Типы рыночных структур

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 23:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Рынок является одним из шести основных укладов смешанной экономики. Основу хозяйства страны составляют крупные предприятия, которые создавались в плановой экономике и пока являются единственными производителями многих товаров. Это отличает российский рынок от чистого рынка, где существует много продавцов однородных товаров и столь же много их покупателей. Продукция предприятий измеряется разными денежными знаками, а это значит, что на каждый товар образуется много, а не одна цена (в наличных и безналичных рублях, в вексельных и бартерных рублях, в условных единицах и т.п.).

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
СУЩНОСТЬ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР 5
Понятие рыночных структур 5
Классификация рыночных структур 9
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР 12
Совершенная конкуренция 12
Несовершенная конкуренция 14
Монополия 14
Формы конкуренции 15
Олигополия 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 23

Файлы: 1 файл

Типы рыночных структур.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

Роль отдельного продавца на рынке совершенной конкуренции  незначительна, своим поведением он не может изменить совокупное предложение  всей отрасли и вызвать изменение уровня цен.

Понятие «совершенная конкуренция» играет особую роль в экономической  теории. Совершенная конкуренция  характеризуется следующими условиями:

Много покупателей и  продавцов. Имеется множество покупателей  и продавцов благ, причем каждый из них покупает и производит (продает) лишь небольшую часть общего рыночного выпуска.

Совершенная однородность. Товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей, и  все покупатели должны быть одинаковы  с точки зрения продавцов. То есть продавцам безразлично, кому продавать свою продукцию, а покупателям безразлично, у кого приобретать товар, потому что он, по сути своей, одинаков.

Отсутствие входных  барьеров. Отсутствуют входные барьеры  для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из отрасли.

Полная информированность. Все участники рынка полностью  информированы, т.е. каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов  и о любом изменении цен  любым продавцом.

Рациональное поведение. Всех участников рынка, преследуют собственные интересы и рациональны в своем поведении (то есть потребители максимизируют полезность потребляемых благ, а производители - собственную прибыль).                            

 

Совершенная конкуренция, определенная приведенными выше условиями, весьма редка на практике. Например, однородность продукции. Это, простое на первый взгляд, условие весьма редко выполняется на практике. Даже совершенно одинаковые товары могут быть неоднородными для покупателя в силу, например7:

а)            географического положения места продажи (магазин в вашем доме и универсам в получасе езды);

б)            условий обслуживания (вам нравится данный магазин, поскольку там вежливые продавцы);

в)            рекламы, упаковки (например, в косметической промышленности зачастую одинаковые по химическому составу вещества продаются под разными названиями и по разным ценам) и т.д.

Совершенная информированность  также невозможна в реальных условиях, так же, как и абсолютная рациональность поведения (вы уже знаете это после того, как изучили явление функционального и нефункционального спроса).

Совершенная конкуренция  позволяет построить некую идеальную  модель функционирования экономики, в  сравнении с которой можно  изучать реальные рыночные структуры; причем оказывается, что модель совершенно конкурентного рынка дает, вполне удовлетворительное приближение к действительности для многих реальных рынков.

Такой анализ требует, естественно, классификации рыночных структур, характеризующихся  несовершенной конкуренцией.

 

  Несовершенная конкуренция

 Монополия

В отрасли имеется  только один производитель, который  полностью контролирует объем предложения  товара и очень сильно влияет на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в  отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран чистая монополия - такая же абстракция (нереальная ситуация, модель), как и совершенная конкуренция. Всегда есть опасность потенциальной конкуренции (например, иностранных производителей).

Монополия на стороне  спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монотонней. Рыночная структура, в которой единственному  продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией8.

В дальнейшем мы будем  рассматривать монополию, характеризующуюся множеством покупателей и одним продавцом на рынке:                                    

 

Чистая монополия - идеальное  противопоставление совершенной конкуренции. И если можно так сказать, совершенный  пример несовершенной конкуренции

При рассмотрении экономической  модели чистой монополии мы предполагали, что предприятие-монополист не сталкивается с конкуренцией ни в каких формах и полностью контролирует цену выпускаемого товара. Однако насколько реальной является такая ситуация в условиях рыночной экономики?

 

  Формы конкуренции 

Рассмотрим некоторые  формы конкуренции, которые все  же будут оказывать влияние на поведение монополиста9:

1. Потенциальная конкуренция  (возможность появления в отрасли  новых производителей). Если барьеры  для входа в отрасль не являются непреодолимыми (а непреодолимыми могут быть лишь барьеры юридического характера, т.е. запрещение заниматься данным видом деятельности), то всегда существует возможность проникновения в отрасль новых фирм. При этом, чем выше монопольная прибыль действующей фирмы, тем сильнее будет опасность потенциальной конкуренции.

2. Конкуренция нововведений (здесь имеются в виду, как новые  технологические процессы производства  товара, так и совершенствование  его потребительских свойств,  и появление новых товаров - заменителей данного). Этот вид конкуренции особенно важен в настоящее время, в условиях постоянного обновления товарного ассортимента и тенденции к сокращению жизненного цикла товара. В силу этих причин монополист не может чувствовать себя в безопасности, так как угроза конкуренции может возникнуть с самой неожиданной стороны - от небольшой исследовательской фирмы, разработавшей усовершенствованный вариант товара, или из какой-либо весьма далекой в технологическом отношении отрасли, где внедрено, тем не менее производство близкого по назначению товара. Единственное, что может сделать монополист в этих условиях, - это попытаться опередить при внедрении нововведений возможных конкурентов, т.е. он вынужден заниматься как качественным совершенствованием товара, так и внедрением новых, более экономичных способов его производства с последующим снижением цены.

3. Конкуренция со стороны  товаров-заменителей. Существует  целый ряд товаров, в той  или иной степени заменяющих  данный товар. Очевидно, что все производители взаимозаменяемых товаров являются конкурентами, причем, даже если производство любого из этих товаров контролируется только одной фирмой, конкуренция все же сохраняется.

4. Конкуренция с импортными  товарами. Внутренний рынок каждой  страны характеризуется большей или меньшей степенью открытости с точки зрения возможности доступа на этот рынок товаров иностранного производства. Ясно, что в условиях свободной внешней торговли фирма, монополизировавшая производство в масштабах одной страны (или даже нескольких стран), все же не будет ограждена от конкуренции и не добьется абсолютного контроля над рынком.

Со всеми перечисленными выше формами конкуренции сталкивается возникшая из концентрации производства и незащищенная государственной  властью монополия в условиях рыночной экономики, что весьма ограничивает силу этой монополии10.

Иной характер носит  монополия в условиях командно-административной системы. Такая система характеризуется  абсолютной государственной монополией, в основе которой лежат три монопольных права: монополия на собственность, монополия на предпринимательскую деятельность и монополия внешней торговли. Свои монопольные права в той или иной области производства государство осуществляет через специально созданные органы управления - министерства и ведомства. Министерство не только контролирует производство на действующих предприятиях, но и определяет целесообразность строительства новых предприятий, их местонахождение и мощности, т.е. оно ограждено от потенциальной конкуренции. Вследствие этих причин монопольная сила отраслевого министерства значительно выше, чем у экономической монополии в условиях рыночной экономики.

 Олигополия

В отрасли имеется  незначительное количество производителей. В этой ситуации производители могут  вести себя различными способами11:

а)   не учитывать поведения других производителей, 
как и при совершенной конкуренции;

б) пытаться предвидеть поведение других производителей;

в) вступать в сговор с другими  производителями.


Частный случай олигополии - дуополия (два продавца).

Рыночная структура  с несколькими покупателями называется олигопсонией.

В дальнейшем мы будем  рассматривать рыночную структуру - олигополию, которая характеризуется  наличием множества покупателей  и несколькими продавцами.                          

   

 

Характеризуется дифференциацией, то есть неоднородностью продукции. В отрасли может быть много  продавцов, но предлагаемые ими товары неоднородны с точки зрения покупателей (не выполняется условие однородности для совершенной конкуренции).                               

 

Чем больше фирм в отрасли, тем меньшего они размера. Соответственно монополия характеризуется самым  большим размером фирмы, а совершенная  конкуренция - малым.                       

 

 

  
Заключение 

          В курсовой работе были получены  следующие выводы:

1. Рыночная структура  (структура рынка)  - это основные  характерные черты рынка, к  числу которых относится: количество  и размеры фирм, степень сходства или отличий товаров разных фирм, легкость «входа на» и «выхода с» конкретного рынка, доступность рыночной информации.

2. Конкуренция, при  которой не соблюдается хотя  бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной. Крайним случаем является чистая монополия, когда в отрасли господствует только одна фирма, границы фирмы и отрасли совпадают.

Когда в отрасли существует ограниченное число фирм, возникает ситуация олигополии. Противоположная ситуация складывается тогда, когда фирм много, но каждая из них обладает хотя бы небольшой частичкой монопольной власти. Такую ситуацию называют монополистической конкуренцией12.

Основными признаками той  или иной рыночной структуры, кроме количества фирм, могут быть13:

Возможность покупателей (продавцов) влиять на уровень цен

Барьеры входа на рынок (в отрасль)

Однородность (или дифференциация) продукции

Неценовая конкуренция

Входные барьеры бывают в основном двух типов: юридические и экономические. Юридические барьеры (лицензирование экспорта, государственная регистрация видов деятельности, акцизные марки и т.д.).

Экономические преимущества крупного производства; иными словами, затраты в данной отрасли существенно  снижаются с увеличением масштаба производства (или Экономика малое производство попросту невозможно), в этом случае требуются большие капитальные затраты, которых у фирмы меньших размеров может не оказаться.  
Реклама - зачастую затраты на рекламу так велики, что служат входным барьером в отрасли.

Неценовая конкуренция  заключается в том, что производители  воздействуют на поведение потребителей и на рыночное равновесие посредством  изменения не ценовой политики, а  применения других инструментов: реклама, упаковка, обслуживание и т.п.

3.  Совершенная конкуренция  характеризуется следующими условиями:

Много покупателей и  продавцов. Имеется множество покупателей  и продавцов благ, причем каждый из них покупает и производит (продает) лишь небольшую часть общего рыночного выпуска.

Совершенная однородность. Товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей, и  все покупатели должны быть одинаковы  с точки зрения продавцов.

Отсутствие входных  барьеров. Отсутствуют входные барьеры  для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из отрасли.

Полная информированность. Все участники рынка полностью  информированы.

Рациональное поведение. Всех участников рынка, преследуют собственные  интересы и рациональны в своем  поведении.

совершенно одинаковые товары могут быть неоднородными для покупателя в силу, например14:

а)            географического положения места продажи (магазин в вашем доме и универсам в получасе езды);

б)            условий обслуживания (вам нравится данный магазин, поскольку там вежливые продавцы);

в)            рекламы, упаковки (например, в косметической промышленности зачастую одинаковые по химическому составу вещества продаются под разными названиями и по разным ценам).

Совершенная конкуренция  позволяет построить некую идеальную модель функционирования экономики.

4. В отрасли имеется  только один производитель, который  полностью контролирует объем  предложения товара и очень  сильно влияет на цены. Чистая  монополия - идеальное противопоставление  совершенной конкуренции. 

Рассмотрим некоторые формы конкуренции, которые все же будут оказывать влияние на поведение монополиста15:

1. Потенциальная конкуренция  (возможность появления в отрасли  новых производителей).

2. Конкуренция нововведений (здесь имеются в виду, как новые  технологические процессы производства товара, так и совершенствование его потребительских свойств, и появление новых товаров - заменителей данного).

3. Конкуренция со стороны  товаров-заменителей. Существует  целый ряд товаров, в той  или иной степени заменяющих  данный товар.

4. Конкуренция с импортными  товарами. Внутренний рынок каждой  страны характеризуется большей  или меньшей степенью открытости  с точки зрения возможности  доступа на этот рынок товаров  иностранного производства.

Информация о работе Типы рыночных структур