Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом, охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них, рассмотреть проблему монополизации экономики страны и определить основные пути решения этой проблемы

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..……….4
1 Виды рынков. Типы рыночных структур………………………………………...5
2. Конкуренция, её сущность и значение…………………………………………..7
2.1 Понятие конкуренции……………………………………………………………7
2.2 Виды конкуренции………………………………………………………............8
2.3 Формы конкуренции…………………………………………………………….9
2.3.1 Совершенная конкуренция……………………………………………………9
2.3.2 Монополистическая конкуренция………………………………………..….11
2.3.3 Олигополия…………………………………………………………………....14
2.3.4 Монополия………………………………………………………………….....16
3. Конкуренция в Республике Беларусь……………………………………….......18
3.1. Формирование конкурентной среды в Республике Беларусь……………….18
3.2 Регулирование конкуренции в Республике Беларусь………………………...20
3.3. Антимонопольное законодательство………………………………………....21
3.4 Меры по улучшению конкурентной среды в Республике Беларусь…….......26
Заключение………………………………………………………………………....29
Список использованных источников…………………………………………......31

Файлы: 1 файл

Курсовая1.docx

— 89.29 Кб (Скачать)

     Используя свое положение относительного монополиста, фирма может позволить себе увеличить  цену на продукцию, что не может сделать  конкурентная фирма под угрозой полной потери покупателей. В условиях предложения дифференцированной продукции многие из покупателей все равно не покинут рынок, так как продавец учитывает их индивидуальные потребности. Например, клиент парикмахерской не покинет «своего» мастера если он несколько повысит цены. В отличие от олигополиста, фирма, выступающая в условиях монополистической конкуренции, не учитывает ответную реакцию конкурентов на свои действия, так как в условиях большого числа фирм это сделать невозможно.

     На  рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет  крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и  соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка — всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.

     Почему  же при столь либеральных условиях, господствующих на рынках описываемого типа, конкуренция все же не является совершенной? Причина кроется в  разнообразии, дифференциации продукта.

     Выпускаемый каждой фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой  из производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста» (единственного  производителя конкретной узкой  разновидности данного продукта) и обладает определенной властью  на рынке.

     Каждая  фирма, действующая в условиях монополистической  конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части (их называют сегментами рынка). И на таком сегменте рынка доля даже маленькой фирмы может стать очень большой.

     Дифференциация  продуктов возникает из-за существования  между ними различий в качестве, сервисе, рекламе. Рассмотрим каждый из этих факторов дифференциации продуктов  подробнее.

     Прежде  всего подчеркнем, что качество не является одномерной характеристикой, т.е. не сводится только к оценке, плохой товар или хороший. Даже основные потребительские свойства самых простых продуктов удивительно разнообразны. Так, зубная паста должна: а) очищать зубы, б) дезинфицировать полость рта, в) укреплять эмаль зубов, г) укреплять десны, д) быть приятной на вкус, и т.д.

     И все эти свойства лишь в порядке  исключения могут быть гармонично объединены в одном товаре. Во многих случаях  выигрыш в некотором свойстве продукта неизбежно ведет к проигрышу  в другом. В этом примере введение в состав пасты эффективных дезинфицирующих  веществ раздражает десны; лучшие в  медицинском отношении пасты  редко приятны на вкус. Поэтому  уже выбор приоритетов в основных потребительских качествах открывает  возможности для широкого разнообразия продуктов. И все они становятся по-своему уникальны: одна паста лучше укрепляет десны, другая-вкуснее и т. д.

     Основой для дифференциации могут служить  также дополнительные потребительские свойства, т.е. те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования (например, разные размеры расфасовки, отличия упаковок и пр.).

     Важной  качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг оно вообще имеет решающее значение. Так, если сеть заправочных станций редка, то ближайшая бензоколонка автоматически становится монополистом в этом районе.

     Наконец, основой дифференциации продуктов  могут служить даже мнимые качественные различия между ними. Давно, в частности, известно, что значительный процент курильщиков на тестовых испытаниях оказывается неспособным отличить «свою» марку от других, хотя в всегда покупают только ее. Таким образом, с точки зрения рыночного поведения потребителя не имеет значения, действительно ли отличаются товары. Главное, чтобы ему так казалось.[6]

     Различия  в сервисе объединяют вторую (после  качества) крупную группу факторов дифференциации товара. Дело в том, что для широкой группы продуктов, в особенности для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения, свойствен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя. Дорогая машина должна исправно работать не только в момент совершения покупки, но и на протяжении всего срока службы.

     Полный  цикл сервиса включает предпродажное  обслуживание (помощь в выборе нужного  продукта; для товаров производственного  назначения это часто предполагает проведение целого исследования); сервис в момент покупки (проверка, доставка, наладка) и послепродажное обслуживание (гарантийный и постгарантийный ремонт, внесение текущих улучшений, консультации по оптимальной эксплуатации). 

     2.3.3 Олигополия

     Олигополия  является одной из самых распространенных структур рынка в современной  экономике. Олигополия представляет собой  рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.[7]

     Формально к олигополистическим обычно относят  те отрасли, где несколько крупнейших фирм производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

     Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный  размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

     Продукция на олигополистическом рынке может  быть как однородной, стандартизированной (медь, цинк, сталь), так и дифференцированной (автомобили, бытовые электроприборы). Степень дифференциации сказывается на характере конкуренции. Например, в Германии обычно автомобильные заводы конкурируют друг с другом в отдельных классах автомобилей (число конкурентов доходит до девяти).

     Важным  условием, воздействующим на характер отдельных рынков, является высота барьеров, ограждающих отрасль.

     Существуют  значительные ограничения в доступности  экономической информации в этой рыночной структуре. Каждый участник рынка  тщательно оберегает коммерческую тайну от своих конкурентов.

     Большая доля в выпуске продукции в  свою очередь обеспечивает фирмам-олигополистам значительную степень контроля над рынком. Уже каждая из фирм в отдельности достаточно велика, чтобы оказывать влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить выпуск продукции, это приведет к повышению цен на рынке. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.

     Характерной особенностью олигополистической структуры  является то, что фирмы при формировании своей ценовой политики должны принимать  во внимание реакцию конкурентов, т. е. все производители, выступающие  на олигополистическом рынке, взаимозависимы. При монополистической структуре такого положения не возникает (конкуренты отсутствуют), при совершенной и монополистической конкуренции — также (конкурентов, наоборот, слишком много, и учесть их действия невозможно). Между тем реакция фирм-конкурентов может быть различной, и прогнозировать ее сложно. Любая модель олигополии должна исходить из учета действий конкурентов. Это дополнительное существенное ограничение, которое обязательно следует принимать во внимание при выборе схемы поведения олигополистической фирмы. Поэтому стандартной модели определения оптимального объема производства и цены продукции для олигополии не существует. Можно сказать, что определение ценовой политики олигополиста — это не только наука, но и искусство. Здесь не последнюю роль играют субъективные качества менеджера, такие, как интуиция, способность принимать нестандартные решения, идти на риск, смелость, решительность и т. д.[6]

     Олигополистическая  структура может быть самой различной, каждая ее разновидность накладывает  отпечаток на выработку ценовой  политики фирмы. Играет роль количество и величина фирм в отрасли, характер продукции, степень обновления технологии и т.п. Рассмотрим некоторые из вариантов рыночного поведения фирм-олигополистов.

     Нескоординированная олигополия, при которой фирмы  не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно  найти точку устраивающего всех равновесия.

     Картель (или сговор) фирм, не ликвидирующий  их производственной и сбытовой самостоятельности, но предусматривающий соглашение между  ними по ряду вопросов. Прежде всего  картельные соглашения включают в себя единые, монопольно высокие цены, по которым участники картеля обязываются продавать свои товары на рынке. Картельное соглашение предусматривает также разделение рынка сбыта. Это означает, что каждый участник картеля обязуется продавать свои товары, например, только на определенных территориях. Кроме того, чтобы иметь возможность удерживать высокие цены, часто ограничивается предложение товаров на рынке, а это требует ограничения размеров производства. Поэтому картельные соглашения нередко предусматривают определение доли в производстве различных товаров для каждого члена картеля.

     Сговор  может быть как тайным, так и  легальным. Существует много международных картелей, наиболее известным из которых является ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти).

     Создание  картелей наталкивается на серьезные  препятствия. Это не только антимонопольное законодательство. Соглашения часто бывает трудно достичь вследствие большого числа фирм, существенного различия в номенклатуре продукции, уровне издержек. Обычно у участника картеля возникает искушение нарушить соглашение и получить большую прибыль.

     2.3.4 Монополия

     Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.[7]

     Всевластию  монополиста помогает уникальность (незаменимость) продукции последнего. Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

     Понятно, что сочетание всех этих обстоятельств  создает для монополиста исключительно  выгодную обстановку и благоприятные  предпосылки для получения сверхприбылей. Очевидно, однако, и то, что эти преимущества мгновенно улетучились бы, появись в отрасли хотя бы еще один производитель-конкурент. Монополисту немедленно пришлось бы перейти от диктата по отношению к потребителю к скрупулезному учету потребностей и интересов последнего.

     Именно  поэтому монополистическая структура  рынка там, где она существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов. Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:

  1. преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);
  2. легальные барьеры (частная собственность на землю, способствующая контролю над сырьевыми источниками, уникальными природными ресурсами, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права, высокие импортные пошлины);
  3. нечестная конкуренция.(демпинг)

Информация о работе Типы конкуренции и основные рыночные структуры в современной экономике