Модернизация – стратегия инновационного развития национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является всестороннее исследование теоретических и практических аспектов модернизации, как стратегии инновационного развития национальной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность модернизации;
- рассмотреть характеристику и значение инновационного развития экономики;
- провести оценку инновационной деятельности в РФ;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы модернизации, как стратегии
инновационного развития национальной экономики 5
1.1 Понятие и сущность модернизации 5
1.2 Характеристики и значение инновационного развития экономики 9
2. Состояние экономики России и её инновационное развитие
в 2010-2012гг. 16
2.1 Оценка инновационной деятельности в РФ 16
2.2 Сравнительный анализ инновационного развития России
и других стран 20
3.Стратегия инновационного развития Российской Федерации
на период до 2020 года 28
Заключение 35
Список используемой литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 295.63 Кб (Скачать)

4.       Обеспечить соответствие политики госзакупок, включая закупки госкорпораций, приоритетам развития отечественной промышленности.

5.       Провести инвентаризацию и переоценку основных фондов, освободить от налогообложения все расходы на НИОКР и освоение новой техники.

Разумеется, данный перечень мер не является исчерпывающим. Он лишь призван скорректировать Концепцию в целях приведения ее в соответствие с объявленной стратегией долгосрочного социально-экономического развития страны. Его следует дополнить мерами по защите внутреннего рынка, формированию ЕЭП СНГ, использованию рублей в международных расчетах, повышению ответственности директоров госкорпораций и эффективности институтов развития, созданию эффективной инновационной системы. В остальном положения Концепции заслуживают поддержки и не нуждаются в дополнительном обосновании.

 

Заключение

 

Национальная экономика - это сложившаяся система общественного и национального воспроизводства страны, где отрасли, формы и виды общественного труда тесно связаны между собой в результате долгого развития отдельной страны.

Модернизация - это процесс усвоения наиболее передовых для данного исторического периода промышленных технологий, экономических форм, сопутствующих им социальных и политических институтов, ценностей культуры. Многозначность модернизационного сценария определяет и отношение к механизмам мобилизации ресурсов, обусловленных фактически сложившимися российскими условиями.

Оценка инновационной деятельности в России показала, что в последние годы прогресса в инновационной деятельности в РФ не наблюдается, число активных организаций колеблется в пределах 9-10% (в пределах ошибки измерения). И даже самые активные регионы далеки от худших в инновационном развитии стран Европы (Болгария, Румыния, Литва и др.), у которых этот показатель выше 20%. Исключение составляет очень маленькая по численности Магаданская область.

Проведенный  сравнительный анализ инновационного развития России и других стран показал, что на протяжении последнего десятилетия складывается тенденция: принципиально новые для рынка инновационные товары, работы и услуги производят успешно развивающиеся инновационные экономики- Дания, Швеция, Финляндия, а не развитые- Германия, Норвегия- их доля на рынке напротив снижается. Однако данное снижение компенсируется ростом числа внедренных инновационных товаров, работ, услуг, не новых для рынка, но новых для самих организаций (в РФ он составляет порядка 3%).    Из  общего числа организаций, осуществляющих инновации, участвовать в совместных проектах по выполнению исследований и разработок предпочитает 36,9% инновационных компаний РФ, при этом менее трети из них – в 2011г. 10,2% - осуществляют деятельность с компаниями из других стран-партнеров. Наиболее активно сотрудничают между собой компании стран ЕС. Статистика свидетельствует, что большинство российских компаний не готовы к сотрудничеству с зарубежными корпорациями в области инноваций.

Таким образом, модернизация экономики России возможна, если она станет общенациональной стратегией: только в этом случае будут обеспечены мобилизация и концентрация всех ресурсов страны. Для этого социально ответственное правительство на основе трезвой оценки и анализа российских условий должно направленно формировать следующие предпосылки: вовлечение широких слоев населения в процесс модернизации; обеспечение материальной заинтересованности большинства населения в ее осуществлении; развитие производительных сил и равномерную локализацию на территории России инновационного сектора, чтобы в любом месте человек имел возможности для комфортной жизни.

Очевидная опасность на пути модернизации - обилие иностранных инвестиций. В долгосрочном аспекте это может привести к сворачиванию экономического развития, поэтому важно развивать национальные инновационные программы, которые ориентированы на использование богатых природных и интеллектуальных ресурсов России.

Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.» призвано ответить на стоящие перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты государственной инновационной политики. Вместе с тем Стратегия задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.

 

Рекомендуемые основные усилия в области инновационного развития должны быть предприняты  в следующих направлениях:

- создания внутри страны благоприятной среды для предпринимательства и инноваций, повышения привлекательности науки и высокотехнологичных секторов;

- повышения конкурентоспособности России.

Успешная работа в обозначенных направлениях возможна при наличии базовых условий для реализации инновационной политики:

- скоординированного подхода к промышленной, научно-технической политике  на государственном и региональном уровнях;

- наличии «локомотива» в сфере инноваций в лице нефтегазового сектора, как основного субъекта инновационной экосистемы, предъявляющего спрос на инновации;

- рационализации импорта и экспорта инновационных товаров, путем развития импортозамещающих производств;

- максимального задействования инновационного потенциала малых и средних компаний в реализации инновационных проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Агапова Т.А., Макроэкономика / Т.Ф. Агапов, С.Ф. Серегина. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2010. – 658 с.
  2. Алексеев А., Структура инноваций: насколько она передовая? // Экономист. – 2012. – №4. – С. 66–78.
  3. Аренд Р. Источники посткризисного экономического роста в России // Вопросы экономики // 2013. – №1. – С. 45–52.
  4. Башмаков, И. Россия – 2020 / И. Башмаков.  // Вопросы экономики. – 2010. – №8. – С. 140–144.
  5. Бекетов Н.В. Особенности развития и перспективы экономического роста российской экономики / Н.В. Бекетов // Экономический анализ: теория и практика. 2013. – № 6. – С. 43–46.
  6. Белянова А.М. Структура экономики и экономический рост / Белянова А.М. // Вестник Московского университета. Серия 6 Экономика. – 2012. – №5. – С. 115–128.
  7. Болдов О.Н. Взаимосвязь экономического роста и динамики национального богатства с учетом невещественного капитала /О.Н. Болдов // Проблемы прогнозирования. – 2013. – №2. – С. 21–32.
  8. Вербин А.А. Научное знание и экономический рост / А.А. Вербин // Инновации. – 2009. – №1. – С. 96–98.
  9. Гершман Б.А. Неравенство доходов и экономический рост: обзор эконометрических исследований // Экон. наука соврем. России. – 2013. – №2. – С. 104–116.
  10. Гершман, Б.А. Неравенство доход и экономический рост: обзор эконометрических исследований / Б.А. Гершман // Экономическая наука современной России. – 2014. – №2. – С. 104–116.
  11. Грязновой А.Г. Макроэкономика. Теория и российская практика / Под. ред. Грязновой А.Г., Думной Н.Н. – М.: КНОРУС, 2010. – 874 с.
  12. Добровольский В. Точки роста и ининновационный потенциал российской экономики в 2013 году / В. Добровольский // Рынок ценных бумаг. – 2012. – №8. – С. 20–24. 
  13. Клепач А.Н. О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием. Презентация от 03.08.2012 г. www.economy.gov.ru. Дата обращения: 07.03.2014 г.
  14. Клоцвог Ф. Тенденции и факторы роста / Ф. Клоцвог, Г. Голубева // Экономист. – 2013. – №10. – С. 20–31.
  15. Коломак Е.А. Межрегиональные различия в России: экономический рост и фискальная политика. – Новосибирск: НГУ, 2013. – 87 с.
  16. Коновалов В. Модели стабилизации экономического роста в условиях кризиса / В. Коновалов // Общество и экономика. – 2012. – №10. – С. 22–34.
  17. Лисин В. Инвестиционные процессы в российской экономике / В. Лисин // Вопросы экономики // 2012. – №6. – С. 68–76.
  18. Мингалева Ж.А. Глобальные стратегии экономического роста в регионах / Ж.А. Мингалева, Ю.Д. Кузьмина // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – №20. – С. 17–21.
  19. Носова С.С. Экономический рост / С.С. Носова, В.И. Новичкова // Экономическая теория для бакалавров: учебное пособие. – М., 2013. – Гл. 32. – С. 265–278.
  20. Попова Е.В. Основные направления модернизации российской экономики// http://bujet.ru/article/98452.php (Дата обращения: 24.03.14)
  21. Синельников – Мурылев С. Российская экономика в 2013 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 32) – М.: Институт Гайдара, 2013. - 592 с.

 

 

 


Информация о работе Модернизация – стратегия инновационного развития национальной экономики