Мировой финансовый кризис. Причины и последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 07:20, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что разразившийся осенью 2008 года мировой экономический кризис диктует необходимость выявления причин его возникновения, анализа последствий для экономики России и зарубежных стран. Это затронуло мировое сообщество в целом, и сегодня актуально рассуждать на тему, почему получилось так, кто в этом виноват и что будет дальше.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 237.13 Кб (Скачать)

        В этой же статье М.Хазин  предлагает прогноз на развитие  экономической ситуации в 2011 году: «Поскольку никаких принципиальных отклонений от базовой модели кризиса, разработанной еще в начале 2000-х годов, не произошло, главным фактором, который будет определять развитие событий в 2011 году, будет взаимодействие двух потенциальных сценариев, инфляционного и дефляционного. При этом последние заявления руководителей ФРС показывают, что они не готовы руководить денежной политикой в условиях дефляционного сценария, более того, совершенно не собираются принимать на себя ответственность за ранее сделанные ошибки. Это означает, что, скорее всего, с подавляющей вероятностью, после того, как эмиссионная программа QE2 закончит свое действие, ей на смену придет новая, причем более интенсивная.

     Теоретически, более точно ответить на вопрос, не рискнет ли ФРС отказаться от эмиссионных программ, мы сможем узнать после первого в этом году заседания Комитета по открытым рынкам ФРС США в 20-х числах января, но шансов на целенаправленный переход к дефляционному сценарию крайне мало. А вот вероятность самопроизвольного перехода есть. Дело в том, что эмиссионные деньги попадают в экономику через бюджетный и финансовый сектор, причем последний не может сегодня нормально (то есть с более или менее заметной прибылью) инвестировать избыточные наличные деньги. С учетом падения кредитного мультипликатора, объем наличных денег по отношению к ВВП серьезно растет, и, рано или поздно, они попадают на финансовые спекулятивные рынки, в частности, на рынки сырьевых и продовольственных фьючерсов. Как следствие, цены на ряд ресурсов серьезно растут, что вызывает рост издержек реального сектора, который, так или иначе, вынужден их перекладывать на другие сектора экономики.

        В частности, в США растет реальная безработица (что хорошо видно на графике продолжительности времени поиска работы), сокращаются инвестиционные расходы, падает кредитование реального сектора (который не получает прибыль) и, наконец, растут цены на товары повседневного спроса, особенно по той номенклатуре, по которой отмечается низкая эластичность спроса по цене. Последнее противоречит монетаристским догмам (поскольку общие расходы домохозяйств, как и предписывает теория кризиса, сокращаются), но, в США последние пару лет серьезно меняется структуры потребительской корзины в пользу наиболее дешевых товаров).

        Пока массовых банкротств в реальном секторе экономики США не наблюдается, более того, оценить еще имеющийся у предприятий запас прочности практически не представляется возможным, поскольку они, по мере возможности, тщательно скрывают свои проблемы от внешнего мира. Но, теоретически, в любой день может начаться мощная волна банкротств предприятий реального сектора (поставляющих конечным потребителям не только товары, но и услуги), остановить которую усилением эмиссии будет невозможно. И потому, что ФРС не может напрямую кредитовать нефинансовые учреждения, а банки не будут кредитовать заведомых банкротов, и потому, что соответствующих ресурсов просто нет в природе.

     В любом случае, по мере сокращения запаса прочности в отдельных отраслях и регионах (а они, конечно, у всех разные), их представители начнут отстаивать все более и более жесткие методы регулирования, что не может не повлиять на поведение отдельных руководителей ФРС и федерального казначейства, даже если мы об этом давлении ничего знать не будем.

      Отметим, что начало такой «волны банкротств» в реальном секторе приведет к резкому падению совокупного спроса, и по причине роста безработицы, и в связи с резким падением оптимизма потребителей, и из-за роста сбережений. Иными словами, переход к дефляционному сценарию довольно быстро затронет практически все отрасли экономики, радикально изменит всю финансово-экономическую политику и властей, и корпораций. Что касается домохозяйств, то для них такой переход будет означать начало резкого падения уровня жизни.

      Подобный переход может произойти и по внеэкономическим причинам. Например, в случае начала полномасштабной агрессии США и Израиля в Иране (а значит – и в Пакистане), каких-либо других политических авантюр руководства США, которое заинтересовано в том, чтобы снять с себя внутриполитическую ответственность за начало кризиса. Кроме того, его может вызвать крупный теракт или стихийное бедствие, например, мощное землетрясение в Японии или Калифорнии. Более того, такое событие может даже не быть достаточно крупным, для того, чтобы вызвать такие последствия, но в том случае, если точка самопроизвольного перехода к дефляционному сценарию будет уже достаточно близко, власти США могут вызвать его искусственно, за счет чисто пропагандистских методов привязав его к внешне «объективной» причине.

      Таким образом, ключевой точкой 2011 года может стать самопроизвольный переход от (пока) управляемого инфляционного сценария к сценарию дефляционному. При этом вероятность «сваливания» в гиперинфляцию представляется мне пока крайне малой, поскольку этот сценарий в принципе не реализуем, если не существует механизмов прямой доставки эмиссионных денег домохозяйствам (потребителям), а такой механизм пока не создан.

     Главной задачей  будет защита локальных рынков от скачков цен, вызванных эмиссией в США. Так, Евросоюз жизненно заинтересован в поставках сырья, однако рост цен на него, который зависит от эмиссии американского доллара и событий на Лондонской и Нью-Йоркской биржах, ставит под удар всю экономику этого региона. И ради решения этой важнейшей задачи, не исключено, что отдельные страны ЕС будут пытаться выйти из механизмов биржевого определения цен, например, за счет установления долгосрочных бартерных связей с рядом других Азии и Африки.

        Еще одна проблема, которая будет серьезно влиять на геоэкономические отношения в мире, будет борьба за сокращающийся спрос. Особенно сильно она проявится между США и Евросоюзом и между Китаем и странами северной Атлантики. Конфликт между ЕС и США уже себя проявил в 2010 году в части поочередных девальваций доллара и евро, но в этом году, скорее всего, схватка продолжится уже на уровне нетарифной защиты. В частности, мне представляется очень вероятным, что резко вырастет роль различных инструментов «защиты потребителя», которые будут использоваться для вытеснения «некачественной» импортной продукции с национальных рынков. Не исключено даже, что аналогичные процессы пойдут и внутри самого Евросоюза. Отметим, что жертвой таких методов может стать и экспорт в Европу третьих стран, России в частности.  
   Собственно, аналогичные процессы будут протекать по всему миру и по всему спектру мировой торговли: национальные государства начнут все более и более жестко ограничивать импорт и, по мере возможности, поддерживать экспорт своих товаров. Фактически, можно смело сказать, что в мире начнутся массовые торговые войны, которые положат начало заката всей системы ВТО. Все попытки мировой финансовой элиты изменить ситуацию будут достаточно бессмысленны.

     Ответ на вопрос о том, что делать с этими, накопившимися долгами, станет одним из главных вопросов, который придется решать в 2011 году. Не вызывает сомнений, что в общей форме он сформулирован не будет, но локально будет возникать все чаще и чаще: и в форме проблем задолженности ряда государств Европы, и в форме закрытия частных банков в США, и в росте индивидуальных банкротств. А каждое банкротство (дефолт) – это сокращение реальных активов, под которое сегодня осуществляется кредитование. Иными словами, в наступившем году одной из главных проблем станет разработка новых кредитных механизмов, обеспечивающих нормальное кредитование предприятий. Ответ на вопрос о том, как и где они начнут внедряться, скорее всего, лежит за пределами наступившего года. [22]

        В своей книге «Первая волна  мирового финансового кризиса», Д. Сорос, рассматривая причины  и развитие кризисных явлений  в экономике США и других  европейских стран, отметил, что  для того, чтобы экономика не  скатилась в депрессию, президент  США Б.Обама должен реализовать радикальный и всеобъемлющий план действий, включающий:

