Мировой рынок нефти и импорт ее в Республику Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотреть рынок нефти, выявить основные тенденции его развития и провести определенный анализ нефтяной отрасли Республики Беларусь.
В соответствии с целью исследования в курсовой работе определены следующие задачи:
- изучить тенденции развития мирового рынка нефти;
- определить роль нефти в мировой экономике;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3
1. Формирование и основные аспекты развития мирового рынка нефти……………………………………………………………………………....5
2. Роль нефти в мировой экономике…………………………………….11
3. Анализ мировых запасов нефти, основных стран – нефтедобытчиков и потребителей…………………………………………………………………...18
4. Современное состояние импорта нефти в Республику Беларусь…..26
5. Стратегия развития нефтяной отрасли Республики Беларусь ……..32
Заключение.……………………………………………………………….37
Список использованных источников …………………………………..40

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 620.50 Кб (Скачать)

Техническое перевооружение и реализация крупных инвестиционных проектов нефтеперерабатывающего комплекса Беларуси прошедших лет позволили улучшить качество выпускаемой продукции и расширить ее ассортимент. 

В настоящее  время он включает различные виды моторного топлива: автомобильные  бензины, дизельное топливо,  топливо  для реактивных двигателей, осветительный керосин, сжиженные газы, индивидуальные ароматические углеводороды, котельное топливо и др. Весь объем дизельного топлива выпускается в соответствии с требованиями Евро-4, Евро-5 с содержанием серы 10-50 ppm, автомобильный бензин — в соответствии с требованиями Евро-3 и Евро-5. Благодаря своевременной реализации инвестиционных проектов белорусские нефтеперерабатывающие заводы уже сегодня готовы к выпуску моторного топлива, топочного мазута в полном соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана [38].

Мощности по первичной переработке нефти  «Нафтана» (г. Новополоцк) в настоящее  время составляют около 10,8 млн т, Мозырского НПЗ — 12 млн т соответственно. В 2011 г. глубина переработки нефти на новополоцком предприятии составила около 75%. При этом отбор светлых нефтепродуктов был на уровне 54%. На Мозырском НПЗ глубина переработки нефти была около 68%, а отбор светлых нефтепродуктов составил свыше 56%.

Процесс развития нефтепереработки в Беларуси будет продолжен. Итогом реализации программ развития белорусских НПЗ в период с 2011 по 2015 г. должны стать рост объемов переработки нефти на каждом из предприятий до 12 млн. т и увеличение глубины переработки углеводородного сырья до уровня 90—92%. В частности, на «Нафтане» планируется увеличить производство высокооктановых бензинов на более чем 700 тыс. т, а дизельное топливо будет выпускаться только в соответствии со стандартом  Евро-5 — с содержанием серы не выше 10 ppm. Будет также осуществлен выпуск нового вида продукции — нефтяного кокса на установке замедленного коксования в объеме около 450 тыс. т ежегодно. Стоимость этого проекта составляет  более $ 700 млн. Предполагается переработка всех тяжелых нефтяных остатков с выработкой дизельного топлива объемом около 800 тыс. т и автомобильного бензина — свыше 100 тыс. т. Новый вид продукции — нефтяной кокс — будет использоваться в качестве топлива на предприятиях цементной промышленности. На Мозырском НПЗ  в результате реализации инвестиционных проектов отбор светлых нефтепродуктов вырастет до 76%, производство бензина Евро-5 составит около 3 млн. т, значительно снизится выработка мазута — менее чем до 700 тыс. т, а его качество будет соответствовать европейским стандартам — с содержанием серы менее 1%.

В частности, на «Нафтане» в 2012 г. был введен в эксплуатацию вакуумный блок установки висбрекинга, на Мозырский НПЗ — установки вакуумной дистилляции мазута, а также установки низкотемпературной изомеризации на обоих предприятиях. Таким образом, был сделан еще один шаг на пути повышения качества, эффективности переработки углеводородного сырья и расширения ассортиментного ряда товарной продукции. В совокупности с выгодными условиями поставки российской нефти на 2012-й. и последующие годы в рамках подписанного соглашения с РФ это должно обеспечить загрузку производственных мощностей и рентабельность работы белорусских предприятий.

Проводимая  модернизация производств — одно из условий повышения конкурентоспособности  белорусской нефтепереработки на внешнем рынке.  В 2011 г. зарубежным заказчикам ЗАО «Белорусская нефтяная компания», консолидировавшее практически 100% всего экспорта, реализовало около 12,7 млн. т отечественных нефтепродуктов на сумму $ 9,9 млрд, или около 154% в физическом выражении, и более чем в 2 раза больше — в стоимостном по сравнению с показателями 2010 г.

Основная экспортная позиция — топочный мазут (4,8 млн. т, или 38% всего объема экспорта), дизельное топливо (3,5 млн. т, или 28%), автомобильный бензин (около 2 млн. т, или 16%). В перечне экспортных товаров также вакуумный газойль, печное топливо, продукт остаточного гидрокрекинга, керосин экологически улучшенный, реактивное топливо и другие нефтепродукты.

Экспорт белорусских  нефтепродуктов в 2011 году в основном осуществлялся в направлении портов стран Прибалтики (около 63% всего объема). Еще примерно 27% от общего объема внешних поставок было экспортировано на рынки таких стран, как Украина, Польша, Латвия, Литва, Эстония, Молдова, Венгрия и Словакия, а также около 2% — на рынки стран Центральной Азии (Кыргызстан, Таджикистан и Монголия). Кроме того, примерно 8% объема белорусских нефтепродуктов было поставлено в порты Черного моря транзитом через Украину. В основном, мазут.

В 2011 г. ЗАО «Белорусская нефтяная компания» работала со своими клиентами по долгосрочным и спотовым контрактам. Причем преимущественно на спотовой основе. По долгосрочным контрактам в 2011 г. было отгружено 25—30 % объема экспорта [38].

По результатам  проведенных в 2011 г. конкурсов на долгосрочной основе БНК законтрактовала около 8 млн. т нефтепродуктов. Из них на условиях FOB — около 6,5 млн. т нефтепродуктов. Это означает, что продавец (в данном случае Белорусская нефтяная компания) оплачивает доставку товара до момента погрузки, саму погрузку на борт, а также на него возложены обязанности по очистке товара от пошлин (при экспортной поставке). В свою очередь покупатель оплачивает перевозку, страховку, расходы по разгрузке и транспортировке до места назначения. К слову, в целом за 2011 г. экспорт нефтепродуктов на этих условиях по отношению к 2010 г. увеличился более чем втрое и составил около 4,5 млн. т. Очевидно, эти условия останутся приоритетными.

В 2013 г. и в последующем белорусские экспортеры намерены укреплять свое присутствие на внешних рынках. В этой связи основной целью работы БНК в ближайшие годы будет увеличение объемов реализации продукции на рынки Украины, Польши, стран Прибалтики, Молдовы, Словакии, Чехии и других стран. На данные рынки возможна поставка светлых нефтепродуктов: дизельного топлива, автобензина, сжиженного газа. Ввиду некоторых ограничений на данных рынках по потреблению оставшиеся объемы планируется поставлять на условиях FOB. Вторым основным направлением является поставка преимущественно темных нефтепродуктов на условиях FOB в страны дальнего зарубежья. В частности, мазута топочного, вакуумного газойля и других. 

Учитывая то, что примерно 60—70% объема белорусских  нефтепродуктов экспортируется в направлении  прибалтийских портов, а также  то, что Латвия и Эстония не имеют  собственных нефтеперерабатывающих заводов  и полностью зависят от импорта, БНК сегодня активно прорабатывает вопрос открытия своей дочерней структуры в одной из стран Прибалтики. Наиболее целесообразным представляется открытие такой компании в Латвии. В дальнейшем — в Эстонии и Литве. Это станет важным шагом в реализации следующего пункта стратегии ЗАО «БНК» на ближайшие годы — перехода на одноканальную схему реализации белорусских нефтепродуктов через дочерние компании в данных странах. Принцип работы такой системы заключается в реализации всего объема определенного нефтепродукта в какую-либо страну через зарегистрированную в ней дочернюю компанию. Для индикации  цены  сделки на Единой торговой площадке Белорусского нефтяного торгового дома выставляется определенный объем данного нефтепродукта. В случае его приобретения конечным потребителем либо какой-то трейдерской структурой договор о поставке заключается именно с дочерней компанией, то есть она фактически выступает оператором контракта. Руководство Белорусской нефтяной компании рассчитывает, что это позволит за счет исключения посреднических звеньев на пути доставки продукта до конечного покупателя повысить эффективность реализации экспортного продукта [38].

В 2011 г. подобная одноканальная схема реализации дизельного топлива отечественного производства была успешно применена на украинском рынке через дочернюю компанию ООО «БНК-Украина». В дальнейшем планируется переход на такую систему продажи и по автомобильному бензину. Главное, отечественные нефтепереработчики должны быть готовы к усилению конкуренции в Украине с теми же российскими компаниями по правилам, определенным соглашениями по Единому экономическому пространству [37].

В течение 2010—2015 гг. на нефтеперерабатывающих заводах  Беларуси предстоит увеличить глубину переработки нефти с 70—73% до 90—93%. Это позволит обеспечить дополнительный объем светлых нефтепродуктов  и положительную рентабельность производства. С этой целью будут построены комплекс переработки тяжелых нефтяных остатков на Мозырском НПЗ и  установка замедленного коксования на «Нафтане».

Еще одна задача белорусских нефтепеработчиков  — повышение качества нефтепродуктов и расширение их ассортимента. Для  этого в Мозыре  планируется  построить установку гидроочистки дизельного топлива и создать производство высокооктановых добавок к бензинам, в Новополоцке — продолжить реконструкцию систем гидроочистки и каталитического реформинга. Для осуществления всех этих задач потребуется $ 2,85 млрд. инвестиций.

