Модернизация – стратегия инновационного развития национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2015 в 13:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является всестороннее исследование теоретических и практических аспектов модернизации, как стратегии инновационного развития национальной экономики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие и сущность модернизации;
- рассмотреть характеристику и значение инновационного развития экономики;
- провести оценку инновационной деятельности в РФ;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы модернизации, как стратегии
инновационного развития национальной экономики 5
1.1 Понятие и сущность модернизации 5
1.2 Характеристики и значение инновационного развития экономики 9
2. Состояние экономики России и её инновационное развитие
в 2010-2012гг. 16
2.1 Оценка инновационной деятельности в РФ 16
2.2 Сравнительный анализ инновационного развития России
и других стран 20
3.Стратегия инновационного развития Российской Федерации
на период до 2020 года 28
Заключение 35
Список используемой литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 295.63 Кб (Скачать)

Таблица 2 -  Инновационная активность организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности

Показатели

Удельный вес организаций,

осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, в %

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Всего

10,3

10,5

9,3

9,4

9,4

9,6

9,4

9,3

Добыча полезных ископаемых

5,7

5,9

5,6

7,0

5,8

5,1

5,8

6,6

Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

7,3

7,4

5,7

8,0

6,6

5,6

7,0

8,0

Добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

4,5

4,8

5,6

6,1

4,9

4,4

4,2

4,8

Обрабатывающие производства

10,9

11,4

10,9

11,1

11,5

11,9

11,5

11,3

Производство пищевых продуктов,

включая напитки, и табака

7,9

7,7

8,0

8,8

8,5

9,9

9,5

9,5

Текстильное и швейное произв.

3,7

3,9

4,3

4,4

5,0

5,7

6,9

7,5

Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

6,4

6,5

6,1

7,7

4,8

4,9

5,5

8,1

Обработка древесины и производство изделий из дерева

3,2

4,4

4,6

3,8

4,6

4,6

3,5

4,1

Целлюлозно-бумажное произв.;

издательская и полиграфическая деятельность

6,5

5,9

3,3

3,0

3,2

3,0

2,6

3,0

Производство кокса и нефтепродуктов

43,4

29,8

31,4

29,3

27,1

31,9

32,7

30,2

Химическое производство

25,9

22,8

23,5

24,2

24,7

22,6

23,6

23,3

Производство резиновых и пластмассовых изделий

11,5

10,2

10,7

11,0

10,1

10,7

11,5

9,6

Производство прочих неметаллических

минеральных продуктов

7,1

9,1

9,3

8,3

8,4

8,2

7,1

7,2

Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий

11,9

11,3

11,9

13,1

13,8

13,8

12,9

13,2

Производство машин и оборудования

13,4

14,2

13,5

15,0

16,1

16,9

14,9

14,8

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

25,9

26,0

26,8

27,0

26,7

25,8

25,7

24,3

Производство транспортных средств и оборудования

21,2

21,8

23,8

22,7

22,7

23,0

19,2

19,0

Прочие производства, не включенные

в другие группировки обрабатывающих произв.

13,8

17,0

14,2

15,6

16,8

14,9

15,7

14,1

Производство и распределение электроэнергии,

газа и воды

6,4

4,7

4,2

4,2

4,1

4,2

4,3

4,3


Источник: Росстат

 

 

Из данных таблицы 2 видно, что удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в промышленности, в общем числе организаций снизился в России с 10,3 % в 2005 году до 9,3 % в 2012 году -   на 10%. Наиболее высокая доля инновационноактивных предприятий в производстве кокса и нефтепродуктов - 30,2%; в производстве электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 24,3; в химическом производстве - 23,3; в производстве машин и оборудования - 14,8; в производстве транспортных средств и оборудования – 19,0.

Самая низкая доля - в целлюлозно-бумажном производстве, издательской и полиграфической деятельности — 3%; в обработкедревесины и производстве изделий из дерева — 4,1%; в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды – 4,3%; в добыче полезных ископаемых – 4,8% (кроме топливно-энергетических); в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых – 8%.

Нет продвижения и в основном виде экономической деятельности — в обрабатывающих производствах. Доля инновационно активных предприятий стоит на месте — около 11% и не растет с 2005 года. А именно обрабатывающие производства являются главным драйвером развития всей экономики, и в первую очередь, производства с высокой добавленной стоимостью.

Доля инновационноактивных предприятий в промышленности у России ниже, чем у всех стран ЕЭС и одна из самых низких в мире.

Таким образом, в последние годы прогресса в инновационной деятельности в РФ не наблюдается, число активных организаций колеблется в пределах 9-10% (в пределах ошибки измерения). И даже самые активные регионы далеки от худших в инновационном развитии стран Европы (Болгария, Румыния, Литва и др.), у которых этот показатель выше 20%. Исключение составляет очень маленькая по численности Магаданская область.

 

2.2 Сравнительный анализ  инновационного развития России  и других стран

 

Мировой опыт развития свидетельствует, что уровень конкурентоспособности экономики страны и положение на глобальном рынке прямо пропорционально зависят от ее инновационного потенциала. В условиях глобализации мировой экономики именно инновационный вектор развития становится основным конкурентным преимуществом на национальном уровне. Согласно публикации «Глобального рейтинга инноваций-2012» Россия находится на 51 месте по уровню инновационного развития из 141 страны исследования. Индекс инновационного развития оценивает в совокупности все факторы инновационного развития стран и подчеркивает важность продуктивного взаимодействия между субъектами инноваций- фирмами, государственным сектором, научными кругами и обществом в современных инновационных экосистемах[1].

Глобальный индекс инноваций рассчитывается на основе анализа 80 различных переменных, которые детально характеризуют инновационное развитие стран мира. Итоговый Индекс представляет собой соотношение затрат и эффекта, что позволяет объективно оценить эффективность усилий по развитию инноваций в той или иной стране. В десятку стран-лидеров по уровню инновационного развития, согласно данного рейтинга, входят Швейцария, Швеция, Сингапур, Финляндия, Великобритания, Нидерланды, Дания, Гонконг, Ирландия и  США. На 50-м месте в рейтинге, т.е. на позицию выше России, находится Молдавия, а на позицию ниже - Румыния.

Значительное отставание по уровню инновационного развития России наглядно иллюстрирует целый ряд показателей. Совокупный уровень инновационной активности организаций в 2012 году представлен на рис. 1.

 

Рисунок 1 - Совокупный уровень инновационной активности организаций в 2012 году (%) [Источник: Попова Е.В. Основные направления модернизации российской экономики// http://bujet.ru/article/98452.php]

 

Из данных рис. 1 видно, что совокупный уровень инновационной активности организаций в 2012 году в России составляет 10,4%, в то время как в ряде развитых стран данный показатель превышает 50%.

Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций в 2012 г. представлен на рис. 2.

 

Рисунок 2 - Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций в 2011 г., % Источник: Попова Е.В. Основные направления модернизации российской экономики// http://bujet.ru/article/98452.php

Из данных рис. 2 видно, что удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в РФ в общем числе организаций увеличился до 8,9% в 2012г., также демонстрируя значительное отставание от более развитых экономик, несмотря на положительную тенденцию внутри страны.   Одновременно с этим возрастает интенсивность затрат на технологические инновации (удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг) с 1,28% в 2006г. до 2,20% в 2012г. Количество организаций, осуществляющих технологические инновации, растет значительно меньшими темпами чем затраты на осуществление данных инноваций. Это свидетельствует либо о неэффективном инвестировании средств, либо о том, что денежные средства инвестируются в уже существующие организации, не стимулируя создания новых предприятий.

Внутренние затраты на исследования и разработки представлены на рис. 3.

 

Рисунок 3- Внутренние затраты на исследования и разработки, 2012г., млрд. долл. США. Источник: составлено автором на основе данных НИУ ВШЭ[http://bujet.ru/article/98452.php]

 

 

 Из данных рис. 3 видно, что Россия, находясь в десятке лидеров по масштабам расходов на науку, существенно отстает от ведущих государств мира с точки зрения приоритетности инновационной сферы в структуре экономики. По показателю доли расходов на НИОКР в ВВП лидерами являются Израиль, Южная Корея, Швеция, Япония. Россия занимает только 29-е место.

Помимо этого наблюдаются следующие тенденции в сфере международной торговли инновациями: объемы российского импорта технологий значительно превышает объем экспорта (по данным за 2011г. в 3,2 раза), вследствие чего образуется отрицательное сальдо платежей, что напрямую свидетельствует о неэффективности обмена технологиями. Аналогичный показатель в большинстве инновационно-развивающихся экономик положителен. В экспорте технологий в РФ доминируют инжиниринговые услуги (66,4%). На долю соглашений, предметами которых являлись товарные знаки, приходилось менее 1% экспорта, тогда как в структуре импорта технологий аналогичная величина достигла 21,8%. Подобные соотношения свидетельствуют о неэффективном характере торговли технологиями с зарубежными партнерами.

Наибольшая доля затрат на исследования и разработки в общей структуре внутренних затрат в России приходится на средства государства (порядка 67,1% в 2012г.), в то время как в развитых экономиках наибольший удельный вес в  структуре внутренних затрат занимают средства предпринимательского сектора (показатель варьируется от 45% до 75%). Так, например, в Германии средства предпринимательского сектора в общей структуре внутренних  затрат на исследования и разработки  составляют 66,1%, в США- 61,6%, в Японии- 75,9%, доля средств государства при этом не превышает трети общей суммы (по данным за 2012г.). Одновременно с этим структура внутренних затрат на исследования и разработки по секторам науки и странам позволяет выявить следующую закономерность: наибольшая доля затрат на исследования и разработки приходится на предпринимательский сектор, который, как обозначено выше, в большинстве развитых экономик в значительной доле финансирует проведение данных исследований. Сравнение международных данных позволяет выявить системный дисбаланс в экономике РФ между  источниками финансирования разработок и распределением данных затрат по секторам науки (рис. 4).

 

Рисунок 4 - Структура внутренних затрат на исследования и разработки по секторам науки и странам, 2012г., проценты. Источник: составлено автором на основе данных НИУ ВШЭ [http://bujet.ru/article/98452.php]

 

Из данных рис. 4 видно, что порядка 30% затрат на исследования и разработки приходится на государственный сектор, однако порядка 61% данных затрат относится на предпринимательский сектор, что свидетельствует о высокой поддержке государства и низкой активности предпринимательского сектора[4].

Безусловно, на начальных этапах государство вынуждено быть локомотивом развития инновационного спроса, а выделение бюджетных средств на поддержку технологических проектов – серьезным рычагом в руках правительства. Эксперты считают, что это направление регулирования требует серьезного обновления нормативной и критериальной базы. В частности, за счет бюджета целесообразно обеспечивать только старт таких проектов. На каждом этапе должна проводиться серьезная экспертиза итогов, результаты которой учитываются при решении о выделении следующих траншей средств[5].

Структура затрат на технологические инновации по видам инновационной деятельности в 2012г. продемонстрирована на рис.5.

 

Рисунок 5 - Структура затрат на технологические инновации по видам инновационной деятельности в 2012г. Источник: [http://bujet.ru/article/98452.php]. 

          

Важным отличием инновационно-развивающихся экономик является то, что наибольший удельный вес затрат приходится на исследования и разработки, выполненные собственными силами и наименьший- на приобретение уже готовых инновационных решений. В сравнении с 2006г. в России наблюдается положительная тенденция: доля затрат на исследования и разработки, выполненные собственными силами увеличилась с 9,5% до 16,8%, однако при этом также значительная их часть идет на приобретение машин, оборудования и программных средств, более четверти всех затрат отнесены на прочие, которые в свою очередь никак не классифицируются и в инновационно-ориентированных экономиках занимают менее 1%.

Вновь внедренные или подвергшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги новые для рынка (в процентах от отгруженного объема товаров, работ, услуг) в 2012г представлен на рис. 6.

 

Рисунок 6 - Вновь внедренные или подвергшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги новые для рынка (в процентах от отгруженного объема товаров, работ, услуг) в 2012г. Источник: [[http://bujet.ru/article/98452.php].].

 

Из данных рисунка 6 видно, что вновь внедренные или подвергшиеся значительным технологическим изменениям инновационные товары, работы, услуги новые для рынка в 2012г. в России составляли 0,8% от отгруженного объема товаров, работ, услуг.

На протяжении последнего десятилетия складывается тенденция: принципиально новые для рынка инновационные товары, работы и услуги производят успешно развивающиеся инновационные экономики- Дания, Швеция, Финляндия, а не развитые- Германия, Норвегия- их доля на рынке напротив снижается. Однако данное снижение компенсируется ростом числа внедренных инновационных товаров, работ, услуг, не новых для рынка, но новых для самих организаций (в РФ он составляет порядка 3%).       

Информация о работе Модернизация – стратегия инновационного развития национальной экономики