  1. Пакет стимулирующих финансовых мер
  2. Тщательный пересмотр механизмов, связанных с ипотекой
  3. Рекапитализацию банковской системы
  4. Инновационную политику в области энергетики
  5. Реформу международной финансовой системы

       Помимо этого, во избежание  перерождения финансового кризиса  в беспорядок и депрессии по  всему миру, необходимо защитить  финансовые системы стран   периферии, в том числе содействовать  финансированию торговли и обеспечить  возможность для правительств стран периферии проводить антициклическую  финансово-бюджетную политику, что не сможет обойтись без долгосрочного финансирования. Кроме того, потребуются и другие международные мероприятия: законодательные акты в области банковского дела должны координироваться на международном уровне;  регулирование рынка должно быть глобальным; правительствам государств необходимо координировать между собой проводимую ими макроэкономическую политику для предотвращения значительных колебаний валютных курсов и других отклонений, а также следует разработать схемы стабилизации в области сырьевых товаров.

   Нынешний финансовый кризис показал  всю несправедливость системы,  которая была создана в Соединенных  штатах и приносит вред прежде всего периферийным странам.

     Д. Сорос утверждает, что закончился  длительный период относительной  стабильности, основанной на роли  США как доминирующей силы  и доллара как основной международной  резервной валюты, и предвидит  период политической и финансовой  нестабильности, вслед за которым  сформируется новый мировой порядок.[5,29,45,49,182,256] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Последствия мирового финансового  кризиса.

   

     В целом, последствия кризиса  можно разделить на две большие  группы:

  1. Первая группа – это текущие последствия. Они являются оперативной реакцией  на кризис. Их анализ позволяет оценить состояние экономики и общества в краткосрочной перспективе. Наиболее ощутимыми из таких последствий являются безработица, инфляция, темпы падения экономических показателей.
  2. Вторая группа последствий – это те изменения, которые ожидают нас в долгосрочной перспективе. На данной стадии оценка таких последствий мирового финансового кризиса относится к области прогнозов. Но именно от того, в какой мере кризис отразится на мировой экономике, как изменит ее содержание, будет зависеть все ее будущее.

      Глобальный характер кризиса  не означает, однако, что его последствия  будут одинаковы для всех стран  и всех секторов экономики.  Как и в случае с причинами  возникновения кризиса, его последствия  сильно различаются в зависимости  от уровня промышленного развития  государства и антикризисных  мер, которые предпринимаются  властями.[17]

        Так, по итогам первого квартала 2010 г., по темпам роста ВВП (2,9%) и роста промышленного производства (5,8%), Россия  вышла на 2-е  место среди стран «Большой Восьмерки», уступив только Японии.

       Экономические последствия. Глобальная рецессия

    Некоторыми экономистами ещё в феврале 2008 года высказывалось мнение о том, что мировая рецессия уже началась.

     Опубликованный 13 ноября 2008 года экономический обзор Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) констатировал, что развитые экономики мира вступили в рецессию. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings полагало, что рецессия будет самой суровой со Второй мировой войны, и впервые развитый мир вступает в неё синхронно. 25 ноября 2008 года сообщалось, что, согласно расчётам Министерства экономического развития России, впервые с момента начала мирового кризиса зафиксировано снижение ВВП в России в одном месяце по отношению к предыдущему: в октябре ВВП снизился на 0,4 % по отношению к сентябрю, хотя в годовом выражении, по сравнению с октябрем 2007 года, вырос на 5,9 %.

        В половине ноября 2008 года угроза скорой дефляции в развитых странах стала темой экономических обозрений и анализа. В начале декабря 2008 года ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ Владимир Мау утверждал: «В условиях нынешнего кризиса вполне мыслима ситуация сочетания дефляции в одной части мира и стагфляции в другой. …мир может столкнуться с двумя параллельно разворачивающимися моделями кризиса, требующими противоположных подходов. Борьба с дефляцией в западном мире будет выталкивать инфляцию во внешний для него мир, в развивающиеся экономики. А последние, повторяя западные подходы к борьбе с кризисом, быстро окажутся в ловушке стагфляции».                   Политэкономические и геополитические последствия

Информация о работе Мировой финансовый кризис. Причины и последствия