поведения теневой экономики. Эти и ряд других причин искажают рыночные цены в России и отличают экономику России от экономики других стран.

Российское государство пережило период структурной перестройки  всех сферах общественной жизни. Проведена попытка построить правовое демократическое общество. Естественным элементом этого процесса является переход от плановой, административно-командной экономической системы к рыночной; и, как закономерный результат этого – появление множества разнообразных типов рыночных структур.  Тип рынка зависит от вида продукции, количества фирм, наличия или отсутствия ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и так далее.

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является исследование типов рыночных структур.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие рыночных  структур;

- охарактеризовать классификацию  рыночных структур;

- проанализировать совершенную конкуренцию;

- дать определение и характеристику  несовершенной конкуренции.

Методологическую основу данной работы составляет системный подход к исследованию вопроса типов рыночных структур.

Информативно-эмпирической базой  явились 10 источников, научные и практические разработки отечественных специалистов в области экономической теории.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, основной части, разбитой на главы, пункты и подпункты, заключения и списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Сущность  рыночных структур 

 Понятие  рыночных структур 

Рыночная структура (структура  рынка)  - это основные характерные  черты рынка, к числу которых  относится: количество и размеры фирм, степень сходства или отличий товаров разных фирм, легкость «входа на» и «выхода с» конкретного рынка, доступность рыночной информации.

Теория рыночных структур является логическим продолжением теории фирмы или теории производства, так как посвящена ПОВЕДЕНИЮ фирм на рынке того или иного продукта или ресурса. Естественно предположить, что возможности и желания фирмы в конкурентной борьбе определяются в том числе ее производственной функцией, а также ее принципами поведения — то есть теми обстоятельствами, которые являются предметом теории фирмы. Более того, уже первый вопрос теории рыночных структур: а сколько фирм существует на рынке — целиком зависит от технологических и поведенческих аспектов, которые изучает теория фирмы1.

Первоначально, еще до классических работ конца 18-19 вв. рассмотрение рыночных структур происходило в  рамках простейшей дихотомии: «конкуренция — монополия». По сути эти два  понятия вполне исчерпывали содержание хозяйственных процессов в течение очень долгого времени. Поэтому в поисках истоков упоминаний о подобного рода «структурах» можно зайти очень далеко. Стоит заметить, что обсуждение монополии зачастую фиксировалось на аспектах функционирования международной торговли и государственных привилегий, по крайней мере, в Англии, представители которой доминировали в классической экономической науке, а сама страна являлась мощной торговой державой. Кроме того, монополия представлялась сугубо отрицательным феноменом, зачастую в рамках исключительно нормативного анализа, в то время как конкуренция считалась «нормальным состоянием». Отметим, что подобного рода воззрения являлись существенным элементом экономической теории очень долго – до того момента, как развитие (и овладение) аналитическим инструментарием и изменения в области хозяйственной практики не достигли некоей «критической» величины2.

Конкуренция рассматривалась  как «нормальное» состояние с  давних пор, задолго до появления  классической теории. Отчетливо мысли  в защиту конкуренции были высказаны отдельными экономистами незадолго до классической политической экономикии (например, У. Петти или Ж. Тюрго). Нужно заметить, что эти авторы считали конкуренцию главной силой, которая устанавливает рыночную цену на некотором «естественном» уровне. Эта теория была хорошо развита и закреплена в «Богатстве народов» А. Смита, который предложил различать рыночные и естественные цены на любых рынках (в том числе рынке труда или капитала) и явно связал наличие естественных цен с действием конкуренции. Смит также анализировал только две структуры: монополию и конкуренцию — и не пытался выделить какие-либо другие типы рынка. В дальнейшем в рамках работ экономистов-классиков конкуренция оставалась «естественной» структурой («институциональным допущением», по точному замечанию Й. Шумпетера) и экономисты пытались понять, от чего зависит естественная конкурентная цена в различных условиях: входит ли в нее рента (Д. Рикардо), прибавочная стоимость (К. Маркс) и т. д. По сути это было анализом равновесия в длительном периоде, причем описательным вербальным анализом, без использованием какой-либо математики.

Первой попыткой осуществить  моделирование рыночных структур с  помощь математики стала работа О. Курно (1838), который проанализировал простейшие рыночные структуры с помощью формул и графиков. Будучи математиком, Курно начал с анализа простой стуктуры, при которой число фирм в отрасли n равно 1 (монополия), затем рассмотрел ситуацию, когда n = 2 (дуополия), затем ситуацию, когда n = ∞ (конкуренция). Последнюю Курно называл «неограниченной конкуренцией» и определял как ситуацию, в которой количество производимой отдельным производителем продукции несравнимо мало для оказания влияния на изменение ее цены. Курно первым в экономической науке рассмотрел проблему максимизации прибыли монополистом и нашел ее решение в достижении объема производства, при котором достигается равенство предельных затрат монополиста его предельным издержкам. Для анализа ситуации дуополии Курно предложил знаменитую модель, которую сейчас называют по имени ее автора. В экономическую науку вошло выражение «равновесие по Курно»: такое сочетание объемов выпуска каждой из двух фирм в данный момент времени, при котором у них нет стимулов для дальнейших их изменений (т.е. прибыль каждой фирмы максимальна при условии сохранении конкурентом величины своего выпуска неизменным). При этом устанавливается равновесная цена, которая ниже монопольной, но выше конкурентной. Эта цена является устойчивым равновесием и любое отклонение от нее в итоге вызывает возвращение к изначальному равновесному уровню.

