Миграция и эмиграция трудовых ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 23:41, курсовая работа

Краткое описание

Данная курсовая работа касается такой проблемы как миграция и эмиграция рабочей силы. Это явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, а, следовательно, и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции.
На мой взгляд, проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города своей) в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу.

Оглавление

Введение...................................................................................................................3
1 Трудовые ресурсы и их перемещение................................................................5
1.1 Трудовые ресурсы……..........................................................................5
1.2 Трудовая миграция: сущность и виды..................................................7
2 Международная трудовая миграция и её регулирование...............................15
2.1 Центры международной миграции.....................................................14
2.2 Регулирование международной миграции рабочей силы.................18
2.3 Регулирование иммиграции ………………………………………....20
2.4 Причины и социально-экономические последствия миграции…....24
3 Миграция в современном мире.........................................................................27
3.1 Значение трудовой миграции для мировой экономики.....................27
3.2 Миграционные процессы в России......................................................31
Заключение.............................................................................................................34
Список использованных источников...................................................................36
Приложение А Данные об эмиграции из России………

Файлы: 1 файл

курсовая по МЭО.doc

— 191.47 Кб (Скачать)

     Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан российское правительство предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств - участников СНГ. Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян. [1]

Рассматривая  безвозвратную российскую трудовую миграцию, как негативный момент в ходе либерализации международных экономических отношений, следует вместе с тем признать, что временная легальная трудовая миграция (в том числе и интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для (государства и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности России. 

     На  круглом столе Общественной палаты, посвященном внутренней трудовой миграции в России, эксперты сообщили о заметном снижении мобильности трудовых ресурсов - не менее чем в полтора раза с 1994 года. По мнению экспертов, рост миграции характерен только для динамично развивающихся центров - Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Белгородской, Тюменской областей. Впрочем, статистика его учитывает плохо - госпожа Зайончковская указала на то, что, согласно данным Росстата, прирост числа мигрантов из остальной России в Москву сохраняется на уровне 100 тыс. в год, то есть 1 млн. человек в течение десяти лет.[12] 

     Поток трудовых мигрантов в менее благополучные  регионы, напротив, сокращается. К тому же по привлекательности для мигрантов  с Центральной Россией не может конкурировать никакой другой регион. Это привело к тому, что все «ресурсы собрал в себя Центральный округ» и резервы внутренней миграции оказались исчерпаны. Поэтому, хотя внутреннюю миграцию считают важным фактором исправления региональных перекосов на рынке труда, в России на сегодняшний день исправить ситуацию с ее помощью невозможно.[12] 

     Согласно  официальной статистике ФМС, из стран СНГ в 2008 году прибыли 56% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты из СНГ составляют большинство и так называемых «нелегалов», поэтому их реальная доля может достигать двух третей, если не больше. [Приложение А] Особенно много трудовых мигрантов в 2008 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%).[13] Как видно из Приложения А, за последние 10 лет наблюдается тенденция уменьшения оттока рабочей силы из России, но также и притока её из других стран. Это может быть связано с улучшающейся экономической ситуацией не только в России, но и в регионах мира, снабжающих Россию рабочей силой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

      Итак, на основе проделанной мной работы, можно сделать некоторые выводы, а именно: 

     Миграция  рабочей силы представляет собой  переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции и иммиграции. Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения. Международная миграция рабочей силы - это объективный процесс, отражающий интернационализацию хозяйственной жизни. Трудовые ресурсы, как и прочие экономические ресурсы, ориентированы на максимально эффективное использование, в том числе и в масштабах мировой экономики. Основными мировыми центрами притяжения миграционных потоков являются развитые страны, прежде всего США и Западная Европа. Существуют и локальные, региональные центры притяжения миграционных потоков. Главными странами-донорами в сфере международной миграции являются развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки, а также бывшие социалистические страны. 

     Миграция  оказывает существенное влияние  на социально-экономическое и демографическое  развитие практически всех регионов России и стран зарубежья. Это один из самых сложных демографических процессов, так как на миграционное поведение населения воздействует комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов. Государственное регулирование международного рынка труда осуществляется на основе национального законодательства принимающих стран, экспортирующих рабочую силу, на основе соглашений между ними, а также на основе конвенций и рекомендаций МОТ. Регулирование осуществляется через принятие финансируемых из бюджета программ, направленных на ограничение притока иностранной рабочей силы либо на стимулирование иммигрантов к возвращению на родину. Большинство принимающих стран используют селективный подход при регулировании иммиграции. Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется на основе требований, предъявляемых к квалификации, образованию, возрасту, состоянию здоровья, на основе количественного и географического квотирования, прямых и косвенных запретов на въезд, временных и иных ограничений. 

     В России создана правовая и организационная  база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованных источников 

1. Адамчук  В.В.: Экономика труда/ В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев; Под ред. В.В. Адамчука. -- М.: ЗАО «ФИНСТАТИНФОРМ», 2004 

2. Балашова, Т. Н. (кандидат юридических наук; доцент).  Миграция и демография в системе национальных интересов России [Текст] / Т. Н. Балашова // Закон и право. - 2008. - N 5. - С.10-11. 

3.  Булатов А.С.: Экономика.- М.:БЕК, 2005.-693 с. 

4. Васнев С.А. Статистика: Учебное пособие. - М.: МГУП, 2004.-170с. 

5. Генкин Б. М.: Экономика и социология труда : учеб. для вузов /Б. М. Генкин. -- 7-е изд., доп. -- М. : Норма, 2007. -- 448 с. 

6.   Глущенко, Г. И.: Миграция и развитие: мировые тенденции [Текст] / Г. И. Глущенко // Вопросы статистики. - 2008. - N 2. - С.65-79. 

7. Егорова Е.А., Карманов М.В., Кучмаева О.В. Экономическая демография / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М.: 2003. - 83 с. 

8.  Курбанова Л.Ч. Миграционные процессы как вызов современности//Материалы «Круглого стола», Бишкек, 2004 

9. Морозова Т.Г.: Экономическая география России. Учебное пособие для вузов.-М.ЮНИТИ-Дана, 2005.-471 с.  

10. Нелегальная и криминальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации [Текст] / Юрий Голик [и др. ] // Уголовное право. - 2008. - N 2. - С.121-126. 

11.  Остапенко Ю.М.: Экономика труда: Учебное пособие .-2-е изд.,-М.:ИНФРА-М, 2007.-272 с. 

12. Рязанцев С. Миграционные тренды и международная безопасность// Международные процессы, Т.1-№3.-2003 География России 

13. Федеральная миграционная служба РФ. Официальный сайт http://www.fms.gov.ru/ 

14. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/  

15. Информационный портал 

http://articles.excelion.ru/science/em/57853225.html 

 

Приложение А 

Таблица А1. Данные об эмиграции из России, чел.   

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение

  

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Миграция и эмиграция трудовых ресурсов