Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы
Введение……………………………………………………………………..……….4
1 Виды рынков. Типы рыночных структур………………………………………...5
2. Конкуренция, её сущность и значение…………………………………………..7
2.1 Понятие конкуренции……………………………………………………………7
2.2 Виды конкуренции………………………………………………………............8
2.3 Формы конкуренции…………………………………………………………….9
2.3.1 Совершенная конкуренция……………………………………………………9
2.3.2 Монополистическая конкуренция………………………………………..….11
2.3.3 Олигополия…………………………………………………………………....14
2.3.4 Монополия………………………………………………………………….....16
3. Конкуренция в Республике Беларусь……………………………………….......18
3.1. Формирование конкурентной среды в Республике Беларусь……………….18
3.2 Регулирование конкуренции в Республике Беларусь………………………...20
3.3. Антимонопольное законодательство………………………………………....21
3.4 Меры по улучшению конкурентной среды в Республике Беларусь…….......26
Заключение………………………………………………………………………....29
Список использованных источников…………………………………………......31
Кафедра
экономики и управления
по дисциплине: Макроэкономика
на тему: Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике.
ВВЕДЕНИЕ
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности.
Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукция должна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат.
Конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей. Наличие конкуренции - естественное состояние рыночных отношений, при котором их субъекты побуждаются к активной предпринимательской деятельности. Проблема создания условий для ее возникновения и развития чрезвычайно важна для переходной к рынку экономики Беларуси.
Недостаточное понимание сущности и механизма проявления конкуренции отрицательно сказалось на первых шагах белорусских предпринимателей, получивших право самостоятельно вести внешнеторговые операции. Если предприятие не ориентировано на деятельность в условиях конкуренции, рассчитывать на завоевание и удержание рынка не приходится.
Большинство
крупных белорусских
Неразрешенной остается проблема монополий в белорусской экономике господствует монополия государственной собственности -по содержанию, по форме же она является чистой монополией или олигополией (наличие ограниченного числа производителей однотипной продукции, взаимозаменяемой, но не идентичной), что обусловливает невозможность возникновения конкурентной среды без изменения основ и форм экономических отношений.
Проблемы совершенствования конкуренции на белорусском рынке, повышения конкурентоспособности белорусских товаров, борьбы с монополизмом являются крайне актуальными.
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы.
Современный рынок — это один
из главных элементов сложной
системы хозяйствования, в которой
тесно взаимодействуют
Классификацию рынков можно провести по следующим признакам
1) По объектам приложения различают: рынок товаров, рынок услуг, строительный рынок, рынок технологий, информационный рынок, кредитный рынок, фондовый рынок, рынок рабочей силы.
2) В пространственном отношении различают: локальный, региональный, национальный, региональный по группе интегрированных стран, мировой рынки.
3)
По территориально-
4) По механизму функционирования различают: свободный, монополизированный, государственно - регулируемый и планово-регулируемый рынки.
5)
По уровню насыщенности
Под
структурой рынка понимается его
характеристика с точки зрения воздействия
как рынка на положение и поведение
отдельных
Решения
продавцов и покупателей
Вообще
говоря, в зависимости от целей
экономического исследования могут
быть различные классификации
По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет четыре основные рыночные структуры:
На
рынке совершенной конкуренции
расщепление экономической
При
несовершенной конкуренции
Степень
несовершенства рынка зависит от
разновидности несовершенной
Для характеристики уровня конкуренции на том или ином конкретном рынке используются следующие показатели:
-количество
фирм, представленных на рынке
той продукции, которая
-характер
производимой продукции (
-наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;
-степень доступности экономической информации.
Каждый тип рыночной структуры характеризуется набором данных показателей в соответствии с таблицей :
Таблица – Типы рыночных структур и их характеристика
Чистая
конкуренция |
Монополистическая
конкуренция |
Олигополия | Монополия | |
Число фирм | очень много | много | несколько | одна |
Характер
продукции |
стандартная | дифференцированная | стандартная или дифференци-рованная | уникальная: нет близких заменителей |
Условия
вступления |
очень легкие, препятствия отсутствуют | сравнительно легкие | наличие существенных
препятствий |
блокировано |
Доступность экономической информации | полная
доступность |
некоторые ограничения | существенные ограничения | недоступна |
Контроль над ценой | отсутствует | некоторый, но в довольно узких рамках | ограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговоре | значительный |
Примеры | сельское
хозяйство |
розничная торговля, производство одежды, обуви и т.д. | производство стали, автомобилей, многих бытовых электропри-боров | местные предприятия общественного пользования |
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание.
Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. [5]
Конкуренция как метод экономического контроля стоит обществу минимальных затрат, но является при этом важной силой, которая постоянно толкает производителя на сокращение издержек производства и цен, стимулирует борьбу за потребителя и улучшение качества товаров, усилению научно- технического прогресса. Конкуренция является обязательным условием существования рынка. Если она по сути, а не по форме отсутствует, то отсутствует и рынок как общественная форма экономических связей.
В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?
Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда оно отсутствует, потребитель лишен выбора и вынужден либо полностью согласиться на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.
Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике