Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……….4
1 Виды рынков. Типы рыночных структур………………………………………...5
2. Конкуренция, её сущность и значение…………………………………………..7
2.1 Понятие конкуренции……………………………………………………………7
2.2 Виды конкуренции………………………………………………………............8
2.3 Формы конкуренции…………………………………………………………….9
2.3.1 Совершенная конкуренция……………………………………………………9
2.3.2 Монополистическая конкуренция………………………………………..….11
2.3.3 Олигополия…………………………………………………………………....14
2.3.4 Монополия………………………………………………………………….....16
3. Конкуренция в Республике Беларусь……………………………………….......18
3.1. Формирование конкурентной среды в Республике Беларусь……………….18
3.2 Регулирование конкуренции в Республике Беларусь………………………...20
3.3. Антимонопольное законодательство………………………………………....21
3.4 Меры по улучшению конкурентной среды в Республике Беларусь…….......26
Заключение………………………………………………………………………....29
Список использованных источников…………………………………………......31

Файлы: 1 файл

Курсовая1.docx

— 89.29 Кб (Скачать)

     Антимонопольная политика проводится с использованием различных инструментов, но основными ее задачами являются снижение цен и увеличение объемов продаж на рынке.

     Меры  антимонопольной политики направлены: а) на предотвращение проявлений монополизма; б) ослабление и ограничение проявившихся монополистических тенденций.

     К первым следует отнести: всевозможные законодательные запреты на организацию  картелей, в том числе запреты  на соглашения между фирмами-конкурентами о ценах, разделе рынков; ограничение  возможностей слияния фирм; контроль над соглашениями о предоставлении исключительных прав; отслеживание фактов дискриминации и т.д.

     Ко  вторым относятся прямое и косвенное  регулирование цен товаров, регулирование прибыльности фирм.

     Прямое  регулирование цен товаров, продаваемых фирмами, которые занимают доминирующее положение на рынке, обычно осуществляется путем установления «потолка» цен, т.е. верхнего предела цены на товар. Проблема заключается в определении оптимального уровня цены. Оптимальная для общества цена зачастую оказывается убыточной для предприятия, а цена, которая превышает производственные издержки, слишком высока. В большинстве случаев при установлении «потолка» цен государственные органы ориентируются на средние производственные издержки фирм.

     Косвенное государственное регулирование цен товаров, а также регулирование рентабельности (прибыльности) фирм с монопольной властью осуществляется через ограничение норм рентабельности фирм и налогообложение. Задачей при этом является изъятие у фирм сверхприбылей. Регулирование прибыли, так же, как и регулирование цен, осложняется неоднозначностью определения размера нормальной прибыли и сверхприбыли.

     Антимонопольное законодательство Республики Беларусь представлено Законом «О противодействии  монополистической деятельности и  развитии конкуренции» от 10.12.1992 г. (ред. от 02.12.2002 г.) и Законом «О естественных монополиях» от 16.12.2002 г. № 162-2 (ред. от 20.07.2006 г.).

     Белорусским законодательством определяются организационные  и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции в целях обеспечения необходимых условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействия и развития добросовестной конкуренции, защиты прав и законных интересов потребителей. Антимонопольные законы применяются к правоотношениям, которые имеют или могут иметь своими последствиями ограничение конкуренции на товарных рынках, в том числе в результате совершения сделок с акциями, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов. Действие законодательства не распространяется на отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленных образцов, нераскрытой информации, товарных знаков и авторских прав, за исключением случаев, когда права, связанные с этими отношениями, используются их обладателями в целях ограничения конкуренции.[3, с.171]

     Белорусским законодательством признается неправомерной деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на товарном рынке, если она имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции либо причинение вреда правам, свободам и законным интересам других хозяйствующих субъектов или потребителей, посредством: создания препятствий для доступа на товарный рынок (ухода с товарного рынка) другим хозяйствующим субъектам или ограничений свободы их конкуренции; изъятия товаров из обращения, ограничения производства, имеющих целью создание или поддержание дефицита на товарном рынке; необоснованного и преднамеренного повышения (снижения) цен, а также принятия иных мер, искусственно вызывающих их рост или падение; установления цены для получения монопольно высокой прибыли или устранения конкурентов; навязывания партнерам условий сделок, не относящихся к предмету договора или невыгодных для данного контрагента при добросовестном исполнении договора; заключения соглашений, которые ограничивают свободу участников этих соглашений определять цены и условия поставок товаров в договорах с третьими лицами; заключения соглашений, влекущих ограничение или установление контроля над производством, рынками сбыта товаров или развитием технического прогресса; применения к хозяйственным партнерам неравного подхода при равных условиях, что создает для них неравные условия конкуренции; согласия заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент не заинтересован.

     Запрещаются: вступление в объединения или их создание, заключение и осуществление в любой форме соглашений между хозяйствующими субъектами, осуществление других видов координированной деятельности, если это имеет целью раздел товарного рынка по территориальному принципу, по видам и объемам сделок, по видам, объемам товаров и их ценам, по кругу потребителей; исключение или ограничение доступа на товарный рынок других хозяйствующих субъектов; необоснованное повышение, снижение или поддержание цен; необоснованное ограничение производства товаров, а также подконтрольность реализации товаров на товарном рынке; осуществление операций с ценными бумагами, кредитными ресурсами, в том числе с иностранной валютой, результатом которых являются достижение, сохранение или усиление доминирующего положения на товарных рынках; отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.

     В исключительных случаях антимонопольный  орган может признать соглашения хозяйствующих субъектов правомерными, но для этого хозяйствующие субъекты должны доказать, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально-экономической сфере, превышает негативные последствия для рассматриваемого товарного рынка или Республики Беларусь в целом. Кроме того, ограничение конкуренции должно осуществляться лишь в той мере, которая неизбежна для достижения данного эффекта или непосредственно предписана актами законодательства.

     Указанные ограничения не распространяются на случаи установления и осуществления  государственной и иной правомерной  монополии.

     Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому, информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков. Осуществляется государственный контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение на товарном рынке, и в необходимых случаях принимаются меры по их реорганизации или ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. Государство контролирует сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов, оказывает содействие осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

     В некоторых отраслях без всяких ограничений  действует правило: чем больше масштаб  производства, тем ниже издержки. Это  создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного  производителя. Подобное состояние рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические особенности производства таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные виды инфраструктуры.

     Действительно, экономически нецелесообразно строительство  двух альтернативных аэропортов или прокладка рядом друг с другом двух конкурирующих железных дорог.

     Бессмысленно  и дробить естественные монополии. Например, даже если разделить железнодорожную  сеть, монопольно эксплуатируемую одной  компанией, на несколько региональных участков и передать их в собственность независимым компаниям, то естественный источник монополизма все же не будет устранен. Из города А в город Б все равно можно будет проехать только по одной дороге. В результате единый рынок услуг по перевозке будет разделен на ряд локальных. Вместо одной монополии возникнет несколько (каждая на своем участке). Уровень конкуренции не повысится. Более того, из-за трудностей согласования работы региональных компаний могут возрасти общие издержки железнодорожной отрасли.[6, с.266]

     Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными  монополиями, обеспечивают взаимосвязь  экономических субъектов и целостность национальной хозяйственной системы.

     Таким образом, разрушение естественных монополий  недопустимо, но это не значит, что  государство не должно вмешиваться  в их деятельность, напротив, оно должно регулировать деятельность естественных монополий, чтобы избежать злоупотреблений с их стороны.

     Сферами деятельности естественных монополий в Республике Беларусь признаются: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам; передача и распределение электрической и тепловой энергии; централизованное водоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общего пользования; услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, которые обеспечивают движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, аэропортов; обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

     Государственное регулирование деятельности субъектов  естественных монополий осуществляется следующими методами: регулированием цен на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, посредством установления фиксированных, предельных цен; определением категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий, и (или) установлением минимального уровня их обеспечения товарами, произведенными (реализуемыми) в условиях естественных монополий, в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в этих товарах.

     Государственное антимонопольное регулирование  нуждается в детальном анализе  ситуации па товарных рынках республики. Однако эта работа осложняется состоянием государственной статистики как с точки зрения методологии, так и достоверности, полноты предоставляемой информации. В частности, отсутствуют данные о рынке ценных бумаг, об уровне концентрации капитала, движении акций, недостаточно информации о монополизации экономики, об объемах и структуре производства.

     Государственный монополизм проявляется прежде всего  в сфере управления и обусловливает монополизм хозяйствующих субъектов в сфере как производства, так и обращения.

     Становлению полноценной конкуренции в республике препятствуют:

     1. Кризис экономики, высокая инфляция, финансовая нестабильность;

     2. Искусственные административные  барьеры для новых хозяйствующих  субъектов, устанавливаемые республиканскими  и местными органами исполнительной власти. Административными барьерами, препятствующими входу на рынок, являются условия регистрации и выдачи лицензий, предоставления помещений и земельных участков, ввоза и вывоза продукции, дискриминационное применение нормативных актов в отношении негосударственных предприятий и т.д

     3. Несовершенство и недостаток  статистической информации, инфраструктуры поддержки предпринимательства;

     4. Несовершенство законодательств,  касающихся собственности, инвестиций, антимонопольного регулирования, банкротства, систем регистрации и лицензирования; редкое использование процедур санации и банкротства. (Власти часто не решаются ликвидировать даже полностью убыточные предприятия, считая их акционирование, слияние, привлечение иностранного капитала единственным выходом для них.)

     5. Формальный характер акционирования  белорусских предприятий, отсутствие открытого для всех рынка ценных бумаг;

     6. Создание концернов и холдингов  на базе бывших министерств,  что сохраняет и укрепляет государственную монополию (особенно в торговле и снабжении);

     7. Отсутствие в госбюджете средств  для инвестиций; ограниченные кредитные возможности коммерческих банков; незрелость финансового рынка; отсутствие рынка земли, институциональных инвесторов, значительного капитала и низкая его мобильность. 

     3.4 Меры по улучшению конкурентной среды в Республике Беларусь.

     Для развития конкуренции в Беларуси необходимы следующие условия:

     - полное обособление производителей  как собственников средств производства и произведенного продукта (главная предпосылка);

     - множественность производителей  однородной продукции (достигается  путем создания новых экономических  структур в монополизированных  отраслях), развитие малого и среднего бизнеса, разукрупнение ассоциаций, концернов и других объединений;

Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике