Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:38, курсовая работа
Значение трудового потенциала в характеристике производственных возможностей определяется тем, что человек со своими знаниями, производственным опытом и квалификацией является основным элементом производительных сил общества.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Экономически активное население и методы их исчисления.
2. Задачи статистики трудовых ресурсов.
3. Система показателей статистики трудовых ресурсов.
4. Методы расчётов численности трудовых ресурсов.
Введение 3
1. Трудовые ресурсы 5
1.1 Экономически активное население и методы их исчисления 5
1.2 Задачи статистики трудовых ресурсов 9
2. Система показателей статистики трудовых ресурсов 12
3. Методы расчётов численности трудовых ресурсов 17
4. Расчётная часть 21
5. Аналитическая часть 35
5.1 Постановка задачи 35
5.2 Методика решения задачи 36
5.3 Методика выполнения компьютерных расчетов 39
5.4 Анализ результатов статистических компьютерных расчетов 44
Заключение 45
Список литературы 46
Содержание
Введение
1. Трудовые ресурсы
1.1 Экономически активное население и
методы их исчисления
1.2 Задачи статистики трудовых ресурсов
2. Система показателей статистики трудовых
ресурсов
3. Методы расчётов численности трудовых
ресурсов
4. Расчётная часть
5. Аналитическая часть
5.1 Постановка задачи
5.2 Методика решения задачи
5.3 Методика выполнения компьютерных
расчетов
5.4 Анализ результатов статистических компьютерных расчетов 44
Заключение
Список литературы
Введение
Трудовой потенциал важная и наиболее активная часть социально-экономического потенциала.
Трудовой потенциал любой страны (региона) характеризуется совокупной способностью ее трудовых ресурсов к производству максимально возможного в данных условиях объема продуктов и услуг, необходимых для удовлетворения потребностей населения в обеспечения поступательного развития экономики. Такое определение трудового потенциала ориентирует на учет не только численности ресурсов, но и качественного состава трудового потенциала, эффективности их использования, т.е. на четкое отграничение трудового потенциала как социально - экономической категории от его носителя — трудовых ресурсов. Следовательно, проблема состоит в разработке системы показателей, характеризующих трудовой потенциал, методики их исчисления и анализа, выявления факторов, его определяющих.
Поскольку главная цель любого производства — удовлетворение потребностей, то понятие социально - экономического потенциала и его компонентов, в частности трудового потенциала, целесообразно связывать с уровнем удовлетворения потребностей людей — основным критерием эффективности реализации заложенных в ресурсах возможностей.
С переходом к рыночным отношениям и формированием рынка труда с его конъюнктурой определение стоимости трудовых ресурсов становится возможным. В этих условиях оценка трудового потенциала базируется на статистике трудовых ресурсов — носителей потенциала, статистике рынка труда, занятости и безработицы. При этом показатели численности безработных рассматриваются с позиций расчета потерь трудового потенциала и ущерба, наносимого экономике этим явлением.
При определении трудового потенциала дискуссионным является вопрос определения общей совокупности его носителей. Одни специалисты предлагают исходить из численности трудовых ресурсов, другие — из численности трудоспособного населения, третьи считают целесообразным принимать во внимание население в трудоспособном возрасте.
По действующей в отечественной практике методологии исчисления объема трудовых ресурсов в их составе учитываются не только трудоспособные лица трудоспособного (рабочего) возраста, но и фактически работающие старики и подростки.
Факторами, определяющими трудовой потенциал страны в современных условиях, являются: рост численности экономически активного населения (экстенсивный фактор); рост качества трудовых ресурсов, оптимальное их распределение по отраслям, территориям, секторам экономики; повышение эффективности использования трудовых ресурсов, удельного веса экономически активного населения в численности трудовых ресурсов; увеличение доли занятых в численности экономически активного населения и другие интенсивные факторы.
Значение трудового потенциала в характеристике производственных возможностей определяется тем, что человек со своими знаниями, производственным опытом и квалификацией является основным элементом производительных сил общества.
В курсовой работе поставлены следующие задачи:
1. Экономически активное население и методы их исчисления.
2. Задачи статистики трудовых ресурсов.
3. Система показателей статистики трудовых ресурсов.
4. Методы расчётов численности трудовых ресурсов.
1. Трудовые ресурсы, экономически активное население и методы их исчисления
1.1 Экономически активное население и методы их исчисления
Носителями трудового потенциала являются трудовые ресурсы. Их основу составляет трудоспособное население в рабочем возрасте. В рекомендациях Международной организации труда (МОТ) границы трудовой деятельности не определены. Это означает, что трудоспособный (рабочий) возраст устанавливается законодательством с учетом условий каждой страны.
Таким образом, трудовые ресурсы — это та часть населения, которая по возрастному признаку и состоянию здоровья фактически занята или способна к труду [1, c.254]. В отечественной статистической практике до перехода к рыночным отношениям для характеристики численности населения, способного к труду, применялась именно эта экономическая категория. Численность населения в трудоспособном возрасте определяют на основе действующего законодательства по признакам пола и возраста людей. В настоящее время границами трудоспособного возраста в России считают 16—60 лет для мужчин и 16—55 лет — для женщин.
Численность трудовых ресурсов рассчитывают двумя методами:
1) демографическим (по источникам формирования);
2) экономическим (по фактической занятости).
Демографическим методом численность трудовых ресурсов (Т) рассчитывают как сумму численности населения в трудоспособном возрасте (Нтв), за вычетом инвалидов 1 и 2 групп (И1,2), с добавлением числа работающих подростков в возрасте до 16 лет (Рп) и работающих лиц пенсионного возраста (Рпенс) т. е
Т=Нтв—И1,2+Рп+Рпенс
В 2000 г. в России лица трудоспособного возраста составляли 84,8 млн. чел., в том числе мужчины — 44 млн.; численность экономически активного населения составляла 72,8 млн. чел., в том числе мужчины — 38,8 млн.
При расчете экономическим методом численность трудовых ресурсов представляет совокупность всего фактически занятого населения (Н3), включая занятых в личном, подсобном и фермерском хозяйствах, плюс лица трудоспособного возраста, занятые в домашнем хозяйстве и уходом за детьми (Тдх), плюс учащиеся с отрывом от производства старше 16 лет (Ту), безработные (Тб) и остальные незанятые лица в трудоспособном возрасте (Тнз):
Т= Н3 + Тдх+ Ту+ Тб + Тнз.
Расчеты этими методами должны давать одинаковые результаты, однако в региональном разрезе они могут не совпадать из-за маятниковой миграции населения и трудовых ресурсов.
При этом общая численность занятых и безработных (или, что более точно, лиц, ищущих работу) составляет категорию экономически активного населения (ЭАН), широко применяемую в международной практике, т.е.
ЭАН = Н3 + Т6 ,
а численность учащихся с отрывом от производства и занятых в домашнем хозяйстве составляет мобильный резерв.
При определении численности трудовых ресурсов по источникам формирования (демографическим методом) исходят из принципа постоянного проживания трудоспособного населения на данной территории. Что касается расчета численности трудовых ресурсов по фактической занятости (экономическим методом), то в его основу положена численность работающих на предприятиях и в учреждениях (занятых в экономике), а также численность учащихся, обучающихся в учебных заведениях, расположенных на данной территории. Однако среди работающих и учащихся данного района могут быть лица, постоянно проживающие на территории других районов и совершающие систематические перемещения от места жительства до предприятия или учебного заведения и обратно (маятниковая миграция). В то же время в составе трудовых ресурсов данного района могут быть лица, которые работают или учатся в других районах.
Следовательно, при определении численности трудовых ресурсов и фактически занятого населения по отдельным районам необходимо не только учесть, но и количественно выразить влияние маятниковой миграции. Это особенно важно при определении коэффициентов занятости трудовых ресурсов. В противном случае получаемые коэффициенты могут оказаться существенно искаженными — завышенными или заниженными.
Трудовые ресурсы и связанные с ними категории отражены на рис.1 [3, c.351].
Рис.1. Трудовые ресурсы.
В международной и отечественной практике используется понятие экономически активное население — часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг, по отношению к которому рассчитываются показатели уровня занятости и безработицы. Экономически активное население — это сумма численности занятого населения и безработных. В 1997 г. экономически активное население а РФ составило 72,8 млн. чел., из него занятые в экономике страны- 64,6 млн. чел.
В соответствии с рекомендациями МОТ к экономически активному населению относится все фактически занятое население (рабочие, служащие, предприниматели, помогающие члены семьи и др.) и потенциально активное население: безработные лица в трудоспособном возрасте, способные работать, ищущие работу, но не работающие.
Безработные — трудоспособные лица в трудоспособном возрасте, не работающие (не имеющие доходного занятия), активно ищущие работу и готовые в любой момент приступить к ней. Лица, достигшие 16 лет, обучающиеся с отрывом от производства (учащиеся, студенты), пенсионеры и инвалиды учитываются в числе безработных, если они занимались поиском работы, т.е. обращались в службы занятости, к работодателям и пр., и готовы были приступить к ней [4, c.195].
При характеристике экономически активного населения в международной практике различают: обычно активное население и население, активное в данный момент.
Обычно активное население включает всех лиц старше определённого возраста (в российской статистике — от 16 лет), которые большее число недель или дней в течение продолжительного периода (например, предыдущего года) были занятыми или безработными.
Население, активное в
данный момент включает всех лиц, удовлетворяющих
требованиям для отнесения их
к числу занятых или безработны
Экономически неактивное население — это население, которое не входит в состав активного, включая лиц, моложе возраста, установленного для исчисления экономически активного населения (в России — моложе 16 лет) [4, c.321]. Величина экономически неактивного населения измеряется по отношению к обследуемому периоду и включает следующие категории:
а) учащиеся и студенты,
слушатели и курсанты, посещающие
дневные учебные заведения (включая
дневную аспирантуру и
б) лица, получающие пенсию на льготных условиях, а также получающие пенсии по случаю потери кормильца или при достижении ими пенсионного возраста.
Население, не активное в данный момент, включает всех индивидов, которые не были занятыми или безработными, не искали работу в течение данного краткого периода, а, следовательно, не были активны в данный момент из-за: посещения учебных заведений, выполнения домашних обязанностей, пожилого возраста, инвалидности, пенсий по старости и др. Такой статус в течение определенного периода не позволяет отнести их ни к занятым, ни к безработным.
К экономически неактивному населению относятся следующие категории трудоспособных лиц в рабочем возрасте: учащиеся и студенты; домашние хозяйки; получатели доходов (пенсий), рантье; прочие получатели государственной или частной помощи; лица старше 16 лет, не посещающие школу и неработающие.
Уровень экономической активности населения — доля численности экономически активного населения в общей численности населения.
1.2 Задачи статистики трудовых ресурсов
Безработица, быстрый рост трудовых конфликтов, усиливающаяся международная миграция, возникновение и развитие предпринимательства, новых форм собственности (частной, иностранной, смешанной и др.) вызывают необходимость перестройки статистики с учетом новых требований [6, c.281].