На Мозырском  НПЗ проект по строительству новой установки гидроочистки дизельного топлива позволит привлекать дополнительные объемы сырья.  

В результате внедрения  процесса замедленного коксования на ОАО «Нафтан»  будет производиться  новый продукт — востребованный на мировом рынке нефтяной кокс в  количестве 462 тыс. т в год. Также будет развиваться производство реактивного топлива марки Jet A-1, который находит своих покупателей в Польше, Прибалтике и Средней Азии. Большие перспективы для реализации на внешнем рынке имеет выпуск новых моторных масел, в том числе марки «Нафтан Д3». Они применяются в системах смазки современных двигателей грузовых автомобилей не только белорусского, но и российского производства. Кроме того, на «Нафтане» начнется производство топливного и сжиженного газа, а на Мозырском НПЗ в процессе производства будут получать мазут только с низким содержанием серы (не более 1% в объеме продукта).

Отечественные специалисты рассчитывают, что реализация перечисленных мероприятий позволит обеспечить привлекательность нефтепереработки на белорусских НПЗ, сохранить позиции на мировом рынке и в странах СНГ в условиях конкуренции. Естественно, с учетом подписанных двусторонних документов, которые предусматривают поставки венесуэльской нефти на период  2011—2013 гг. Так, в соответствии с контрактом, заключенным ЗАО «Белорусская нефтяная компания» и компанией «Петролеос де Венесуэла», в Беларусь будет ежегодно поставляться до 10 млн. т венесуэльской нефти. Кроме того, Венесуэла намерена передать Беларуси два новых месторождения, которые позволят белорусской стороне добывать более 1 млн. т нефти в год.

В самой Европе наблюдается избыток бензина  и дефицит дизельного топлива. В  то же время спрос на дистилляты или легкие фракции, из которых потом  получают светлые нефтепродукты (тот  же вакуумный газойль), стабилен и имеет тенденцию к росту. Насущной проблемой также является сбыт мазута, получаемого при производстве бензина и дизельного топлива. Одно из решений, по мнению специалистов, — экспорт мазута в Китай, где он востребован в качестве сырья для переработки на НПЗ, а также используется как компонент топлива для судов. Однако угрозу такому направлению европейского экспорта представляет наращивание объемов производства нефтепродуктов на рынке Ближнего Востока.

В плане технологического процесса переработки нефти рынок  развивается сегодня по определенным направлениям, это активное замещение  нефтяных компонентов стандартного топлива биологическими и экономное  использование энергоресурсов. При  этом доходность европейских нефтяных компаний заметно уменьшается.

Эксперты отмечают также и снижение спроса на нефтепродукты  в Европе. В целях поддержки  прибыльности работы европейские нефтепереработчики вынуждены производить бензин-полуфабрикат спецификации Eurobob с добавлением этанола. Через европейский континент он поступает на североамериканский рынок, где используется как сырье для дальнейшего производства продуктов более высокого качества [37].

Несмотря на тенденции западноевропейского  рынка, для белорусских НПЗ ситуация не настолько критическая. Беларусь не экспортирует продукцию напрямую в такие страны, как Германия, Франция, Италия, поставки осуществляются в основном в страны Восточной Европы — Прибалтику, Украину. Наблюдается положительная динамика развития рынков специализированных нефтепродуктов. В том числе — базовых моторных масел, которые сегодня используются в качестве ценового индикатора-эталона во всем мире. По мнению экспертов, данная ниша на рынке нефтепродуктов может быть занята белорусами. Производство базовых моторных масел в перспективе будет оставаться высокодоходным в отличие от стандартных.

Получение новых нефтепродуктов, которые будут в дальнейшем использоваться в качестве сырья для химической промышленности наравне с производством высококачественного топлива, — это основная задача, которая сегодня стоит перед белорусскими нефтепереработчиками.

 

 

 

 

 

Заключение

 

На начало ХХI века нефть остается важнейшим мировым энергетическим ресурсом и крупнейшим объектом международной торговли. Вместе с тем нефть является исчерпаемым ресурсом и по имеющимся относительно новым прогнозам при текущем уровне добычи мировая обеспеченность нефтью составляет по крайней мере порядка 40—50 лет. Эти оценки, сделанные в последние 5—10 лет, несравненно более оптимистичные, чем те, что имели место в 50—70 гг. истекшего столетия.

Новые представления  о степени обеспеченности мировыми запасами нефти обусловлены тем, что вследствие продолжающегося  открытия все новых месторождений, а также использования достижений научно-технического прогресса, позволяющих увеличить степень извлекаемости нефти из недр и обеспечивающих возможность добычи нефти из месторождений, расположенных в отдаленных пока еще малоосвоенных районах, а также на мировом шельфе, на обозримую перспективу не предвидится острого дефицита нефти в мире вследствие абсолютного истощения ее геологических запасов. По показателю обеспеченности нефтяными ресурсами лидируют страны Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, Иран), а также Россия.

Информация о работе Мировой рынок нефти и импорт ее в Республику Беларусь