Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……….4
1 Виды рынков. Типы рыночных структур………………………………………...5
2. Конкуренция, её сущность и значение…………………………………………..7
2.1 Понятие конкуренции……………………………………………………………7
2.2 Виды конкуренции………………………………………………………............8
2.3 Формы конкуренции…………………………………………………………….9
2.3.1 Совершенная конкуренция……………………………………………………9
2.3.2 Монополистическая конкуренция………………………………………..….11
2.3.3 Олигополия…………………………………………………………………....14
2.3.4 Монополия………………………………………………………………….....16
3. Конкуренция в Республике Беларусь……………………………………….......18
3.1. Формирование конкурентной среды в Республике Беларусь……………….18
3.2 Регулирование конкуренции в Республике Беларусь………………………...20
3.3. Антимонопольное законодательство………………………………………....21
3.4 Меры по улучшению конкурентной среды в Республике Беларусь…….......26
Заключение………………………………………………………………………....29
Список использованных источников…………………………………………......31

Файлы: 1 файл

Курсовая1.docx

— 89.29 Кб (Скачать)

 

      3. Конкуренция в Республике Беларусь

      3.1. Формирование конкурентной среды в Республике Беларусь

     Особенность переходной экономики Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и  противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.

     Формирование  конкурентной среды - сложный процесс  с точки зрения практики и четкости определения его содержания в  экономической теории.

     Конкурентную  среду можно определить как исторически  конкретную социально- экономическую структуру общественного хозяйства, обеспечивающую товарно- денежный обмен, согласно законам товарного производства. Полноценная конкурентная среда создает предпосылки для рационального размещения ресурсов, оптимального их использования, свободного движения факторов производства (включая перелив капитала), для развития деловой активности. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но последняя всегда базируется на высоком уровне развития товарного производства и товарно-денежного обращения.[1, с. 24]

     Формированию  конкурентной среды предшествуют становление  рыночной конкуренции как таковой и столкновение частных экономических интересов, обусловленных собственностью на факторы производства, продукт и доход. Чем больше носителей и самих экономических интересов, тем вероятнее возможность возникновения полноценной конкуренции как системы отношений между экономически самостоятельными хозяйствующими субъектами, определяющими новые способы реализации своих экономических интересов.

     В Беларуси рыночная конкуренция была устранена с ликвидацией частной собственности в советский период в результате тотального огосударствления экономики. Вместе с этим исчезли рынок и товарное производство, а также одно из исходных условий появления конкуренции - обособленность свободных производителей как собственников средств производства и произведенного продукта. Характерной чертой советской экономики была конкуренция потребителей. Они боролись за место в очередях, за доступ к закрытым распределителям, базам и т.п. Однако ни в одной стране, где преобладает рынок покупателей, конкуренция между ними не имеет доминирующего значения. Основными конкурентами там выступают предприниматели.

     Между советскими предприятиями шла острая борьба за прикрепление к выгодным поставщикам, за фонды и лимиты. Это  была конкуренция ведомств и организаций  за ресурсы общества. Имела место  также конкуренция руководителей за изменение собственного положения на иерархической лестнице руководства. В результате сегодня в нашей экономике, прежде всего в сфере материального производства, нет полноценной конкуренции.

     В настоящее время в Беларуси возникает  конкуренция между государственным и негосударственным секторами белорусской экономики. Кроме того, имеет место конкуренция между иностранными экспортерами и белорусскими производителями на рынке производственной и бытовой электронной аппаратуры; между самими иностранными экспортерами на рынке транспортных средств, а также между действующими предприятиями по переработке сельскохозяйственной продукции и появляющимися мелкими и средними предприятиями (цехами) колхозов и совхозов. Однако данную конкуренцию нельзя назвать ни совершенной, ни эффективной.[1, с.26]

     Появление и развитие конкуренции на отдельных  товарных рынках (потребительских товаров, торговых, бытовых, медицинских и строительных услуг, связи, автомобильного транспорта) обусловливает смену стратегии поведения отдельных хозяйствующих субъектов.

     Сегодня на первый план в рыночной борьбе выступает  уже не столько ценовая конкуренция, сколько конкуренция новых товаров  и услуг. На большинстве предприятий есть сложности в обеспечении производств современным оборудованием, использовании новых технологий, без чего изначально невозможно делать конкурентоспособную продукцию. Действующий же механизм замены средств производства на большинстве не предприятий республики не адекватен изменившемуся характеру управления, не обладает необходимыми свойствами для решения вопросов, связанных с обеспечением желаемого уровня качества выпускаемой продукции, не использует все экономические резервы и возможности. Немало производственников из-за боязни экономического риска предпочитают применять уже испытанные технологии для производства продукции. Получается замкнутый круг: для того, чтобы производить новую, конкурентоспособную продукцию, нужны деньги, а чтобы их заиметь — необходимо продать качественные изделия. В данной ситуации предприятиям важно не столько ждать помощи от государства, сколько самим производственникам проводить активную маркетинговую стратегию: изучать спрос, емкость рынка, динамику конкурентоспособности аналогичных товаров, мгновенно реагировать на изменения рынка и т.д.

     С развитием рыночных отношений все  более ожесточенной становится конкурентная борьба между фирмами. Кто победит  — за тем более высокая прибыль, долгосрочная выгодная сделка. Наряду с актуальностью проблемы увеличивается  и ее значимость. Но как выработать, а затем реализовать стратегию конкуренции?

     За  двадцать лет конкурентоспособность  отечественных предприятий снижалась, финансовых возможностей для улучшения  ситуации не имеется. Предпосылки для  взаимовыгодного сотрудничества с  транснациональными корпорациями создаются медленно.

     Тем не менее, у Беларуси есть потенциал  для благоприятного развития. Занимая  в мире 0,15% территории, располагая 0.18% численности населения, республика по данным 2006 г. производит 11% мирового производства калийных удобрений, 0,6 - химических волокон и нитей, 0.15 - стали и цемента. 1,3 - холодильников, 0.4 - телевизоров, 1.8 -шерстяных тканей. 0.8 - обуви, 8,7 – льноволокна 0,4 - мяса в убойном весе. 1,1 % - молока.

     Вхождение республики в мировую экономику  неизбежно потребует ее вовлечения в процесс глобализации, использования  прямых иностранных инвестиций и опыта транснациональных корпораций.

     Кризисные явления в Беларуси не носят необратимого характера, поскольку в определенной степени сохранены потенциальная управляемость экономическими процессами, а также экономический, кадровый и интеллектуальный потенциал. 

     3.2 Регулирование конкуренции в Республике Беларусь

     Уровень монополизации белорусской экономики, определяемый количеством предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок. Однако речь не идет о классических монополиях. Рыночная сила монополиста характеризуется наличием у него: а) власти над ценами; б) способности воздвигать барьеры для вхождения в отрасль новых участников благодаря монопольному доступу к источникам сырья и специфическим технологиям; в) патентов и лицензий; г) значительных финансовых ресурсов для борьбы с потенциальными конкурентами и т.д. Однако предприятия, занимающие доминирующее положение на рынках Беларуси, в большинстве своем не обладают перечисленными выше характеристиками.

     Во-первых, монополизм многих предприятий не является естественным — они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами.

     Во-вторых, значительное количество крупных предприятий не показывают высокой эффективности хозяйственной деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень износа оборудования, отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития — все это ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия.

     Экономическая ситуация в Республике Беларусь характеризуется  высокой степенью влияния на рыночные процессы государства, владеющего значительной долей собственности в стране, и прежде всего это касается крупных предприятий. Кроме того, государство инициирует монополизацию экономики путем интеграции предприятий в рамках различных концернов, подчинения их отраслевым министерствам, создания различных хозяйственных групп. Названные процессы улучшают управляемость экономики, в определенной степени позволяют использовать преимущества кооперации производства и положительного эффекта масштаба, но снижают уровень конкуренции.[1, с.28]

     Характерными  для Беларуси являются разрешительный, а не уведомительный принцип регистрации субъектов хозяйствования, сложный механизм лицензирования, регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей. [3, с.169]

     Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования.

     Опыт  стран с переходной экономикой показывает необходимость демонополизации экономики, изменения характера управления предприятиями и формирования конкурентных отношений путем разгосударствления и приватизации, развития малого и среднего бизнеса, соответствующей политики, наличия рынка земли и недвижимости, устойчивых денежной и финансовой систем.

     Демонополизация в Беларуси предшествовала конкурентной политике. Если на Западе сначала появились  и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование, то в нашей экономике с самого начата акцент был сделан на становление  антимонопольного регулирования в  условиях отсутствия рыночных монополий  и конкуренции.

     Демонополизация включает меры по преодолению монопольных  тенденций: на уровне народного хозяйства - ликвидацию тоталитаризма государственной собственности и власти; на уровне отрасли - устранение монополизма министерств, ведомств и их преемников (ассоциации, концернов и пр.), упразднение их командных функций; на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца). 

     3.3. Антимонопольное законодательство

     Особенности антимонопольного регулирования состоят  в том, что

     1) его становление происходит в  нерыночной экономике, находящейся  в кризисном состоянии;

     2) оно осуществляется при высоком  удельном весе государственной  собственности и незначительных размерах частного капитала;

     3) ставит задачей не развитие, а  становление конкурентных отношений;

     4) формально заимствует основные  подходы американского и западноевропейского антимонопольных законодательств.

     Антимонопольное законодательство регулирует антимонопольную политику, направленную на ослабление и ограничение рыночной власти или предотвращение ее приобретения экономическими субъектами.

     Органы, проводящие антимонопольное регулирование, обращают внимание на следующие критерии:

  • рыночную долю фирмы. Для этого определяются географические границы рынка, на котором реализуется продукция фирмы, и наличие товаров—заменителей для исследуемого продукта;
  • антиконкурентное поведение фирмы. Антимонопольное регулирование применяется прежде всего против компаний, которые захватывают рынок с использованием ограничительной политики. Если фирма монополизирует источники сырья, агрессивно ведет себя по отношению к другим фирмам, проводит политику слияний, то это можно определить как антиконкурентное поведение;
  • характер товара фирмы — обычный или уникальный (т.е. является ли фирма новатором). Фирмы, которые добиваются успеха и захватывают значительную долю рынка в результате создания уникальной продукции и достижения высокой производственной эффективности, в меньшей степени подвергаются антимонопольному регулированию;
  • наличие у фирмы сверхвысоких прибылей, являющееся признаком монопольной власти. Трудность заключается в том, чтобы определить уровень нормальной прибыли (которая входит в состав экономических издержек), сверх которой всю прибыль можно считать экономической.

     В Республике Беларусь предприятие признается занимающим доминирующее положение на рынке определенного товара, если, во-первых, его доля продаж превышает некоторую величину, установленную уполномоченным республиканским органом государственного управления (за исключением случаев государственной или естественной монополии); во-вторых, если уполномоченным республиканским органом государственного управления на основе анализа доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке и возможностей доступа на этот рынок новых конкурентов (или иных критериев, характеризующих товарный рынок) будет установлено, что положение хозяйствующего субъекта является доминирующим. Предприятия-монополисты включаются в Государственный реестр монополистов.

Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике