Международные стандарты качества товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Стандартизация является инструментом обеспечения качества продукции, работ и услуг – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.
Проблема качества актуальна для всех стран независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических отношений необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие стандартов и стандартизации. Система стандартов Российской Федерации ………………………………………………………………………...5
2. Международная стандартизация……………………………………………..11
3. Состав ИСО……………………………………………………………………17
4. Организационная структура………………………………………………….18
5. Порядок разработки стандартов……………………………………………...22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...29

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 83.29 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ТУ)

 

ГУМАНИТАРНО-ПРИКЛАДНОЙ ИНСТИТУТ

Факультет: «Экономика и управление»

Специальность: «Финансы и кредит»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По курсу «Основы внешнеэкономической деятельности»

 

Тема: «Международные стандарты качества товаров»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка III курса 

Группа: ГП-01-09

Перетятько А.В.

Проверил:

Молчанова И.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие  стандартов и стандартизации. Система  стандартов Российской Федерации ………………………………………………………………………...5

2. Международная  стандартизация……………………………………………..11

3. Состав ИСО……………………………………………………………………17

4. Организационная структура………………………………………………….18

5. Порядок разработки стандартов……………………………………………...22

Заключение……………………………………………………………………….28

Список используемой литературы……………………………………………...29

 

 

 

Введение

 

Стандартизация  является инструментом обеспечения  качества продукции, работ и услуг  – важного аспекта многогранной коммерческой деятельности.

Проблема  качества актуальна для всех стран  независимо от зрелости их рыночной экономики. Чтобы стать участником мирового хозяйства и международных экономических  отношений необходимо совершенствование  национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.

Отставание  национальных систем стандартизации во многом предопределило те трудности, которые  испытывают отечественные предприятия  в условиях современной конкуренции  не только на внешних рынках, но и  на внутреннем.

Переход России к рыночной экономике определяет новые условия для деятельности отечественных фирм и промышленных предприятий. Право предприятий  на самостоятельность не означает вседозволенность в решениях, а заставляет изучать, знать и применять в своей  практике принятые во всем мире «правила игры». Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом  уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными  нормами.

Стандартизация  в том виде как это было в  плановой экономике, не только не вписывалась  в новые условия работы, но и  тормозила либо просто делала невозможной  интеграцию России в цивилизованное экономическое пространство. Закон  РФ «О защите прав потребителей», «О стандартизации», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства средств  измерений» создали необходимую  правовую базу для внесения существенных новшеств в организацию этих важнейших  для экономики областей деятельности. стандартизация международный

Сегодня изготовитель и его торговый посредник, стремящиеся  поднять репутацию торговой марки, победить в конкурентной борьбе, выйти  на мировой рынок, заинтересованы в выполнении как обязательных, так и рекомендуемых требований стандарта. В этом смысле стандарт приобретает статус рыночного стимула. Таким образом, стандартизация является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.

Стандартизация  основывается на последних достижениях  науки, техники и практического  опыта и определяет прогрессивные, а также экономически оптимальные  решения многих народнохозяйственных, отраслевых и внутрипроизводственных задач. Органически объединяя функциональные и прикладные науки, она способствует усилению их целенаправленности и быстрейшему  внедрению научных достижений в  практическую деятельность.

Стандартизация  создает организационно-техническую  основу изготовления высококачественной продукции, специализации и кооперирования производства, придает ему свойства самоорганизации.

Стандарт  – это образец, эталон, модель принимаемые  за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. Как нормативно-технический документ стандарт устанавливает комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентным органами.

Стандарт  разрабатывается на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), нормы, правила и требования различного характера.

Итак, переход  страны к рыночной экономике с  присущей ей конкуренцией, борьбой  за доверие потребителей заставляет специалистов коммерции шире использовать методы и правила стандартизации в своей практической деятельности для обеспечения высокого качества товаров, работ и услуг.

 

1. Понятие стандартов  и стандартизации. Система стандартов  Российской Федерации

 

Стандартизация  – деятельность, направленная на достижение упорядочения в определенной области  посредством установления положений  для всеобщего и многократного  применения в отношении реально  существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в  разработке, опубликовании применении стандартов.

Цель стандартизации – достижение оптимальной степени  упорядочения в той или иной области  посредством широкого и многократного  использования установленных положений, требований, норм для решения реально  существующих, планируемых или потенциальных  задач.

Аспект стандартизации – направление стандартизации выбранного объекта стандартизации, характеризующее  определенное свойство ( или группу свойств) данного объекта.

Так, аспектами  стандартизации конкретной продукции  являются:

термины и определения;

условные обозначения и сокращения;

классификация, требования к главным параметрам и (или) размерам (показателям целевого или функционального назначения);

требования к основным показателям уровня качества (полезности);

требования к основным показателям уровня экономичности;

требования к комплектности продукции;

требования к методам и средствам хранения и транспортировки;

требования безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества при ее производстве, обращении и потреблении;

требования охраны окружающей природной среды (требования к экологически опасным свойствам продукции при ее производстве, обращении и потреблении);

требования к правилам и средствам приемки продукции;

требования к маркировке продукции;

требования к упаковке продукции, транспортной и потребительской таре.

Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуг), процессов их функциональному назначению, устранению технических барьеров в международном товарообмене, содействия научно-техническому прогрессу и сотрудничество в различных областях.

Стандартизация  осуществляется на разных уровнях:

международная стандартизация;

региональная  стандартизация;

национальная  стандартизация – в одном конкретном государстве;

административно-территориальная  стандартизация.

Стандарт  – нормативный документ, разработанный  на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденный признанным органом (или предприятием), в котором  устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающиеся определенных объектов стандартизации, направленных на упорядочение и оптимизацию  работы в определенной области.

Виды стандартов:

государственные стандарты;

международные стандарты;

отраслевой  стандарт;

стандарты предприятий;

стандарты общественных объединений (научно-технические общества)

(стандарты  на новые продукции и услуги);

Объектом  стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу  многократного воспроизведения  и (или) использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Стандартизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения и регистрации стандартов и технических условий. Именно в стандартах устанавливаются требования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать эту продукцию качественной.

Показателями  стандартов являются характеристики объектов стандартизации, выраженные с помощью  условных единиц, обозначений или  понятий. Показатели могут быть даны в виде размеров, химического состава, физических свойств, весов, эксплуатационных качеств, экономичности, надежности, долговечности.

В настоящее  время сформировалась государственная  система стандартизации Российской Федерации (ГСС), которая регламентирует процессы построения, изложения и  распространения стандартов в Российской Федерации. ГСС включает 5 основополагающих стандартов.

Нормативные документы по стандартизации делятся  на следующие разновидности:

государственные стандарты России (ГОСТ);

отраслевые  стандарты (ОСТ);

стандарты научно-технических  и инженерных объединений;

технические условия (ТУ);

стандарты предприятий.

Государственные стандарты России содержат обязательные и рекомендационные требования. К  обязательным относятся:

требования, обеспечивающие безопасность продукции  для жизни, здоровья и имущества  граждан, ее совместимость и взаимозаменяемость, охрану окружающей среды, и требования к методам испытаний этих показателей;

требования  техники безопасности и гигиены  труда со ссылками на соответствующие  санитарные нормы и правила;

метрологические нормы, правила, требования и положения, которые обеспечивают достоверность  и точность измерений;

положения, которые обеспечивают техническую  совместимость во время разработки, изготовления, эксплуатации продукции.

Рекомендационные  требования государственных стандартов России подлежат безусловному исполнению, если:

это предусмотрено  соответствующими законодательными актами;

эти требования включены в договора на разработку, изготовление и поставку продукции;

изготовителем (поставщиком) продукции сделано  заявление о соответствие продукции  этим стандартам.

Обязательные  требования государственных стандартов подлежат безусловному исполнению органами государственной исполнительной власти, всеми предприятиями, их объединениями, организациями и гражданами –  субъектами предпринимательской деятельности; на деятельность которых распространяется действие стандартов.

Отраслевые  стандарты разрабатываются на продукцию  при отсутствии государственных  стандартов России или в случае необходимости  установления требований, которые превышают  или дополняют требования государственных  стандартов. Обязательные требования отраслевых стандартов подлежат безусловному исполнению предприятиями, их объединениями  и организациями, которые входят в сферу управлению органа, который  их утвердил.

Стандарты научно-технических  и инженерных объединений разрабатываются  в случае необходимости расширения результатов фундаментальных исследований в сфере профессиональных интересов. Эти стандарты могут использоваться на основе добровольной договоренности.

Технические условия и стандарты предприятий  содержат требования, которые регулируют отношения между поставщиком (разработчиком, производителем) и потребителем (заказчиком) продукции.

Можно выделить семь актуальных задач, нашедших свое воплощение в основополагающих стандартах ГСС или в ее исходной концепции:

Гармонизация  отечественной нормативно - технической  документации с международной, зарубежной, национальной и региональной нормативной  документацией.

Минимизация ограничивающих инициативу (изготовителей  и потребителей) запретов и предписаний, ориентация на добровольность применения и возможность выбора документов того или иного вида при заключении договоров и контрактов.

Освоение, адаптация, совершенствование процедур сертификации продукции в сочетании с разработкой  документов по сертификации систем качества, аккредитации испытательных подразделений  различного уровня для проведения сертификационных испытаний продукции и услуг.

Сопровождение тенденции отказа от ужесточения  входного контроля, выходных испытаний  и приемки, переход на пооперационный производственный контроль в технологическом  цикле.

Оптимизация количественного состава и структуры  технической документации на продукцию, процессы и услуги, обеспечение информативности  и коммуникативности документов.

Совершенствование методологии разработки документации.

Обеспечение влияния нормативных документов на повышение технико-экономической  эффективности производств.

Государственное управление стандартизацией в России, включая координацию деятельности государственных органов управления и органов исполнительной власти на местах, осуществляет Госстандарт  России, который формирует и реализует  государственную политику в области  стандартизации, осуществляет государственный  контроль и надзор за соблюдением  обязательных требований государственных  стандартов, участвует в работах  по международной (региональной) стандартизации.

Создание  в России системы стандартов, соответствующих  требованиям рыночной экономики, позволяет:

значительно расширить круг заказчиков и потенциальных  пользователей стандартов, существенно  повысить заинтересованность и изменить мотивации их разработки, усиливая внимание к проблеме снижения издержек производства;

превратить  стандарты в практический инструмент борьбы за рынок потребителей;

стимулировать в интересах потребителей использование  стандартов для усиления конкуренции  между производителями за более  высокие потребительские свойства товаров;

превратить  стандарты в продукт демократического согласования заинтересованных участников, что позволяет избегать диктата  и обеспечивает заинтересованность в применении и соблюдении требований стандартов;

Информация о работе Международные стандарты качества товаров