Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 23:41, курсовая работа
Данная курсовая работа касается такой проблемы как миграция и эмиграция рабочей силы. Это явление было известно еще в Х веке. На протяжении всего времени оно претерпевало изменения в связи с тем, что менялся общественный строй, а, следовательно, и мировоззрение людей. Государства уже тогда предпринимали попытки управления, систематизации и фиксирования процессов миграции.
На мой взгляд, проблема миграции очень актуальна сейчас, потому что у многих есть возможность беспрепятственного въезда на территорию иностранных государств. По большей части люди выезжают на территорию другой страны (или города своей) в попытках найти хотя бы временную или более высокооплачиваемую работу.
Введение...................................................................................................................3
1 Трудовые ресурсы и их перемещение................................................................5
1.1 Трудовые ресурсы……..........................................................................5
1.2 Трудовая миграция: сущность и виды..................................................7
2 Международная трудовая миграция и её регулирование...............................15
2.1 Центры международной миграции.....................................................14
2.2 Регулирование международной миграции рабочей силы.................18
2.3 Регулирование иммиграции ………………………………………....20
2.4 Причины и социально-экономические последствия миграции…....24
3 Миграция в современном мире.........................................................................27
3.1 Значение трудовой миграции для мировой экономики.....................27
3.2 Миграционные процессы в России......................................................31
Заключение.............................................................................................................34
Список использованных источников...................................................................36
Приложение А Данные об эмиграции из России………
Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан российское правительство предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств - участников СНГ. Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян. [1]
Рассматривая безвозвратную
российскую трудовую миграцию, как негативный
момент в ходе либерализации международных
экономических отношений, следует вместе
с тем признать, что временная легальная
трудовая миграция (в том числе и интеллектуальная)
может быть целесообразной, выгодной для
(государства и общества при условии, что
она не угрожает национальной безопасности
России.
На
круглом столе Общественной палаты, посвященном
внутренней трудовой миграции в России,
эксперты сообщили о заметном снижении
мобильности трудовых ресурсов - не менее
чем в полтора раза с 1994 года. По мнению
экспертов, рост миграции характерен только
для динамично развивающихся центров
- Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга
и Ленинградской области, Белгородской,
Тюменской областей. Впрочем, статистика
его учитывает плохо - госпожа Зайончковская
указала на то, что, согласно данным Росстата,
прирост числа мигрантов из остальной
России в Москву сохраняется на уровне
100 тыс. в год, то есть 1 млн. человек в течение
десяти лет.[12]
Поток
трудовых мигрантов в менее благополучные
регионы, напротив, сокращается. К тому
же по привлекательности для мигрантов
с Центральной Россией не может конкурировать
никакой другой регион. Это привело к тому,
что все «ресурсы
собрал в себя Центральный округ» и
резервы внутренней миграции оказались
исчерпаны. Поэтому, хотя внутреннюю миграцию
считают важным фактором исправления
региональных перекосов на рынке труда,
в России на сегодняшний день исправить
ситуацию с ее помощью невозможно.[12]
Согласно официальной статистике ФМС, из стран СНГ в 2008 году прибыли 56% трудовых мигрантов, но, по-видимому, именно мигранты из СНГ составляют большинство и так называемых «нелегалов», поэтому их реальная доля может достигать двух третей, если не больше. [Приложение А] Особенно много трудовых мигрантов в 2008 году прибыло из Украины (16,9%), Узбекистана (10,4%) и Таджикистана (9,7%), а также Турции (10%) и Китая (20,8%).[13] Как видно из Приложения А, за последние 10 лет наблюдается тенденция уменьшения оттока рабочей силы из России, но также и притока её из других стран. Это может быть связано с улучшающейся экономической ситуацией не только в России, но и в регионах мира, снабжающих Россию рабочей силой.
Заключение
Итак,
на основе проделанной мной работы, можно
сделать некоторые выводы, а именно:
Миграция
рабочей силы представляет собой переселение
трудоспособного населения из одних государств
в другие сроком более чем на год, вызванное
причинами экономического и иного характера,
и может принимать форму эмиграции и иммиграции.
Миграция рабочей силы ведет к выравниванию
уровней оплаты труда в различных странах.
В результате миграции совокупный объем
мирового производства возрастает вследствие
более эффективного использования трудовых
ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
Международная миграция рабочей силы
- это объективный процесс, отражающий
интернационализацию хозяйственной жизни.
Трудовые ресурсы, как и прочие экономические
ресурсы, ориентированы на максимально
эффективное использование, в том числе
и в масштабах мировой экономики. Основными
мировыми центрами притяжения миграционных
потоков являются развитые страны, прежде
всего США и Западная Европа. Существуют
и локальные, региональные центры притяжения
миграционных потоков. Главными странами-донорами
в сфере международной миграции являются
развивающиеся страны Азии, Латинской
Америки и Африки, а также бывшие социалистические
страны.
Миграция
оказывает существенное влияние на
социально-экономическое и демографическое
развитие практически всех регионов России
и стран зарубежья. Это один из самых сложных
демографических процессов, так как на
миграционное поведение населения воздействует
комплекс межнациональных, политических,
экономических и социальных факторов.
Государственное регулирование международного
рынка труда осуществляется на основе
национального законодательства принимающих
стран, экспортирующих рабочую силу, на
основе соглашений между ними, а также
на основе конвенций и рекомендаций МОТ.
Регулирование осуществляется через принятие
финансируемых из бюджета программ, направленных
на ограничение притока иностранной рабочей
силы либо на стимулирование иммигрантов
к возвращению на родину. Большинство
принимающих стран используют селективный
подход при регулировании иммиграции.
Отсев нежелательных иммигрантов осуществляется
на основе требований, предъявляемых к
квалификации, образованию, возрасту,
состоянию здоровья, на основе количественного
и географического квотирования, прямых
и косвенных запретов на въезд, временных
и иных ограничений.
В России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой миграции.
Список использованных
источников
1. Адамчук В.В.: Экономика
труда/ В.В. Адамчук, Ю.П. Кокин, Р.А. Яковлев;
Под ред. В.В. Адамчука. -- М.: ЗАО «ФИНСТАТИНФОРМ»,
2004
2. Балашова,
Т. Н. (кандидат юридических наук; доцент).
Миграция и демография в системе национальных
интересов России [Текст] / Т. Н. Балашова
// Закон и право. - 2008. - N 5. - С.10-11.
3. Булатов А.С.: Экономика.-
М.:БЕК, 2005.-693 с.
4. Васнев С.А. Статистика:
Учебное пособие. - М.: МГУП, 2004.-170с.
5. Генкин Б. М.: Экономика
и социология труда : учеб. для вузов /Б.
М. Генкин. -- 7-е изд., доп. -- М. : Норма, 2007.
-- 448 с.
6. Глущенко,
Г. И.: Миграция и развитие: мировые тенденции
[Текст] / Г. И. Глущенко // Вопросы статистики.
- 2008. - N 2. - С.65-79.
7. Егорова Е.А., Карманов
М.В., Кучмаева О.В. Экономическая демография
/ Московский международный институт эконометрики,
информатики, финансов и права. - М.: 2003.
- 83 с.
8. Курбанова Л.Ч.
Миграционные процессы как вызов современности//Материалы «Круглого
стола», Бишкек,
2004
9. Морозова Т.Г.: Экономическая
география России. Учебное пособие для
вузов.-М.ЮНИТИ-Дана, 2005.-471 с.
10. Нелегальная и криминальная
миграция как угроза национальной безопасности
Российской Федерации [Текст] / Юрий Голик
[и др. ] // Уголовное право. - 2008. - N 2. - С.121-126.
11. Остапенко Ю.М.:
Экономика труда: Учебное пособие .-2-е
изд.,-М.:ИНФРА-М, 2007.-272 с.
12. Рязанцев С. Миграционные
тренды и международная безопасность//
Международные процессы, Т.1-№3.-2003 География
России
13. Федеральная миграционная
служба РФ. Официальный сайт http://www.fms.gov.ru/
14. Федеральная служба
государственной статистики http://www.gks.ru/
15. Информационный
портал
http://articles.excelion.ru/
Приложение А
Таблица А1. Данные
об эмиграции из России, чел.
Продолжение