Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы
Введение……………………………………………………………………..……….4
1 Виды рынков. Типы рыночных структур………………………………………...5
2. Конкуренция, её сущность и значение…………………………………………..7
2.1 Понятие конкуренции……………………………………………………………7
2.2 Виды конкуренции………………………………………………………............8
2.3 Формы конкуренции…………………………………………………………….9
2.3.1 Совершенная конкуренция……………………………………………………9
2.3.2 Монополистическая конкуренция………………………………………..….11
2.3.3 Олигополия…………………………………………………………………....14
2.3.4 Монополия………………………………………………………………….....16
3. Конкуренция в Республике Беларусь……………………………………….......18
3.1. Формирование конкурентной среды в Республике Беларусь……………….18
3.2 Регулирование конкуренции в Республике Беларусь………………………...20
3.3. Антимонопольное законодательство………………………………………....21
3.4 Меры по улучшению конкурентной среды в Республике Беларусь…….......26
Заключение………………………………………………………………………....29
Список использованных источников…………………………………………......31
-
заинтересованность субъектов
-
наличие рынка земли и
- ликвидация барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов;
-
преодоление монополизма
Кроме
этого, для повышения
Совершенствовать маркетинговую деятельность. В этих целях:
— проводить мероприятия по совершенствованию организации маркетинга;
— осуществлять поиск рыночных ниш, выявлять перспективные сегменты рынка, проводить позиционирование товара на рынке;
— выявлять потребности покупателей и постоянно повышать конкурентоспособность продукции, внедрять новые товары;
— проводить гибкую ценовую политику, применяя разный уровень цен на разных рынках, для разных сегментов, применять систему скидок;
— проводить анализ и осуществлять поиск перспективных рынков (в том числе внешних) и каналов сбыта;
— осуществлять эффективную рекламную кампанию, мероприятия по стимулированию сбыта, направленные на формирование покупательских предпочтений и приверженности к предприятию и его продукции.
Улучшать финансовое состояние предприятия. В этих целях:
— разрабатывать мероприятия, направленные на снижение затрат;
— ускорять оборачиваемость оборотных средств:
— при выборе управленческих решений проводить оптимизацию затрат.
Совершенствовать менеджмент. В этих целях:
— четко определять цели;
— выработать стратегии (общую для предприятия, маркетинговую, по элементам комплекса маркетинга, по финансам, производству);
— совершенствовать организацию управления предприятием,
— разработать систему мотивации работников к эффективной деятельности.
Представляется, что решение этих задач в комплексе позволит повысить конкурентоспособность отечественных предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках, а это, в свою очередь, позволит увеличить объемы экспорта и поступления валютной выручки в Государственный валютный фонд для решения таких задач, как поддержка курса национальной денежной единицы, погашение внешнего долга.
Роль
государства как регулирующего
органа, сдерживающего
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью
моей работы является то, что сегодня
можно с удовлетворением
Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.
Однако,
как показала практика, большинство
белорусских предприятий не готово
к активному ведению
Поэтому
волна импорта, хлынувшая на белорусский
рынок после распада СССР, вместо
положительного эффекта оказала
крайне негативное воздействие. Большинство
импортируемых товаров
Возможно, таких последствий не было бы, если бы государство действовало более осторожно в отношении регулирования объема импорта, постепенно повышая уровень конкуренции на внутреннем рынке страны, давая возможность отечественным производителям адаптироваться в новых условиях.
Проблема
конкурентоспособности
И тем не менее, выход из тяжелого финансового положения может быть лишь на пути создания конкурентоспособного производства, ориентированного на нужды потребителей. И в этом смысле, конкуренция является не дестабилизирующим фактором, а условием выживания отечественного производства.
Республике Беларусь необходима концепция, призванная не столько спасать и защищать конкуренцию, сколько создавать условия для ее возникновения, способствовать формированию новых производственных структур, лишенных возможности злоупотреблять монопольным положением на рынке; а также предотвращать сговоры между предприятиями, выпускающими однородную продукцию с целью навязывания своей воли потребителям, стимулировать диверсификацию предприятий, развитие малого бизнеса.
Вывод
работы является то, что на данном этапе
проблема монополизации и
Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.
Антимонопольному регулированию в республике должны были предшествовать принятие закона о конкуренции, разработка законодательства о ней, играющего важную роль в формировании конкурентной среды. Оно, как правило, включает возведенные в закон «правила игры», нормы поведения, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов в сфере бизнеса. При этом в условиях переходной экономики должны преобладать меры не столько ограничительного, сколько стимулирующего характера, направленные на становление и развитие конкуренции. Необходима разработка концепции и программы государственной политики в области конкуренции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Абраменко А. Н. Демонополизация экономики и развитие конкуренции в Республике Беларусь // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2001. №12. - С.24-31
2 Микроэкономика: учебное пособие./ В.С Артамонов [и др.] ; под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова. — С-П: Питер, 2009. — 320 с
3 Микроэкономика: учеб. пособие.— 2-е изд ./ А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева.—Минск: БГЭУ, 2009. — 415с.
4 Макроэкономика: учеб. пособие.— 2-е изд ./ А.В. Бондарь [и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева.—Минск: БГЭУ, 2009. — 415с.
5 Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. 17-го изд. — Москва: ИНФРА-М, 2009. — 944 с.
6 Нуреев Р. М., курс микроэкономики: учебник для вузов. — 2-е изд., изм. — Москва: Норма, 2006. — 576 с.
7
Курс экономической теории: учебник для
вузов./ М.И. Плотницкий [и др.] ; под ред.
М.И. Плотницкого. — Минск: Интерпрессервис,
2003. — 496 с
Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике