Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 23:41, курсовая работа
Данная курсовая работа касается такой проблемы как миграция и эмиграция рабочей силы. Это явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, а, следовательно, и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции.
На мой взгляд, проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города своей) в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу.
Введение...................................................................................................................3
1 Трудовые ресурсы и их перемещение................................................................5
1.1 Трудовые ресурсы……..........................................................................5
1.2 Трудовая миграция: сущность и виды..................................................7
2 Международная трудовая миграция и её регулирование...............................15
2.1 Центры международной миграции.....................................................14
2.2 Регулирование международной миграции рабочей силы.................18
2.3 Регулирование иммиграции ………………………………………....20
2.4 Причины и социально-экономические последствия миграции…....24
3 Миграция в современном мире.........................................................................27
3.1 Значение трудовой миграции для мировой экономики.....................27
3.2 Миграционные процессы в России......................................................31
Заключение.............................................................................................................34
Список использованных источников...................................................................36
Приложение А Данные об эмиграции из России………
2.4 Причины и социально-экономические
последствия миграции
Причинами
миграции рабочей силы являются факторы
как экономического, так и неэкономического
характера. К причинам неэкономического
типа относятся: политические, национальные,
религиозные, расовые, семейные и др.
Главной
причиной как внутренних, так и внешних
миграций является экономическая. Она
заключаются в различном экономическом
уровне развития отдельных стран, различии
в условиях заработной платы, наличии
безработицы в некоторых странах, функционировании
международных корпораций, вывозящих
рабочую силу для работы в зарубежных
филиалах. Люди едут в другие страны и
районы в поисках работы, в места с более
высоким уровнем жизни. [10]
Объективно
возможность миграции появляется вследствие
национальных различий в условиях заработной
платы за ту или иную профессиональную
деятельность. Существенным экономическим
фактором, определяющим миграцию рабочей
силы, является наличие органической безработицы
в некоторых странах, прежде всего слаборазвитых.
Важным фактором международной трудовой
миграции является вывоз капитала, функционирование
международных корпораций. Транснациональные
корпорации способствуют соединению рабочей
силы с капиталом, осуществляя либо движение
рабочей силы к капиталу, либо перемещение
своего капитала в трудо избыточные регионы.
Развитие средств транспортной связи,
в свою очередь, способствует существенному
развитию международной трудовой миграции.
[1]
Каждая
из этих причин способна привести, и приводят
к крупным международным перемещениям
рабочей силы. Миграция рабочей силы ведет
к выравниванию уровней оплаты труда в
различных странах. В результате международной
миграции трудовых ресурсов за рубеж перемещается
товар особого свойства - рабочая сила.
Его принципиальное отличие от других
товаров заключается в том, что сама рабочая
сила является фактором производства
других товаров.
Следует
иметь в виду, что международная миграция
рабочей силы (как и вообще миграция населения)
- это не только экономическое, но и сложное
политическое, и социально-экономическое
явление. Оно значительно влияет на состав
трудовых ресурсов как стран-доноров,
так и принимающих стран, создает новую
ситуацию на рынках труда, привносит немало
изменений (и не только позитивных) в социальную
и политическую жизнь многих принимающих
стран. [12]
Страны,
принимающие рабочую силу, получают при
этом следующие преимущества:
* повышается конкурентоспособность производимых страной товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;
* иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;
* при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;
* иностранные рабочие часто рассматриваются как определенный амортизатор в случае кризисов и безработицы. Они первыми могут быть уволены;
* иностранные
работники не обеспечиваются пенсиями
и не учитываются при реализации разного
рода социальных программ.
Организация
экономического сотрудничества и развития
(ОЭСР) утверждает, что иммигранты улучшают
демографическую картину развитых стран,
страдающих старением. Во Франции, Германии,
Швеции 10% всех новорожденных появляются
в семьях переселенцев. В Швейцарии - 24%,
а в Люксембурге - почти 38%. Вместе с тем,
хотя замедляется общий темп старения
населения страны, на соотношение рождаемости
и смертности коренных жителей эта статистика
не влияет никоим образом.
Нельзя
не сказать и о некоторых отрицательных
моментах, связанных с импортом рабочей
силы. К ним следует отнести возникновение
элементов социальной напряженности в
обществе (при занятии тех рабочих мест,
на которые претендуют местные работники),
межнациональная неприязнь и др.
Для стран,
экспортирующих рабочую силу, в свою очередь,
также имеется целый ряд преимуществ.
Основные из них следующие.
1. Экспорт рабочей силы рассматривается как важный источник поступления СКВ в страну.
2. Экспорт рабочей силы означает уменьшения давления избыточных трудовых ресурсов и, соответственно, социального напряжения в стране.
3. Бесплатное для страны-экспортера обучение рабочей силы новым профессиональным навыкам, знакомство с передовой организацией труда и др.
4. В то же время
страны-экспортеры капитала сталкиваются
и с некоторыми негативными явлениями.
Главное - это «утечка мозгов», отток квалифицированных,
инициативных кадров, столь необходимых
национальной экономике. [8]
---
3 Миграция и современный мир
3.1 Значение
трудовой миграции для мировой экономики
Миграционные
процессы обрели со второй половины двадцатого
столетия поистине глобальные масштабы,
охватив все континенты планеты, социальные
слои и группы общества, различные сферы
общественной жизнедеятельности. Вполне
правомерно минувший век назван «эрой
миграции». Сегодня
уже никто не оспаривает того положения,
что миграция стала одним из главных факторов
социального преобразования и развития
во всех регионах мира. Международная
миграция в современном обществе является
довольно значимым явлением с точки зрения
масштабов (по данным ООН, в 2000 г. в мире
насчитывалось 174,8 млн. мигрантов), а также
социально-экономических и политических
последствий для стран и регионов. Преобладающим
направлением современной миграции стали
перемещения населения из беднейших развивающихся
стран в экономически развитые государства.
[9]
Следует
заметить, что масштабы миграционных процессов
в мире имеют тенденцию к постоянному
увеличению - в них вовлекается все
большее число людей. В частности, только
за 2000 г. количество мигрантов выросло
на 20,8 млн. человек, или примерно на 13,5%
по сравнению с предыдущим годом. Принято
считать, что миграция стала одним из проявлений
процесса глобализации мировой экономики
и определяется в основном причинами объективного
порядка.
Отчасти
с подобной точкой зрения можно согласиться,
в последнее время в мировой экономике
действительно четко обозначились
два противоположных полюса - богатый
Север и бедный Юг, отличающиеся не только
социально-экономическими, но и демографическими
параметрами, которые традиционно порождали
международную миграцию населения.
Значение
миграции как фактора в социальных изменениях,
происходящих в мире, находит отражение
в факте концентрации международных мигрантов
в определенных странах и регионах мира.
ООН констатирует, что 90% лиц этой категории
проживают в 55 странах. Вектор миграционного
потока направлен от менее развитых к
более развитым странам (или Юг-Север).
В результате фактор миграции сильнее
воздействует именно на эти страны, где
иммигранты составляют 4,6% от численности
постоянного населения, в то время как
в развивающихся странах - не более 1,6%.
Самая высокая доля иммигрантов сосредоточена
в Океании (17,8%), Северной Америке (8,6%) и
Западной Европе (6,1%).[8] Столь высокая концентрация
доли некоренного населения существенно
сказывается на социальных отношениях,
культуре, национальной идентичности
и политике в этих странах. Недооценка
ими миграции во второй половине XX в. привела
к тому, что расширение «иммиграционной экспансии» завершится
созданием обществ с культурным и этническим
разнообразием. И каждой из указанных
стран пришлось выбирать собственный
путь регулирования этого разнообразия:
ассимиляция, дифференциальное исключение
и мультикультурализм.
В то
же время миграционные процессы как фактор
социальных преобразований влияют и на
страны, утрачивающие часть своего населения.
Здесь становится все более ощутимой нехватка
трудовых ресурсов, деформируется половозрастная
структура населения за счет убытия из
его состава наиболее здоровых, молодых
профессионально подготовленных граждан.
