Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……….4
1 Виды рынков. Типы рыночных структур………………………………………...5
2. Конкуренция, её сущность и значение…………………………………………..7
2.1 Понятие конкуренции……………………………………………………………7
2.2 Виды конкуренции………………………………………………………............8
2.3 Формы конкуренции…………………………………………………………….9
2.3.1 Совершенная конкуренция……………………………………………………9
2.3.2 Монополистическая конкуренция………………………………………..….11
2.3.3 Олигополия…………………………………………………………………....14
2.3.4 Монополия………………………………………………………………….....16
3. Конкуренция в Республике Беларусь……………………………………….......18
3.1. Формирование конкурентной среды в Республике Беларусь……………….18
3.2 Регулирование конкуренции в Республике Беларусь………………………...20
3.3. Антимонопольное законодательство………………………………………....21
3.4 Меры по улучшению конкурентной среды в Республике Беларусь…….......26
Заключение………………………………………………………………………....29
Список использованных источников…………………………………………......31

Файлы: 1 файл

Курсовая1.docx

— 89.29 Кб (Скачать)

     - заинтересованность субъектов в  предпринимательской деятельности; экономическая свобода и полная  самостоятельность в производственной  и коммерческой деятельности  хозяйствующего субъекта (выбор  вида деятельности, организационных форм, определение источников финансирования, методов и структур управления производством, сбытом и т.д.), отсутствие диктата со стороны правительства (государства);

     - наличие рынка земли и недвижимости, четких правовых норм, устойчивых денежной и финансовой систем, стимулирующей налоговой, кредитной, ценовой и внешнеторговой политики (разумной протекционистской политики государства в сфере внутреннего рынка, осуществляемой путем введения временных количественных ограничений импорта отдельных видов продукции, специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин);

     - ликвидация барьеров для входа  на рынок новых хозяйствующих  субъектов;

     - преодоление монополизма государственных  управленческих структур; контроль  за монополистической деятельностью  хозяйствующих субъектов и пресечение  антиконкурентных действий; государственное  регулирование естественных монополий; обеспечение свободного доступа к информации о товарах и ценах; превращение государственного сектора экономики в действительного конкурента. (Конкуренции не бывает при отсутствии частной собственности. Следовательно, становление конкуренции в трансформационной экономике Беларуси диктует необходимость обеспечения права собственности на средства производства, на продукт и на доход, а также многообразия форм собственности и их равноправия. Негосударственные и частично государственные экономические структуры не должны охватывать лишь мелкое производство и бизнес.)

     Кроме этого, для повышения конкурентоспособности  белорусским предприятиям необходимо решить следующие задачи:

     Совершенствовать  маркетинговую деятельность. В этих целях:

     — проводить мероприятия по совершенствованию  организации маркетинга;

     — осуществлять поиск рыночных ниш, выявлять перспективные сегменты рынка, проводить позиционирование товара на рынке;

     — выявлять потребности покупателей  и постоянно повышать конкурентоспособность продукции, внедрять новые товары;

     — проводить гибкую ценовую политику, применяя разный уровень цен на разных рынках, для разных сегментов, применять  систему скидок;

     — проводить анализ и осуществлять поиск перспективных рынков (в  том числе внешних) и каналов  сбыта;

     — осуществлять эффективную рекламную  кампанию, мероприятия по стимулированию сбыта, направленные на формирование покупательских предпочтений и приверженности к предприятию и его продукции.

     Улучшать  финансовое состояние предприятия. В этих целях:

     — разрабатывать мероприятия, направленные на снижение затрат;

     — ускорять оборачиваемость оборотных  средств:

     — при выборе управленческих решений  проводить оптимизацию затрат.

     Совершенствовать  менеджмент. В этих целях:

     — четко определять цели;

     — выработать стратегии (общую для  предприятия, маркетинговую, по элементам  комплекса маркетинга, по финансам, производству);

     — совершенствовать организацию управления предприятием,

     — разработать систему мотивации  работников к эффективной деятельности.

     Представляется, что решение этих задач в комплексе  позволит повысить конкурентоспособность  отечественных предприятий как  на внутреннем, так и на внешнем  рынках, а это, в свою очередь, позволит увеличить объемы экспорта и поступления валютной выручки в Государственный валютный фонд для решения таких задач, как поддержка курса национальной денежной единицы, погашение внешнего долга.

