Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:17, курсовая работа
елью исследования является анализ финансового положения бюджетов, степень самостоятельности и независимости органов власти на различных этапах развития бюджетного процесса страны, а также уровень развития системы межбюджетных отношений в части распределения доходов между бюджетами. Данные вопросы исследовались для внесения предложений по усовершенствованию существующей системы отношений между органами власти в части перераспределения налоговых и иных доходов.
Для достижения этих целей поставлено несколько задач исследования:
- определения правового положения бюджетов на современном этапе;
- анализ бюджетного законодательства и выявление недостатков, которые не позволяют органам власти осуществлять работу в правовом поле;
- исследование особенностей распределения доходов между бюджетами различных уровней власти;
- правовой анализ осуществления финансовой помощи бюджетам с целью их выравнивания;
- исследование проектов и программ по совершенствованию бюджетного устройства страны, реформированию межбюджетных отношений.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВ………………………………………………………………………......6
1.1 История развития бюджетного процесса, системы распределения доходов между уровнями бюджетов в России……………………………..……………….6
1.2 Этапы и результаты реформирования налоговой системы………………...8
1.3 Принципы межбюджетного распределения доходов от федеральных, региональных и местных налогов………………………………………………..14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………….…20
2.1 Нормативно-правовые основы межбюджетного распределения налоговых доходов………………………………………………………………………….…20
2.2 Формирование доходов бюджета Калужской области………………..…...21
2.3 Оптимизация распределения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации……………………………………………………………………….....28
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНТВОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ…………………………………………………………………..……..34
3.1 Проблема распределения налогов между федеральным и региональным бюджетами……………………………………………………………………...…..34
3.2 Выводы и разработка предложений по совершенствованию межбюджетного распределения налоговых доходов……………………..................................…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……......42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….….......44
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПО СОВЕРШЕНТВОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНОГО
РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ
3.1 Проблема распределения налогов между федеральным и региональным бюджетами
Для устойчивого развития экономики необходимо
постоянное совершенствование налоговой
политики и системное решение ее основных
задач. Однако политика федерализма, в
том числе и налогового, в настоящее время
проводится таким образом, что в ряде случаев
становится серьезным фактором, дестабилизирующим
экономику, ослабляющим как федеральный,
так и региональный бюджеты.
Из-за развивающихся тенденций к дезинтеграции
экономического пространства России,
сужения сферы межрегионального взаимодействия,
утраты или, в лучшем случае, неполного
использования преимуществ территориального
разделения труда происходит уменьшение
финансовых и политических возможностей
федеральных органов власти при выработке
экономической стратегии.
В результате финансового оздоровления
экономических систем регионов, возможного
только при наличии согласованной общегосударственной
стратегии, учитывающей интересы субъектов
Федерации, возникает борьба между федеральными
и региональными органами власти за дележ
налогооблагаемой базы и собственности,
прежде всего на природные и земельные
ресурсы, перераспределение властных
полномочий. Федеральный центр теряет
контроль над производственной сферой,
выпускает из рук экономические и правовые
рычаги воздействия на экономические
процессы в регионах.
Ряд авторов предлагает пересмотреть
трактовку субъектов Федерации как налогоплательщиков,
поскольку налогоплательщиками являлись
только юридические и физические лица,
а не территория, субъекты Федерации.
Распространенное мнение «о встречных»
финансовых потоках между бюджетами субъектов
Федерации и федеральным бюджетом служит
основанием для претензий регионов к федеральному
бюджету, используется для блокировки
платежей в федеральный бюджет. В реальности
имеют место в основном финансовые поступления
из федерального бюджета в бюджеты субъектов
Федерации. Из регионов идет возврат бюджетных
ссуд, а налоговые поступления – от юридических
и физических лиц.
Налоговый кодекс позволяет разделить
налоги и налоговые полномочия, устранить
причины борьбы за раздел федеральных
налогов между Центром и субъектами Федерации.
Для снижения противодействия Налогового
кодекса необходимо отказаться на какой-то
период времени от централизованного
законодательства по региональным и местным
налогам и сборам, ограничившись установлением
их общего перечня, принципов обложения,
обязательных для всех субъектов Федерации.
При рассмотрении данной темы мною сделаны следующие выводы:
1.Во время первого этапа
реформирования налоговой
Для второго этапа характерен
переход к нейтральной
2. Показателями эффективности
функционирования налоговой
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одним из наиболее эффективных
инструментов региональной социально-экономической
политики являются налоги. За счет их формируются
более 80% собственных доходов
До сегодняшнего времени реформирование налоговой системы проходило в несколько этапов, с учетом проб и ошибок, на основании опыта зарубежных стран.
В настоящее время в Российской Федерации сформировалось новое законодательство о налогах и сборах, основанное на предсказуемости и преемственности, при его реализации эффективно функционируют судебная и исполнительная ветви власти.
Однако проблемы, требующие соответствующих решений в этом вопросе остаются. Одна из них - это оптимизация распределения налогов между федеральным и региональным бюджетами, а также усугубление различий между самими регионами.
В то время как в федеральном бюджете Российской Федерации наблюдается профицит, во многих региональных бюджетах, в том числе и в Калужской области, - дефицит. Большая часть налоговых сборов Калужской области уходит в федеральный бюджет, а оставшаяся расходуется лишь на то, чтобы покрыть бюджетный дефицит и профинансировать дополнительные расходы. На развитие региона ничего не остается, а Калужская область является регионом с богатыми природными ресурсами и большим промышленным потенциалом. Спрос на продукцию основных отраслей региона в последние годы остается высоким и перспективы для развития конкурентоспособных секторов экономики и отраслей специализации благоприятные.
Для устойчивого развития экономики необходимо постоянное совершенствование налоговой политики и системное решение ее основных задач.
Переход России на принципиально
новый этап развития межбюджетных отношений
требует создания принципиально
новой системы управления, усиления
ее территориальной
Конечно, доходная часть
бюджета неразрывно связана с
ее расходной частью, и власть должна
стремиться к тому, чтобы ежегодно
между данными частями бюджетов
был баланс. Нельзя допускать принятия
дефицитных бюджетов. И это, конечно,
зависит от системы распределения
как доходных, так и расходных
полномочий в стране. Ради этой цели
многие государственные деятели
и ученые предлагают изменить соподчиненность
различных уровней власти, изменить
государственное устройство страны,
предложить совершенно новый подход
к формированию доходной и расходной
частей бюджетов. Однако опыт других стран
показывает, что необходимо менять
не систему государственного устройства,
а сам подход различных уровней
власти к вопросам бюджетного планирования.
Органы власти должны не перекладывать
с одного бюджета на другой груз
полномочий без соответствующих
финансовых ресурсов, а должны вместе
работать над выполнением
В процессе работы были изучены
основные концепции и теоретические
подходы ведущих зарубежных специалистов
в данной области. Кроме тог, были
проанализированы публицистические статьи
с целью изучения различных мнений
по вопросу регулирования
Отличительной особенностью данной работы является использование в процессе исследования финансовых взаимоотношений между органами власти исторического, а также нормативно-правового и юридического методов, что позволило более глубоко и детально изучить данный вопрос, выявить достоинства и недостатки существующей системы межбюджетных отношений в России, определить дальнейшие перспективы финансового положения государства.
Правовая основа финансов в Российской Федерации не позволяет в должной мере обеспечить сбалансированную систему распределения доходов между уровнями власти, в связи с чем необходимо на федеральном уровне принять нормативно-правовые акты, которые бы четко определяли единую методику распределения доходных источников между уровнями власти. Это позволит органам власти субъектов Федерации и местного самоуправления получить законодательно установленную налогово-бюджетную независимость, что обеспечит заинтересованность в эффективном управлении общественными финансами, а также создаст благоприятные условия для экономического развития соответствующих территорий.
Федеральные органы власти не должны передавать функции распределения доходов между регионами и местными властями субъектам РФ. Только при таком условии региональные власти не будут злоупотреблять своими правами. Это, также позволит местным властям самостоятельно осуществлять финансовую и налоговую политику на своей территории, работать над привлечением капитала в свой регион, создавать льготное налоговое положение для бизнеса.
Низкий уровень собственных
доходов регионов можно поднять
путем преобразования части отчислений
от федеральных регулирующих доходов
в собственные доходы территориальных
бюджетов. Данные преобразования необходимо
ввести и для муниципальных
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998г., №145-ФЗ.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации, части I и II.- М.: Проспект, КноРус, 2012 – 832 с.
Научная литература
1.Алферова Е.В., Галочка М.П. и др /Сборник обзоров.; отв. ред. Осколкова О.Б., Зубенко В.А. - М., 2007.- с.13.
2. Астапов К.Л. Методы
учета доходов и расходов
3. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2009, № 11
4. Бирюков А.Г. О практике использования дифференцированных нормативов распределения налогов и сборов между субъектами Российской Федерации // Финансы. – 2008. – № 11. – С. 12.
5. Горегляд В. Формирование современной модели бюджетного федерализма в России: вопросы методологии // Федерализм. 2002. №1..
6. Законодательство и экономика, 2005, № 12
7. Ильин А.В. Современное российское законодательство о налогах и сборах // Финансы. - 2009. - № 7. - С. 21.
8. Лексин В.Н., Швецов А.
Н. Стереотипы и реалии
9. Максимова Н.С. О
10. Мирзалиев М.Н. Составление местных бюджетов //Финансы. - 2003. - № 12. - с.12-14.
11. Николаев М., Махотаева М. Концепция реформирования налоговой системы // Экономист. - 2009. - № 4. - С. 49-52.