Миграция - явление по большей части молодежное,
поэтому, как правило, иммиграция улучшает
половозрастную структуру принимающего
сообщества, а эмиграция - ухудшает. «Ухудшение» нужно
понимать весьма относительно - часто
в ситуации взрывного роста численности
населения резко увеличивается доля молодых
возрастов, для самореализации которых
нет, и в короткие сроки, не могут быть
созданы соответствующие условия. [20]
Миграционная
политика многих экономически развитых
стран мира ставит в качестве одного из
основных приоритетов необходимость интеграции
иммигрантов в новом обществе. В настоящее
время в мировой практике сложилось два
основных способа интеграции: ассимиляция
и взаимное сосуществование культур. Ассимиляция
- это процесс, в результате которого члены
одной этнической группы утрачивают свою
первоначальную культуру и усваивают
культуру другой этнической группы, с
которой они находятся в непосредственном
контакте. Нередко ассимиляция обозначает
особую политику доминирующей национальной
группы в отношении этнических меньшинств,
направленную на искусственное подавление
их традиционной культуры. Политика в
отношении интеграции иммигрантов зачастую
существенно различается и страны можно
подразделить на две основные группы.
К странам, проводящим политику ассимиляции,
относятся Франция, Германия, США, Швейцария.
А политики взаимного сосуществования
культур придерживаются Великобритания,
Канада, Нидерланды, Бельгия, государства
Скандинавии.[9]
В условиях
интенсивной миграции кардинально изменяется
этнический состав населения многих стран
и крупных городов. Наиболее яркий пример
- США. Здесь сегодня каждый четвертый
американец - темнокожий. По данным Бюро
переписи США, в 2006г. около 18% населения
США не разговаривают дома на английском
языке, а 4% - английского языка просто не
знают или владеют им очень слабо. В 60%
случаев общение идет на испанском языке,
что связано с ростом иммиграции из стран
Латинской Америки. Если современные тенденции
в области миграции и естественного движения
населения сохранятся, то латиноамериканское
и темнокожее население увеличится к 2020
г. до 115 млн. человек (около 35% населения),
в то время как белое население почти не
увеличится. К 2056 г. темнокожее население
составит около 50% населения США. В этнической
структуре населения Нью-Йорка доля белых
сократится с 45% до 29%, афроамериканцев
- с 27% до 25%, выходцев из азиатских стран,
напротив увеличится с 10% до 20%, а доля метисов
и представителей других рас вырастет
с 18% до 26%.[9]
Сходные процессы происходят в Европе. Официально в странах ЕС проживают 18,4 млн. иммигрантов, или всего около 5% населения. Однако если принимать во внимание нелегальных иммигрантов и натурализовавшихся иностранцев, то, по оценкам европейских экспертов, эта цифра будет больше по крайней мере на 40-60%, то есть примерно 25-29 млн. человек. В Лондоне доля белого населения сократится с 72% до 45%, африканцев - с 11% до 9%, в то же самое время доля выходцев из Южной Азии увеличится с 10% до 26%, китайцев - с 3% до 6%, метисов - с 4% до 14%. [13]
3.2 Миграционные
процессы в России
В 90-х
гг. возникло такое принципиально новое
для России явление, как бизнес-эмиграция,
т.е. эмиграция предпринимателей, связанная
не с экономическими трудностями и лишениями,
а со стремлением к политической и экономической
стабильности, с опасением потери достигнутого
уровня благосостояния и отсутствием
перспектив для бизнеса.
Помимо
проблемы внешней миграции весьма серьезно
в настоящее время встала для России
проблема иммиграции, преимущественно
из стран ближнего зарубежья, а также из
некоторых развивающихся стран Азии и
Африки.
Прием,
размещение и трудоустройство наших
соотечественников потребует от России
значительных материальных и организационных
усилий. Серьезного внимания и регламентирования
требует и проблема беженцев в Россию
из развивающихся стран, которая приняла
масштабный характер. Заниматься этими
проблемами в России призвана Федеральная
миграционная служба. [3]
Вхождение
России как равноправного партнера в мировое
экономическое сообщество неизбежно связано,
помимо других факторов, с таким многогранным
процессом, как международная миграция
рабочей силы. Россия с запозданием включилась
в международные процессы миграции населения.
Импортируя рабочую силу, она лишь в начале
90-х годов открыла вопрос об экспорте своей
рабочей силы.
С принятием «Закона
о занятости» (1991 г.) всем гражданам России
предоставлено юридическое право выезжать
за рубеж на работу. Осуществить это право
человек может либо в соответствии с межправительственными
соглашениями, используя специальные
агентства, либо сам, найдя работу за границей.[1]