Работа Курно долгое время оставалась без внимания и  интерес к моделированию различных  рыночных структур был возрожден  только в ходе маржиналистской революции. У. С. Джевонс в 1871 г. ввел в анализ понятие «закона безразличия», определяя условием существования совершенного рынка наличие только одной цены у любого однородного товара. Ф. Эджуорт в своей работе 1881 года обратился к строгому определению совершенной конкуренции. Условиями существования конкуренции, по сути, он считал следующие: неопределенно большое число участников с обеих сторон на рынке; отсутствие всяких ограничений на поведение, имеющее целью максимизацию прибыли; полная делимость торгуемых товаров. Наиболее полное определение совершенной конкуренции дали Дж. Б. Кларк и Ф. Найт. Подробную историю эволюции этого понятия от Смита до Найта можно прочесть в статье Дж. Стиглера «Perfetct Competition, Historically Contemplated», опубликованной в Journal of Political Economy в 1957 г.

Попытки учесть промежуточные  состояния между монополией и  конкуренцией (то, что позже стали  называть несовершенной конкуренцией), были предприняты А. Маршаллом в  «Принципах экономической науки». Маршалл  обратил внимание на такие состояния  рынка, которые вроде бы являются конкурентными, но их нельзя отнести к совершенной конкуренции – он упоминает, что фирмы могут иметь кривую спроса с отрицательным наклоном, и упоминает практику, характеризующуюся как «страх испортить рынок».

Модель конкурентного  равновесия в теории Маршалла вошла в противоречие с другой концепцией — возрастающей отдачей от масштаба, которая имела логическое и эмпирическое подтверждение. Может ли существовать устойчивое равновесие в конкурентной отрасли, если средние затраты постоянно снижаются с увеличением выпуска? Маршалл предпочел использовать различные биологические аналогии для объяснения того, почему средние затраты не могут падать бесконечно (подъемы и спады эффективности имеют циклический характер и фирма по мере старения теряет конкурентные преимущества)3. Однако для нового поколения экономистов, которое все больше стремилась опираться только на логику самого экономического анализа, это объяснение было недостаточным. Поэтому в 1920-х гг. началась длительная «дискуссия о затратах» (cost controversy), которая была направлена на преодоление ограничений маршалианской теории отраслевого равновесия и в которой приняли участие многие известные экономисты того времени: А. Янг, Ф. Найт, Дж. М. Кларк, Д. Робертсон, Л. Роббинс, Дж. Вайнер, Р. Харрод, Й. Шумпетер, Г. Хоттеллинг, П. Сраффа, А. С. Пигу, Дж. Робинсон и другие. Одним из ключевых достижений стала работа П. Сраффы 1926 г., в которой он утверждал, что реальные фирмы воздерживались от увеличения масштаба не потому, что опасались увеличения средних затрат, а потому, что опасались падения цены (это означало, что кривая спроса для отдельной фирмы имеет отрицательный наклон — прямой намек на будущее исследование Э. Чемберлина).

 Классификация  рыночных структур

Конкуренция, при которой  не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, границы фирмы и отрасли совпадают.

Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией4.

Наличие на рынке одного покупателя называется монопсонией. Фирма, которой удается разным категориям потребителей продавать товар по разной цене, называется фирмой, использующей ценовую дискриминацию.

Когда сталкиваются монопсонист-покупатель с монополистом-продавцом, мы имеем  двустороннюю монополию. Если в отрасли функционируют лишь 2 фирмы, то этот частный случай олигополии называется дуополией.

Основными признаками той  или иной рыночной структуры, кроме  количества фирм, могут быть5:

Возможность покупателей (продавцов) влиять на уровень цен

Барьеры входа на рынок (в отрасль)

Однородность (или дифференциация) продукции

Неценовая конкуренция

Что значит - возможность  влияния на уровень цен? Значит, от поведения отдельных экономических  агентов (потребителей или покупателей) зависит повышение или понижение уровня цен.

Под барьерами входа  на рынок подразумевается возможность  фирмы начинать свою деятельность на данном рынке (в данной отрасли), то есть производить и продавать  в рамках конкретной рыночной структуры.

Входные барьеры бывают в основном двух типов: юридические и экономические. Первые часто непреодолимы (связаны с уголовным наказанием), высота вторых существенно различается по конкретным отраслям и, в принципе, может быть измерена.

Исключительное право заниматься данным видом деятельности (производство алкогольных напитков, табака и т.д.).

Юридические барьеры (лицензирование экспорта, государственная регистрация  видов деятельности, акцизные марки  и т.д.).

Экономические преимущества крупного производства; иными словами, затраты в данной отрасли существенно снижаются с увеличением масштаба производства (или Экономика малое производство попросту невозможно), в этом случае требуются большие капитальные затраты, которых у фирмы меньших размеров может не оказаться.

Закрыт доступ к материальным ресурсам и другим факторам производства в силу отсутствия их на свободном рынке (в этом случае возможны покупки по спекулятивным ценам, но такие сделки ставят производителей в разное положение с точки зрения затрат производства).

Реклама - зачастую затраты на рекламу так велики, что служат входным барьером в отрасли.

Что насчет однородности продукции? Она  означает, насколько схожи свойства и качества благ, предлагаемых разными  производителями. Чем более сходны свойства и качества продукции разных продавцов, тем более однородна продукция, представленная на данном рынке.

Неценовая конкуренция заключается  в том, что производители воздействуют на поведение потребителей и на рыночное равновесие посредством изменения  не ценовой политики, а применения других инструментов: реклама, упаковка, обслуживание и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  типы рыночных структур

Совершенная конкуренция

Рыночная структура  характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенное влияние на цену товара. Когда данное условие не соблюдается, то конкуренция является несовершенной. Под ценой будем подразумевать свободную (рыночную) цену, установленную путем договоренности между производителем и потребителем без вмешательства государства. Влияние государства на рыночные структуры и поведение обеих сторон мы рассмотрим позднее6.

Информация о работе Типы рыночных структур