     Роль  государства как регулирующего  органа, сдерживающего монополистические тенденции и поощряющего конкурентные отношения, состоит не в запрете монополий как таковых, а в создании системы мер, поощряющих состязательность на рынке, стимулирующих деловую активность, поддерживающих соблюдение принципа равных возможностей.

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Целью моей работы является то, что сегодня  можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Республикой Беларусь и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому.

     Положительные черты конкуренции очевидны. При  наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

     Однако, как показала практика, большинство  белорусских предприятий не готово к активному ведению конкурентной борьбы. В течение многих десятилетий советского периода экономика нашей страны носила закрытый характер, не существовало конкуренции ни между отечественными производителями (почти все отрасли народного хозяйства были в высокой степени монополизированы, предприятия не имели права самостоятельного принятия экономических решений), ни с зарубежными. Это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок во многих отраслях советской экономики.

     Поэтому волна импорта, хлынувшая на белорусский  рынок после распада СССР, вместо положительного эффекта оказала  крайне негативное воздействие. Большинство  импортируемых товаров производится по современным технологиям с меньшими издержками, нежели белорусские товары, вследствие чего они дешевле и часто отличаются лучшим качеством по сравнению с отечественными аналогами. Кроме того наши заводы в условиях плановой экономики не имели традиций ведения конкурентной борьбы, не были развиты такие важные ее составляющие, как неценовая конкуренция, реклама. Таким образом, белорусские производители оказались попросту не готовы соперничать с зарубежными.

     Возможно, таких последствий не было бы, если бы государство действовало более осторожно в отношении регулирования объема импорта, постепенно повышая уровень конкуренции на внутреннем рынке страны, давая возможность отечественным производителям адаптироваться в новых условиях.

     Проблема  конкурентоспособности белорусских  товаров остается острой и по сей  день, поэтому необходима продуманная, грамотная политика государства, направленная на контроль за ввозом товаров и содействие отечественному производителю.

     И тем не менее, выход из тяжелого финансового  положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.

     Республике  Беларусь необходима концепция, призванная не столько спасать и защищать конкуренцию, сколько создавать условия для ее возникновения, способствовать формированию новых производственных структур, лишенных возможности злоупотреблять монопольным положением на рынке; а также предотвращать сговоры между предприятиями, выпускающими однородную продукцию с целью навязывания своей воли потребителям, стимулировать диверсификацию предприятий, развитие малого бизнеса.

     Вывод работы является то, что на данном этапе  проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто  экономической — она все больше становится политической и общественной. Бесспорно, в некоторых случаях  существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

     Решающую  роль в создании на рынке благоприятной  конкурентной среды играют антимонопольное  законодательство и деятельность антимонопольных  органов, правильное поведение которых  способствует стабилизации всей экономики в целом.

     Антимонопольному  регулированию в республике должны были предшествовать принятие закона о конкуренции, разработка законодательства о ней, играющего важную роль в формировании конкурентной среды. Оно, как правило, включает возведенные в закон «правила игры», нормы поведения, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов в сфере бизнеса. При этом в условиях переходной экономики должны преобладать меры не столько ограничительного, сколько стимулирующего характера, направленные на становление и развитие конкуренции. Необходима разработка концепции и программы государственной политики в области конкуренции.

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

      1 Абраменко А. Н. Демонополизация экономики и развитие конкуренции в Республике Беларусь // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2001. №12. - С.24-31

      2 Микроэкономика: учебное пособие./ В.С Артамонов [и др.] ; под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова. — С-П: Питер, 2009. — 320 с

      3 Микроэкономика: учеб. пособие.— 2-е изд ./ А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева.—Минск: БГЭУ, 2009. — 415с.

      4 Макроэкономика: учеб. пособие.— 2-е изд ./ А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева.—Минск: БГЭУ, 2009. — 415с.

      5 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. 17-го изд. — Москва: ИНФРА-М, 2009. — 944 с.

      6 Нуреев Р. М., курс микроэкономики: учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — Москва: Норма, 2006. — 576 с.

      7 Курс экономической теории: учебник для вузов./ М.И. Плотницкий [и др.] ; под ред. М.И. Плотницкого. — Минск: Интерпрессервис, 2003. — 496 с 

Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике