Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……….4
1 Виды рынков. Типы рыночных структур………………………………………...5
2. Конкуренция, её сущность и значение…………………………………………..7
2.1 Понятие конкуренции……………………………………………………………7
2.2 Виды конкуренции………………………………………………………............8
2.3 Формы конкуренции…………………………………………………………….9
2.3.1 Совершенная конкуренция……………………………………………………9
2.3.2 Монополистическая конкуренция………………………………………..….11
2.3.3 Олигополия…………………………………………………………………....14
2.3.4 Монополия………………………………………………………………….....16
3. Конкуренция в Республике Беларусь……………………………………….......18
3.1. Формирование конкурентной среды в Республике Беларусь……………….18
3.2 Регулирование конкуренции в Республике Беларусь………………………...20
3.3. Антимонопольное законодательство………………………………………....21
3.4 Меры по улучшению конкурентной среды в Республике Беларусь…….......26
Заключение………………………………………………………………………....29
Список использованных источников…………………………………………......31

Файлы: 1 файл

Курсовая1.docx

— 89.29 Кб (Скачать)

     Кафедра    экономики и управления 
 
 
 

                                      КУРСОВАЯ РАБОТА 

     по  дисциплине: Макроэкономика

    на  тему: Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………..……….4

1 Виды рынков. Типы  рыночных структур………………………………………...5

2. Конкуренция, её  сущность и значение…………………………………………..7

2.1 Понятие конкуренции……………………………………………………………7

2.2 Виды конкуренции………………………………………………………............8

2.3 Формы конкуренции…………………………………………………………….9

2.3.1 Совершенная конкуренция……………………………………………………9

2.3.2 Монополистическая конкуренция………………………………………..….11

2.3.3 Олигополия…………………………………………………………………....14

2.3.4 Монополия………………………………………………………………….....16

3. Конкуренция в  Республике Беларусь……………………………………….......18

3.1. Формирование конкурентной  среды в Республике  Беларусь……………….18

3.2 Регулирование конкуренции  в Республике Беларусь………………………...20

3.3. Антимонопольное  законодательство………………………………………....21

3.4 Меры по улучшению  конкурентной среды  в Республике Беларусь…….......26

Заключение………………………………………………………………………....29

Список  использованных источников…………………………………………......31

 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.

     Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем  лучше национальные фирмы оказываются  подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат.

     Конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции - естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна для переходной к рынку экономики Беларуси.

     Недостаточное понимание сущности и механизма  проявления конкуренции отрицательно сказалось на первых шагах белорусских предпринимателей, получивших право самостоятельно вести внешнеторговые операции. Если предприятие не ориентировано на деятельность в условиях конкуренции, рассчитывать на завоевание и удержание рынка не приходится.

     Большинство крупных белорусских предприятий  не перестроили свою работу, а усилия производственного менеджмента  зачастую концентрируются не на финансовых результатах, а на решении непроизводственных задач (содержание социальной сферы, культурно-массовые мероприятия и т.д.).

     Неразрешенной остается проблема монополий в белорусской экономике господствует монополия государственной собственности -по содержанию, по форме же она является чистой монополией или олигополией (наличие ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений.

     Проблемы  совершенствования конкуренции  на белорусском рынке, повышения конкурентоспособности белорусских товаров, борьбы с монополизмом являются крайне актуальными.

     Цель  данной работы - рассмотреть понятие  конкуренции, ее влияние на поведение  фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции  на них, рассмотреть проблему монополизации  экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.

 

  1. Виды рынков. Типы рыночных структур.

       Современный рынок — это один  из главных элементов сложной  системы хозяйствования, в которой  тесно взаимодействуют рыночный  механизм и многочисленные, прежде всего государственные, регулирующие институты.

     Классификацию рынков можно провести по следующим  признакам 

     1) По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг,  строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.

     2) В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.

     3) По территориально-географическому  признаку рынок может быть  внешним и внутренним.

     4) По  механизму функционирования различают:  свободный, монополизированный, государственно - регулируемый и планово-регулируемый рынки.

     5) По уровню насыщенности различают:  равновесный (по объему и структуре), дефицитный и избыточный

     Под структурой рынка понимается его  характеристика с точки зрения воздействия  как рынка на положение и поведение  отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.[2]

     Решения продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов рынка. Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы-конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов. Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентности.

     Вообще  говоря, в зависимости от целей  экономического исследования могут  быть различные классификации рыночных структур.

     По  степени развития конкуренции экономическая  теория выделяет четыре основные рыночные структуры:

  1. совершенная (чистая) конкуренция
  2. монополистическая конкуренция
  3. олигополия
  4. монополия
 

     На  рынке совершенной конкуренции  расщепление экономической власти максимально и механизмы конкуренции  работают в полную силу. Здесь действует множество производителей, лишенных каких-либо рычагов навязывания своей воли потребителям.

     При несовершенной конкуренции расщепление  экономической власти ослаблено  или вовсе отсутствует. Поэтому  производитель приобретает известную степень влияния на рынок.

     Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции  она невелика и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.

     Для характеристики уровня конкуренции  на том или ином конкретном рынке  используются следующие показатели:

     -количество  фирм, представленных на рынке  той продукции, которая выпускается данной отраслью;

     -характер  производимой продукции (стандартная  или дифференцированная);

     -наличие  или отсутствие барьеров на  пути вхождения фирм в данную  отрасль или выхода из нее;

     -степень доступности экономической информации.

     Каждый  тип рыночной структуры характеризуется  набором данных показателей в соответствии с таблицей :

     Таблица – Типы рыночных структур и их характеристика

    
       Чистая

конкуренция

Монополистическая

конкуренция

Олигополия Монополия
Число фирм очень много много несколько одна
Характер

продукции

стандартная дифференцированная стандартная или  дифференци-рованная уникальная: нет  близких заменителей
Условия

вступления

очень легкие, препятствия  отсутствуют сравнительно  легкие наличие существенных

препятствий

блокировано
Доступность экономической информации полная 

доступность

некоторые ограничения существенные  ограничения недоступна
Контроль над ценой отсутствует некоторый, но в довольно узких рамках ограниченный  взаимной зависимостью, значительный при сговоре значительный
Примеры сельское 

хозяйство

розничная торговля, производство одежды,  обуви и т.д. производство  стали, автомобилей, многих бытовых электропри-боров местные предприятия  общественного пользования

     2. Конкуренция, её  сущность и значение.

     2.1 Понятие конкуренции

     Наиболее  мощным фактором, диктующим общие  условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.

     Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. [5]

     Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров, усилению научно- технического прогресса. Конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей.

     В ходе конкуренции рынок из множества  товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

     Развитие  конкурентных отношений тесно связано  с расщеплением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике