Межбюджетное распределение налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:17, курсовая работа

Краткое описание

елью исследования является анализ финансового положения бюджетов, степень самостоятельности и независимости органов власти на различных этапах развития бюджетного процесса страны, а также уровень развития системы межбюджетных отношений в части распределения доходов между бюджетами. Данные вопросы исследовались для внесения предложений по усовершенствованию существующей системы отношений между органами власти в части перераспределения налоговых и иных доходов.
Для достижения этих целей поставлено несколько задач исследования:
- определения правового положения бюджетов на современном этапе;
- анализ бюджетного законодательства и выявление недостатков, которые не позволяют органам власти осуществлять работу в правовом поле;
- исследование особенностей распределения доходов между бюджетами различных уровней власти;
- правовой анализ осуществления финансовой помощи бюджетам с целью их выравнивания;
- исследование проектов и программ по совершенствованию бюджетного устройства страны, реформированию межбюджетных отношений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВ………………………………………………………………………......6
1.1 История развития бюджетного процесса, системы распределения доходов между уровнями бюджетов в России……………………………..……………….6
1.2 Этапы и результаты реформирования налоговой системы………………...8
1.3 Принципы межбюджетного распределения доходов от федеральных, региональных и местных налогов………………………………………………..14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………….…20
2.1 Нормативно-правовые основы межбюджетного распределения налоговых доходов………………………………………………………………………….…20
2.2 Формирование доходов бюджета Калужской области………………..…...21
2.3 Оптимизация распределения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации……………………………………………………………………….....28
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНТВОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ…………………………………………………………………..……..34
3.1 Проблема распределения налогов между федеральным и региональным бюджетами……………………………………………………………………...…..34
3.2 Выводы и разработка предложений по совершенствованию межбюджетного распределения налоговых доходов……………………..................................…35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…….38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……......42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….….......44

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 81.55 Кб (Скачать)

 

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……….3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВ………………………………………………………………………......6

1.1 История развития бюджетного  процесса, системы распределения  доходов между уровнями бюджетов  в России……………………………..……………….6

1.2 Этапы и результаты  реформирования налоговой системы………………...8

1.3 Принципы межбюджетного  распределения доходов от федеральных,  региональных и местных налогов………………………………………………..14

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ НА ПРИМЕРЕ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ……………………………………………………………………….…20

2.1 Нормативно-правовые основы  межбюджетного распределения налоговых  доходов………………………………………………………………………….…20

2.2 Формирование доходов  бюджета Калужской области………………..…...21

2.3  Оптимизация распределения  расходов бюджетов субъектов  Российской Федерации……………………………………………………………………….....28

ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНТВОВАНИЮ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ…………………………………………………………………..……..34

3.1 Проблема распределения  налогов между федеральным и  региональным бюджетами……………………………………………………………………...…..34

3.2 Выводы и разработка  предложений по совершенствованию  межбюджетного распределения налоговых  доходов……………………..................................…35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…….38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………….……......42

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….….......44

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и  практической значимостью вопроса, касающегося особенностей распределения  доходов между бюджетами в  Российской Федерации.

Россия относится к  федеративному государству, в связи с чем должна придерживаться принципа децентрализации компетенций и финансовых источников между уровнями власти, а также развивать систему бюджетного федерализма. Однако изначально в России данным вопросам не уделялось достаточного внимания. История показывает, что государственная система страны работала в обратную сторону. Максимальная централизация власти, огромный чиновничий аппарат, отсутствие работающей системы межбюджетных отношений всегда являлось препятствием к развитию страны. И в этой ситуации, в первую очередь, страдали граждане, которые перестали верить в государство. Благие намерения в части реформирования и усовершенствования системы бюджетных отношений в стране оказывались иллюзией.

На сегодняшний момент Россия не может похвастаться урегулированностью межбюджетных отношений между уровнями власти. До сих пор не решены наиболее важные задачи бюджетного процесса - справедливое и финансово обеспеченное распределение полномочий между тремя уровнями власти, а также наличие достаточных доходных источников у бюджетов всех уровней. Принято много нормативных актов, программ, методических рекомендаций в части распределения доходов между бюджетами в РФ, однако единая политика государства, отвечающая демократическим требованиям на данный момент отсутствует.

В свою очередь, главной целью  данной работы является проведение анализа  правовой базы, касающейся бюджетного процесса России, выработка предложений  для реформирования существующей системы  межбюджетных отношений в стране, создание нового порядка распределения доходов между различными уровнями власти.

Анализ научных работ, касающихся бюджетного процесса России, особенностей распределения доходов  между уровнями бюджетной системы  показал, что данными вопросами  ученые занимались как в дореволюционный  период, так и продолжают исследования на современном этапе.

Исследованию проблем  формирования и использования средств  бюджетов различного уровня, их роли в  социально-экономическом развитии общества посвящены труды многих экономистов: Аллахвердяна Д.А., Базаровой  Г.В., Бирмана A.M., Васильевой М.В., Зверева А.Г., Коломина Е.В., Матеюка В.И., Павловой Л.П., Родионовой В.М., Романовского М.В., Филимонова Б.И., Хесина Я.Б., Ширкевич Н.А.

В своих работах указанные  авторы рассматривают особенности  формирования и распределения доходных источников между уровнями власти в  Российской Федерации, дают оценку финансовых отношений между бюджетами, вносят важные и ценные предложения по усовершенствованию существующей бюджетной системы, определяют правовой статус бюджетов.

Объектом исследования является анализ финансового положения бюджетов различного уровня, выявление тенденций  и перспектив развития бюджетного процесса в России.

Предметом исследования являются межбюджетные отношения, роль государства  и населения в решении финансовых вопросов, проблемы распределения доходов  между уровнями власти, соотношение  доходов и расходов различных  бюджетов, степень правовой обеспеченности государства в части бюджетного законодательства.

Целью исследования является анализ финансового положения бюджетов, степень самостоятельности и  независимости органов власти на различных этапах развития бюджетного процесса страны, а также уровень  развития системы межбюджетных отношений  в части распределения доходов  между бюджетами. Данные вопросы  исследовались для внесения предложений  по усовершенствованию существующей системы отношений между органами власти в части перераспределения налоговых и иных доходов.

Для достижения этих целей  поставлено несколько задач исследования:

- определения правового  положения бюджетов на современном  этапе;

- анализ бюджетного законодательства  и выявление недостатков, которые  не позволяют органам власти  осуществлять работу в правовом  поле;

- исследование особенностей  распределения доходов между  бюджетами различных уровней  власти;

- правовой анализ осуществления  финансовой помощи бюджетам с  целью их выравнивания;

- исследование проектов  и программ по совершенствованию  бюджетного устройства страны, реформированию  межбюджетных отношений. 

Решение поставленных задач  раскрывает сущность бюджетной системы  Российской Федерации, позволяет определить подходы и возможности к реформированию существующих бюджетных отношений в части распределения доходов, усовершенствовать правовую базу, регулирующую данные отношения.

Курсовая работа содержит следующие методы исследований: анализ, классификация, наблюдение, метод прогнозирования  и метод обобщения.

Данная работа состоит  из введения, трёх глав и заключения. В первой главе рассмотрены теоретические  основы межбюджетного распределения  налогов, вторая глава содержит практические аспекты распределения налоговых  доходов на примере Калужской  области и в третьей главе  приводятся предложения по совершенствованию  межбюджетного распределения налоговых  доходов.

 

 

ГЛАВА  1. Теоретические основы межбюджетного распределения налогов

    1.   История развития бюджетного процесса, системы распределения доходов между звеньями бюджетной системы в РФ

Исследование исторического  пути развития бюджетного процесса в  России, порядка формирования и распределения  доходных источников между бюджетами  различных уровней позволит объяснить  сегодняшнее финансовое положение  бюджетов, причины бюджетного кризиса  и проблемы межбюджетных отношений  в стране.

Вместе с тем, научный  анализ позволяет выделить общие  подходы к решению проблемы распределения  доходов между бюджетами.

Государственное управление страной осуществляется с помощью  уполномоченных органов. В целях  выполнения государственных функций  любой орган власти нуждается  в содержании аппарата управления, армии, работе судов и других органов. Для этого, в первую очередь, необходимы денежные средства.

Исторический опыт многих стран показывает, что долгое время, особенно в средние века, большую  часть доходов государство имело  от эксплуатации собственности, и в  первую очередь, земель. Однако в последующем  органы власти раздарили или распродали значительную ее часть. Во многом это  было связано с ростом возможностей по взиманию налогов и сборов.

В ряде государств в средние века, например, Англии, считалось, что осуществлять платежи в пользу государства - это обязанность низшего сословия. Однако данных средств не хватало для государства, в связи с чем постепенно власть пыталась самостоятельно установить налоги для подданных. Это приводило к недовольству граждан, а зачастую и вооруженному сопротивлению[8, с.280].

В результате необходимость  в установлении налогов и определении  их расходов послужила началу усиления конституционных стремлений, пока не привело к учреждению парламентского правления как наиболее эффективного способа участия граждан в  государственном управлении. Например, с 17 века государственные расходы  Англии стали публиковаться для  всеобщего ознакомления Бюджетный  федерализм: опыт развитых стран[1, с.13].

Можно сказать, что главной  задачей образования парламентаризма  стала работа над бюджетом. Это  связано с тем, что органам  власти необходимо было исполнять огромное количество задач, стоящих перед  государством, при ограниченности бюджетных  средств.

Поэтому к формированию бюджета стали относить с особой значимостью, тщательно планировались  программы и уточнялись те максимальные средства, которые могли быть израсходованы. Главной целью было утверждение  бездефицитного бюджета, а также  определения порядка распределения  доходных источником между уровнями власти.

Основной административной единицей были уезды, которые делились на станы. В свою очередь, станы делились на волости. В тоже время, сохранялись  еще земли, военные округа и судебные. На главной территории государства  управление осуществлялось наместниками и волостелями. Основная тенденция  политики того времени заключалась  в ограничении функций наместников  в пользу более мелких - данщиков, мытников и таможенников. «Подобная система приводила к отсутствию возможности определения четкой финансовой системы страны. Увеличение территории России более чем в 6 раз за период с середины 15 до середины 16 веков еще больше усугубляло ситуацию»[19, с.5].

С середины 50-х годов 16 века завершается реорганизация  центральных органов управления - «изб», которые в последствии будут названы приказами. Государственное управление начинает строиться не по территориальному, а по ведомственному принципу. В каждом приказе сосредоточивалась какая-либо одна отрасль управления. Данные изменения можно назвать началом централизации государственного аппарата. Это отрицательно влияло на финансовую самостоятельность местных органов власти.

«Города не только не наделялись необходимым объемом финансовых средств, но, и наоборот, должны были ежегодно платить в казну особый налог - «посошный выкуп». Этим местные органы как бы покупали у правительства право на самоуправление». Органы местного самоуправления, негодуя таким положением, уже тогда стали просить у центральных органов передать им часть налоговых платежей с целью более самостоятельно выполнять местные полномочия. Однако данные ходатайства удовлетворены не были. Напротив, все средства должны были направляться в государственную казну. Те сборы, которые существовали в городах - таможенные, кабацкие, хомутные, конские и прочие, взимались в пользу казны, а не земства. Поэтому источником пополнения местного бюджета в большей степени были личные повинности граждан[2, с.832].

Это приводило к невозможности  исполнять возложенные на местные  органы полномочия. Отрицательным моментом было и то, что при несбалансированной финансовой системе отсутствовал отлаженный механизм.

    1.   Этапы и результаты реформирования налоговой системы

Реформирование налогового законодательства в России началось с принятия Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» и других нормативных актов, регулирующих порядок  взимания конкретных налогов. Для этих законодательных актов характерна практическая невозможность их прямого  непосредственного применения. Их реализация требовала принятия налоговым ведомством подзаконных актов - инструкций, разъясняющих порядок начисления и уплаты налогов. Число инструктивных документов, регулирующих взаимоотношения между налогоплательщиком и налоговым органом, доходило до тысячи. Нормы о налогообложении содержались в многочисленных актах, принятых в самые разные годы и отличающихся по своей юридической силе и отраслевой принадлежности. Дальнейшее развитие российского налогового законодательства происходило по пути всевозрастающего объема нормативных правовых актов.

Другой особенностью отечественного налогового законодательства середины 90-х годов прошлого века можно  назвать его «сверхдинамизм» и постоянную изменчивость. Так, в каждый налоговый закон изменения и дополнения вносились в среднем по 2 раза в год, а в инструкцию по конкретному налогу - 4-5 раз в год.

Переход к рыночной экономике  в России сопровождался глубоким социально-экономическим кризисом, который выявил следующие недостатки налоговой системы:

  • высокое налоговое бремя подрывало возможности даже простого воспроизводства у добросовестных налогоплательщиков и способствовало формированию масштабного «теневого» сектора в экономике России;

  • сложность и противоречивость налоговой системы создавали условия для построения разного рода схем «ухода» от налогов;

  • многочисленные адресные льготы и ненадежные формы расчетов фактически означали индивидуальное налогообложение;

  • преобладание в структуре налоговых платежей косвенных налогов неблагоприятно влияло на финансовые показатели предприятий.

Указанные недостатки во многом обусловлены тем, что в  течение первого этапа экономических  реформ органы власти рассматривали  налоги только как средство формирования доходной части бюджета, т.е. делали упор на их фискальную функцию.

Информация о работе Межбюджетное распределение налогов