Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 13:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее исследование теоретических и практических аспектов модернизации, как стратегии инновационного развития национальной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность модернизации;
- рассмотреть характеристику и значение инновационного развития экономики;
- провести оценку инновационной деятельности в РФ;
Введение 3
1. Теоретические основы модернизации, как стратегии
инновационного развития национальной экономики 5
1.1 Понятие и сущность модернизации 5
1.2 Характеристики и значение инновационного развития экономики 9
2. Состояние экономики России и её инновационное развитие
в 2010-2012гг. 16
2.1 Оценка инновационной деятельности в РФ 16
2.2 Сравнительный анализ инновационного развития России
и других стран 20
3.Стратегия инновационного развития Российской Федерации
на период до 2020 года 28
Заключение 35
Список используемой литературы 38
Из общего числа организаций, осуществляющих инновации, участвовать в совместных проектах по выполнению исследований и разработок предпочитает 36,9% инновационных компаний РФ, при этом менее трети из них – в 2012г. 10,2% - осуществляют деятельность с компаниями из других стран-партнеров. Наиболее активно сотрудничают между собой компании стран ЕС.
Статистика свидетельствует, что большинство российских компаний не готовы к сотрудничеству с зарубежными корпорациями в области инноваций. Новейшие глобальные экономические тренды ставят перед странами множество задач, для решения которых национальным экономикам требуется мобилизовать все имеющиеся ресурсы- знания, технологии- для обеспечения высокого качества предлагаемых товаров, работ и услуг, а также повышения конкурентоспособности. Зачастую решение подобных задач не может быть обеспечено на национальном уровне, поэтому среди инструментов регулирования все большее значение приобретает развитие стратегических международных партнерств, обеспечение на их базе ожидаемых эффектов для национальных экономик[5].
Как показывает практика, равноправное сотрудничество России с другими государствами, как правило, происходит лишь на доконкурентных стадиях инновационного цикла. Основные индикаторы инновационной деятельности России свидетельствуют о неэффективности существующей институциональной системы, что может повлечь за собой несопоставимость потенциального и реального эффекта от модернизации и перехода на инновационный путь развития. На наш взгляд, не создан до сих пор соответствующий конкурентный режим хозяйствования, который формирует органичную потребность в инновациях, ситуацию непрекращающейся «гонки» корпораций за носителями новых знаний и технологий, инновационная среда, восприимчивая к новым идеям, продуктам и технологиям.
3.Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года
Определены основные ориентиры социально-экономического развития России до 2020 года: возвращение России в число мировых технологических лидеров, четырехкратное повышение производительности труда в основных секторах российской экономики, увеличение доли среднего класса до 60%-70% населения, сокращение смертности в полтора раза и увеличение средней продолжительности жизни населения до 75 лет. При этом он призвал «сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем: создании равных возможностей для людей, формировании мотивации к инновационному поведению и радикальном повышении эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда».
Следует заметить, что в отличие от прошлых стратегий, исходивших из наивного представления о чудодейственности механизмов рыночной самоорганизации, нынешнюю стратегию отличает трезвое понимание сложного положения российской экономики, теряющей конкурентоспособность и стремительно опускающуюся на сырьевую периферию мирового рынка, лишаясь внутреннего потенциала самостоятельного развития. Для перевода страны на инновационный путь развития ставится задача кардинального повышения инновационной и инвестиционной активности, доведение уровня накопления до 30% от ВВП, перехода к стандартам развитых стран в сфере бюджетной политики. Это означает, что уровень финансирования образования должен достичь 7% от ВВП, здравоохранения — 6%, науки — 3%. Иными словами, расходы государства на эти отрасли должны быть удвоены.
Для реализации заявленной стратегии социально-экономического развития Правительству придется пересмотреть многие фундаментальные составляющие экономической политики. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 года говорится о переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. При этом представляется три сценария развития: инерционный, энергосырьевой, основывающийся на дальнейшем наращивании инвестиций в области энергетики и сырьевых секторов экономики, и инновационный. Основные макроэкономические показатели сценариев развития представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Основные макроэкономические
показатели
сценариев развития (темпы прироста, %)
Показатели |
№ варианта |
Среднее значение 2008-2012 |
Плановые данные |
2020/2012, % | ||
2013-2017 |
2018-2020 | |||||
ВВП |
3 |
6,7 |
6,6 |
6,4 |
123 | |
2 |
5,5 |
4,7 |
102 | |||
1 |
3,3 |
3,1 |
61 | |||
Реальные располагаемые доходы населения |
3 |
10,2 |
7,2 |
6,7 |
156 | |
2 |
5,7 |
4,7 |
123 | |||
1 |
4,3 |
3,7 |
91 | |||
Розничный товарооборот |
3 |
13,9 |
6,5 |
6,3 |
150 | |
2 |
5,3 |
4,5 |
124 | |||
1 |
4,4 |
3,7 |
91 | |||
Инвестиции |
3 |
13,7 |
10,7 |
9,6 |
270 | |
2 |
8,8 |
6,6 |
211 | |||
1 |
4,2 |
4,1 |
83 | |||
Экспорт, млрд. долл. |
3 |
303,9 |
439 |
564 |
60 | |
2 |
433 |
538 |
51 | |||
1 |
377 |
437 |
21 | |||
Импорт, млрд. долл. |
3 |
164,7 |
503 |
669 |
195 | |
2 |
484 |
603 |
163 | |||
1 |
376 |
446 |
92 | |||
Инфляция |
3 |
9 |
4,5 |
3,3 |
85 | |
2 |
4,8 |
3,4 |
90 | |||
1 |
6,1 |
4,0 |
111 | |||
Энергоемкость |
3 |
-2,8 |
-3,9 |
-3,7 |
-39 | |
2 |
-2,8 |
-2,2 |
-32 | |||
1 |
-1,7 |
-1,6 |
-24 | |||
Электроемкость |
3 |
-2,4 |
-2,3 |
-2,70 |
-27 | |
2 |
-1,3 |
-1,3 |
-18 | |||
1 |
-0,7 |
-0,4 |
-12 | |||
Производительность труда |
3 |
6,2 |
7,5 |
7,1 |
138 | |
2 |
6,5 |
5,8 |
119 | |||
1 |
4,3 |
3,9 |
75 |
Как следует из таблицы 3, прогнозные макроэкономические показатели к 2020 г. по сценариям заметно отличаются. Хотя и инновационный и энергносырьевой сценарии обеспечивают удвоение ВВП за прогнозный период, прирост ВВП по инновационному сценарию выше на 21%. При этом прирост инвестиций по инновационному сценарию выше, чем по энергосырьевому, на 59%, и составляет 270% — это более чем вдвое превышает прирост ВВП.
Как видим, разработчики Концепции планирует почти четырехкратный рост инвестиционной активности. И это соответствует нашим оценкам недоиспользования имеющегося инвестиционного потенциала вследствие как двукратной заниженности нормы накопления относительно нормы сбережения, так и колоссального кумулятивного вывоза капитала, оцениваемого почти в триллион долларов за период реформ[3]. Наряду с опережающим ростом инвестиций, разработчики Концепции планируют резкий подъем инновационной активности: доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2009 год — 9,3%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции — до 25-35% (2009 год — 2,5 процента).
По всем трем сценариям предполагается повышение эффективности экономики. При этом по инновационному сценарию энергоемкость и электроемкость ВВП сокращаются соответственно на 39% и на 27%, а производительность труда возрастает на 138%, что существенно ниже ориентира, поставленного президентом. Наибольшее отличие инновационного сценария от инерционного и энергосырьевого заключается в опережающем росте инвестиций. При этом показатели повышения эффективности экономики, как и прироста валового продукта, существенно отстают от прироста инвестиций. Из этого следует, что разработчики Концепции ориентируются, главным образом, на экстенсивное наращивание основного капитала, которое служит основой роста производства.
Вклад факторов модернизации в экономический рост представлен в табл. 4.
Таблица 4 - Вклад факторов модернизации
в экономический рост
(среднегодовые темпы прироста, %)
Показатели |
2008-2010 |
2011-2015 |
2016-2020 |
Темп роста ВВП(инерционное развитие) |
5,5 |
3,2 |
3,2 |
Дополнительный прирост ВВП, за счет: |
0,7 |
3,1 |
3,4 |
- развития инновационного сектора |
0,4 |
1,9 |
2,3 |
- преодоления инфраструктурных ограничений |
0,1 |
0,7 |
0,6 |
- других факторов |
0,2 |
0,5 |
0,5 |
Итого - рост ВВП (инновационный вариант) |
6,2 |
6,3 |
6,6 |
Из данных табл. 4 видно, что вклад инновационного сектора на первых порах не превышает статистической погрешности при измерении ВВП. Тем самым в инновационный сценарий закладывается существенная инерционная составляющая.
Объем ВВП в постоянных ценах представлен на рис. 7.
Рисунок 7 – Объем ВВП в постоянных ценах, млрд. руб.
По данным рис. 7 видно, что темпы экономического роста по инновационному сценарию лишь немного отличаются от энергосырьевого, значит разработчики Концепции явно недооцениваются возможности инновационного развития, связанные с освоением прорывных технологий. В этом состоит их первый методологический просчет.
Второй методологический просчет Концепции связан с гипотезой об опережающем росте импорта и снижением сальдо торгового баланса до отрицательных значений с середины прогнозного периода по всем трем сценариям. При этом по инновационному сценарию импорт увеличится почти вдвое, а экспорт вырастет всего лишь на 60%. Предполагается, что дефицит торгового баланса будет покрываться за счет иностранных инвестиций, чистый приток которых, по мнению разработчиков концепции, возраст с 50 млрд. долларов США в 2010 году до 180 млрд. долларов США в 2020 году благодаря улучшению инвестиционного климата.
В этой гипотезе также прослеживается определенная инерционная составляющая, исходящая из продолжения сложившейся тенденции опережающего роста импорта вследствие повышения реального обменного курса рубля. При всей правдоподобности этой гипотезы она не учитывает возможности повышения конкурентоспособности российской экономики вследствие перехода на инновационный путь развития. Закладываемый в Концепции прогноз семикратного повышения экспорта машиностроения лишь частично отражает эти возможности. Не меньшие возможности заключаются в опережающем росте объема услуг инновационного сектора, расширении международных кооперационных связей в наукоемкой промышленности, а также в импортозамещении как потребительских, так и инвестиционных товаров, доля импорта которых сегодня составляет более половины внутреннего потребления.
Третий методологический просчет Концепции связан с традиционным для сложившейся практики макроэкономического прогнозирования переносом эффекта инновационного развития на вторую половину прогнозного периода. Это откладывание положительного эффекта опережающего роста инвестиционных и инновационных расходов может найти, конечно, теоретическое обоснование в наличии временных лагов между внедрением новой техники и получением экономического эффекта.
Указанные методологические просчеты объясняют парадоксальное падение темпов экономического роста в инновационном сценарии в первый прогнозный период с 6,7% до 6,1% прироста ВВП. И хотя они затем возрастают до 6,6% ВВП, в течение всего прогнозного периода они остаются ниже уровня двух прошлых лет, когда экономика развивалась по квазиинерционному энергосырьевому сценарию. И в дальнейшем, в ближайшее пятилетие, различия в темпах экономического роста по инновационному и энергосырьевому сценарию различаются несущественно — в пределах 0,1% прироста ВВП. Лишь к концу прогнозного периода темпы экономического роста по инновационному сценарию окажутся выше энергосырьевого на 1,7% прироста ВВП, оставаясь ниже нынешнего уровня. Заметим, что та же динамика характеризует темпы прироста производительности труда — они мало различаются по инновационному и энергосырьевому сценариям. Реальные доходы населения падают по всем трем сценариям, включая инновационный.
Незначительность различий в темпах экономического роста между инновационным и энергосырьевым сценариями связана с занижением возможностей роста производства при переходе на инновационный путь развития. Возможно, это обусловлено специфической методикой прогнозирования, в основе которой, по всей видимости, лежат традиционные эконометрические модели. К сожалению, в Концепции отсутствует описание использованной разработчиками методологии прогнозирования. Но, судя по полученным результатам, мы имеем дело с эконометрической экстраполяцией сложившихся тенденций с некоторым варьированием нормы накопления. В этом случае все три сценария строятся на основе неизменных зависимостей между переменными и различаются лишь исходными значениями последних, среди которых определяющую роль играет объем инвестиций. По сути — это одна траектория развития, движение по которой различается лишь скоростью экономического роста, зависящей от мощности инвестиционного процесса.
На наш взгляд, для реализации инновационного сценария Концепция должна быть скорректирована следующим образом.
1. Перенести на первый этап прогнозного периода (2010-2014 годы) меры по изменению денежно-кредитной и бюджетной политики. Соответственно параметры монетизацию российской экономики и доли государственных расходов на цели социально-экономического развития, планируемые в Концепции на 2020 год, должны быть достигнуты к 2015 году.
2. Ввести тарифную паузу, заморозив до 2010 года тарифы на газ, тепло и электроэнергию.
3. Кардинально повысить эффективность антимонопольной политики, создать здоровую конкурентную среду для управления госкорпорациями.
Информация о работе Модернизация – стратегия инновационного развития национальной экономики